Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/93PVN315.pdf DOI: 10.15862/93PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/93PVN315)
УДК 65.013
Самерханова Эльвира Камильевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Заведующий кафедрой «Прикладной математики и информатики»
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: samerkhanovaek @gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=428670
Плесовских Галина Артуровна2
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Студентка
E-mail: [email protected]
Интерактивные технологии в организации профессионально-ориентированного пространства обучения студентов в вузе
1 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
2 http://vk.com/id56105104
Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются интерактивные технологии, как средство организации профессионально-ориентированного пространства обучения студентов в вузе. Среди многообразия интерактивных технологий авторы статьи останавливается на кейс-технологии. В содержательном аспекте, профессионально-ориентированное пространство обучения студентов представляет собой специально сконструированные преподавателем микропространства - ситуации жизнедеятельности, имеющие целью совместное решение профессиональных задач. В технологическом аспекте, организация профессионально-ориентированного пространства обучения студентов, представляет собой три взаимосвязанных этапа: целевой, практический, рефлексивный. Организация каждого этапа основывается на использование кейс-метода. Проведенное в статье исследование и полученные результаты определили наиболее актуальные личностные качества студентов, способствующие успешному освоению курсов с использованием кейс-метода. По мнению студентов, это: гибкость мышления, умение принимать других, ситуативность мышления, нацеленность на результат, ответственность, доброжелательность. Автором приводится пример организации профессионально-ориентированного пространства с использованием кейс-метода по дисциплине «Прикладные методы в экономике». В статье представлены некоторые результаты оценки степени овладения содержанием дисциплины по следующим кейсам: методы линейного программирования, метод сетевого планирования и управления, модели управления запасами, модели массового обслуживания, математические модели риска, моделирование производственных процессов, моделирование сферы потребления. Проведенное исследование и опыт организации профессионально-ориентированного пространства доказывают эффективность использования интерактивных технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное пространство; интерактивные технологии; кейс-технология; кейс-задание; ситуация; образовательный результат; личностные качества.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Самерханова Э.К., Плесовских Г.А. Интерактивные технологии в организации профессионально-ориентированного пространства обучения студентов в вузе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/93PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/93?^315
В современных условиях модернизации профессионального образования одной из задач качественной подготовки будущих специалистов, бакалавров, магистров является развитие у них способности самостоятельно добывать знания, решать нестандартные задачи и использовать знания из разных областей для решения профессиональных задач. [18].
В соответствии с новыми образовательными стандартами высшего профессионального образования, одним из требований к организации образовательного пространства является использование интерактивных технологий. Среди современных интерактивных технологий, позволяющих эффективно организовать профессионально-ориентированное пространство обучения студентов, является кейс-технология.
Само понятие «кейс-технология», «кейс-метод» пришло к нам из зарубежной практики и означает, во-первых, описание конкретной практической ситуации с использованием ситуационной методики «кейс-стади». [8] Во-вторых, представляет собой набор учебно-методических материалов: видео, аудио, электронных, выдаваемых студентам для организации самостоятельной работы.
В аксиологическом аспекте, профессионально-ориентированное пространство обучения студентов представляет собой стратегические ценностные установки участников образовательного процесса на совместное «проживание» и решение профессиональных задач. Здесь задается единое целевое мотивированное предметное пространство для развития общекультурных и профессиональных компетенций.
В содержательном аспекте, профессионально-ориентированное пространство обучения студентов представляет собой сконструированные преподавателем проблемно-ориентированные ситуации, направленные на совместное решение профессиональных задач. Все предметное содержание учебной дисциплины разрабатывается как система ситуаций, которая может рассматриваться в качестве достойной альтернативы классическому предметно-тематическому планированию. Преимуществом такой организации учебного процесса является единство целевых установок участников образовательного процесса, практическая направленность содержания, нацеленность на результат. [15].
В технологическом аспекте, организация профессионально-ориентированное пространства обучения студентов состоит из трёх этапов: целевого, практического, рефлексивного. На целевом этапе происходит деление всей учебной группы на небольшие микрогруппы по 5-6 человек, что позволяет обеспечить включенность каждого студента в практическую деятельность и мотивировать их к достижению конкретных образовательных результатов.
Обучающиеся включаются в обсуждение проблемы, предложенной преподавателем, и определяют общую зону целей. В процессе совместных дискуссий студенты обсуждают возможные средства, позволяющие решить поставленную проблему. На данном этапе студенты знакомятся с понятием кейс-технология, кейс-метод и приходят к пониманию необходимости его использования в решении их профессиональных задач. Для эффективного овладения программным материалом кейса обучающиеся также должны установить для педагога и себя начальный уровень своих знаний.
