УДК 37.036
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
© 2021 Р. В. Биценко
канд. пед. наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: rom.bicenco2012@ yandex.ru
Курский государственный университет
Статья раскрывает актуальные вопросы теории и практики декоративной композиции в художественно-творческой подготовке будущих дизайнеров. В основе развития художественно-эстетического потенциала студентов-дизайнеров, помимо логического и рационального познания сущности формы как предмета красоты, лежит живое композиционное творчество. В формировании сознательного отношения к дизайнерскому творчеству необходимым является поиск выразительных декоративных решений в композиции, основанный на знаниях реалистической художественной школы и анализе диалектических категорий теории изобразительного искусства.
Ключевые слова: декоративная композиция, дизайн, воображение, восприятие, мышление, художественный образ, линия, форма, цвет.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DECORATIVE COMPOSITION IN THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC POTENTIAL OF FUTURE DESIGNERS
© 2021 R.V. Bitsenco
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Professional Training and Methods of Teaching Technology e-mail: rom.bicenco2012 @yandex. ru
Kursk State University
The article reveals the most relevant aspects of the theory and practice of decorative composition in the artistic and creative training of future designers. The development of artistic and aesthetic potential of design students, in addition to logical and rational knowledge of the essence of form as an object of beauty, is based on living compositional creativity. In the formation of a conscious attitude to design creativity, it is necessary to search for expressive decorative solutions in the composition, based on the knowledge of the realistic art school and the analysis of dialectical categories of the theory of fine art.
Keywords: decorative composition, design, imagination, perception, thinking, artistic image, line, shape, color.
Художественно-эстетический потенциал студентов, обучающихся по направлению «Дизайн», определяется эффективным функционированием комплекса
таких психофизиологических качеств, как художественное восприятие, образное и символическое мышление, воображение, фантазия и др. Развитие этих качеств является важнейшим показателем профессионально-творческого уровня дизайнера, занимающегося проектированием объектов, создающих окружение человека в его повседневной жизни и отвечающих необходимым утилитарно-эстетическим требованиям жизнедеятельности. Благодаря наличию художественно-эстетического потенциала, определяющего профессиональное видение, связанное с мышлением, воображением и прошлым опытом в виде знаний и представлений, дизайнер через композицию создаваемого объекта создает выразительный образ, отражающий как его собственное отношение к объекту проектирования, так и общественные гуманистические сущности и духовно-эстетические идеалы. Несмотря на первостепенную важность утилитарных компонентов в композиции объекта дизайна, важную роль в ходе проектирования отводят его художественно-эстетическим качествам. Гармонию и красоту объекта дизайна мы воспринимаем благодаря наличию в его композиции органического единства используемых средств, материалов, форм, элементов, цветов и т.п., определяющих меру необходимого воздействия на чувства и разум реципиента-потребителя. При всем многообразии используемых структурных элементов целостность образного решения в композиции выступает важным фактором художественно-эстетической значимости объекта дизайна.
В развитии эстетического потенциала и формировании сознательного отношения к дизайнерскому творчеству основополагающими факторами являются: 1) логическое и рациональное познание сущности формы как предмета красоты; 2) художественно-эстетическая оценка формы на основе интуитивного отношения к процессу композиционного формообразования и к красоте. Согласно распространенному методическому подходу, в двуедином интуитивно-логическом процессе изучения композиции в дизайне «наиболее продуктивной видится рациональная логико-аналитическая составляющая этого процесса (как для художественно-студийной работы - чисто вкусовая, основанная на интуиции)» [Устин 2006: 7]. Подобный опыт изучения композиции, основанный на логически-интуитивном анализе ее рациональных компонентов, оказался эффективным во ВХУТЕМАСЕ после устранения предшествующей академической системы, построенной на субъективных методах обучения, в основе которых лежало чисто вкусовое отношение к творчеству. Разработанная методика выстраивалась в первую очередь на изучении строгих и логических основ композиции в построении любого объекта. В учебном пособии В.Б. Устина «Композиция в дизайне» говорится о том, что выработка четких и сугубо рациональных основ и категорий композиции не исключает «живого композиционного творчества, выражающего индивидуальный вкус и почерк учащихся» [Там же]. Следует отметить, что живое композиционное творчество должно основываться на хорошем художественном вкусе и профессиональном восприятии. Так же как композиция имеет объективные показатели, так же и художественный вкус имеет объективные критерии, иначе в искусстве все было бы абсолютно субъективно, а искусствоведам и художественным критикам не о чем было бы говорить. Художественный вкус - это явление, имеющее эфемерные границы, но вполне осязаемое, сформированное длительным опытом исторического развития искусства и культуры и не связанное с восприятием отдельного индивидуума. Не обладая развитым художественным восприятием, перейти от вкуса к безвкусице в творческой деятельности довольно легко. Поэтому развитие художественного восприятия в процессе изучения теоретического и практического опыта выдающихся мастеров изобразительного искусства есть важнейшая задача будущих дизайнеров. Изучение рациональных категорий композиции студентами-дизайнерами может продуктивно
осуществляться при условии органичного сочетания различных учебно-творческих заданий, направленных как на выполнение формальной композиции, так и на постижение художественно-творческой практики, основанной на лучших традициях реалистической художественной школы. При этом структура декоративного изображения также базируется на природной гармонии реальных форм и выстраивается по классическим законам композиции. Произведениям декоративного искусства в целом свойственно сочетание условно-формальных и предметно-изобразительных компонентов формы.
