Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ СРЕДСТВА / СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / ПРЕДМЕТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Шавина Дарья Игоревна

В статье рассматривается проблема разработки и использования предметных средств в формировании профессиональных способностей у студентов-дизайнеров. Дается теоретико-методологическое обоснование групп предметных средств в системе развивающей технологии обучения в Вузе, а также определена система предметных средств и разработано их содержание. Приводятся мнения исследователей и ведущих специалистов в области разработки развивающих технологий и предметных средств, а также используются данные опыта работы авторов. Делается вывод об эффективности и целесообразности использования предложенного методологического подхода к подбору предметных средств при решении не только познавательных задач в дизайн-обучении, но и в развитии мировоззрения студентов, полностью отвечающего целям формирования профессиональных способностей, профессионального самопознания и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абоимова Ирина Сергеевна, Шавина Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SUBJECT MEANS IN SHAPING PROFESSIONAL ABILITIES OF DESIGN STUDENTS

The article deals with the problem of the development and use of subject tools in the formation of professional abilities among students-designers. The theoretical and methodological substantiation of the groups of subject means in the system of developing technology of teaching at the University is given, as well as the system of subject means is defined and their content is developed. The opinions of researchers and leading experts in the field of development of developing technologies and subject tools are given, as well as the data of the authors' experience are used. The conclusion is made about the effectiveness and expediency of using the proposed methodological approach to the selection of subject tools when solving not only cognitive tasks in design education, but also in the development of students' worldview, which fully meets the goals of forming professional abilities, professional self-knowledge and self-development.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

3. Колиниченко А.В. Повышение квалификации педагога / А.В. Колиниченко // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 552-554.

4. Лашкова Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5(42). - С. 265-267.

5. Маркина Е.И. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций / Е.И. Маркина, И.В. Латыпова, Ю.Ю. Баранова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 136 с.

6. Пантелеева Н.Г. Система подготовки и переподготовки педагогических кадров - важное направление развития современной системы дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 2 (19). -С. 1-4.

7. Раджабова Н.Н. Модель повышения квалификации педагогических кадров на основе использования современных педагогических технологий / Н.Н. Раджабова // Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. - Минск: Мин. обл. ИРО. - 2015. - С 74-76.

8. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.О. Сафонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.

9. Янова М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Янова // Педагогический журнал. - 2012. - №4. - С. 63-73.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Шавина Дарья Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки и использования предметных средств в формировании профессиональных способностей у студентов-дизайнеров. Дается теоретико-методологическое обоснование групп предметных средств в системе развивающей технологии обучения в Вузе, а также определена система предметных средств и разработано их содержание. Приводятся мнения исследователей и ведущих специалистов в области разработки развивающих технологий и предметных средств, а также используются данные опыта работы авторов. Делается вывод об эффективности и целесообразности использования предложенного методологического подхода к подбору предметных средств при решении не только познавательных задач в дизайн-обучении, но и в развитии мировоззрения студентов, полностью отвечающего целям формирования профессиональных способностей, профессионального самопознания и саморазвития.

Ключевые слова: предметные средства, студенты-дизайнеры, предметная культура.

Annotation. The article deals with the problem of the development and use of subject tools in the formation of professional abilities among students-designers. The theoretical and methodological substantiation of the groups of subject means in the system of developing technology of teaching at the University is given, as well as the system of subject means is defined and their content is developed. The opinions of researchers and leading experts in the field of development of developing technologies and subject tools are given, as well as the data of the authors' experience are used. The conclusion is made about the effectiveness and expediency of using the proposed methodological approach to the selection of subject tools when solving not only cognitive tasks in design education, but also in the development of students' worldview, which fully meets the goals of forming professional abilities, professional self-knowledge and self-development.

Keywords: subject means, student designers, subject culture.

Введение. Современный этап развития цивилизации требует от дизайн-образования специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по культурным нормам, непрерывно развивать свои способности, стремясь к их универсализации. Поступательное развитие педагогической науки в связи с ломкой в настоящее время устоев жизни общества дает возможность разрабатывать и внедрять новые средства, формы и способы обучения будущих дизайнеров.

На первый план в содержании профессионального образования выступает общечеловеческая культура как основа творческой профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Многолетний опыт обучения студентов породил новую идею организации образовательной среды, обеспечивающей необходимые и достаточные условия непрерывного самопознания, саморазвития, через формирование у обучающихся универсальных способностей в рамках предметной культуры.

