Научная статья на тему 'Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО'

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ДОСТИЖЕНИЯ ("УЧЕБНЫЕ" И "ВНЕУЧЕБНЫЕ") / МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубятникова Ольга Сергеевна

В статье представлен обзор научных исследований феномена «мониторинг удовлетворенности» родителей качеством образовательных услуг в ДОО; описаны возможные способы классификации его видов и описание его терминологического пространства, а также определено и зафиксировано соотношение категорий «мониторинг» и «диагностика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО»

УДК 373

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО

О. С. Голубятникова

Челябинский государственный педагогическийуниверситет, г. Челябинск

В статье представлен обзор научных исследований феномена «мониторингудовлетворенности» родителей качеством образовательных услуг в ДОО; описаны возможные способы классификации его видов и описание его терминологического пространства, а также определено и зафиксировано соотношение категорий «мониторинг» и «диагностика».

Ключевые слова: государственно-общественное управление, диагностика, достижения («учебные» и «внеучебные»), мониторинг, качество, образованность, образовательная услуга, социализованность.

Оценивание качества образования

Концепция общероссийской системы оценивания качества образования представлена МОиН РФ, В тексте этого документа [3] группа авторов предлагает понимать феномен «качество образования» следующим образом: это - «...характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения соответствия образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3].

Это определение не очень понятно, поскольку качество любой системы определяется, прежде всего, продуктом, который эта система производит. А система образования, как утверждает С. Г. Молчанов, в любой стране производит два основных продукта: образованность и социализованность [6; 7].

Поэтому, когда мы говорим об удовлетворенности родителей, то их, конечно же, интересует образованность и социализованность ребенка. Так, О. Цыганова [13] отмечает, что «система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ "Об образовании", является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет сегодня более высокие требования к качеству образования в ДОУ, чем до появления ФГОС ДО (13.10.2013). Поэтому актуальность проведения мониторинга (ст. 97 ФЗ «Об образовании...») удовлетворенности родителей, связана также с объективной необходимостью перехода к новой системе оценивания качества функционирования образовательного учреждения дошкольного образования, ориентированной на стимулирование его перехода из режима функционирования в режим развития. Удовлетворенность качеством дошкольного образования является показателем, отражающим актуальное представление родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) о качестве предоставляемых образовательных услуг» [13].

В Ф3-273 «Об образовании...» (статья 28, пункт 3, подпункт 13) сказано, что к компетенциям образовательной организации в установленной сфере деятельности относится «...обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации». Вместо слов «система внутреннего мониторинга» используется словосочетание «внутренняя система оценки», а вместо дефиниции «образовательное учреждение» употребляется дефиниция «образовательная организация» [12. С. 35].

Мониторинг и диагностика

При этом отметим, что «мониторинг» в ФЗ «Об образовании...» (статья 97, пункт 3) определяется как «стандартизированное наблюдение» за «учебными и внеучебными достижениями обучающихся». И нам представляется, что удовлетворённость родителя будет зависеть от того, растет ли а) образованность его ребенка и б) его социализованность.

По мнению С.Г. Молчанова, «... "мониторинг" и "диагностика" - это сбор информации о состоянии объекта... Следовательно, это и оценивание состояния объекта в настоящий момент времени и сравнение его с предыдущим состоянием. И в основе "мониторинга", и "диагностики" лежит процедура оценивания. Различия в том, что "мониторинг" предполагает сравнение каждого нового состояния объекта с предыдущим, а "диагностика" (с древнегреческого можно перевести как "два знания") предполагает установление соответствия между некими конкретно-историческими теоретическими представлениями об объекте с его реальным состоянием. Но оценивание объекта можно произвести только при помощи измерительного инструмента. Нет инструмента - нет и мониторинга, и диагностики» [6. С. 15].

Систематизация представлений о мониторинге

Изучение научных публикаций по проблеме обнаруживает, что некоторые исследователи пытаются различить категории «внутренний мониторинг» и «внешний мониторинг»

[5; 7].

