Помимо всего прочего, посредством применения наглядного метода, у учеников вырабатывается чувственная позиция относительно всех явлений, существующих в мире, а также вырабатывается система понимания и взаимодействия с ними, что особенно важно для развития полноценной личности, стремящейся к самореализации в профессиональной, личностной, творческой и социальной сферах жизни.
Литература:
1. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э.Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1.
2. Аппарович, Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя / Н.И. Аппарович. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
3. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.А. Голуб. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
5. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе / М. В. Короткова. - 2008. - № 1.
6. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории / Д.Н. Никифоров. - М.: Просвещение, 1964. - 326 с.
7. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ковчегова Марина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Горькова Галина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье исследуется роль методического сопровождения педагогов по литературному образованию дошкольников в системе непрерывного профессионального образования. Авторы выделяют основные элементы методического сопровождения, такие как собственно сопровождение педагогов в процессе выполнения ими трудовых действий, методическое обеспечение профессиональной деятельности, консультирование, повышение уровня теоретической подготовки и оказание научно-методической помощи в ходе проведения педагогом самостоятельного профессионального исследования. Содержательной основной в данном исследовании подведено литературное образование, как метазадача, решаемая педагогом в ходе реализации всех образовательных областей. Было выявлено, что данные элементы реализуются в ряде форм, среди которых - анкетирование, педагогический совет, семинар-практикум, педагогический тренинг, кейсы и педагогическая диагностика. Авторы статьи демонстрируют, что в свете системно-деятельностного подхода к изучению специфики методического сопровождения, оно является механизмом повышения квалификации и основным драйвером непрерывного профессионального образования педагогов.
Ключевые слова: методическое сопровождение, педагог дошкольного образования, профессиональная деятельность, литературное образование.
An^tatton. The article examines the role of methodological support of teachers in literature education of preschoolers in the system of continuing professional education. The authors highlight the main elements of methodological support, such as driving teachers in the process of labor activities, methodological support of professional activities, consulting, improving the level of theoretical training and providing scientific and methodological assistance during the teacher's independent professional research. The main content in this study summed up literature education, as a meta-task, solved by the teacher in the implementation of all educational objectives. It was revealed that these elements are implemented in a number of forms, including a questionnaire, a pedagogical council, a workshop, pedagogical training, cases and pedagogical diagnostics. The authors of the article demonstrate that in the light of the system-activity approach to the study of the specifics of methodological support, it is a mechanism for advanced training and the main driver of continuing professional education for teachers.
Keywords: methodological support, preschool education teacher, professional activity, literature education.
Введение. В системе непрерывного образования одну из главных ролей играет профессиональная коммуникация педагогов в рамках выполнения трудовых функций [7]. Успешность и эффективность профессиональной коммуникации, таким образом, зависит от системной организации профессиональной деятельности педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации. Центральным звеном, обеспечивающим деятельностную и содержательную линии профессиональной коммуникации, является работа методической службой. Методическое сопровождение в современном детском саду складывается из целого ряда взаимосвязанных элементов, обеспечивая таким образом, непосредственно сам процесс сопровождения профессиональной деятельности педагога, методическое обеспечение в широком понимании
(от учебно-методического комплекса до цифровых ресурсов и инструментов), групповое и индивидуальное консультирование, обеспечение эффективной теоретической подготовки, создание благоприятных условий для самообразования и обеспечение индивидуализации в ходе научно-методической деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации [8]. Методическое сопровождение как многоаспектная, вариативная и гибкая система отвечает всем требования непрерывного профессионального образования педагогов, являясь по сути своей локальным институтом повышения квалификации.
В структуру методического сопровождения целесообразно закладывать как отдельные образовательные области, так и интеграцию образовательных трендов исходя из актуальных потребностей дошкольной образовательной организации. Перспективным представляется разработка и интерпретация задач литературного образования детей в аспекте методической работы детского сада [4].