Понимание того, что каждый студент уникален и потенциально способен выразить в своем творчестве черты индивидуальности, дает основание рассчитать, чему и как учить, рассчитать группу средств, необходимых и достаточных для самовыражения, для выработки собственного отношения к культуре. Очевидно, что потребности студентов удовлетворяются в способах овладения различными предметными средствами, обеспечивая успешность их профессиональной деятельности. Современный социальный заказ обучения в дизайн-образовании ориентирован на развитие творческих способностей студентов, вовлечение их в самостоятельную творческую поисковую деятельность, приобщение к методам научного познания.

Все современные отечественные и зарубежные технологии в образовательном пространстве, занимаются, в основном, содержанием обучения, систематизацией знаний, а также разработкой и применением активизирующих приемов обучения. Общеизвестно, что традиционная парадигма образования, при которой знания, умения и навыки обучающимся сообщаются, определяет рамки, пределы для современных технологий образования. Вместе с тем ученые все настойчивее высказываются о необходимости скорейшего перехода на принципиально новую парадигму образования, где человек и его развитие

становится центром, ядром образовательного процесса, а культура (предметное содержание) является средством, обеспечивающим его развитие (Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, В.Я. Ляудис, М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин).

Идея личностно-ориентированного образования в настоящее время понята и принята многими педагогами, однако требуют еще разработки некоторые компоненты технологии развивающего обучения (аксиологические, онтологические, технологические). Исследователь К.Я. Вазина раскрывает сущность предлагаемой ею природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, апробация которой велась более 30 лет.

Позиция автора заключается в том, что «человек - уникальная, духовно-природная, саморазвивающаяся система», преобразованная в научную концепцию, дала возможность построить «технологическую модель природно-рефлексивного саморазвития человека». Вазина К.Я. выделила три основных параметра, необходимых и достаточных для сознательного управления человеком своей жизнью: потребности (интерес, мотив, желание, необходимость) - способности (природные механизмы и их социальное развитие) - сознание (природные механизмы и рефлексивная способность, позволяющая осознавать себя, свое поведение в окружающем мире) [3].

Эти три параметра функционально едины и составляют внутренний природно-рефлексивный механизм саморазвития человека.

Изложение основного материала статьи. Инновационный опыт формирования профессиональных способностей у студентов, будущих дизайнеров основывается на применении развивающих педагогических технологий с использованием таких предметных средств, которые помогают им овладеть общечеловеческой культурой. В настоящее время существует и успешно используется универсальная технология саморазвития человека, позволяющая создавать единую, культурную, профессиональную, творческую среду обучающего процесса для студентов. Технология, разработанная автором и руководителем научной школы «Саморазвитие человека» д. пед. н., проф. К.Я. Вазиной, имеет концептуальную, методологическую основу и систему инструментария к ней. Автор предлагает голографическую модель человека; обосновывает духовно-рефлексивные отношения человека с собой и миром на основе естественных, математических законов и открытий; теоретически осмысливает понятие человека как уникальной, духовно-природной, саморазвивающейся системы [3].

В широком аспекте данной проблемы развивающих педагогических технологий, системно-модульной организации обучения в вузе, развития и саморазвития человека исследовали следующие ученые: И.С. Абоимова, К.Я. Вазина, Л.П. Депсамес, С.М. Маркова, Р.С. Павлова, А. Поначугин, М.В. Ретивых, М.В. Хаджиева и др.

В предметной области учеными были созданы разработки не менее важные в современном дизайн-образовании. Так, исследователи И.С. Абоимова, Л.П. Депсамес в своих работах за основу берут инновационную модель саморазвития человека; разрабатывают комплект методического обеспечения единого образовательного процесса по дисциплине; предлагают новаторский опыт формирования профессиональных способностей у студентов к художественному творчеству; утверждают, что студенты-дизайнеры должны не только стремиться к творчеству, а постоянно пребывать в творческом бытии изначально и всегда [4].

Ценность опыта заключается в проектировании технологической организации развивающей среды, как основном условии формирования профессиональных способностей человека.

Важно отметить, что любая развивающая технология организуется и существует на двух уровнях:

1. Стандартный уровень, когда обучающийся функционирует в штатных ситуациях.