В современном художественно-промышленном образовании изучение художественно-эстетических особенностей дизайнерского творчества невозможно без освоения декоративной композиции. Основой декоративного творчества является стремление художника объединить формы различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, живописи, графики) в единый ансамбль. Искусствовед Виктор Власов отмечает: «Если произведение искусства задумывается, выстраивается и воспринимается не автономно, а как часть более широкого композиционного целого, тогда мы называем его произведением декоративного искусства» [Власов 2010: 380]. Тогда как мастер декоративно-прикладного искусства приводит к единому целому утилитарную и художественную функции предметов быта. Произведения декоративно-прикладного искусства, отражая культурно-исторические и этнические традиции, выполняют не только утилитарно-эргономические функции - они способствуют развитию художественного вкуса людей: активизируют художественное восприятие, развивают чувство цвета, ритма, понимание образного замысла в композиции. Декоративно-прикладное искусство является переходным звеном между изящными искусствами и дизайном, поскольку, с одной стороны, стремится к творческой новизне, неповторимости художественно-образных решений, а с другой стороны, учитывает утилитарный характер назначения своих объектов, стремясь к целесообразности. Можно сказать, что в отдельных случаях концептуальные дизайнерские модели также могут выступать как произведения искусства. Однако объекты дизайна в своем большинстве представляют собой результат проектирования, целью которого является последующее серийное производство изделий массового потребления. В результате многократного повторения одного и того же образца он теряет свою уникальность. Тиражирование недопустимо для объектов высокого искусства, поскольку здесь утрачиваются важные качества неповторимости образа. Кроме того, серийная модель всегда отличается от концептуальной, созданной по меркам высокого искусства. Так, если дизайн-проект создается на основе оригинального образца концептуальной модели, то в серийной версии концепт будет композиционно упрощен в связи с экономической целесообразностью.
Несмотря на приоритеты целесообразности, практичности и экономичности в создании дизайн-проектов, обращение к практике декоративного искусства все же является незаменимым в развитии художественно-эстетического потенциала будущих дизайнеров. Именно декоративная композиция в своей основе обладает рядом свойств, основанных на упрощенной стилизации и трансформации формы, изучение которых необходимо для реализации процесса формообразования в проектировании. Следует отметить, что декоративная форма отличается стремлением к лаконизму образных и символических решений, не обладая при этом высокой степенью изоморфизма. Аналогичные качества формы являются приоритетными и для композиции в дизайне. Отличаясь своей спецификой в использовании средств художественной выразительности, декоративное искусство оперирует всеми существующими законами, правилами и приемами композиции, выступающими как морфологическая основа
единства для всех видов художественного творчества, определяя широкие возможности их взаимодействия и синтеза.