Под внутренним мониторингом качества образования в ОУ понимается «стандартизированное наблюдение» за информационным обеспечением управления образовательной организацией. Это «наблюдение» представлено в виде систематического анализа динамики качеств основных компонентов образовательного процесса (формы, методы, приемы, средства обучения (воспитания), его ресурсного обеспечения и его результатов (образованности и социализованности воспитанников).

Внутренний мониторинг, как следует из Положения об обеспечении функционирования внутренней системы оценки качества образования ДОУ, ориентирован на решение следующих задач:

• систематическое отслеживание и анализ состояния образовательной системы1 в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.

• максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Некоторые авторы предлагают классификацию видов мониторинга. Так

А. Майоров [5] представляет следующую классификацию видов мониторинга, разделив их на три большие группы.

К первой группе А. Майоров предлагает отнести виды мониторинга по основанию -«специфика задач» [5. С. 30] и предлагает следующую, не бесспорную, на наш взгляд, классификацию с кратким описанием ее содержания, которое представлено ниже в скоб-

• информационные (сбор, аккумуляция, систематизирование и распределение информации);

'По мнению С. Г. Молчанова, образовательная система состоит из следующих основных компонентов: а) содержание образования; б) содержание обучения (воспитания); в) педагогического и управленческого персонала; г) материально-технического оснащения; г) финансово-экономического обеспечения; д) системыуправления методической работой [7].

• базовые (диагностика новых проблем до того, как они будут осознаны на уровне управления2);

• проблемные (диагностика закономерностей, угроз, процессов, проблем, которые уже известны);

• руководящие (отслеживание и квалиметрия эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в сфере управления).

Заметим, что автор использует термин «диагностика» как синоним термина «мониторинг», что не согласуется с точкой зрения некоторых ученых, указывающих на необходимость различения этих феноменов [6: см. выше], например, таких исследователей, как С. Г. Молчанов.

К второй группе А. Майоров [5. С. 30] предлагает отнести виды мониторинга по основанию - «средства, использованные для проведения мониторинга» и, также, предлагает, опять же не бесспорную, классификацию видов мониторинга:

- педагогический, по его мнению, обеспечивает педагогов, руководителей «качественной и своевременной информацией» [5. С. 30], необходимой для принятия и педагогических (дидактических и методических), и управленческих решений. Объект педагогического мониторинга - «результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения» [5. С. 30]. Можно согласиться с такой постановкой проблемы, если под «результатами» понимаются «учебные и внеучебные достижения», т. е. образованность и социализованность воспитанников, а под «средствами» - формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания;

- медицинский обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости - рекомендации по коррекция неадекватных, наносящих вред ребенку условий;

- психологический позволяет выявить факторы, влияющие позитивно или негативно на психические состояния ребенка, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить негативные невозможно;

-управленческий организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой образовательной системы и образующиеся тренды ее развития. Объект наблюдения управленческого мониторинга - функционирование а) образовательной системы и б) образовательной организации.

Управленческий мониторинг, как правило, разворачивается в следующих а) направле-

- оценивание образованности и социализованности детей;

- оценивание удовлетворенности родителей «учебными и внеучебными достижениями» детей в образовательной организации;

- оценивание эффективности дидактического и воспитательного воздействия педагогических работников на социализацию и образование детей.

и б) формах: а) творческая (рабочая) группа; б) процедуры социально-профессионально-психологического сопровождения педагогов в процессе их карьеры; в) систематическое квалифицирование (ауто- и экстра-) профессиональной компетентности.

В третьей группе А. Майоров [5] предлагает отразить в видах мониторинга иерархические «точки» в системе управления образованием и, таким образом, вводит различение по основанию «уровень управления» [5. С. 57]: локальный (на уровне образовательной организации), муниципальный (районный (городской), региональный (областной, краевой, республиканский), государственный (и (или) федеральный.

^Интересно, что науровне УПРАВЛЕНИЯ (т.е. менеджмента организации) «проблемы еще не осознаны», но некто уже осуществляет их мониторинг.

Таким образом, предлагая различать различные виды мониторинга, как «стандартизированного наблюдения» за образованностью и социализованность воспитанников, представляется необходимым рассмотреть: а) особенности мониторинга; б) методы, применяемые в его рамках и в) его структуру на локальном уровне.