Работа с художественной литературой в современном образовании в принципе является дискуссионным аспектом, который основан на противоречивых тенденциях, вплоть до пересмотра значимости и целесообразности использования художественных текстов в современном образовании. Несмотря на эти тенденции, в детском саду художественная литература остается мета-средством в реализации всех образовательных областей [9]. В рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» это является и самоценной образовательной задачей, включающей знакомство с произведениями детской литературы, с жанрами, со спецификой народного и зарубежного фольклора, а также с литературными персоналиями.
Изложение основного материала статьи. Реализация задач литературного образования дошкольников в детском саду предполагает наличие у педагога комплекса знаний и умений, которые составляют его профессиональную компетентность в данной области.
Во-первых, в соответствии с требованиями ряда нормативных документов по подготовке педагогов -федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта педагога - ведущей компетенцией педагога является организация деятельности. Организаторские качества в процессе литературного образования проявляются в умении рационально проводит как целые, так и отдельные виды, и формы деятельности. Помимо прочего, педагог должен уметь организовывать не только работу дошкольников, но и свою собственную.
Соответственно, приоритетными в профессиональной деятельности являются проектировочные умения. От уровня владения этими умениями во многом зависит успех всей профессиональной деятельности. Воспитатель должен уметь планировать отдельные занятия, их циклы по усвоению конкретного объема речевого материала. При проектировании процесса литературного образования воспитатель должен учитывать реальные образовательные возможности воспитанников, определять тип организованной образовательной деятельности (ООД) в соответствии с поставленными задачами и содержанием образовательного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приёмов деятельности [2]. Говоря о проектировочных умениях, следует иметь ввиду чувство ритма, которое помогает воспитателю определять продолжительность этапов занятия. Проектировочные и организаторские умения непосредственно выводят на импровизацию в непосредственной профессиональной деятельности.
Воспитатель должен уметь прогнозировать свою деятельность. Начиная отрабатывать новую тему, он должен знать, чем он будет заниматься через определенный промежуток времени; должен уметь предугадывать возможные ситуации и трудности в процессе изучения материала. Но педагог должен уметь не только прогнозировать процесс работы над какой-либо темой, но и последствия своих учебных и воспитательных действий, результаты речевого развития детей [4].
Для педагога как профессионала важными являются умения и навыки анализа, а также умения выявлять в своей работе положительные стороны и недостатки, сравнивать достигаемые результаты с намеченными целями и задачами, реально осознавать свои профессиональные возможности [6]. Данные умения ложатся в основу способности преподавателя к рефлексии. Рефлексивные процессы влияют на эффективность преподавательской деятельности. Рефлексивный подход помогает оценить и скорректировать свои действия, развить потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании.
Совершенствование литературного образования, развития и воспитания детей обозначают необходимость методической работы в детском саду, основной задачей которой является создание такой образовательной среды, которая бы обеспечила реализацию потенциала всех участников образовательного процесса, включая педагогический коллектив, воспитанников и родителей [5]. Постоянный и тесный контакт педагогов со службой методического сопровождения способствует непрерывному процессу совершенствования каждого воспитателя. С переходом на вариативную систему образования, большинству педагогов, в частности молодым специалистам, требуется поддержка, специальная дополнительная подготовка, чтобы каждый педагог мог грамотно реализовывать и спланировать процесс литературного образования дошкольника, учитывая все многообразие особенностей и интересов детей.
Методическая работа в детском саду выступает связующим звеном между деятельностью педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, государственной системой образования, педагогическим опытом и психолого-педагогической наукой.
Исследования И.А. Паршуковой и К.Ю. Белой показывают, что на основе анализа уровня педагогического мастерства, потребностей и запросов воспитателей можно выстроить систему методической работы, основной целью которой является создание оптимальных условий для повышения педагогической культуры и компетентности всех участников образовательного процесса. Принимая участия в формах методической работы, организованных в определенной системе, воспитатели повышают свой профессиональный уровень, в том числе и в литературном образовании дошкольников [1].