2. Творческий уровень, при котором человек ставится в экстремальные, нештатные ситуации и действует в них.

Последнее характерно для художественно-проектной деятельности дизайнеров, когда дизайнер обеспечивает

расширенное воспроизводство культуры, то есть творчество.

Необходимо постоянно поощрять творческую деятельность студентов, используя для этого разнообразные средства, стимулировать успех творческого процесса и избегать его неуспеха. Понятие «средство» происходит от слова «среда», родственными ему являются слова «посредник», «посередине». Собственно средства и есть среда, условия, обеспечивающие процесс развития самостоятельности, творческой активности студентов-будущих дизайнеров [1].

В данной модели развивающего обучения предметные средства имеют такие особенности, которые позволяют обучающимся пользоваться ими как упорядоченной системой, а не только как иллюстрацией теоретического материала. Деятельность обучающихся организуется с целой системой предметных средств, так педагог обеспечивает прогнозируемый результат по каждому конкретному предмету. Развитие предметных способностей у каждого студента происходит в процессе работы со средствами, которые являют собой интеграцию всех свойств среды. Только тогда способности можно развить в системе и целенаправленно.

Все предметные средства по этим основаниям можно разделить на группы:

Первая группа средств - это человек (преподаватель, студент, учебная группа). Человек в учебном заведении является и средой и развивающим пространством.

Второй группой предметных средств можно считать мировоззренческие средства, так как только они могут определить вектор самодвижения человека («профессиональную траекторию развития»). В предметных средствах содержатся культурные нормы, которые формируют у студентов ценностные ориентации. Овладение общечеловеческой культурой является очень важным средством и результатом, так как представляет собой уже мировоззрение каждого обучающегося. Студенты-дизайнеры имеют возможность активно проявить его в концептуальном дизайн-проектировании.

Третья группа средств заключается в раскрытии смыслов содержания каждого предмета, дисциплины, так как студенты работают с основными понятиями, категориями и системами [2].

Четвертая группа средств - это процессуальные или технологические средства, которые помогают обучающимся на конкретном предметном содержании, в конкретном предметном пространстве развивать свои способности.

Пятая группа предметных средств - заключается в возможности корректировать процесс обучения, через измерение преподавателем результата своей деятельности с использованием определенных критериев.

Идея осуществления интеграции обучения внутри учреждения, а также между различными образовательными учреждениями, которое бы не разрывало сознание студентов различными подходами к овладению предметным содержанием, заключается в том, что представленные группы предметных средств являются инвариантными. Это позволяет формировать способности студентов в одной системе координат.

Система предметных средств в развивающей технологии включает в себя:

- учебную программу;

- систему модулей;

- правила и алгоритмы деятельности;

- исследование сущности предметной культуры, закодированной в ключевых словах, названии учебной дисциплины - через «Древо понятий»;

- критерии оценки сформированности профессиональных способностей.

Системой данных методологических средств студентам создаются необходимые условия для их профессионального развития в едином образовательном пространстве высшего учебного заведения. Раскроем сущность данных средств и их значение в обучающем процессе.

Важное предметное средство - это системно-модульная организация содержания обучения. Методологическим основанием создания данного средства является единство многообразия мира и человека. Модуль - это средство преобразования научных знаний о мире и человеке в содержании учебных дисциплин дизайн-образования.

Модуль как средство целостной организации создает возможность быстрого установления обучающимися каналов взаимодействия с другими источниками информации (словари, учебники, книги, лекции и т.д.).

Данное средство позволяет на основе закона Гармонии непрерывно взаимодействовать человеку с миром. Это значит, что человек может взаимодействовать с миром в процессе всей жизни в познании, творчестве и практических делах. Содержание каждого учебного предмета строится на основе системы, которая познается обучающимися через исследование структуры, нормативных и функциональных основ, через овладение технологическими средствами и способами. В итоге у обучающихся развиваются такие способности, которые являясь универсальными, дают возможность осуществлять любую конкретную деятельность и вступать целостно в отношения.

Модуль является универсальным средством целостно познавать мир и себя, развивать потребности-способности-сознание. Зона общих целей, сравнение смыслов понятий, которые обсуждаются, работа в группе со словарями, книгами и другими культурными источниками - все это становится возможным при включении студентов в общую деятельность в рамках модуля. Так происходит осознанное взаимодействие обучающихся.

