Научная статья на тему 'Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования'

Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ / TEACHER / METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Мелентович Анна Васильевна, Десятова Светлана Вячеславовна

В статье обоснована актуальность совершенствования методической работы дошкольной образовательной организации как необходимого условия индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов. Проведен научно-теоретический анализ исследований, посвященных сущности методической работы дошкольной образовательной организации. Определены цель, принципы и условия реализации функций и задач методической работы, обеспечивающие переход дошкольной образовательной организации на режим развития. Сделан вывод, что методическая работа, построенная как развивающаяся система, в соответствии с современными научно-практическими достижениями, а также стратегическими и тактическими целями и задачами дошкольной образовательной организации, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Мелентович Анна Васильевна, Десятова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL WORK AS CONDITION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL TEACHER

In article the relevance of improvement of methodical work of the preschool educational organization as necessary condition of an individual educational trajectory of professional development of teachers is proved. The scientific-theoretical analysis of the researches devoted to essence of methodical work of the preschool educational organization is carried out. The purpose, the principles and conditions of realization of functions and tasks of methodical work providing transition of the preschool educational organization to the development mode are defined. The conclusion is drawn that the methodical work constructed as the developing system, according to modern scientific and practical achievements and also strategic and tactical targets and tasks of the preschool educational organization provides continuous professional development of teachers in different types of activity.

Текст научной работы на тему «Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Мелентович Анна Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); воспитатель Десятова Светлана Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад № 33» (г. Кстово)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность совершенствования методической работы дошкольной образовательной организации как необходимого условия индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов. Проведен научно-теоретический анализ исследований, посвященных сущности методической работы дошкольной образовательной организации. Определены цель, принципы и условия реализации функций и задач методической работы, обеспечивающие переход дошкольной образовательной организации на режим развития. Сделан вывод, что методическая работа, построенная как развивающаяся система, в соответствии с современными научно-практическими достижениями, а также стратегическими и тактическими целями и задачами дошкольной образовательной организации, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов в различных видах деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональное развитие, методическая работа, методическое сопровождение, педагог.

Annotation. In article the relevance of improvement of methodical work of the preschool educational organization as necessary condition of an individual educational trajectory of professional development of teachers is proved. The scientific-theoretical analysis of the researches devoted to essence of methodical work of the preschool educational organization is carried out. The purpose, the principles and conditions of realization of functions and tasks of methodical work providing transition of the preschool educational organization to the development mode are defined. The conclusion is drawn that the methodical work constructed as the developing system, according to modern scientific and practical achievements and also strategic and tactical targets and tasks of the preschool educational organization provides continuous professional development of teachers in different types of activity.

Keywords: preschool education, professional development, methodical work, methodical maintenance, teacher.

Введение. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет стратегическую цель профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации в направлении приобретения необходимых профессиональных компетенций. Достижение нового качества дошкольного образования акцентирует значимость такого фактора, как переход дошкольных образовательных организаций от режима функционирования к режиму развития и предопределяет преобразовательные процессы в деятельности педагогических кадров. Педагог - основная фигура воспитательно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации, от которого в первую очередь зависит эффективность реализации современных образовательных программ, педагогических технологий, достижение результатов профессиональной деятельности. Поэтому, обновление форм и методов осуществления профессиональной деятельности, а также развитие способностей педагогов к системному освоению научных достижений, творческому освоению и применению передового педагогического опыта, является актуальной задачей современной дошкольной образовательной организации. Это обуславливает особую роль методической работы с педагогами как условия непрерывного профессионального развития и повышения педагогического мастерства (Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец, К.Ю. Белая, Н.А. Виноградова, Л.М. Волобуева, В.Н. Дуброва, Н.В. Елжова, И.Н. Казакова, П.Н. Лосев, А.А. Майер, Л.И. Фалюшина, др.).

Изложение основного материала статьи. В исследованиях ученых понятие «методическая работа» рассматривается как особая структурно-организационная форма образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, др.); вид управленческой системы со своими целями, задачами, функциями, методами и формами организации (К.Ю. Белая, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, др.); комплексный и творческий процесс практического обучения воспитателей методам и приёмам работы с детьми (А.И. Васильева); как функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах с целью разностороннего развития детей (Л.И. Фалюшина).