Таким образом, для полноценного литературного образования дошкольников необходима методическая работа, которая представляет собой комплексный и творческий процесс, осуществляемый как практическое обучение педагогов методами работы с детьми.
Методическая деятельность занимает особое место в системе управления дошкольной образовательной организацией и включает [2]:
- сопровождение педагогов (взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого в вопросах путей решения актуальных педагогических проблем и задач в профессиональной деятельности);
- методическое обеспечение (совместный поиск, обсуждение, решение педагогических задач и внедрение в практику наиболее эффективных методик и инновационных технологий развития дошкольников);
- организацию консультативной помощи в самообразовании воспитателей;
- повышение уровня теоретической подготовки педагогов;
- оказание научно-методической помощи, учитывая индивидуальные потребности (стаж работы, образование, категории, творческую активность).
Выделяют формы стимулирования профессионального роста знаний и умений педагога в литературном образовании и развитии дошкольника, которые предполагают взаимодействие методиста (старшего воспитателя) с педагогом: анкетирование, педагогический совет, семинар-практикум, тренинг, кейсы, консультации и педагогическая диагностика.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников. При массовом сборе информации среди педагогов применяется достаточно часто.
Педагогический совет, где обсуждаются и решаются вопросы и задачи, связанные с литературным образованием дошкольников. Тематика педагогических советов определяется задачами годового плана дошкольной организации. В состав педагогического совета входят весь педагогический коллектив. Педагогический совет является одной из ведущих форм повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций.
Семинар-практикум, где воспроизводятся практические занятия, целью которых является повышение компетентности педагогов. Полученные на семинаре знания воспитатели подкрепляют практическими умениями, совершенствуя и закрепляя их.
Педагогический тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Тренинг мотивирует на самосовершенствование, овладение знаниями, механизмами коммуникативной компетентности, оптимизацию педагогического процесса.
Кейс-технология - анализ конкретной ситуации, заставляющий поднять полученные знания и применить их на практике [6].
Консультации, в том числе групповые. Предполагают профессиональный совет методиста и помощь по конкретному вопросу.
Педагогическая диагностика также может рассматриваться как форма стимулирования педагогического труда, поскольку позволяет зафиксировать точки роста. Мы предлагаем один из вариантов диагностических методик в таблице 1.
Таблица 1
Комплект педагогических инструментов для методического сопровождения педагогов
Критерии определения уровня профессиональной деятельности педагога Диагностируемые параметры Диагностические формы и методики
Содержательный компонент наличие знаний по теории, которые обеспечивают осознанность педагогом ДОО содержания собственной деятельности как профессионала карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагога ДОО (Т.А. Сваталова)
Личностный компонент наличие профессионально-личностных качеств, определяющие позицию педагога ДОО методика оценки уровня готовности педагога к развитию (В.И. Зверева, Н.В. Немова), анализ продуктов профессиональной деятельности
Деятельностный компонент наличие профессиональных знаний и умений, которые апробированы на практике и освоены как самые эффективные методика оценки коммуникативных умений (А.А. Карелин)
Как показывает практика, результат любого методического мероприятия будет эффективен, если использовать разнообразные методы в комплексе [3]. Все формы и методы стимулирования профессионального роста предполагают активное взаимодействие старшего воспитателя (методиста) с воспитателями, основанное на комплексном подходе его профессиональной деятельности.
Для повышения компетентности педагогам предложены семинары, семинары-практикумы, где рассматриваются вопросы эффективных средств, форм, методов и приемов литературного образования дошкольников. На таких семинарах материалы могут быть полезны для разработки проекта в области литературного образования дошкольников, выявления проблем, что позволит разработать эффективные педагогические методы привития любви к художественной литературе, развитию мотивации чтения. При этом старшим воспитателем оказывается педагогическая помощь в конкретных ситуациях через индивидуальное консультирование педагогов по ознакомлению с методическими особенностями литературного образования мальчиков и девочек. Современный воспитательный процесс требует от воспитателя инициативы в принятии решений, гибкого реагирования, моделирование своих действий. Поэтому старшему воспитателю необходимо сделать так, чтобы педагогический коллектив был заинтересован в качественном выполнении трудовых функций. Преследуя эту цель, методист может прогнозировать степень заинтересованности у воспитателя в достижении тех или иных результатов, анализировать и улучшать мотивационную среду.