Особенности мониторинга

Прежде всего мониторинг предполагает систематическое и стандартизированное наблюдение за образованностью и социализованностью детей с установленной в образовательной организации периодичностью (обычно два раза в год) и предполагает систему отслеживания на протяжение 1-ого, 3-ьего и 5-ого года жизни ребенка3.

Во-вторых, это целенаправленная специальная система наблюдения, осознанная и планомерная на всех этапах образовательного.

В-третьих, объектами наблюдения выступают и особенности (признаки, индикативные показатели) образовательного процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

В-четвертых, стандартизированное наблюдение и фиксация состояний объектов может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с прогнозным.

Методы мониторинга

Поскольку «мониторинг» определяется как именно «стандартизированное» (ст. 97 ФЗ «Об образовании...») наблюдение, постольку он должен быть оснащен стандартными инструментами для оценивания (измерения) различных образовательных объектов [12; 13]. И этот инструментарий должен быть стандартным, и педагоги хотели бы, чтобы он был разработан и утвержден на уровне всей страны, как неотъемлемая часть ФГОС ДО. А пока, в нашем детском саду, используются следующие группы инструментов:

• изучение продуктов детской деятельности;

• игровые, тестовые задания;

• проведение контрольно-оценочных занятий;

• собеседование с педагогами, родителями и детьми;

• анкетирование и опрос;

• анализ документации;

• наблюдение по схеме (алгоритму).

Структура мониторинга в ДОУ

На основании федеральных рекомендаций, научных исследований, а также многочисленных, изученных нами, практик, мы остановились на следующей структуре мониторинга, состоящей из трех основных блоков:

1-ый блок. Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации и образовательной системе.

2-ой блок. Качество деятельности педагогического персонала образовательной организации.

3-ий блок. Результативность деятельности педагогического персонала ДОУ!

Предлагаемая структура мониторинга, уже сама по себе, дает объективное представление о функционировании дошкольной образовательной организации.

3Мониторинг предполагает систему отслеживания иа протяжении первого года (сравнение данных начала и конца учебного); на протяжении трех лет (сравнение данных за три года в целях своевременного выявления изменений, происходящих в системе образования, и факторов, их инициирующих); на протяжении пяти лет (сравнение данных за пять лет в целях оценивания эффективности и полноты реализации методического обеспечения). Такая система отслеживания позволяет вести непрерывное наблюдение за состоянием образовательной системы в рамках компетенций ДОУ и получать информацию.

Таким образом, создание системы мониторинга в ДОУ предполагает:

• отбор измерительных (оценочных) методик; подготовку анкет, тестов, опросников; разработку критериев обучения работе с этим инструментарием управленческого, педагогического и медицинского персонала;

• определение алгоритмов и процедур проведения мониторинга;

• первичное накопление информации, ее обработку и хранение;

• качественную обработку собираемых данных (сведений) или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта [9].

К этому перечню, как нам представляется, следует добавить и то, какими субъектами (специалистами) должен осуществляться внешний и внутренний мониторинг, педагогический, психологический и медицинский, социологический и физиологический и т.д. Все это также должно быть стандартизировано на уровне всей страны.

Наша версия мониторинга в ДОУ

Что же касается представляемой в настоящей статье системы мониторинга, то ее мы предлагаем рассматривать, как одну из версий, предваряющих именно федеральную, стандартную систему мониторинга, о которой говорится в статье 97 ФЗ «Об образовании...».

В актуальной образовательной ситуации, когда Закон не исполнен, в этой части, мы представляем свою версию система внутреннего мониторинга функционирования и результативности образовательной системы дошкольной образовательной организации, которая позволяет персоналу организации, на основе получения объективной информации, принимать адекватные управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

Качество образования - объект оценивания

Управление качеством образования выступает сегодня как глобальная проблема, но исследователи и управленцы трактуют ее по-разному. На самом же деле, понятие качество, если его рассматривать безотносительно к образованию выступает как «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» [14. С. 560]. Следовательно, качество может быть рассмотрено как совокупность свойств, признаков объекта (в обсуждаемом случае - образования). Отсюда, чем выше выраженность количественных и качественных характеристик признаков объекта, тем выше его качество.