Научно-теоретические исследования и практика осуществления методической работы в дошкольных образовательных организациях свидетельствуют о проблемах, снижающих возможности реализации требований социально-образовательной политики в области дошкольного образования и профессионального развития педагогов. Прежде всего, это проблемы, связанные с недостаточной управленческой компетентностью руководителей дошкольных образовательных организаций (заведующих, методистов, старших воспитателей): неумение принимать организационно-методические решения; ставить достижимые цели; системно планировать содержание методической деятельности; проводить оценку социального окружения; анализировать реальную ситуацию; осуществлять непрерывный мониторинг и исследование профессиональных потребностей и возможностей педагогов, др.

Указанные проблемы усиливают противоречие между требованиями современного дошкольного образования в достижении необходимого качества воспитания и образования воспитанников и реальной методической подготовкой педагогических кадров к осуществлению профессиональной деятельности. Разрешение данного противоречия вызывает необходимость преобразования методической работы дошкольной образовательной организации и создание целостной системы методического управления, обеспечивающего постановку целей, задач, выбор содержания, форм и методов работы с учетом современных реалий образовательной теории и практики; основанного на современных научно-практических достижениях и концептуальных положениях общей теории управления, обосновывающей структуру

управленческого цикла как единый технологический процесс: диагностирование - целеполагание -планирование - организация - контроль - регулирование - диагностика - коррекция.

Целевая направленность методической работы развивающейся дошкольной образовательной организации рассматривается нами как методическая поддержка и сопровождение педагогических кадров в достижении необходимого качества профессионального развития и роста профессионального мастерства, соответствующих требованиям ФГОС ДО.

Поэтому методическая работа дошкольной образовательной организации в общей системе управления профессиональным развитием педагогов должна основываться на принципах:

- взаимозависимости объекта и субъекта управления, характеризующего устойчивость/неустойчивость исследуемой системы и предполагающего, что методическое управление - это процесс профессионального самосовершенствования педагогов и сложная функциональная система субъект-субъектного взаимодействия между педагогами и с руководителями организации [6, с. 243];

- личностно-ориентированного обучения педагогических кадров, направленного на персонификацию личности, ее позиций в процессе обучающих мероприятий; организацию конструктивного взаимодействия и сотрудничества, непрерывной рефлексии саморазвития и оценки достигнутых результатов;

- мотивации и актуализации, способствующих созданию благоприятных условий для проявления индивидуального и коллективного творчества, ситуаций успеха и самопрезентации профессиональных достижений;

- системно-деятельностного подхода, направленного на оказание системной теоретической и практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности по вопросам качественного осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

- технологичности, обеспечивающего деятельностный характер процесса обучения и организуемый как циклический процесс освоения, приобретения и внедрения педагогического опыта;

- диагностичности, позволяющего своевременно выявлять индивидуальные возможности каждого педагога, его познавательные интересы; осуществлять дифференцированный подбор содержания и способов повышения профессиональной компетентности, профессионального мастерства педагогов.

Условиями реализации функций и задач методической работы в ситуации инновационных преобразований дошкольных образовательных организаций нами приняты: социально-мировоззренческие, социально-ориентированные, содержательно-технологические и рефлексивно-оценочные.

Социально-мировоззренческие условия предусматривают формирование активной и осознанной позиции педагогов на непрерывное самообразование и творческое профессиональное познание; развитие ценностно-смысловой устремленности и индивидуального профессионального стиля (поддержка инициативы, положительной самооценки, уверенности в своих профессиональных возможностях, предоставление права выбора индивидуальной траектории профессионального развития, обмен педагогическим опытом практической деятельности, др.).

Социально-ориентированные условия обуславливают мотивационные факторы профессиональной деятельности (мотивацию учения и интереса к познанию, профессиональному самовыражению; осознанность профессионального выбора; жизненный и профессиональный опыт и стремление к его презентации), а также обеспеченность необходимыми ресурсами для оптимального и комфортного осуществления профессиональной деятельности (материально-техническими, научно-методическими и дидактическими, информационными, организационно-правовыми, санитарно-гигиеническими, др.).