Таким образом, литературное образование дошкольников в детском саду предполагает наличие профессиональной компетенции в данной области у воспитателя. Педагог должен владеть системой знаний и умений для реализации целей и задач литературного образования дошкольников. С целью повышения эффективности данной работы необходимо оказание методической поддержки со стороны методиста.
Методическая работа обеспечит совершенствование профессиональных компетенций педагога средствами мастер-классов, семинаров, тренингов, кейс-технологий и самообразования.
Выводы. Таким образом, анализируя профильную подготовку педагогов к реализации задач литературного образования в детском саду, мы пришли к следующим выводам:
- профессиональная компетенция представляет собой способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации и отражает структуру профессиональной деятельности педагога, охватывая общепедагогические и трудовые функции, а также и образовательное, учебно-методическое, социально -педагогическое направления;
- профессионализм и компетентность рассматриваются как неразрывно взаимосвязанные характеристики педагога как личности и профессионала;
- литературное образование дошкольников в детском саду предполагает наличие профессиональной компетенции в данной области у воспитателя. Педагог должен владеть системой знаний и умений для реализации целей и задач литературного образования дошкольников. С целью повышения эффективности данной работы необходимо оказание методической поддержки со стороны методической службы в детском саду;
- методическая деятельность занимает особое место в системе дошкольного образования, так как способствует развитию личности педагогов, их творческого потенциала. Реализацию задач обеспечивает многообразие форм и методов работы с педагогическим коллективом. Главная цель сегодня -усовершенствовать индивидуальную работу с педагогом, ориентируясь на педагогический уровень воспитателя.
Методическая работа обеспечит совершенствование профессиональных компетенций педагога в области литературного образования дошкольников средствами мастер-классов, семинаров, тренингов, кейс-технологий и самообразования.
Литература:
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. № 4. 2011.
2. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. THE ROLE OF MANAGERIAL COMPETENCE OF AN EXECUTIVE IN IMPROVING THE QUALITY OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 422-429.
3. Бичева И.Б. РАЗВИТИЕ КРИТИЧНОСТИ КАК ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 28-32.
4. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С. 1.
5. Бичева И.Б., Мелентович А.В. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267-279.
6. Бичева И.Б., Хижная А.В., Емелина А.В., Баскакова Н.В. КЕЙС-ЗАДАЧА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 35-41.
7. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 3.
8. Рякушина А.М., Ханова Т.Г. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОУ // Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 157-162.
9. Ханова Т.Г., Гузь А.А. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 266-269.
Педагогика
УДК 373.1
старший преподаватель кафедры «Основы архитектурного проектирования» Берсенева Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза)
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА
Аннотация. Технология критического мышления более других способна удовлетворить потребности, возникающие у педагогов и обучающихся в условиях компетентностного подхода, так как главной ее целью является развитие мыслительных навыков и умений обучающихся в образовательном процессе, необходимых не только во время обучения или в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Особенно это актуально в столь нестабильной экономической и политической обстановке в стране и мире как в настоящее время, когда необходимо быстро, иногда даже кардинально перестроить свою работу под сложившиеся обстоятельства. Особенностью образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях является не только компетентностный подход к обучению, но и модульный подход, осуществляемый через профессиональные модули.
Ключевые слова: критическое мышление, уровни сформированности, профессиональный модуль, подготовка специалиста.
Annotation. Critical thinking technology is more capable of meeting the needs of teachers and students in a competent approach, since its main goal is to develop the thinking skills and skills of students in the educational