Насколько обучающиеся (студенты-дизайнеры) в процессе сложной мыследеятельности «сговорятся» (поймут друг друга, создадут новую идею, новый способ ее воплощения и т.д.), настолько каждый изменится в своем развитии. Очевидно, что в самой структуре модуля заложено целостное отражение мира: цель деятельности, структура деятельности, нормы связей, метод и результат функционирования (табл. 1).

Таблица 1

Примерная структура модуля (Вазина К.Я., Рефлексивная технология саморазвития человека)

Система (модуль)

1. Структуры системы Элементы, функции элементов, виды связей элементов, функции видов связей, функции системы.

2. Нормы связей (отношений) Объективные законы: всеобщие, общие, частные, правила, инструкции.

3. Метод функционирования системы Алгоритмы действия, способы взаимодействия.

4. Результат функционирования системы Свойства, качества, способности системы.

Повышение уровня саморазвития каждого студента через развитие у него мышления и сознания происходит постоянно, так как он может в рамках модуля дозировать содержание. Он понимает, какое содержание и с какой целью воспринимает, осознает это и «встраивает» в уже имеющуюся систему знаний. Благодаря модулю студенты взаимодействуют в двух моментах: в изучении структуры системы или в методе и результате функционирования.

Модуль как средство организации содержания является универсальным, он обеспечивает также и обмен информацией между студентами, обеспечивая развитие универсальных способностей (исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных, рефлексивных), а также определяет направление нового возникающего интереса. В зависимости от целей обучения, глубины и широты познания предметной культуры количество модулей в содержании обучения может меняться.

Саморазвитие обучающихся возможно в модульно-рефлексивном способе познания, так как в ограниченное время они получают больше знаний, осознают требования программы по конкретной дисциплине, включаются в усложняющуюся систему деятельности. Способы деятельности, многократно проверенные постепенно переходят в опыт студентов [6].

Художественно-проектная деятельность студентов-дизайнеров, формирование у них профессиональных способностей строится по определенным правилам и алгоритмам. Правила - это теоретические нормы к освоению культурных способов деятельности, которые необходимо перевести в алгоритмы, то есть последовательные действия по объективным нормам, обеспечивающим качества профессиональной деятельности. Правила и алгоритмы облегчают усвоение программного материала, нормируют содержания и способы деятельности.

Критерии оценки сформированности профессиональных способностей к дизайнерской деятельности и художественному творчеству определяют способности к созданию образно-смыслового содержания - преобразование идеи в знаковую систему проектной и художественной деятельности, расчет функциональных отношений, образно-смыслового содержания и осознания степени сформированности универсальной способности к художественно-проектной д еятельности [7].

Осознанием необходимости создания такого предметного средства, как «Древо понятия», явилось понимание сущности протекания информационного обмена в окружающем мире, в котором строится процесс приема и передачи информации человеком. Именно для культурного процесса приема - передачи информации, прежде всего и используется прием - «Древо понятия». Для построения «Древа понятия» необходимо использовать все богатство общечеловеческой культуры, которое в наиболее сконцентрированной форме представлено в словарях. Для этого, в учебном заведении должно быть обязательное и достаточное количество словарей, основными из которых являются: «Большой энциклопедический словарь»; «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль; «Толковый словарь русского языка» С. Ожегов, Н. Шведова; предметные, этимологические и специальные словари.

Как показывает многолетний опыт, «Древо понятия» - это любимое средство как педагогов, так и обучающихся. Оно быстро формирует способность культурного продуктивного действия. Как результат, проявляется интерес к познанию, уверенность к себе, уважительное отношение к коллегам за совместный интеллектуальный поиск, интенсивно формируются как универсальные, так и предметные способности. Работа с «Древом понятия» приводит к успешности познания мира, себя и радости самопознания.

Семантическое поле - это средство интеграции индивидуального опыта и научных общечеловеческих смыслов, формирующее сознание человека. Словом «семантика» (с греч. «обозначающий») в современной лингвистике обозначается все содержание, информация, передаваемые языком или словом, грамматической формой слова, словосочетанием, предложением. Осваивая в обучении какую-либо предметную область (содержание учебной дисциплины), обучающийся воспринимает ее, прежде всего, через ключевые слова. Как правило, это термины (слова или словосочетания),

обозначающие понятия специальной области знания или деятельности. Алгоритм усвоения предметного материала может быть различным.