Сущность понятия «качество» обсуждалась еще в трудах Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. А. Ильина, И. Канта, Дж. Локка, В. В. Соловьева, Л. Фейербаха, которые выделяли ценностную значимость качества, подчеркивали его системный характер. Много полезного и ценного для углубления понимания рассматриваемой проблемы можно обнаружить в трудах В. И. Андреева, Е. Р. Борисовой, Л. Я. Зориной, Н. И. Калако-ва, Т. В. Кирилловой, В. А. Кружалина, И. Я. Лернера, А. М. Новикова, Ю. В. Носкова, В. П. Панасюка, Д. И. Фельдштейна и др.[3]. Однако, нам близка точка зрения С. Г. Молчанова [6; 7; и др.], которая поясняет, что качество - это совокупность свойств объекта, это его признаки и, прежде всего, существенные. И если мы хотим управлять качеством объекта (в нашем случае, образования), то мы должны управлять количественными и качественными характеристиками его признаков, его свойств. Мониторинг же как «стандартизированное наблюдение» позволяет на временных отрезках фиксировать количественные и качественные характеристики существенных признаков объекта «образование» и, таким образом, влиять различными управленческими решениями и действиями на их увеличение или уменьшение, приводя их в адекватные состояния решаемым задачам создания основных продуктов системы - «образованность» и «социализованность» воспитанников или их «учебные и внеучебные достижения» (ст. 97 ФЗ «Об образовании...»).

ФЗ «Об образовании...» о мониторинге и образовательных услугах

«Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [10. С. 128]. В этом контексте мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования. При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры (обобщенного мерила) эффективности образовательной системы ДОУ, она проявляется в возможности организации предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей, и требованиям нормативных документов (законов).

«Образовательные услуги - это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности» (ГОСТ Р50646-94) [2].

В. А. Долятойский и О. А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» [1. С. 11].

Предварительные выводы

Таким образом, проанализировав научные исследования пространства феномена «Мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОО», в заключение можно сделать вывод о том, что использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетентности педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Наше исследование будет продолжено в направлении отбора и (или) создания инструментального обеспечения оценивания родителями предлагаемых образовательных и их качества, которое проявляется в виде образованности и социализованности их детей.

Список литературы

1. Баталова, О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О. С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). - Т. II. -М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.

2. ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р. 50646-94. Услуги населению. Термины и определения [Электронный ресурс]. - URL:http://zakonrus.ru/gost/gr50646-94.htm.

3. Концепция общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.litsoch.ru/referats/read/237620/.

4. Маряшина, И. В. Традиционная и инновационная система оценки качества знаний и умений учащихся: Пути обновления, новые подходы, принципы [Электронный ресурс] /П. В. Марьяшина. - URL: http://sibac.info/conf/pedagog/xvi/28207.

5. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

6. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов II Детский сад от АдоЯ- 2014. -№5,- С. 4-22.

7. Молчанов, С. Г. Как подготовить программу развития дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 5. - С. 26-39.

8. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https:// dic.akademik.ru.

9. Рогозинская, С. П. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ [Электронный ресурс] / С. П. Рогозинская. - URL: http://festival.lseptember.ru/ articles/605669/.

10. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997,- 512 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образова-ния.от 17.10.2013 г. №1155 [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru/.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Проспект, 2014. - 160 с.

13. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Эксмо, 2013.- 144 с.

14. Цыганова, О. Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ [Электронный ресурс] / О. Цыганова. -URL: http://www. maam.ru/detskijsad/monitoring-udovletvorenosti-roditelei-kachestvom-predostavljaemyh-obrazovatelnyh-uslug-v-dou.html.

15. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энцикл., 1985. - 1600 с.

MONITORING THE SATISFACTION OF PARENTS QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE OED

O. S. Golubyatnikova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ChelyabinskStatePedagogical University, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

The article provides an overview of the scientific research of the phenomenon of «satisfaction monitoring» parental quality of educational services in the OED; describes the possible ways of classifying species and its description of its terminology space, as well as determined and fixed valuefor the categories of «monitoring» and «diagnosis».