Реализация практического этапа включает в себя организацию совместной поисковой деятельности по нахождению оптимальных путей решения профессионально-ориентированных задач. На данном этапе студентам выдаются индивидуальные кейс-задания. В процессе работы над ними каждая из микрогрупп участвует в обсуждении решаемой проблемы, активно отстаивает свою позицию, представляются разные подходы к построению и реализации экономико-математических моделей, направленных на решение экономических задач. Результатом реализации практического этапа является выработка личных позиций
обучающихся, оценка своей деятельности в контексте общих целей микрогруппы. Педагог, на данном этапе выполняет роль консультанта по содержанию и определяет вектор дальнейшего движения каждого обучающегося из учебной группы. Путем обоснований, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению поставленной профессиональной проблемы. Так происходит понимание обучающимися своих целей, формирование собственной научной позиции, вырабатывается способность оперативного действия в конкретной ситуации.
Организация рефлексивного - заключительного этапа является самой сложной, так как здесь происходит осознание собственной и совместной практической деятельности. На данном этапе работы с кейсом обучающимся предлагается обратиться к их совместной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, по способу общения, наметить пути их исправления.
Таким образом, кейс-метод, становится тем системообразующим средством, который позволяет студентам, по-новому, смоделировать решение профессиональных задач, оценить полученные результаты. Снабдив обучающихся набором кейсом по профессиональным ситуациям, педагог дает им тем самым новые эффективные средства самостоятельной работы, что в свою очередь повышает познавательную активность студентов.
Профессионально-ориентированное пространство по дисциплине «Прикладные методы в экономике» для студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное образование (профиль «Экономика») организованно в виде системы ситуаций, каждая из которых содержит экономическую проблему, требующую решения. В каждой ситуации содержится кейс-задание, направленное на формирование образовательных результатов, в виде общекультурных и профессиональных компетенций. (табл. 1).
Таблица 1
Набор кейсов по дисциплине «Прикладные методы в экономике»
№ Название раздела Варианты кейс-задания Образовательный результат
1 Методы линейного программ ирования Предприятие электронной промышленности выпускает две модели радиоприёмников, причем каждая модель производится на отдельной технологической линии. Суточный объем производства первой линии - 60 изделий, второй линии-75 изделий. На радиоприёмник первой модели расходуется 10 однотипных элементов электронных схем, на радиоприёмник второй модели-8 таких же элементов. Максимальный суточный запас используемых элементов равен 800 единицам. Прибыли от реализации одного радиоприёмника первой и второй модели равны 30 и 20 долларам соответственно. Определить оптимальные суточные объемы производства первой и второй модели. 1. Применять математические методы линейного программирования к решению оптимизационных экономических задач; 2. Пользоваться необходимыми программными средствами при решении задач линейного программирования.
№ Название раздела Варианты кейс-задания Образовательный результат
2 Метод сетевого планирова ния и управлени я Проект строительства детского центра творчества состоит из девяти основных работ. Каков ожидаемый срок завершения проекта? Чему равно стандартное отклонение времени завершения проекта? Какова вероятность того, что выполнение проекта займёт не более 25 рабочих дней? (приводится таблица данных). 1. Применять метод сетевого планирования и управления к организации своей профессиональной деятельности; 2. Использовать графики Ганта для оценки и интерпретации результатов.
3 Модели управлени я запасами Годовой спрос составляет 1500 единиц, стоимость подачи заказа 150 рублей/заказ, издержки хранения одной единицы 45 рублей/год, время доставки 6 дней, 1 год=300 рабочих дней. Найти оптимальный размер заказа, издержки, уровень повторного заказа. 1. Применять математические модели управления запасами к определению предельных вероятностей состояний; 2. Пользоваться необходимыми программными средствами при построении моделей управления запасами.
4 Модели массового обслужива ния В парикмахерской работают три мастера, а в зале ожидания расположены три стула. Поток клиентов имеет интенсивность 12 клиентов в час. Среднее время обслуживания 20 минут. Определить относительную и пропускную способность системы, среднее число занятых кресел, среднюю длину очереди, среднее время, которое клиент проводит в парикмахерской. 1. Использовать основные законы моделирования систем массового обслуживания в решении профессиональных задач; 2. Пользоваться необходимыми программными средствами при решении задач массового обслуживания.
5 Математи ческие модели риска Вычисление распределения суммарного иска, т.е. суммы всех выплат страховщика по итогам страховой деятельности по всему страховому портфелю или по итогам деятельности в течение некоторого интервала времени (типовое задание). 1. Применять математические модели риска к оценки экономических рисков; 2. Владеть программным пакетом расчёта экономических рисков.
