РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
УДК 34.096, ББК 67.75 © О.В. Анохина, Н.Б. Гребенникова, Ю.Е. Кайгародова
О.В. Анохина, Н.Б. Гребенникова, Ю.Е. Кайгародова
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО НАПРАВЛЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В своей статье авторы анализируют методику применения инновационных образовательных технологий при подготовке специалистов социального и правового направлений в контексте компетентностного подхода. Центральным объектом исследования является личностно-ориентированная парадигма, которая отличается тем, что преподаватель выступает не только как транслятор предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник профессионального становления студентов.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что компетентностный подход в профессиональном образовании характеризуется необходимостью изменения и коррекции в соответствии с новыми образовательными стандартами, а владение инновационными образовательными технологиями является составляющей компетентности преподавателя.
Также авторами исследуется технология коллективной мыследеятельности, которая представляет собой непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей студентов. Авторы полагают, что основная идея при реализации данной технологии состоит в активном взаимодействии преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на уровне их потребностей и способностей с опорой на жизненный и профессиональный опыт.
Несомненным плюсом статьи является исследование авторами эффективности применения рефлексивной технологии в деятельности юридической клиники. В качестве базы для исследования авторами выбрана юридическая клиника Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Авторы считают, что успешное применение рефлексивной технологии в деятельности юридической клиники определяется качественным анализом отзывов клиентов и рефлексии студентов.
В заключении авторы статьи делают вывод о том, что рассмотренные в исследовании технологии могут быть активно использованы при организации деятельности юридической клиники.
Ключевые слова: образовательные технологии, личностно-ориентированная парадигма, компетентностный подход, рефлексивная технология, юридическая клиника.
Современное профессиональное - приверженность студентов гуманистическим
образование развивается в контексте ценностям;
компетентностного подхода. - обеспечение связи приобретения знаний и
Компетентностный подход явился откликом на разработки стратегии учения профессионального
вызовы социально-экономической и социально- поведения [2 , а 8].
политической ситуации, что проявилось в стремлении Для реализации любого подхода в
учреждений высшего профессионального образования профессиональном образовании необходимо:
готовить специалистов общеевропейского уровня, 1. Определение концептуальных оснований
способных решать нестандартные профессиональные данного подхода, выявление специфических психоло-
задачи. го-педагогических условий, обеспечивающих соответ-
Основными качественными характеристиками ствие образовательного процесса данному подходу. компетентностного подхода в образовании являются: 2. Обеспечение готовности всех участников обра- центрирование на студенте; зовательного процесса к реализации данного подхода.
- изменение роли преподавателя - от 3. Обеспечение системного характера нововве-центрирования на нем к инструктированию и дений для реализации образовательных программ неконсультированию относительно среды или ситуации прерывного профессионального образования, в том обучения; числе и технологической компоненты.
- ориентация на цели и результаты; Теоретической основой нашего исследования
- содействие активному самостоятельному явились:
обучению студентов; - положения дидактики высшей школы
- концентрация на мотивационных, волевых и (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, социальных аспектах учения; Г.И. Ибрагимов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);
- теории профессионального и личностного саморазвития (В.И. Андреев, К.Я. Вазина, А.Д. Король, П.Н.Осипов, В.А. Сластенин, Л.М. Митина, И.А. Шаршов, С.Д. Якушева, и др.);
- теории становления социального работника как профессионала (В.В. Болучевская, В.Г. Бочарова, Н.Ш. Валеева, И.А. Нигматуллина, В.В. Сизикова, Л.В. Топчий, Г.Б. Хасанова, Н.Б. Шмелёва и др.);
- теории основных подходов в профессиональном образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф.Зеер, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Никитина, Н.М. Гаджиева).
Очевидно, что модернизация системы образования основывается прежде всего на парадигмальных изменениях. Существуют различные классификации и описания сущностных характеристик образовательных парадигм.
Так, Э.Ф. Зеер выделяет три парадигмы профессионального образования: когнитивную, деятельностную и личностно-ориентированную [5, с. 17].