Декоративность можно рассматривать как формальное качество в создании композиции. В процессе подготовки дизайнеров декоративность не отождествляется лишь с декоративно-прикладным искусством и может рассматриваться в качестве приема образного мышления, важной чертой которого является создание композиционной выразительности модели. «Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах» [Ермолаева 2009: 47]. В процессе использования приема декоративной стилизации осуществляется подчинение изобразительной формы внешним факторам. «Разрешение декоративных задач в формальном аспекте ведет к упрощению, геометризации изображения и, в конечном выражении, к орнаменту. В содержательном смысле -к созданию художественного ансамбля» [Власов 2010: 380-381]. В качестве художественно-творческого приема декоративность может выступать в различных видах искусства: живописи, графике, архитектуре, дизайнерском творчестве. В философском смысле декоративность может быть присуща любым произведениям изобразительного творчества, поскольку любое изображение, вне зависимости от степени изоморфизма, обладает определенными условностями в трактовке визуально воспринимаемой формы. Эти изобразительные условности можно рассматривать как проявление декоративности, в том числе и в реалистическом искусстве. В основе изучения декоративной композиции должны лежать основополагающие принципы и закономерности реалистического или академического искусства, базирующиеся на стремлении к созданию естественной гармонии форм, воспринимаемых человеком в реальной действительности. Поэтому важными приоритетами в освоении курса «Декоративная композиция» является владение студентами навыками академического рисунка и живописи. Всегда следует помнить, что искусство как форма творческого преобразования окружающей действительности, присущая человеческому сознанию, не ставит перед собой задачи копирования окружающей действительности. В задачи искусства входит выделение главного в композиции, определение наиболее характерных и типических черт и качеств натуры, поиск наиболее эмоциональных и выразительных характеристик изображаемых образов. При этом все художественно-образные преобразования действительности базируются на формах реально воспринимаемого художником. Можно сказать, что те или иные особенности этого преобразования обретают свойства декоративности как неотъемлемого фактора художественного образа в композиции. К.Ф. Юон писал: «Для композиционного искусства немалое значение имеет чувство декоративного. ...На картину должно быть нескучно смотреть - наоборот, с первого соприкосновения с ней взгляда зрителя она должна притягивать его к себе, заинтересовывать своей зрительно-музыкальной стороной, заставлять длительно любоваться собой. ...Чувство декоративного в практической работе определяется искусным распределением по поверхности картины больших и малых пятен, их увязкой в цвете и светотени, умелым использованием орнаментальных мотивов, ритмизующих и украшающих картину. Чувство декоративного тождественно чувству порядкового начала, которое может быть вносимо в композицию в качестве организующих ее средств» (цит. по: [Ермолаева 2009: 53]). Именно как организующее композицию порядковое начало декоративность должна реализовываться и в дизайнерском искусстве.
Притом что в философском контексте определить четкие грани между декоративным и реалистическим изображениями невозможно, с учетом специфики
термина «декоративность» выделяют характерные черты и специфические особенности декоративной композиции: повышенная экспрессивность и эмоциональная живописность; условная предметность и формальность изображения; хаотичность соотношения отдельных элементов формы; выраженная модульная структура и комбинаторность; визуальная упрощенность в трактовке форм и стремление к плоскости; стремление нивелировать иллюзорность пространства; использование двух видов оверлеппинга; усиленная трансформация форм и другие.
Поскольку в декоративной композиции иллюзорность пространства сокращается или вообще отсутствует, на первый план выходит качество экспрессивности. В том случае, если определенное восприятие пространства в декоративной композиции все же имеет место быть, то осознание содержания образа помогает реципиенту с помощью интеллекта сделать заключение о расположении предметов на определенных пространственных уровнях. «Однако подобное знание едва ли может оказать какое-нибудь влияние на эффект восприятия, получаемый от картины. Именно этот эффект и выражает экспрессивное значение произведения искусства» [Арнхейм 2007: 228]. В частности, идейно-эстетическая значимость образов декоративно-прикладного искусства обретается посредством экспрессивности, отражающей особые коммуникативные свойства объекта творчества.