Keywords: government and public management, diagnostics, achievements ("training" and "extra-curricular"), monitoring the quality of education, educational service of social adapta-

References

1. Batalova, O. S. (2011) Spetsifika obrazovatelnoy uslugi kak osnova marketingovoy politiki vuza [=Specifics of educational services as the basis of the marketing policy of high school], in: Aktualnyie voprosyi ekonomiki i upravleniya: materialyi mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel 2011 g.) [=Topical Issues of Economics and Management: Proceedings of the international, scientific. Conf. (Moscow, April 2011)], vol. II, Moscow, RIOR, pp. 7-12. (In Russ.).

2. GOST30335-95/GOSTR. 50646-94. Uslugi naseleniyu. Terminyi i opredeleniya [=GOST 30335-95 / GOST R 50646-94. Services to the population. Definitions and terms], available at: http://zakonrus.ru/gost/gr50646-94.htm, accessed 12.05.2016. (InRuss.).

3. Kontseptsiya obscherossiyskoy sistemyi otsenki kachestva obrazovaniya [=The concept of the All-Russian education quality assessment system], available at: http://www.litsoch.ru/ referats/read/237620/, accessed 12.05.2016. (InRuss.).

4. Maryashina, I. V. Traditsionnaya i innovatsionnaya sistema otsenki kachestva znaniy i umeniy uchaschihsya: Puti obnovleniya, novyie podhodyi, printsipyi [=Traditional and innovative system for assessing the quality of knowledge and skills of students: Upgrade Paths, new approaches, principles], available at: http://sibac.info/conf/pedagog/xvi/28207, accessed 12.05.2016. (InRuss.).

5. Mayorov, A. N. (2005) Monitoring v obrazovanii [=Monitoring in education], 3-е izd., ispr. i dop., Moscow, Intellekt-Tsentr, 424 p. (In Russ.).

6. Molchanov, S. G. (2014) Как ispolnit IV razdel novogo FGOS DO [=How to perform a new section IV of the GEF PE], in: Detskiy sad otA do Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-22. (In Russ.).

7. Molchanov, S. G. (2015) Как podgotovit programmu razvitiya doshkolnoy obrazovatel-noy organizatsii [=How to prepare the program of development of preschool educational organizations], in: Detskiy sad otA do Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 26-39. (In Russ.).

8. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar [=Teaching terminological dictionary], available at: https://dic.akademik.ru, accessed 11.05.2016. (InRuss.).

9. Rogozinskaya, S. P. Sozdanie sistemyi monitoringa какsredstva upravleniyaDOU [^Creation of a monitoring system as DOW controls], available at: http://festival.lseptember.ru/ar-ticles/605669/, accessed 11.05.2016. (InRuss.).

10. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Mischenko, A. I. and Shiyanov, E. N. (1997) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyih zavedeniy [=Pedagogy: Textbook for students], Moscow, Shkola-Press, 512 p. (In Russ.).

11. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya. ot 17.10.2013 g. № 1155 [=Federal State Educational Standard of preschool obrazovaniya. ot 10.17.2013 № 1155], available at: https://docviewer.yandex.ru/, accessed 11.05.2016. (In Russ.).

12. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (2014) [=The Federal Law "On Education in the Russian Federation"], Moscow, Prospekt, 160 p. (In Russ.).

13. Novyiy Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (2013) [=The new law "On Education in the Russian Federation"], Moscow, Eksmo, 144 p. (In Russ.).

14. Tsyiganova, O. Monitoring udovletvorennosti roditeley kachestvom predostavlyaemyih obrazovatelnyih uslug v DOU [=Monitoring parental satisfaction with the quality of educational services in preschoo], available at: http://www.maam.ru/detskijsad/monitoring-udovlet-vorenosti-roditelei-kachestvom-predostavljaemyh-obrazovatelnyh-uslug-v-dou.html, accessed 12.05.2016. (InRuss.).

15. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar (1985) [=The Soviet encyclopedia], edited by A. M. Prohorov, Moscow, Sov. entsikl., 1600 p. (In Russ.).

Голубятникова Ольга Сергеевн — музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 19» п. Тимирязевский, студент магистратуры факультета дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет. molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.