Содержательно-технологические условия:

- характеризуют способы освоения педагогами актуальных знаний (методологических, методических, психолого-педагогических, социальных, этико-правовых, воспитательно-дидактических, др.) и нацеленность на их творческое применение и использование в профессиональной деятельности;

- определяют процессуальную составляющую методической работы (технологии, методы, средства, формы обучения и воспитания) по оказанию системной помощи педагогам в повышении их профессионализма и уровня профессионального развития;

- позволяют организовывать обучение педагогов как активный процесс взаимодействия по достижению гарантированного результата в решении задач дошкольной образовательной организации;

- отражают необходимость овладения педагогическими инновациями, умениями проводить обоснованный выбор педагогических технологий в условиях вариативности образовательных программ дошкольного образования.

Приоритетными формами методической работы, ориентированными на профессиональное развитие педагогов, считаются такие формы, которые обеспечивают: активизацию самостоятельной профессионально-гностической деятельности педагога, его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности и других педагогов; а также создание, освоение и (или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработку учебных занятий и воспитательных мероприятий, различных социально-образовательных проектов и т.п.).

В целях совершенствования методической работы учеными предлагается соотносить ее формы с этапами научно-методической деятельности: методическим, практическим и аналитическим. На методическом этапе рекомендуется проведение методических консультаций и недель; методического коллоквиума; психолого-педагогического семинара; научно-методической конференции, педагогической гостиной, психологических тренингов, др. Практический этап предполагает применение деловых игр, творческих отчетов, научно-практических конференций, взаимопосещений; организацию круглого стола, открытых занятий, семинаров-практикумов, др. Аналитический этап необходим при проведении педагогических советов по результатам тематических проверок, контрольных «срезов», обобщении итогов учебного года, организации эстафет педагогического опыта и конкурсов профессионального мастерства, аукционов педагогических идей, др.

Определение различных форм методической работы зависит от их значимости (направлена на целесообразность выбора (отбора) форм работы в соответствии с ведущим видом деятельности педагога на разных этапах его профессионального развития) и преемственности (предусматривает, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей).

Рефлексивно-оценочные условия позволяют изучать мотивационно-ценностные установки воспитателей; исходный уровень профессиональной компетентности и умение осуществлять руководство различными видами детской деятельности; особенности взаимоотношений в группе детей; взаимодействие с родителями воспитанников, др.; своевременно оценивать методическую работу как деятельность функционирования или развития.

Эффективность методической работы во многом зависит от уровня работы дошкольной образовательной организации и каждого педагога (режим функционирования или развития), что актуализирует использование индивидуально-дифференцированных форм и методов методического сопровождения педагогов в соответствии с их индивидуально-личностными особенностями профессионального развития. Индивидуализация профессионального развития педагогов предполагает определение для каждого педагога собственного движения на пути развития своего профессионализма в условиях общих целей дошкольного образования и, соответственно, разных моделей профессионального развития, разрабатываемых на основе принципа персонификации и выявления личностно-профессионального потенциала педагогов. Дифференциация профессионального развития педагогов обуславливает поиск способов профессионального развития в зависимости от степени сложности изучаемого содержания, уровня профессиональной компетентности в различных областях дошкольного образования.

На основе выявления реальных профессиональных достижений, интересов, трудностей и проблем каждого педагога возможно проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального развития, обеспечивающего эффективное влияние на успешность профессиональной деятельности и на достижение высокого качества развития воспитанников. Поэтому, совершенствование методической работы дошкольной образовательной организации связывается нами с проектированием индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов, которые становятся основой содержания, выбора форм и способов, обеспечивая комплексный характер методического сопровождения каждого педагога в соответствии с реальным уровнем и зоной ближайшего развития профессиональной компетентности педагогов.

Выделенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет сформировать единую образовательно-методическую среду дошкольной образовательной организации, обеспечивающую системность, целесообразность, информационность, субъектность, самоуправляемость профессионального развития педагогов, достижение ими уровня педагога-мастера и педагога-лидера [3, 4, 7].

Выводы. Таким образом, методическая работа, построенная как развивающаяся система, в соответствии с современными научно-практическими достижениями, а также стратегическими и тактическими целями и задачами дошкольной образовательной организации способствует непрерывному профессиональному развитию педагогов в различных видах деятельности (аналитической, проектировочной, исследовательской, рефлексивной, организационной, коммуникативной).

Результатом преобразования методической работы становится индивидуальная, авторская, высокоэффективная система педагогической деятельности дошкольной образовательной организации, а учет индивидуальных возможностей, профессиональных интересов каждого педагога инициирует их стремление к разработке, систематизации и распространению передового педагогического опыта, обеспечивая активную позицию на непрерывное профессиональное развитие и самовыражение, повышение качества воспитания, обучения и развития детей.

