Научная статья на тему 'О критериях оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров'

О критериях оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО / ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / СИЛУЭТ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ ЖИВОПИСЬ / EXPRESSIVE MEANS OF PAINTING / COLORISTIC UNITY / THE INTEGRITY OF PERCEPTION / THE SILHOUETTE OF THREE-DIMENSIONAL SHAPES / DECORATIVE / ARTISTIC IMAGE / DESIGN PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаев Михаил Анатольевич

В работе рассмотрены критерии оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров, а также аргументируются отдельные показатели оценки различных аспектов декоративной живописи. В основе подготовки студентов-дизайнеров лежит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на овладение основами декоративной стилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criteria for evaluation of painting training in students

The paper discusses criteria for evaluation of painting training in design students, and proves the individual indicators for measuring various aspects of decorative painting. The basis of education of design students is the creation of common cultural and professional skills to the mastery of the foundations of a decorative style.

Текст научной работы на тему «О критериях оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров»

УДК 378.147

М. А. КАРНАЕВ

Омский государственный педагогический университет

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ_________________________________

В работе рассмотрены критерии оценки живописной подготовки студентов-дизай-неров, а также аргументируются отдельные показатели оценки различных аспектов декоративной живописи. В основе подготовки студентов-дизайнеров лежит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на овладение основами декоративной стилизации.

Ключевые слова: выразительные средства живописи, колористическое единство, целостность восприятия, силуэт объемных форм, декоративность, художественный образ, дизайнерская живопись.

Для определения уровня сформированности профессиональных живописных умений, прежде всего, необходимо обосновать критерии и отдельные показатели оценки учебных работ студентов-дизай-неров, которые основываются на объективных закономерностях изображения натюрморта, а также учитывают субъективные факторы восприятия.

При разработке критериев оценки студенческих работ, мы опирались на концептуальные положения, изложенные в исследованиях Г. В. Беды, Н. Н. Волкова, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова и других авторов, которые в соответствии со своей проблематикой обосновывали и соответствующие критерии оценки.

Выразительными средствами живописи принято считать: цвет, рисунок, композицию, а также фактуру красочной поверхности и выразительность мазков. Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, со светотеневой моделировкой с использованием конструктивных качеств построения и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Известно, что цветовая гамма — ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. По мнению Б. В. Иогансо-на: «... в природе не существует ничего бесцветного. Бесцветное существует только в плохой живописи (у натуралистов, в частности). В природе — все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры, до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонкие цвета. И очень часто глаз художника, не способный видеть их, обходит трудности выражения в живописи сложного цветового звучания и переводит живопись на рельсы тона, т. е. светлого и темного» [1, с. 98].

Следующим изобразительным и выразительным средством живописи является тон, который позволяет передавать не только объем и материальность изображаемых предметов, но и эстетическую ценность художественного произведения. При помощи тона выявляется контрастность света и тени, нюансировка освещенных и теневых плоскостей, также передается плановость изображения. Тон в живописи является одним из основных характеристик

цвета, определяющий его оттенок по отношению к основному цвету спектра. В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и придающий колориту цельность.

Многие художники-педагоги подчеркивали функциональные различия цвета и тона в живописном процессе, вместе с тем выявляли их взаимодействие для передачи предметности, объема, формы, перспективы, ритма и т. д. Известный оппонент Б. В. Иогансона, художник и педагог Н. П. Крымов писал: «Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном — общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее тона дня). Живопись — это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо — все живет подлинной полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали» [2, с. 13]. Диапазон тональных контрастов во многом обусловливается возможностями используемых живописных материалов, а также практическими умениями, что также возможно достаточно объективно оценить на всех стадиях выполнения живописного этюда.

Специфическими чертами живописного восприятия являются целостность, тонального и цветового решения. Ю. М. Кирцер утверждает, что специфика восприятия художника проявляется в целостности образного видения и умении в случае необходимости воспроизводить форму и цвет предмета не только с натуры, но и по памяти. Развитие восприятия включает в себя способность анализировать и синтезировать строение формы, сознательно и целенаправленно проводить сравнение и оценку пропорциональных, тональных и цветовых соотношений — иначе говоря, уметь остро наблюдать [3, с. 5].

Общие пропорции предметов, силуэт объемных форм, а также отдельные детали постановки обозначаются и подчеркиваются линией, которая является изобразительным и выразительным средством, как в графическом, так и в живописном произведении. В процессе обучения у студентов-дизайнеров фор-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

мируется умение использовать неограниченные возможности линии для передачи важнейших характеристик модели.