Структуру любой изобразительной композиции составляют следующие компоненты изображения: линия, плоскость, цвет, форма. В обеспечении образной выразительности эти компоненты являются основополагающими в организации структуры изображения, притом что они могут иметь различную нагрузку, занимать доминирующее или рецессивное положение в композиции, определять тот или иной характер изоморфизма. В декоративной композиции степень изоморфизма уменьшается с учетом реализации компонентов творческой интерпретации натурного изображения и активного художественного отбора. «Метод творческой интерпретации натуры заключается в преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок (например, объемности, материальности и т.д.) и выявлении других существенных для художников-дизайнеров качеств (орнаментально-ритмический строй живописного произведения, трактовка цвета средствами "ограниченной палитры", силуэт форм различных элементов натурных постановок и другие качества)» [Ермолаева 2009: 57]. Реализация данного метода в практической работе над декоративной композицией способствует развитию воображения и фантазии обучающихся. При этом в процессе выполнения декоративной композиции необходимо понимать, что любое воображение должно базироваться на образном и символическом преобразовании форм и явлений окружающей действительности. «Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность» [Кузин 1997: 225]. Поэтому, даже в случае декоративной стилизации изображения, архитектоническая гармония всех компонентов изображения (линий, плоскостей, форм и цветов) требует основательной художественной подготовки, знаний теоретических и практических основ реалистического изображения. «Объективная действительность служит и проверкой объектов воображения. Так, успех или "неуспех" демонстрируемого на выставке... произведения обычно является объективным критерием ценности образов воображения художников. Потребность в этой проверке вызывается тем, что воображение направлено на удовлетворение потребностей в правдивом отражении окружающего мира, с целью сознания того, что найдет определенное место в нем. ...вся изобразительная деятельность ...направлена на правдивую передачу окружающего мира, и каждый художник стремится к жизненной правдивости своих художественных образов. Только в этом случае его произведения могут воздействовать на человека,
а следовательно, представлять собой практическую ценность» [Там же: 228]. Владение навыками декоративной стилизации, построенной на действии воссоздающего творческого воображения, ориентированного на объективную действительность, может оказать помощь студентам в проектировании новых форм по методу «бионики», когда оригинальная композиция объекта дизайна получается путем преобразования форм живой природы.
Рассмотрим, как основные компоненты изображения могут быть реализованы в построении структуры декоративной композиции.
Аналогично реалистическому изображению в декоративной композиции линия является компонентом, несущим важную информацию для восприятия субъекта. Линия может восприниматься абстрактно как граница между разными по тону или цвету плоскостями, а может сама быть плоскостью, становясь толще или тоньше, ограничивая очертания форм и предметов-элементов изображения по их контуру. Как акцентирующий контур, линия будет выражена «рисующим» элементом в композиции, обозначающим особенности ее форм. Благодаря линии-контуру можно расставлять приоритеты и акценты в декоративном изображении, подчеркивая композиционно важные элементы с учетом их содержания, конструктивно-творческой идеи или взаимного пространственного расположения объектов изображения. Значение линии-контура усиливается именно в декоративно стилизованном изображении, поскольку наше зрение воспринимает контуры объектов окружающей действительности только как границы цвето-тональных плоскостей. Именно поэтому в реалистическом изображении контуры отсутствуют, а линии, по которым происходит соединение разнородных плоскостей и форм, воспринимаются нами благодаря абстрактному мышлению. Ярко выраженная линейно-графическая структура в изображении декоративного характера придает композиции ясность, читаемость форм, подчеркнутую модульность и ритмическое разнообразие.
Будущим дизайнерам следует овладеть умениями художественно-выразительного и рационального использования линии контура в декоративно-графическом изображении. Например, мы предлагаем студентам творческие задания, направленные на реализацию ахроматического и хроматического контура в структуре декоративной композиции: 1) выделение черным контуром хроматических форм; 2) выделение хроматических форм за счет белого контура; 3) использование цветного контура, хроматические особенности которого напрямую связаны с общим цветовым строем изображения. Если ахроматический контур можно применять в композициях с различным цветовым строем, поскольку черный и белый цвета являются нейтральными, то цветной контур лучше использовать в организации монохромных изображений, так как здесь контурные линии-плоскости должны быть созвучны однотонной цветовой гамме, подчеркивая ее архитектоническое единство. Также в декоративной графике цвет контура может быть дополнительным к основному или преобладающему цвету в изображении, обозначая тем самым действие хроматического контраста. По такому же принципу можно организовать сочетания цвета контура и доминирующего цвета внутри изображаемых форм в родственно-контрастных изображениях.
