ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.2
Н.А. Андреева, г. Шадринск
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», анализируются подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении, выделяются основные направления и задачи методической службы.
Методическая работа, методическая служба, профессиональная компетентность педагогов.
N.A. Andreeva, Shadrinsk
Approaches to methodical work organization at Preschool Educational
Institution
The definition of methodical work is considered in the article; approaches to methodical work organization at Preschool Educational Institutions are analyzed in the work which highlights basic directions and targets of methodical service as well.
Keywords: Methodical work, methodical service, teachers' professional competence.
Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
Методическая работа с педагогическими кадрами в ДОУ выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.
В педагогической литературе встречается немало определений понятия «методическая работа». По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение методам и приемам работы с детьми [6].
Л.И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей [9].
Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении К.Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [2].
На основе анализа сущности понятия «методическая работа» Л.М. Волобуева дает следующее определение: методическая работа - это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, активизацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ
[4].
Инновационную методическую работу можно определить как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающими умения:
- определять приоритетные направления инноваций;
- отбирать содержание инновационной деятельности;
- проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
- описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.
Основная цель методической работы - подготовка педагогических кадров к
достижению требуемого качества образования. Поэтому при отборе содержания методической работы следует исходить из потребностей и затруднений педагогов, специфики ДОУ, а также функций методической службы по созданию ресурсов для обеспечения высокого качества образования.
Методическая работа в ДОУ - важная составляющая управленческой деятельности руководителя. При этом нужно рассматривать ее как систему, с одной стороны, закрытую относительно предмета своей деятельности, с другой - открытую, входящую в общую систему управления и подверженную влиянию извне. Методическая работа при системном рассмотрении предполагает изучение целей, задач, основных направлений и
содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения (С.В. Кульневич). Во многом методические функции определяются особенностями образовательной парадигмы, в рамках которой действует ДОУ, а также ролью педагога в педагогическом процессе. В гуманистических образовательных системах, к которым относятся современные ДОУ, методическая работа направлена в первую очередь на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагога, социальную защиту воспитателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
При выстраивании системы методической работы необходимо организовать ее в трех плоскостях (К.Ю. Белая):
- по отношению к конкретному педагогу, где главная задача - формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя;
- к педагогическому коллективу детского сада: методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников;
- к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрения достижений науки и передовой практики в деятельность детского сада [2].
В роли объектов методической работы выступают педагоги, воспитатели и родители, в роли субъектов - руководитель ДОУ, старший воспитатель, руководители временных творческих коллективов.
Как указывает Е.Ю. Аншукова, методическая служба в ДОУ имеет свои преимущества:
1. Носит в отличие от курсовой подготовки относительно непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определенную часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом.
2. Позволяет тесно связывать повышение квалификации педагога непосредственно с проблемами, ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников.
3. Позволяет в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных воспитателей и педагогов, выявлять затруднения и достижения в их работе.
4. Проходит в живом, развивающемся педагогическом коллективе, сплоченность которого создает благоприятные условия для ее организации.
5. Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годового плана работы, но и в планировании и разработке программы развития ДОУ.
6. Позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров, так как тесно связана с учебно-воспитательной работой [1].
Профессиональная компетентность педагогов и методическая работа - два взаимосвязанных компонента. Организованная на научной основе методическая работа позволяет: непосредственно наблюдать каждого педагога в педагогической деятельности с
детьми; наиболее четко выявлять возникающие проблемы; строить и своевременно корректировать индивидуальные программы развития профессиональной компетентности, используя разные уровни муниципальной методической службы; удовлетворять образовательные потребности педагога с учетом его стажа, уровня образования, индивидуально-личностных особенностей.
Руководство всей работой, в том числе и методической, осуществляет заведующий ДОУ или руководитель образовательного учреждения, в состав которого входят группы (группа) детей. Непосредственный организатор методической работы в ДОУ - заместитель заведующего по воспитательной и методической (учебно-воспитательной) работе или старший воспитатель, должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей. В малокомплектных детских садах, дошкольных группах в составе образовательных учреждений других типов и других моделях дошкольного образования целесообразно введение должности старшего воспитателя, в функциональные обязанности которого деятельность по руководству работой воспитателей осуществляется наряду с работой в качестве воспитателя группы [5].
Старший воспитатель - одна из ключевых фигур в коллективе дошкольного учреждения. Можно сказать, что старший воспитатель обеспечивает не только целостность педагогического влияния на коллектив детей, родителей, педагогов, но и отвечает за оптимальное распределение сил и их расстановку, т.е. выступает как организатор. Поэтому основой работы старшего воспитателя с педагогами становится непрерывный процесс повышения их квалификации. Зная свой коллектив, его достижения и недостатки, возможности каждого, старший воспитатель разрабатывает годовой план, намечает задачи, планирует разные формы работы.