В рамках перечисленных выше парадигм отличаются цели обучения.
В соответствии с когнитивной (знаниевой) парадигмой главной целью является информационное обеспечение личности, формирование знаний, умений и навыков, основ научного мировоззрения.
Сам термин «формирование» свидетельствует о том, что основную ответственность за качество и уровень образования несёт преподаватель. Преобладающей формой взаимодействия преподавателя со студентом является монолог, а личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Студенты являются объектами педагогических воздействий.
В контексте деятельностно-ориентированной парадигмы цель обучения определяется формированием знаний, умений и навыков, а так же обобщением способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности.
При организации образовательного процесса педагог опирается на теорию планомерного формирования умственных и практических действий, на представление о структуре целостной деятельности (мотивы - цели - условия - действия). Студент является объектом управления преподавателя. Инструментарием преподавателя являются следующие дидактические средства: направляющие тексты, технологические карты, программированные учебники, электронные учебные пособия.
Основным принципом обучения является индивидуализация, что обеспечивает возможность каждого обучающегося осваивать программу в индивидуальном темпе. Данная парадигма наиболее часто реализуется в системе начального и среднего профессионального образования.
Личностно-ориентированная парадигма отличается тем, что преподаватель выступает не только как транслятор предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник профессионального становления сту-
дентов, консультант, фасилитатор. Основное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. Коммуникативный процесс на учебных занятиях строится на основе диалога.
Личностно-ориентированная парадигма
выступает как инновационная по отношению к перечисленным выше — деятельностной и когнитивной. Поэтому часто в современной педагогической науке используют классификацию, состоящую из двух компонентов: традиционного и личностно-ориентированного образования.
Таким образом возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. «Эти тенденции указывают на то, что основными направлениями развития образования становятся подходы, ориентирующие систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию» [5, с. 53].
В рамках личностно-ориентированной парадигмы осуществляется профессиональное образование, целевым компонентом которого является саморазвитие.
Близкими к данному подходу является описание основных позиций компетентностного подхода В.И. Байденко, М.Б. Гузаирова, Н.А. Селезневой, которые утверждают, что в современной педагогической реальности происходит изменение парадигмы высшего образования: от преподавания к учению.
Ориентируясь на зарубежный опыт реализации компетентностного подхода, под компетентностью мы понимаем готовность выпускников высших образовательных учреждений включиться в профессиональную деятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает как определённая связь двух видов деятельности (настоящей - образовательной и будущей -профессиональной и практической).
Формирование компетентности возможно только при проявлении активности и большой степени самостоятельности студентов в процессе их профессионального и личностного становления.
Очевидно, что перечисленные выше основные характеристики компетентностного подхода свидетельствуют о его реализации в контексте инновационной для российского образования личностно-ориентированной парадигмы.
Принимая во внимание, что сам термин «подход» рассматривается как идеология и методология решения проблем, раскрывающая основную идею, социально-экономические, психолого-педагогические предпосылки, основные цели, принципы, этапы, механизмы и методы достижения целей, изменения должны касаться всех перечисленных выше компонентов.
Следовательно, главным условием
формирования ситуации перехода к
компетентностному образованию является создание целостной системы изменений, инноваций, которые имеют свои концептуальные основания, включают все компоненты системы и соответствуют образовательным стандартам нового поколения. Понятие инновации в образовании нами рассматривается как обновление или нововведение, которые направлены на разрешение противоречия между новыми требованиями перед
профессиональным образованием и готовностью и возможностями студентов и преподавателей соответствовать этим требованиям.
Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании характеризуется системностью изменений, как в концептуальных основах, так и в постановках целей, методическом обеспечении образовательного процесса, формах контроля, готовностью преподавателей и студентов эффективно взаимодействовать с учетом перечисленных выше нововведений. Изменение и коррекция содержания образования осуществляется в соответствии с новыми образовательными стандартами, а владение инновационными образовательными технологиями является
составляющей компетентности преподавателя.