Определение выразительного положения контурных линий в процессе создания декоративной композиции может способствовать развитию у студентов абстрактного художественного мышления и, как следствие, формированию умений и навыков графического проектирования объектов функционального назначения. Выразительность линейного рисунка, подчеркивающего силуэт и различные элементы конструкции объектов утилитарного свойства, имеет первостепенное значение в процессе графической эволюции формы объекта. С помощью линии можно сделать акцент
на передаче определенных формальных свойств композиции объекта, например, конструктивных или пластичных переходах форм и плоскостей, характерных изгибах элементов конструкции, с учетом их эстетической значимости, особенностей функционирования и свойств материалов, целесообразных при изготовлении данного объекта. В этой связи студентам-дизайнерам необходимо выполнить ряд заданий по декоративной композиции, направленных на передачу конструктивности и пластичности элементов изображения. «Можно сказать, что там, где форма становится относительно более жесткой, приближается к геометрической правильности, четко членится на части, создается ощущение конструктивности. Текучая, мягкая, неопределенно подвижная и слитная форма тяготеет к пластичности» [Герчук 1998: 148].
На первом этапе за основу можно взять построение композиций, состоящих их формальных элементов, то есть не несущих в себе предметной нагрузки. В дальнейшем мы предлагаем обратиться к декоративной стилизации натюрморта с натуры. Необходимо выполнить две композиции одного натюрморта: в одной композиции должна быть передана конструктивная трансформация формы, а в другой -пластическая. Для выполнения этих заданий лучше выбрать технику черно-белой графики, поскольку создание цветовой гармонии в композиции будет нести дополнительную нагрузку и может отвлекать от решения формальных задач передачи качеств конструктивности и пластичности.
Следует обратить внимание обучающихся на характерных примерах проявления конструктивности и пластичности в композиции. Так, конструктивным соотношением форм отличаются скульптурные статуи храма Эрехтейона в Афинском Акрополе (V в. до н.э.). Помимо четкого, порой геометрического членения форм, ощущение конструктивности здесь усиливается еще и за счет того, что скульптурные образы являются частью единой тектонической основы с архитектурной композицией, поскольку выполняют роль несущих опор. Конструктивное начало также присуще и многим живописным композициям; например, ярко выраженная конструктивность утверждается в картине Ж.Л. Давида «Клятва Горациев» (1784 г.). Гуашь П. Пикассо «Бегущие» (1923 г.), напротив, является олицетворением пластического начала в композиции. Усилению пластической выразительности способствует введение дополнительной трансформации в мощной обобщенно-упругой лепке человеческих фигур, - художник сознательно нарушает естественные пропорции, подчеркивая пластическую округлость массивных форм.
Можно сказать, что в изобразительном искусстве акцент на трансформацию форм в сторону конструктивности или пластичности зачастую делается интуитивно, поскольку специфика подобной трансформации может быть частью индивидуального стиля художника. Однако по закону композиции все используемые средства (художественно-технические и формальные) должны быть направлены на реализацию творческого замысла произведения, поэтому определенная трансформация форм в изображении может применяться осознанно, с учетом необходимости передать тот или иной характер формы в решении образных задач. В реалистическом искусстве (т.е. в произведениях, обладающих высокой степенью изоморфизма) элементы конструктивной и пластической трансформации используются в комплексе, определяя необходимый характер иллюзорности формы и пространства, но, конечно, с учетом решения художественно-образных задач. В декоративно-стилизованном искусстве появляется больше изобразительно-выразительных возможностей сделать нужные акценты на конструктивность или пластичность, которые могут также органично взаимно дополнять друг друга. Например, конструктивная трансформация, подчеркивающая анатомическую оправданность в изображении, великолепно сочетается с выразительной пластикой движения человеческого тела в графических
образах Альфонса Мухи. В целом можно сказать, что одни художники в процессе создания своих произведений склоняются к конструктивной стилизации (например, М. Врубель), другие - к пластической (Б. Кустодиев), третьи в определении способа трансформации форм скорее нейтральны (например, И. Репин, в своем стремлении писать «тело как тело»).