6 Моделиро вание производс твенных процессов Некоторое предприятие, затрачивая для производства 65 единиц материальных затрат и 17 трудовых, выпускало 120 единиц продукции. В результате расширения и увеличении материальных затрат до 68 единиц выпуск возрос до 124 единиц, а при увеличении трудозатрат до 19 единиц выпуск вырос до 127 единиц. Составить линейную производственную функцию и функцию Кобба-Дугласа. 1. Использовать основные законы моделирования производственных процессов в решении профессиональных задач; 2. Пользоваться необходимыми программными средствами при решении задач по моделированию производственных процессов.
7 Моделиро вание сферы потреблен ия Пусть функция полезности имеет вид: и(Х)= 1п(х1-4)+ 4 1п (х2-2). Известны цены на товары и доход: Р1 =24, Р2=8 0= 200. Найдите точку спроса. 1. Использовать основные законы моделирования производственных процессов в решении профессиональных задач; 2. Владеть необходимыми программными средствами при решении задач по моделированию сферы потребления.
Каждый кейс содержит набор учебно-методических материалов в виде лекций, презентаций, практических заданий, направленных на решение профессиональных ситуаций. Благодаря тому, что курс расположен в электронной информационно-образовательной среде Мининского университета каждый студент имеет возможность стать участником форума, чат-сессии, имеет доступ к видео материалам и ссылкам на ресурсы сети Интернет по каждому кейсу.
Технология работы с кейсом предполагает коллективно-индивидуальную форму организации обучения студентов на каждом из этапов и является дополнительным стимулом к развитию каждого студента. В процессе работы над кейсом предлагается организация обучения по трем видам связей: студент - педагог, студент - творческая микрогруппа, студент - учебная группа, чем и создается профессионально-ориентированное пространство для совместного решения профессиональных проблем, способствующее развитию личностных качеств: гибкости мышления, нацеленности на результат, умение применять других, ситуативности, ответственности, доброжелательности, инициативности.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в процессе решения профессионально-ориентированных задач происходило путём непосредственного взаимодействия педагога и обучаемого. Организация совместной работы была направлена формированием новых способов мышления, личностных и профессиональных установок, понимание совместных ошибок. Поэтому в процессе работы над кейсами были исследованы личностные качества студентов и степень овладения содержанием учебной дисциплины.
Успешность обучения студентов в процессе изучения дисциплины «Прикладные методы в экономике» определялась не только быстротой и умением правильно ориентироваться в условиях нестандартных ситуаций, но и умением правильно планировать свою работу, выстраивать межличностные отношения.
Результаты исследования студентов по самооценке личностных качеств показали, что в начале исследования на первое место студенты ставили такие личностные качества как, доброжелательность (18%), умение принимать других (17%),что свидетельствует о благоприятной атмосфере в учебной группе и возможности групповой работы над кейс-заданиями (рис. 1).
Рис. 1. Результаты самооценки личностных качеств студентов в начале изучения дисциплины «Прикладные методы в экономике»
В конце изучения дисциплины «Прикладные методы в экономике» студенты отметили важность и необходимость таких качеств как: ситуативность мышления (17%), нацеленность
на результат (16%), инициативность (15%), что свидетельствует о качественном изменении отношения к обучению (рис. 2). В процессе работы с кейсами студентам приходилось предлагать свои варианты решения проблем, отстаивать свою позицию, брать инициативу в свои руки.
Рис. 2. Результаты самооценки личностных качеств студентов в конце изучения дисциплины
«Прикладные методы в экономике»
Контрольно-диагностическое исследование по итогам изучения дисциплины «Прикладные методы в экономике» проводилось с помощью экспертной оценки, а также самооценки студентов на основе специально разработанных вопросов. В качестве экспертов выступали преподаватели, ведущие дисциплины экономического и математического профиля (рис. 3).
В исходных данных около половины группы студентов находились на невысоком уровне теоретической подготовки по основным математическим понятиям из области матричной алгебры, математического анализа, а так же некоторым экономическим понятиям: оптимального планирования и организации производства. Нельзя не отметить, что небольшая часть студентов разбирались в предметном содержании за счет общей эрудиции. На заключительном этапе обучения число студентов с недостаточным уровнем математической подготовки сократилось, за счет организации самостоятельной работы по актуализации их знаний из базового курса высшей математики.
Данные экспертной оценки показывают, что у студентов на самом низком уровне (74%) были сформированы математические и экономические понятия, входящие в кейс «Моделирование экономической динамики», «Математические модели риска». Это объясняется, прежде всего, сложным математическим аппаратом, который необходим в построении экономико-математических моделей.