В логике наших рассуждений необходимо использовать технологии, направленные на изменение коммуникативных и интеллектуальных процессов. Таким образом, в контексте компетентностного подхода востребована технология коллективной мыследеятельности.
Мыследеятельность определяется как синтез коммуникативных и интеллектуальных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности.
Технология коллективной мыследеятельности представляет собой непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей студентов.
Основная идея при реализации данной технологии состоит в активном взаимодействии преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на уровне их потребностей и способностей с опорой на жизненный и профессиональный опыт.
Данная технология направлена на инициирование и поддержание активности каждого студента на учебных занятиях.
Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре такта:
1. Ввод в проблемную ситуацию. Постановка проблемы, коллективное обсуждение целей и способов их достижения.
2. Работа в творческих группах. Выработка индивидуальной и коллективной позиции по изучаемой проблеме.
3. Общее обсуждение. Защита позиций, сформированных в творческих группах.
4. Определение новой проблемы. Направление процесса дальнейшего познания.
Для реализации данной технологии на учебных занятиях, по мнению К.Я. Вазиной необходимо, чтобы учебная задача не имела однозначного ответа.
Задача, в которой нет однозначного ответа, стимулирует обучающихся к осуществлению творческой деятельности. По заключениям К.Я. Вазиной, «деятельность является творческой в том случае, когда она осуществляется не по заданному образцу, а возникает в результате рефлексии, т.е. обращения человека к своему внутреннему миру, к своему опыту, ко всему тому, что он видел, слышал, читал, о чем думал, что чувствовал».
Творческая составляющая деятельности будет тем значительней, чем более отличаются совмещаемые точки опыта каждого участника коллективного действа.
Весь опыт можно условно разделить на три принципиально разных пространства:
1. Пространство опыта, которое человек приобрёл в процессе осуществления предметно-практической деятельности, в процессе наблюдения, исследования практической деятельности других людей.
2. Пространство опыта, которого человек приобрёл, осуществляя языковую, речевую деятельность, строя или воспринимая тексты, используя знаковые системы.
3. Пространство опыта переживаний, в котором «хранятся» воспринятые или усвоенные человеком идеи, позиции, чувства.
Интегрируя перечисленные выше позиции, мы разработали серию учебных занятий с использованием технологии коллективной мыследеятельности по дисциплине «педагогика».
Нами составлен текст, описывающий позиции педагогов, работающих в контексте различных парадигмальных оснований.
ТЕКСТ
Два учителя физики и математики решили обсудить результаты совещания педагогического коллектива. На совещании директор школы довёл до сведения коллектива, что один из педагогов (А) на уроке не стал запрещать ученикам говорить по телефону. Всякий раз, когда возникал телефонный разговор, он переставал говорить сам, чтобы не мешать важным переговорам. В результате данного педагогического эксперимента, учитель не успел объяснить материал, но задал домашнее задание и предложил детям самостоятельно изучить большой раздел. Несколько человек не смогли справиться с заданием и получили неудовлетворительные оценки. Один родитель высказал директору мысль о неуместности подобных экспериментов.
М: Думаю, что учитель прав, иначе как воспитать ответственность и научить ребят делать самостоятельный выбор.
Ф: Ученики - это наши дети, поэтому их необходимо контролировать. Следует строго управлять поведением учеников и не давать им спуску.
М: Если ими строго управлять, то они не научатся самостоятельности. Считаю, что отношения с детьми нужно строить на доверии.
Ф: Доверять то доверяй, но проверяй. Учёба -это напряжённый труд, для того, чтобы добиться успехов в учёбе, нужно прикладывать усилия. Учитель должен быть строгим и требовательным.
М: Современные реалии таковы, что главной целью образования становится обучение получению драйва от процесса познания. Мы должны сотрудничать с ребятами, вместе находиться в научном поиске. Нужно сделать всё возможное, чтобы учиться было для них интересно.
Ф: Не думаю, что только на интересе можно изучить физику или математику.
М: Я имела в виду, что ребята должны понимать, что учёба - это их ресурс для саморазвития. Главное обеспечить активность учеников любыми средствами.