Рациональные и диалектические компоненты особенностей проявления формальных качеств конструктивности и пластичности в композиции студентам необходимо изучить как в теории, так и на практике. При выполнении практических заданий на передачу конструктивности и пластичности в декоративной композиции важно особое внимание уделить выразительности линейно-ритмического рисунка в стилизованном изображении. Линия, являясь по сути абстрактным элементом изображения, должна передавать или подчеркивать выразительность формы, которая, в свою очередь, может иметь характер предметности. Сопоставляя категории линии, формы и цвета в декоративной композиции, можно сказать, что линия определяет границы формы, выполняющей важную коммуникативную функцию. Форма при этом несет в себе больше визуально-смысловой информации, нежели цвет. Форма и цвет осуществляют «две наиболее характерные функции восприятия: они передают выразительность и позволяют нам посредством сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания. Форма пирамидального тополя несет определенную выразительность, отличную, например, от выразительности березы. Форма дает нам возможность отличить вещи друг от друга, в большой степени помогает этому и цвет. ...Однако форма является более эффективным средством коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы... для передачи выразительности солнечного заката или голубизны Средиземного моря мы не могли бы подобрать ни одной, даже самой выразительной формы» [Арнхейм 2007: 313-314]. Таким образом, проблема экспрессивности живописного изображения может быть решена только с помощью цвета. При выборе выразительных средств следует учитывать, что, с учетом снижения уровня изоморфизма и узнаваемости предметов в декоративной композиции, снижается и уровень коммуникативности формы, тогда как роль цвета, выступающего средством коммуникации в композиции формально-декоративного характера, наоборот, возрастает. Так, цвет в живописи импрессионистов более информативен, нежели чем, например, в картинах нидерландских мастеров XVII в., отличающихся характером однотонной гармонии в композиции.
Категориями художественной выразительности в декоративной композиции выступают: целостность, ритм, композиционный центр, сюжетный центр, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, масштаб, пропорции и др.. Однако, являясь в целом традиционными для реалистического искусства, эти категории проявляют себя здесь в контексте решения задач декоративной стилизации, при которой усиливается трансформация форм и понижается степень изоморфизма с учетом уровня визуальных условностей, определяющих изобразительный характер композиции. Так, ритм в декоративной композиции может выполнять организующую функцию, определяя архитектонику элементов изображения. Ритм сохраняет целостность композиционной структуры, цементирует ее иерархические уровни и составляющие изобразительную форму компоненты, программирует направление и характер визуального восприятия реципиента. Для создания ритмичности и внутреннего иллюзорного движения не следует изолировать отдельные формы или предметы-элементы композиции друг от друга; напротив, их следует сдвигать, сплетать, соединять между собой, наполняя произведение эмоциями и жизненной энергией. Ритм выступает как художественно-выразительная основа орнаментальности в декоративном искусстве, отличаясь еще
и утилитарной полезностью в предметах прикладного характера. Искусствовед Д.Л. Мелодинский отмечает: «...знания человека об утилитарной полезности ритма были ассоциированы с художественно-выразительными качествами и положительными эмоциями» [Мелодинский 2017: 27]. Выразительный с художественной точки зрения ритм может иметь практическую пользу, оказывая на человека положительное эмоциональное воздействие, и, наоборот, монотонная повторяемость одинаковых элементов «раздражает» взгляд реципиента. Монотонная метрическая повторяемость, свойственная отдельным объектам утилитарно-эстетической среды, является одной из проблем экологического дизайна и основана на данных психологии восприятия человека. В этом случае объекты дизайна должны отличаться ритмической выразительностью, основанной на живой природной гармонии, а не метрическим «пересчетом» одинаковых элементов, расположенных на равных друг от друга расстояниях. Практика работы над декоративной композицией может способствовать развитию профессионального понимания ритма и его метрических разновидностей в художественном восприятии будущих дизайнеров. Следует учитывать, что специфика функционирования отдельных объектов и элементов современного дизайна на сегодняшний день невозможна без использования «метра» в формообразовании. К таким объектам относятся разнообразные строительные конструкции, элементы декора с метрической повторяемостью в предметах интерьера и экстерьера, элементы декорирования одежды и т.п. Специфика формообразования подобных объектов должна основываться на применении экологического подхода в проектной культуре. При этом современный экологический дизайн нуждается в совершенствовании научно-методического и художественно-творческого инструментария.
Поскольку регулярность и упорядоченность ритмов характерна для орнаментального искусства, развитию композиционных способностей в проектировании объектов с необходимостью метрической повторяемости в композиции может способствовать практическое изучение ритмических гармоний в декоративном искусстве орнамента. Однако в первую очередь следует обратиться к естественной гармонии природных форм и возможностям их стилизации в искусстве. В отличие от «метра», нерегулярные или неканонические ритмы с периодичностью, имеющей характер непостоянства, случайности и приблизительности, чаще применяются в реалистическом изобразительном искусстве и художественной прозе. Свободное ритмическое движение и природная хаотичность в расположении структурных элементов могут быть свойственны и декоративной композиции.