Ответственность за реализацию методической работы лежит на заместителе заведующего по воспитательно-методической работе. Это ставит его, по мнению И.И. Вепревой, перед необходимостью выполнять различные роли:
- «мыслитель»: оценивает общее положение дел, подбирает оптимальные способы работы с педагогическим коллективом;
- «стратег»: разрабатывает стратегические планы развития воспитательно-образовательного процесса;
- «штабной работник»: обрабатывает поступающую информацию;
- «организатор»: координирует деятельность педагогического коллектива;
- «воспитатель»: обучает и мотивирует педагогов к инновационной деятельности;
- «контролер»: контролирует реализацию учебно-воспитательного процесса;
- «инноватор»: находит и внедряет передовые методы и приемы работы и достижения психолого-педагогической науки в практику работы учреждения;
- «дипломат»: налаживает контакты внутри ДОУ и с другими учреждениями [3].
В должностные обязанности специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям.
Старший воспитатель и соответствующие специалисты, осуществляющие функции, связанные с методической работой, включаются в методическую службу ДОУ.
Методическая служба ДОУ - подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на уровне современных требований.
Цель методической службы:
- создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществлять непрерывное образование педагогов;
- развивать их творческий потенциал.
Для реализации поставленной цели методическая служба дошкольного учреждения решает следующие задачи:
- организует активное участие членов педагогического коллектива в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
- способствует созданию условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка, его самоопределение и самореализацию;
- создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;
- обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
- организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития ДОУ;
- способствует созданию и оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
- обеспечивает проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, выявления затруднений в деятельности педагогов;
- осуществляет контроль за выполнением стандарта и реализацией образовательных программ, уровнем развития воспитанников, их готовностью к школьному обучению;
- управляет процессами непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов;
- осуществляет взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями города, области, страны [7].
Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования
(повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана разнообразными проблемами дошкольного детства. При планировании деятельности методической службы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
Основные направления работы методической службы можно определить в соответствии с профессиограммой старшего воспитателя, являющегося ее руководителем (Л.В. Поздняк) [8]. Выделяются два основных направления работы методической службы: деятельность по управлению педагогическим процессом (обеспечение и контроль выполнения образовательной программы; организация работы педагогов, оказание методической помощи) и его методическим обеспечением.
Первое направление связано с реализацией основных функций управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, коррекция и регулирование.
Второе предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса. Сюда относятся организация повышения квалификации, опытно-экспериментальной деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников, преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы, оснащение методического кабинета и т.д.
Как любое подразделение, деятельность методической службы может регулироваться соответствующим документом, имеющим характер локального нормативного акта, например, положением. Положение - организационный документ, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы управлений, учреждений и их структурных подразделений [5].
При обеспечении воспитательно-образовательного процесса, дошкольные учреждения испытывают кадровые проблемы. В частности, отмечаются дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, тормозящая развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога с помощью наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя их новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс
углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается использованию активных форм и методов обучения персонала, формированию актуальных профессиональных компетенций [4].
Современное общество требует от человека нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. К таким навыкам относятся компьютерная грамотность, знание иностранных языков, технологическая культура, предпринимательство. Важны социальные навыки: уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, а также умение учиться, адаптироваться к переменам и ориентироваться в потоке информации. Овладение педагогами ДОУ информационными и компьютерными технологиями, умение пользоваться новейшими аудиовизуальными средствами обучения и другим учебно-методическим оборудованием - одно из направлений современной методической работы [4].
Таким образом, изучив особенности организации методической работы в ДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая служба.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аншукова, Е.Ю. Методическая служба в ДОУ / Е.Ю. Аншукова // Управление в ДОУ. - 2007. - № 8. -С. 91-96.
2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
3. Вепрева, И.И. Методическая служба в дошкольном учреждении / И.И. Вепрева // Управление ДОУ. -2010. - № 4. - С. 86-90.
4. Волобуева, Л.М. Методическая работа в системе непрерывного образования / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2009. - № 7. - С. 13-17.
5. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М. : Сфера, 2005. - 96 с.
6. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - 2-е изд. -Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 247 с.
7. Кучергина, О.В. Планирование методической работы в ДОУ / О.В. Кучергина // Управление ДОУ. -2007. - № 8. - С. 37-47.
8. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 432 с.
9. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. - М. : Аркти, 2009. - 261 с.
УДК 373.2
Н.Ю. Ган, г. Шадринск
Инновации, как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением
В статье освещается проблема организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Предложены формы организации инновационной деятельности.
Инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, управление инновациями.
N. Y. Gan, Shadrinsk
Innovation, as way to increase management efficiency preschool educational
organizations
The article highlights the problem of the organization of innovative activity in modern conditions of functioning ofpreschool educational institutions. The proposed forms of organization of innovative activities.
Keywords: innovation, innovation process, innovation activity, innovation management.
Внедрение инноваций в управленческую деятельность - это сложный процесс, который предполагает постоянное обновление и совершенствование методов, средств, технологий, содержания управления, что в конечном итоге влияет на качество дошкольного образования.
На современном этапе в сферу инновационной деятельности включены практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Создаются новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, которые позволяют обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом и появляется необходимость разрешить какую-то проблему. О дошкольных учреждениях, которые занимаются нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.