8. Мамаева А.В., Чеберяк Ю.Г. Различия в средствах коммуникации у обучающихся младших классов с отсутствием общеупотребительной речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости // Специальное образование. 2016. №4. - С. 39-49.
9. Мамаева А.В., Штефанова Е.С. Влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. 2012. №4. - С. 49-56.
10. Менделевич Б.Д. Региональные особенности заболеваемости психическими расстройствами у детей и подростков в Российской Федерации // Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России, современные проблемы социальной и клинической сексологии: тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием. Казань. 13-15 сентября 2012 г. - СПб., 2012. - С. 28-29.
11. Протасова Е.Ю. Развитие семантической связности диалога «мать - ребенок» // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза). - М.: Наука, 1988. - С. 110-116.
12. Хышиктуева Т.П., Усачёва Е.Л., Лебедева Ю.В., Ахметова В.В. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) // Доктор.Ру. 2014. № 6-2 (94). - С. 22-26.
13. Шипицына Л.М., Михайлова Е.В. Вербальное общение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Навыки общения у детей с множественными нарушениями развития: учеб. пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипицыной и Е.В. Михайловой. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2013. - С. 95-103.
14. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. русск. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доцент Копий Андрей Григорьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доцент Жемчужникова Ирина Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования творческого потенциала педагога профессионального обучения в области дизайна, способного находить, предлагать и реализовывать эффективные методы обучения проектно-художественной деятельности для подготовки специалистов, владеющих проектной культурой востребованной современным обществом.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения, дизайн, дизайн-образование, творческий потенциал.
Annotation. The article describes the problem of creative capability development of vocational training in design, capable of finding, offering and implement effective methods of design and art education for wielding project culture professionals development. The project culture is demanded by modern society.
Keywords: vocational training teacher, design, design education, creative capability.
Введение. Изменения, происходящие в структурах современного общества, ставят перед образованием задачу подготовки специалистов. имеющих высокий уровень проектной культуры.
Дизайн-образование воспитывает проектно-мыслящего человека, который способен в дальнейшем работать в любой сфере социальной практики. Рассматривая возможности дизайн-образования Н.В. Воронов отмечает, что человек, научившийся дизайнерски мыслить подходит к решению проблемы в более расширенном варианте предполагаемых направлений действий, что позволит «поднять на новую ступень не одну лишь промышленность или государственную машину, но и всю культуру нации» [41.
Социальный заказ государства на специалистов, имеющих высокий уровень проектной культуры, сделал актуальным формирования творческого потенциала будущих педагогов в области дизайна, востребованных на разных уровнях образования.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время перед образованием стоит задача сформировать у обучающихся потенциал, позволяющий быстро социализироваться в стремительно развивающемся мире: иметь инновационное мышление, уметь ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и оперативно находить оригинальные и прогрессивные направления действий, быть готовым к творческому принятию решений на стыке различных видов деятельности. Непосредственно на этой стратегии развития должно сосредоточить свое внимание новое образование считают в своих работах Л.Б. Переверзнев, В.С. Шкляров [111, [141.
Автор И.Е. Никитина отмечает, что с деятельностных позиций «дизайн» как целостная система сосредотачивает в себе разные виды деятельности человека: познавательную, предметно-преобразовательную, аксиологическую, коммуникативную, которые являются основой устойчивого социально-экономического развития общества [10]. Таким образом, дизайн-образование воспитывает проектно-мыслящего человека, который способен в дальнейшем работать в любой сфере социальной практики.
Согласно мнению Х.Г. Тхагапсоева, еще одними аргументами, подтверждающими важность преподавания дизайна на всех уровнях образования, является то, «что дизайн укрепляет и объединяет в одно целое невербальное образование ..., и в том, что он увеличивает амплитуду мышления...» [13].
Особую значимость формирования культуры невербального общения, которая оптимизирует «процесс повышения культуры профессиональной деятельности и профессионального общения» в любом виде деятельности подтверждает в своих работах И.А. Ахьямова [1].
Образование в области дизайна можно рассматривать в двух направлениях:
- образование для дизайна, то есть подготовка специалистов к дизайнерской деятельности;
- дизайн для образования: начального, дополнительного, профессионального, высшего, где дизайн-образование, может стать основой концепции непрерывного развития творческих способностей личности [7].
Обращаясь к дизайн-образованию, с точки зрения подготовки педагога в области дизайна, стоит отметить, что в настоящее время возникло противоречие между социальным заказом государства на специалистов, имеющих высокий уровень проектной культуры, и недостаточно выстроенной системой дизайн-образования для всех уровней обучения, что делает актуальной подготовку педагогов в области дизайна [8].
Стимулирование формирования творческого потенциала будущего педагога в области дизайна, это «процесс побуждения и активизации потенциала обучаемых методами и средствами внешнего психолого-педагогического воздействия, направленного на достижение запланированного результата и повышения эффективности деятельности» [9, с. 4].
Автор З.Ф. Байгильдина, рассматривая сущность творческого потенциала личности, отмечает, что он характеризируется с двух сторон:
- как личная устремленность к действиям, то есть «жизненно важной силы реализовать свои задатки и способности в различных видах деятельности»;
- как заказ социума, то есть со «стороны действительных реальных, творческих потенций» [2].