В рамках изучения курса «Декоративная композиция» мы предлагаем студентам выполнить два творческих задания, направленных на организацию орнаментально-ритмической основы в изображении: 1) упорядоченный ритм в орнаменте (геометрическом, растительном и животном); 2) нерегулярный ритм в предметном образе (натюрморт, пейзаж, интерьер). Первое задание помогает студентам изучить особенности плоскостной орнаментальной трактовки форм, свойственной декоративно-прикладному искусству и объектам дизайна различного назначения. Так, в дизайне костюма плоскостная структура орнаментальных мотивов не изменяет свою образную сущность, несмотря на возможную деформацию ткани в складках и оптическую деформацию орнамента в процессе движения фигуры человека. Поэтому декоративная графика, выполняемая на графическом этапе проектирования костюма, часто оперирует изображением уплощенных орнаментальных форм, дающих максимальное представление о характере ритмического рисунка и образной выразительности орнамента. Орнаментальные изображения также являются неотъемлемой составляющей частью композиции декоративных тканей, ковровых изделий, гобеленов и т.п.
В процессе выполнения орнаментальных композиций студенты изучают выразительные возможности перевоплощения реальных форм и объектов действительности в стилизованные плоскостные изображения. Это довольно сложный процесс, в основе которого лежит активная трансформация и деформация реально воспринимаемых объектов с учетом их гиперболизации. Здесь важно не только овладеть специфическим языком орнамента, с его лаконичностью объема и ритмическим рисунком, но и внимательно изучать объективные природные формы, сначала - средствами реалистического изображения, а затем, за счет формовычитания, отбирать наиболее характерные и типические черты. В процессе аллегорической интерпретации реальных форм образы орнаментальной структуры обретают выразительное образное содержание.
Создание орнаментально-ритмического строя композиции в любом случае требует поиска выразительных плоскостно-силуэтных очертаний изображаемых форм. Композиционная организация выразительного силуэта входит в специфические задачи декоративной живописи и является необходимой составляющей частью графического проектирования в различных видах дизайна. Например, силуэтные изображения часто встречаются в продукции современного графического дизайна. В реализации курса «Декоративная композиция» мы рекомендуем, прежде всего, обратиться к поиску выразительных силуэтов форм в работе с натуры. Сначала это могут быть натурные постановки натюрмортов, затем силуэтное изображение фигуры человека и силуэт профиля в портрете. В процессе поиска выразительного силуэта той или иной формы происходит мысленное абстрагирование от многих сторон, признаков и внутренних связей изображаемого предмета, предполагающее творческий отбор и формообразование отвлеченных образов.
Помимо выполнения силуэтных изображений, в развитии художественно-эстетического потенциала будущих дизайнеров средствами декоративной композиции могут быть реализованы и другие творчески интересные и полезные задания. Например, создание выразительного колорита с использованием ограниченной цветовой палитры; организация знаков и символов в структуре монокомпозиции; построение сферического изображения пространства; использование оверлеппинга в декоративной композиции и др. Практика показывает, что развитию художественного вкуса, культуры и профессиональных основ дизайнерского творчества студентов во многом будут способствовать обращение к неформальной стороне изображения, выявление предметного компонента в изображении и изучение закономерностей природной гармонии в декоративной композиции.
Библиографический список
Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - Москва : Архитектура-С, 2007. - 392 с. - Текст : непосредственный.
Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 томах. Том. 3 / В. Г. Власов. - Москва. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. -752 с. - Текст : непосредственный.
Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства : учебное пособие / Ю. Я. Герчук. - Москва : Учебная литература, 1998. -208 с. - Текст : непосредственный.
Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства : учебное пособие / Л. П. Ермолаева. - Москва : Архитектура-С, 2009. 152 с. - Текст : непосредственный.
Кузин, В. С. Психология: учебник / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва : АГАР, 1997. - 304 с. - Текст : непосредственный.
Мелодинский, Д. Л. Ритм в архитектурной композиции : учебное пособие / Д. Л. Мелодинский. - Изд. 3-е. - Москва : ЛЕНАНД, 2017. - 240 с. - Текст : непосредственный.
Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учебное пособие / В. Б. Устин. - 2-е изд., уточненное и доп. - Москва : АСТ: Астрель, 2006. - 239 с. -Текст : непосредственный.