Рис. 3. Степень овладения содержанием учебной дисциплины «Прикладные методы в экономике»
Значительные успехи получены по кейсам: «Модели массового обслуживания» (89%) и «Моделирование сферы потребления» (86%). Это связано, прежде всего, с тем, что студенты находились уже на достаточном уровне компетенции по математическим и экономическим знаниям, для использования их в решении профессиональных задач.
В процессе изучения дисциплины «Прикладные методы в экономике» основные трудности с которыми столкнулись студенты при решении кейс-заданий связаны с переводом экономической ситуации на язык математических символов для построения экономико-математических моделей. А именно: определение искомых величин задачи, определение параметра задачи в виде прибыли, себестоимости, времени, который служит критерием оптимальности решения экономической ситуации. Некоторым студентам было сложно определить, какие условия в отношении искомых величин и ресурсов задачи должны быть выполнены. Все эти данные необходимы для построения экономико-математических моделей.
Однако нельзя не отметить положительную динамику студентов по использованию программных средств при решении кейс-заданий. В качестве инструментального средства моделирования использовался стандартный офисный пакет Microsoft Excel.
В результате исследования было выявлено, что главным показателем овладения предметным содержанием являются не только хорошие оценки, но и ситуативность мышления студентов, свободное оперирование понятиями, самостоятельность суждений, умение связывать любой конкретный факт с научно-теоретическими основами, широта ориентировки в области экономико-математических моделей. Практический уровень подготовки студентов отличается более уверенным, обоснованным, доказательным творчеством, интересными приемами работы, гибкостью, ситуативностью.
Приведенные данные являются основанием для заключения, что практическая реализация интерактивных технологий на основе кейс-метода обеспечивает эффективность профессиональной подготовки студентов вуза и служит моделью построения отношений в учебной группе, так как результатом функционирования всех уровней взаимодействия в системе отношений является личностное и профессиональное развитие студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтиярова Л.Н. Формирование общекультурных компетенций как составляющей информационной подготовки студентов средствами MS ACCESS // Вестник Мининского университета. - 2013. - №2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2 (дата обращения: 13.03.2015).
2. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики// Вестник Мининского университета. - 2014. - №2.- URL: http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 13.03.2015).
3. Быстров, В.И. Комптентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005 г.
4. Вазина, К.Я. Комплект методического обеспечения модели саморазвития человека. - Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - 321 с.
5. Винник В.К. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях// Вестник Мининского университета. - 2013.
- №3. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/no3 (дата обращения: 13.03.2015).
6. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Формирование профессиональной мобильности специалиста в рамках компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. - 2013. - №1. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 13.03.2015).
7. Дударева Н.В., Унегова Т.А. Методические аспекты использования метода «CASE STYDY» при обучении математике в школе // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 242-246.
8. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин // ФЭн-наука.2012. Т.1. №9(12). С. 48-49.
9. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3.-URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 13.03.2015).
10. Найн, А.Я. Методологические основания проектирования и оценки алгоритма качества образовательного процесса в современном образовательном учреждении // Формирование эмпатийной культуры руководителя образования.
- Новосибирск, 2003. - С. 113-116.
11. Орлов, В.А., Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №4.
- С. 20-26.
12. Папуткова Г.А. Формирование конкурентоспособного специалиста в области профессионального экологического образования // Образование и наука. - 2006.
- №1. - С. 88-94.
13. Полат, Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. - Тула, 2000. - 172 с.
14. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. -М., 2000. - 487 с.
15. Самерханова Э.К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия // Образование и наука. - 2006. - №4. - С. 20-26.
16. Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства обучения студентов в вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2006.
17. Самерханова, Э.К., Круподёрова К. Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. - 2011. - №6. - С. 65-68.
18. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
19. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [электронный ресурс] http://ed.gov.ru/, свободный.
20. Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. E.C. Short. - N.Y., 1984. - 185 p.
21. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. - N.Y., 1992. - 70 р.
22. Jirasinghe D.J., Lyons G. The Competent Head: A Job Analysis of Head's Tasks and Personality Factors. - London, 1996. - 400 p.
Рецензент: Папуткова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)».