Выводы. Технология дизайн-проектирования, безусловно, основана на последовательном применении способов анализа и синтеза, результаты которых должны быть интегрированы путем структурообразования и гармонизации объекта проектирования, реализованы в конкретных профессиональных способностях: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных и т.д. Дизайнерская деятельность тесно связана с психологией творчества, поэтому для интенсификации процесса проектирования необходимо применять в работе со студентами разнообразные способы эвристики, способствующие развитию фантазии и воображения, креативности в поиске новых нестандартных путей решения проектной задачи, обеспечивающие возможность наполнять форму смыслом и культурным содержанием.

В предметном пространстве, в правилах художественно-проектной деятельности заложены объективные культурные нормы закона Гармонии, ценность которого проявляется в том, что он позволяет системно исследовать любую ситуацию на основе общечеловеческой культуры, познавать общекультурное наследие.

Помимо системного освоения предметного содержания курса, такой методологический подход к использованию предметных средств позволяет решать важную познавательную задачу: проявлять самостоятельность в работе над выявлением ключевых понятий изучаемой предметной области; устанавливать многообразные сущностные, системные связи (линейные, иерархические, циклические) между ними, не воспринимать их только в готовом виде, преподнесенном педагогом или авторами учебных пособий, учебников. Обучающийся осваивает способы интеграции своего собственного индивидуального опыта познания и общечеловеческих, общекультурных, научных смыслов, являющихся результатом познавательной деятельности других людей.

В процессе такого продуктивного и творческого познания, осуществляется целенаправленное развитие мировоззрения, мироощущения студентов, полностью отвечающего целям формирования профессиональных способностей, профессионального саморазвития. Все вышеизложенное позволяет убедительно доказать, что технология саморазвития человека обеспечивает развитие потребностей - способностей - сознания человека, овладение человеческой культурой.

Литература:

1. Антюхов А.В. Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: учеб. пособие для магистров и аспирантов. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 320 с.

2. Белова И.Л., Швецова Е.А. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну // Традиции и инновации в дизайне: сборник научных трудов конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. - С. 76-81.

3. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов. - Наука и школа. - 2010. -№ 5. - С. 20-24.

4. Депсамес Л.П. Педагогические технологии в области дизайнерской деятельности: учеб. пособие. - Мининский ун-т. Нижний Новгород, 2016. - 59 с.

5. Павлова В.С. Возможности технологий развивающего обучения в профессиональной подготовке бакалавров // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 2 (69). - C. 125-129.

6. Поначугин А. Предметный модуль, роль и проблемы проектирования в системе универсального бакалавриата [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4. URL: // https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/299/300 (дата обращения: 03.05.2021).

7. Яковлева С.И., Лопатина М.Е. Профессиональное дизайн-образование и проектная деятельность. Проблемы подготовки дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 425-428.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и

технологий дошкольного и дополнительного образования Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Высшая и прикладная математика» Батаева Мадина Тархоевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Грозненский государственный нефтяной технический

университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной

психологии и дошкольной психологии Мусхаджиева Тамара Абдуллаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СОВЕРШЕНСТВУЮЩАЯСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Аннотация. В статье раскрыт метод учебных проектов как совершенствующаяся педагогическая технология работы со студентами. Технологические и социально-экономические изменения современной жизни все сильнее обозначают потребность в активных, деятельных людях, готовых быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию и саморазвитию. Автором раскрыто основное понятие термина «метод проектов» в трактовке отечественных ученых и педагогов высшего образования. Рассмотрены истоки появления и краткую историю развития данного вида работы с обучающимися, проблема организации которой охватывает не одно столетие, а находит отражение в работах ученых с античного времени до сегодняшних дней. Автор приходит к выводу, что проектная деятельность - одна из востребованных технологий современного образования, потому что практико-ориентирована и соответствует современному пониманию образовательной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: метод, учебный проект, педагогическая технология, работа, студент.

Annotation. The article reveals the method of educational projects as an improving pedagogical technology of working with students. Technological and socio-economic changes in modern life increasingly indicate the need for active, active people who are ready to quickly adapt to changing working conditions, capable of self-education and self-development. The author reveals the basic concept of the term "project method" in the interpretation of domestic scientists and teachers of higher education. The origins of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.