Будущим дизайнерам необходимо овладеть выразительными возможностями линии, изучить особенности изменения цвета, тона, толщины линии в изображении предметов, различных по форме и фактуре. Задачи, поставленные для написания декоративного живописного натюрморта, обуславливают использование различного характера силуэтной линии. Линия может быть контурной, обозначающей границы изображаемого предмета, объемнопространственной для передачи перспективных изменений предметов в этюде и т. д. Вполне очевидно, что уровень владения линией в живописном этюде вполне поддается достаточно объективному оцениванию.

В декоративной живописи особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, с учетом материала, из которого создана форма, фактуры поверхности и текстуры. Особую роль в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров на начальной стадии обучения следует отводить конструктивному анализу живописного натюрморта. В результате конструктивного анализа внешней формы нужно стремиться понять внутреннее строение — сущность предмета. Следует развивать у будущих дизайнеров объемно-пространственное представление о предмете, видеть и изображать форму объемно, в трех измерениях. П. П. Чистяков считал, что видеть правильно — это видеть трехмерно, нужно воспитывать не мышление, которое уже «видит» объемно, а свое зрение [4, с. 109].

Передача предметности изображения представляет собой результат сопоставления воспринимаемого предмета с группой подобных объектов по конкретным признакам, выявляющим его индивидуальность и общность с другими предметами, что говорит о последовательности наблюдения предмета и выявлении основных сопоставляемых тоновых и цветовых характеристик.

Кроме очевидных критериев оценки грамотного выполнения изображения, необходимо обосновать ряд показателей, оценивающих совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно-организационную роль декоративной живописи. В процессе изображения умение передавать замысел через композиционные параметры выражается в том, чтобы в каждом этюде студент ставил перед собой ясную смысловую задачу, до конца осознавал цель, к которой он должен идти. На этом пути ему необходимо выявить главное, основное в натюрморте, наиболее полно акцентирующее смысл постановки, а также возможные живописные действия.

В качестве основных критериев оценки живописного этюда необходимо обосновать и композиционные критерии. Наиболее важными из них являются: определение формата и расположение (вертикальное, горизонтальное) листа, выбор точки зрения, построение изображения с учетом декоративных задач, соразмерность предметов композиции, выделение зрительного центра, гармоничность цветовых отношений, цветовая напряженность, ритмичность цветовых пятен, образность композиционного решения. Данный аспект обусловливает эстетическую значимость живописного этюда, а также соотнесенность изобразительных действий

с поставленной задачей. Это позволит учитывать целостный перцептивный процесс при выполнении конкретной постановки.

Известно, что декоративность является одним из главных художественных средств создания дизайнерских произведений. Будущий дизайнер должен владеть многообразными и специфичными для каждого вида учебной постановки художественными приемами. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор (в т.ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др.

Специфика восприятия и анализа предмета и логика построения декоративного живописного изображения на двухмерной плоскости листа соотносится с первоначальным замыслом, который возможно описать в словесной форме, а затем сопоставить с окончательным изображением и достаточно объективно определить его целостную динамику. Воплощение первоначального замысла, существующего в воображении автора, связано с осмыслением знаний и умений его адекватного технического воплощения на картинной плоскости. Изобразительные средства, при помощи которых происходит реализация замысла, также вносят дополнительные, присущие декоративной живописи черты в содержание становящегося образа. Критерием, оценивающим связь живописного восприятия, изобразительных средств и композиционной составляющей, является выразительность изображения, обусловленная эстетической оценкой изображаемого и художественным замыслом.

С точки зрения Л. Г. Медведева, успешность воплощения замысла в конкретную композиционную форму в значительной степени зависит от волевого и сознательного усилия художника подчинить второстепенное главному, убрав все случайное, не связанное с общей концепцией замысла, подчеркнуть детали, помогающие восприятию основной идеи композиции. В конечном счете логика развития замысла художника должна диктовать логику восприятия зрителя: от общего эмоционального впечатления к сопоставлению отдельных образных элементов, образующих основу для понимания гармонической целостности образа, включающего в себя соразмерность формата и изображения, а также гармонию живописных форм. [5, с. 47 — 48].

Психологические особенности восприятия трехмерной модели и двухмерной картинной плоскости позволяют выделить первоочередные показатели успешного написания живописного этюда: умение целенаправленного наблюдения, понимание принципа перевода воспринимаемых объемных предметов постановки в условные (декоративные) живописные формы, перестройка константного восприятия в избирательно-целостное, целенаправленное и осознанное стремление к постижению образной сущности изображаемой постановки, наличие представлений и воображения.