Samerkhanova Elvira Kamilevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: samerkhanovaek @gmail.com
Plesovskih Galina Arturovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Interactive technologies in the organization of professional-oriented space education of students in high school
Abstract. The subject of study of this article is an interactive technology as a means of organizing professional- oriented space education of students in high school. Among the variety of interactive technologies the authors stop on the case technology. In the aspect of content, professionally -oriented space education of students is the microspace - situations of life, specially designed by the teacher, the aim of which is a joint decision of professional problems. In the technological aspect, the organization of professional - oriented space education of students has three interrelated parts: target, practical, reflexive. The organization of each phase is based on the use of the case method. The study and research results given in the article, have identified the most relevant personal qualities of students, contributing to the successful development of courses using case method. In students' opinion, they are: flexibility of thinking, the ability to accept others, situational thinking, result-oriented ability, responsibility, kindness. The author gives an example of a professionally - oriented organization of the space with the use of case-method of the discipline "Applied Methods in Economics". The paper presents some results of assessment of the mastery of the discipline content using the following cases: the methods of linear programming, method of network planning and management, inventory management model, mass service model, mathematical models of risk, simulation of production processes, modeling the scope of consumption. Research and experience of professional - oriented space prove the effectiveness of the use of interactive technologies in the learning process.
Keywords: professionally - oriented space; interactive technologies; case technology; case -task; situation; educational outcomes; personal qualities.
REFERENCES
1. Bakhtiyarova L.N. Formation of common cultural competence as a part-lyayuschey information preparation of students by means of MS ACCESS // Herald Mininskogo University. - 2013. - №2. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_ activities/vestnik/archive/no2 (date of treatment: 13/03/2015).
2. Bicheva I.B. Formation of the career competence bachelors economy-ki // Herald Mininskogo University. - 2014. - №2. - URL: http: //www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (date of treatment: 03/13/2015).
3. Fast, V.I. Komptentnostny approach to the design of state educational standards of higher education. Guidelines for managers of UMO universities of the Russian Federation. - M.: Is interrogators-center quality problems of training, 2005.
4. Wazzin, K.Y. Toolboxes provide a model of self-development of man. - Nizhny Novgorod: VGIPU, 2003. - 321 p.
5. Winnick V.K. The theoretical bases of the organization of independent work of students in modern conditions // Herald Mininskogo University. - 2013. - №3. - URL: http: // http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3 (date of treatment: 13/03/2015).
6. Gruzdev M.L., Svinuhova M.Yu. Formirovanie-professional mobility of specialists within the competence approach // Herald Mininskogo uni-versity. - 2013. - №1. -URL: http: // http: //www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/no1 (date of treatment: 03/13/2015).
7. Dudarev N.V. Unegova T.A. Methodological aspects of the method «CASE STYDY» of teaching mathematics in school // Teacher Education in Russia. - 2014. - №8. - S. 242-246.
8. Lebedev T.E. Using case-method teaching economic disciplines // Feng nauka.2012. V.1. №9(12). S. 48-49.
9. Markov S.M., Tsyplakova S.A. Designing of pedagogical process on the basis of technological // Herald Mininskogo University. - 2014. - №3. - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (date of treatment: 13/03/2015).
10. Nine, A.J. Methodological bases of design and evaluation algo-rhythm quality of educational process in the modern educational institution // Formation Empathetic cultural education leaders. - Novosibirsk, 2003. - S. 113-116.
11. Orlov V.A., Lebedev V.P. Psychodidactic design aspects of the educational environment // standards and monitoring in education. - 2000. - №4. - pp 20-26.
12. Paputkova G.A. Formation of the competitive expert in on-field of professional environmental education // Education and science. - 2006. - №1. - S. 88-94.
13. Polat, E.S. Pedagogical technologies of XXI century // Modern problems of education. - Tula, 2000. - 172 p.
14. Polonsky, V.M. Glossary of terms and concepts for education and pedagogic-the boom. - M., 2000. - 487 p.
15. Samerkhanova E.K. Logical and informative description of the educational space as a pedagogical concepts // Education and science. - 2006. - №4. - pp 20-26.
16. Samerkhanova E.K. Organization of single educational space to train-of students in high school: the dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2006.
17. Samerkhanova, E.K., Krupodërova K.R. Networking teachers and students as the main condition for the creation of a single information and educational space // School of the Future. - 2011. - №6. - S. 65-68.
18. Serikov G.N. Education Management: systematic interpretation: Mono-graphy. Chelyabinsk - Univ of CSPU "Torch", 1998. - 664 p.
19. The Federal target program of education development for 2011-2015 On-dy [electronic resource] http://ed.gov.ru/, free.
20. Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. E C. Short. - N.Y., 1984. - 185 p.
21. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. - N.Y., 1992. - 70 p.
22. Jirasinghe D.J., Lyons G. The Competent Head: A Job Analysis of Head's Tasks and Personality Factors. - London, 1996. - 400 p.