Ф: В конечном итоге нам нужно их подготовить к ЕГЭ и научить решать задачи.
При анализе данного текста обучающиеся опирались на свои теоретические знания, практический опыт, демонстрировали свои ценностные позиции.
Отзывы участников семинара свидетельствуют об эффективности использования технологии коллективной мыследеятельности:
- выявлены проблемы, которые хочется обсуждать и решать. Интересно было услышать мнение всех участников: разный взгляд на ситуацию и различные возможные варианты решения проблем;
- очень интересно было работать в микрогруппах, в которых происходило столкновение различных видений ситуации, собственного опыта и способов разрешения конфликтных ситуаций;
- интересный ход: неоднозначность и неопределённость предложенной для обсуждения ситуации. Действительно, каждая группа определила свои условия и по-своему оценила ситуацию;
- важно, что удалось выделить общие и различия в позиции студентов и преподавателей, сформулированы проблемы для дальнейшего обсуждения.
Таким образом, образовательную технологию характеризуют два аспекта:
1. Проектирование процесса.
2. Получение конечного результата и его анализ.
Опираясь на идеи интеграции коммуникативной и интеллектуальной составляющей технологии, мы разработали авторскую технологию, которую определили как рефлексивную.
На I этапе в рамках контекстного подхода данная технология предполагает построение коммуникативного процесса на основе содержания личностного комплекса, что является элементом здоровьесбереже-ния (авт. М. Е. Литвак). При построении коммуникативного процесса создаются условия для получения позитивного результата по всем компонентам:
Позиция (Я+) достигается выбором студентами или индивидуальным характером задания.
■ позитивного подхода ориентируют студентов на личностный ресурс, свои знания и опыт, на сильные стороны личности, а не концентрируют внимание на недостатках студентов и неуспешности в деятельности.
■ Позиция (Мы+) достигается деятельностью микрогрупп, которая строится таким образом, чтобы каждый ощущал свою значимость. Педагог обращает внимание на построение взаимоотношений в группах. По итогам работы обязательно проводится рефлексия организационной деятельности.
■ Позиция (Они+) обеспечивается условиями ведения диалога в рамках фронтальной работы. Используются приемы: вопросы на понимание, обратная связь, экспертные заключения, подчеркивается значимость различных позиций при эффективном ведении диалога.
■ Позиция (Труд+) достигается в результате выполнения творческих заданий, которые составляются с учетом особенностей данной группы, дающие возможность для самореализации каждого студента.
Построенный таким образом коммуникативный процесс обеспечивает создание деловой конструктивной атмосферы на учебных занятиях.
На II этапе реализуется развивающая цель: развитие рефлексивных способностей. Проектируется процесс по логической схеме, предложенной О. А. Анисимовым.
Схема 3
Задание (поставлена задача)
преодоление затруднении
На данном этапе ставится интересная, с опорой на жизненный опыт студентов учебная задача, однако в процессе работы выявляются затруднения и затем ведется поиск преодоления затруднений, что позволяет каждому студенту решать личностные задачи саморазвития. Достижение цели возможно при получении новых знаний. Лекционный блок воспринимается студентами как личностно-значимый.
Расширяя возможности данной образовательной технологии, мы включили в неё элементы ролевого моделирования.
Поэтому рефлексивная технология включает следующие этапы:
1. Формулирование учебной задачи преподавателем.
2. Обсуждение и формулирование степени понимания данной задачи в микрогруппах.
3. Моделирование и проигрывание профессиональной проблемной ситуации.
4. Рефлексивный анализ затруднений.
5. Поиск наиболее конструктивного решения при работе в микрогруппах.
6. Обсуждение различных позиций и аргументов по конструктивному разрешению ситуации.
7. Выступление экспертов.
Расширенный вариант данной технологии направлен на формирование профессиональных компетенций на учебных занятиях.
Данная технология используется при организации внеучебной профессиональной деятельности. Примером служит включение студентов в консультационную работу юридической клиники созданной на базе НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий».
Эффективность применения данной технологии в деятельности юридической клиники определяется качественным анализом отзывов клиентов и рефлексии студентов.