Представленные в статье теоретические положения и выводы дополняют теорию и методику дошкольного образования в решении проблемы профессионального развития педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. 2010. №3. с. 82 - 85.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Перспектива, 2010. 290 с.

3. Белинова Н.В., Сидорова А.Е. Социально-образовательное проектирование в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 59-61.

4. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е., Царева И.А., Каргина Е.В. Проектирование системы правового воспитания участников правовых отношений в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 24-30.

5. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.

6. Бичева И.Б., Коровина Е.А., Сомова Н.М. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 242-246.

7. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5. Э01: 10.26795/2307-1281-2017-3-5

8. Бичева И.Б., Юдакова О.В., Комлева А.С., Царева И.А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25-31.

9. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2012. № 6. С. 70 -78.

10. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2011. 152 с.

11. Найбауэр А.В. О формальном образовании педагогов дошкольных образовательных организаций // Дошкольное воспитание. 2016. № 12. С. 98-102.

12. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования // Методист. 2012. 145 с.

13. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АРКТИ, 2011. 262 с.

14. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Активные формы методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 210-217.

15. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 23-24.

Педагогика

УДК 378.172

кандидат педагогических наук, доцент Богоева Мария Дмитриевна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Белгород); кандидат педагогических наук Гогинава Сергей Евгеньевич Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Белгород); кандидат педагогических наук Ковалева Марина Владимировна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрывается способы применения дыхательных методик в процессе физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья. Представлен сравнительный анализ, полученных результатов, позволяющий оценить положительную динамику функционального состояния учащихся специальных медицинских групп.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, специальное учебное отделение, учебно-тренировочные занятия, дыхательные упражнения, функциональные возможности, работоспособность.

Annotation. The article reveals ways to use breathing techniques in the process of physical education students with impaired health. The article presents a comparative analysis of the results to assess the positive dynamics of the functional state of students of special medical groups.

Keywords: physical culture, students, special education departament, training sessions, breathing exercises, functionality and performance.

Введение. Состояние здоровья молодого поколения является важным индикатором развития общества. Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры личности, умение использовать разнообразные средства физической культуры для сохранения и укрепления собственного здоровья, повышения уровня двигательной активности, а также самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Данные последних исследований в области физической культуры, педагогики, медицины свидетельствуют о снижении количества молодых людей, имеющих хороший уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. По результатам медицинских осмотров в среднем более 40% студентов зачисляются на специальное учебное отделение (СУО), а освобождённых по состоянию здоровья от занятий физической культурой - 15-18% [4, 7, 10]. Основной причиной этого является не только снижение двигательной активности, но и усложнение содержания образовательного процесса, увеличение нервно-психического напряжения в учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи.

Одним из наиболее эффективных средств нормирования двигательной активности студенческой молодежи являются занятия физической культурой. Примерная программа (2015) по данной учебной дисциплине направлена на привлечение к учебно-тренировочным занятиям (УТЗ) практически всех студентов. Исключение составляют освобождённые и временно освобождённые от практических занятий студенты, которые обязаны осваивать теоретический материал. Содержание плановых занятий студентов специального учебного отделения (СУО) в первую очередь должно быть направлено на укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности в процессе обучения. Так же в примерной программе по физической культуре предлагается использовать вариативную часть, которая может включать в себя дыхательные методики. Предполагается, что применение дыхательных методик в процессе физического воспитания студентов СУО будет способствовать повышению функциональных возможностей кардиореспираторной системы и как следствие оздоровлению в целом. При этом необходимо отметить, что дыхательные упражнения (ДУ), способствующие повышению функциональных возможностей занимающихся, должны включать следующие компоненты:

• полное дыхание и интервальную гипоксию;

• варьирование и сочетание дыхательных упражнений, выполняемых в различных режимах, что будет способствовать всестороннему корригирующему воздействию на жизненно важные системы занимающихся. Таким образом, были выделены две дыхательные методики, соответствующие необходимым требованиям: дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой и методика «Body-flex» Григ Чайлдерс.

Организация исследования. Изначально было принято решение сравнить функциональное состояние испытуемых основного учебного отделения (ОУО) 34 человека и СУО 46 человек с функциональными нарушениями в состоянии ССС и ДС (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.