В изобразительном искусстве принято связывать художественность с уровнем эстетического содержания произведения, где особая роль отводится взаимодействию содержания и формы. Форма, обусловленная особенностями содержания, имеет ряд показателей, характеризующих художественность, в том числе и гармоничность тональных и цветовых

отношении, контрастность, ритмичность и т. п., что

дает возможность оценить и соответствующие живописные умения. При разработке основных критериев оценки живописных работ целесообразно взять за основу диалектический принцип соответствия содержания и формы на различных уровнях профессионального становления и развития художника.

Таким образом, в основе подготовки студентов-дизайнеров лежит формирование общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми происходит в процессе обучения декоративной живописи.

Анализ теоретических аспектов обоснования критериальной базы живописных работ показал, что можно выделить три основные группы критериев оценки учебного натюрморта:

— первая группа критериев оценивает уровень развития восприятия: восприятие общих пропорций предметов, основных и второстепенных тональных и цветовых контрастов натюрморта, силуэтного очертания предметов, ритмического строя натюрморта, воздушной и линейной перспективы, композиционного и смыслового центра натюрморта, соотнесенность восприятия с замыслом, взаимодействие восприятия с представлением;

— во вторую группу вошли критерии, определяющие уровень образования представлений об изображаемом: представление о воспринимаемом предмете и завершенном живописном этюде, представление о натюрморте с различных точек зрения, представление об изобразительных и выразительных возможностях колорита, об изобразительных и выразительных возможностях тона в живописи, об орнаментально-ритмическом строе живописного произведения, представление о способах стилизации объемных форм в плоскости листа, о композиционной целостности натюрморта, о стилевом единстве живописной композиции;

— в третью группу вошли критерии, определяющие степень практических умений создавать

декоративные живописные композиции: композиционное размещение предметов в листе, передача конструктивных особенностей изображаемых предметов, использование стилизации как метода ритмической организации живописной композиции, взаимодействие силуэтов форм различных элементов натурной постановки, умение передачи основных цветовых и тональных отношений, использование контрастов (тональных и цветовых), выявление орнаментально-ритмической основы натурной постановки, степень условности как способ художественного обобщения в живописном этюде.

Библиографический список

1. Иогансон, Б. В. За мастерство в живописи / Б. В. Иоган-сон. — М. : Академия художеств СССР, 1952. — 213 с.

2. Н. П. Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания / ред., сост. и авт. вступит. ст. С. В. Разумовская. — М. : АХ СССР, 1960. - 264 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись : практ. пособие / Ю. М. Кирцер. — М. : Высш. шк., 1992. — 270 с.

4. Молева, Н. М. П. П. Чистяков теоретик и педагог / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — М. : АХ СССР, 1953. — 244 с.

5. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета : альбом-моногр. / Л. Г. Медведев. — СПб. : Мультипринт Северо-Запад, 2009. — 152 с.

КАРНАЕВ Михаил Анатольевич, аспирант кафедры живописи Омского государственного педагогического университета, доцент кафедры дизайна Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина (г. Бийск), член Союза художников РФ.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.04.2012 г.

© М. А. Карнаев

Книжная полка

Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : уеб для СПО / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2012. - 448 с. - ISBN 978-5-7695-8859-4.

Данный учебник раскрывает содержание деятельности учителя на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению младших школьников русскому языку. Авторы излагают современные научные достижения и передовой практический опыт в области преподавания русского языка в начальных классах в доступной, методически оправданной форме. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Языкова, Н. В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. Учебник для вузов / Н. В. Языкова. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с. - ISBN 978-5-09-018296-6.

В пособии представлены материалы для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам». Темы практических занятий, представленных в данном пособии, соотнесены с содержанием теоретического курса методики обучения иностранным языкам. В каждом практическом занятии сформулированы цели изучения темы, даны списки основной и дополнительной литературы, познавательные методические задачи, тестовые задания для самоконтроля и ключи к ним. Четкая структура пособия обеспечивает управление процессом усвоения знаний и формирования методических умений. Пособие предназначено для студентов языковых факультетов классических и педагогических университетов по специальностям 031001 — филология, 050303 — иностранный язык, 022600 — теория и методика преподавания иностранных языков и культур, 520500 — лингвист, бакалавр, 520300 — филолог, бакалавр, а также для учителей иностранных языков и аспирантов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.