Объем работы, выполняемой студентами в юридической клинике, может быть различным. Как правило, в клиниках выполняются все или некоторые из следующих действий: консультирование, обжалование, анализ документов, судебной практики. Студенты юридической клиники получают бесспорную возможность отшлифовать свои профессиональные навыки, научиться правильному консультированию граждан, составлению исковых заявлений по различным категориям дел, формированию дел, делопроизводству.
Задачи юридической клиники включают в себя не только углубление уже имеющихся знаний, но и развитие коммуникативных способностей,
профессиональной этики юриста.
Прием в клинике — это кропотливая работа студента, от которой зачастую зависит положительный результат по делу. При первой встрече от клиента берется необходимая информация для работы над делом, т.е. ответ на вопрос сразу не дается, т.к. студент, участвующий в деятельности клиники, еще не является специалистом и ему необходимо время для подготовки ответа. В последующем студент назначает клиенту дату и время для следующей встречи, в ходе которой как раз и дается ответ на вопрос клиента, возможные варианты решения проблемы.
О. В. Анохина и Ю. Е. Кайгародова в своей статье отмечают, что в структуре образовательного
комплекса студенты юридической клиники Сибирского института бизнеса и информационных технологий выполняют следующие специфические по своему содержанию функции:
- образовательную: расширяют, дополняют и углубляют знания, получаемые в учебном заведении;
- информационную: расширяют осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную: обеспечивают адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую: популяризуют идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
- агитационно-пропагандистскую: распространяют сведения о деятельности юридической клиники в целях привлечения новых членов;
- консультативную: распространяют функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Таким образом, анализ опыта применения инновационных образовательных технологий в контексте компетентностного подхода позволил нам сделать следующие выводы:
1. Компетентностный подход в профессиональном образовании реализуется в русле личностно- ориентированной парадигмы.
2. Одним из условий реализации компетент-ностного подхода является использование преподавателями инновационных образовательных технологий.
3. Эффективными технологиями, направленными на активизацию самостоятельного личностного и профессионального становления, являются: технология организации коллективной мыследеятельности и рефлексивная образовательная технология.
4. Перечисленные выше технологии могут быть активно использованы при организации деятельности юридической клиники.
Библиографический список
1. Анохина, О. В. К вопросу о роли юридической клиники в деятельности будущих юристов [Текст] / О.В. Анохина, Г.В. Елисеева. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1 (17). - С. 101-104.
Байденко В. И., Гузаиров М. Б., Селезнева Н. А. Актуальные вопросы современной дидактики высшего образования: европейский ракурс. - Уфа: УГАТУ, 2013. - 395 с.
2. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во М. гос. ун-т печати, 2002. - 145 с.
3. Гребенникова, Н.Б. Психолого-педагогические и организационные условия формирования профессиональной культуры специалистов по социальной работе в образовательном пространстве // Социальное проектирование: теория и практика - Материалы VII заочной международной научно-практической конференции. - Омск: ОмГУ, 2014 - С. 8-18.
4. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер -Екатеринбург: Изд.Урал.гос.проф.-пед.ун-та: 2006 - 258 с.
5. Уланов, А.В., Елизаров А.Б., Анохина О.В., Биктасов О.К. Гражданско-правовая тематика В «Вестнике Сибирского института бизнеса и информационных технологий» / А.В. Уланов, А.Б. Елизаров, О.В. Анохина, О.К. Биктасов // В сборнике: Результаты научных исследований научно-педагогических работников Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - Омск, 2016. - С. 53-57.
Сведения об авторах:
Анохина Ольга Викторовна - доцент факультета очного обучения, руководитель юридической клиники НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: anohina.ov@rambler.ru.
Гребенникова Наталья Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная работа, педагогика и психология» ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (644077, Российская Федерация, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А), e-mail: post@sano.ru.
Кайгародова Юля Евгениевна - кандидат юридических наук, доцент факультета очного обучения НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: post@sano.ru.
Статья поступила в редакцию 25.01.2019 г.