Развитие творческого потенциала будущего педагога профессионального обучения в области дизайна
актуально как механизм:
- воспитания способного проектно мыслить человека, умеющего находить наиболее гармоничные условия для особенно ярко сформированного образовательного процесса, который будет направлен на духовное и нравственное совершенствование личности;
- оптимизации качества социально-культурного пространства, проектирования всего многообразия материальных и духовных потребностей.
Особенность подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна в том, что она проходит в параллельном освоении методологии дизайнерской деятельности и методики преподавания.
Таким образом, необходимо создание условий, которые дают возможность будущим педагогам в области дизайна самим экспериментировать, стремиться развивать свой творческий потенциал: осознанно и виртуозно овладевать и понимать специфику дизайнерской деятельности.
Именно от преподавателей будущих педагогов в области дизайна зависит в дальнейшем «особая мотивация к получению образования и входу в профессию» [6, с. 3].
Для более эффективной подготовки педагога дизайнера, необходимо перейти от образования, центрированного на фигуре преподавателя, дающего знания, к образованию, центрированному на процессе обучения, которое должно вдохновлять на творчество [12].
Требуется отметить, что будущему педагогу в области дизайна важно быть готовым творчески подходить к педагогической деятельности: планировать образовательный процесс, прогнозировать результаты, использовать необычные и нестандартные решения. Важно также постоянно совершенствоваться в дизайнерской деятельности: развивать свои творческие возможности, быть готовым к инновациям, потому «что инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации» [15, с. 14].
Пониманию специфики дизайнерской деятельности способствует выполнение творческих проектов разной направленности, а реализация педагогами дизайна психолого-педагогической составляющей программ апробируется в процессе прохождения педагогических практик в образовательных учреждениях разного уровня.
В результате обучающиеся получают целостное представление о процессе преподавания в области дизайна в зависимости от психофизиологических особенностей обучаемых.
При подготовке обучающихся к педагогической деятельности в области дизайна, важно акцентировать внимание на развитие наиболее значимых компонентов, определяющих эффективность творческого потенциала дизайнера и педагога. К таким компонентам можно отнести: личностно-творческий; особый стиль мышления; мотивационно - творческая активность; когнитивное системное развитие личности; готовность к совершенствованию технологического процесса деятельности; формирование гуманистических ценностей; эмоционально-ценностного, эстетического отношения к предметному миру и человеку в нем.
Осмысление обучающимися ресурсов дизайна, его возможностей, методов для дальнейшего использования в профессиональной деятельности в качестве педагога-дизайнера, как инструмента способствующего активизации развития личности во всех сферах жизнедеятельности, требует создания определенных организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования творческого потенциала будущего педагога-дизайнера:
- атмосфера толерантности; индивидуальное и групповое совместное творчество;
- осознание собственных возможностей в активной и динамичной позиции к своей деятельности;
- ориентация на положительный настрой;
- социально-творческие проекты;
- презентация успехов в конкурсах, выставках.
Полученные в процессе обучения знания и умения в дальнейшем успешно используются обучающимися в своей профессиональной педагогической деятельности.
Рассматривая образование, как начальную ступень самореализации личности в его будущей профессиональной деятельности дизайнера-педагога, необходимы проектные задания, которые будут способствовать наиболее полному и эффективному освоению картины мира во всех её проявлениях и в многообразии предметно-преобразовательной деятельности.
Устремление перехода творческого потенциала обучающегося на новый уровень, происходит тогда, когда появляется способность, осмысленно планировать и регулировать свою творческую деятельность. Все это предполагает поиск новых методов совершенствования процесса обучения будущих дизайнеров-педагогов, с учетом закономерного введения в систему творческих заданий новой направленности, с большей степенью неопределенности, имеющих неоднозначное решение.
Проблемные задания, в проектах имеющих высокую степень неопределенности, содействуют динамике развития любого «активного» процесса в деятельности человека [3]. Таким образом, эти задания в наибольшей степени способствуют приобретению социокультурного, педагогического опыта и активизации формирования творческого потенциала в учебном проектно-творческом процессе с ориентацией на генерирование новых креативных идей.
Примером может стать участие в проектах направленных на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья:
- конкурс дизайн-проектов организации интерьерного пространства в помещении досугового Центра для слепоглухих людей «ПЛОТ» (Пространство Людей Объединенных Творчеством);
- дизайн-проектирование и изготовление тактильных пособий, открыток, сувениров и книг для слабовидящих и слепых детей Нижегородской региональной общественной организации детей-инвалидов по зрению «Перспектива»;
- разработка и проведение мастер-классов и мероприятий для детей с ограничениями по зрению и для учащихся Государственного казенного образовательного учреждения «Школа интернат для глухих детей»;
- проектирование картотеки для библиотеки "Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интернат для слепых и слабовидящих детей».
Участие в проектах влияют на:
- развитие способности эмоционального сопереживания;
- глубокую осознанность и ответственность;
- активизацию воображения и представления;
- формирование уверенности в своих силах;
- умение находить новые способы выражения эмоций и чувства различными средствами художественного творчества;
- нестандартность мышления при решении задач с большей степенью неопределенности;
-осознание проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
- прочувствованное понимание и стремление к совершенствованию предметно-пространственной среды способствующей более быстрой адаптации в социуме людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Творческие проекты социальной направленности способствуют устойчивому развитию личности будущего дизайнера», эффективности формирования творческого потенциала педагога в области дизайна [5].
В процессе подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству: созданию художественных изделий с утилитарными и художественными функциями, поиску им нового звучания, на основе сохранения традиционного народного творческого почерка.
Одним из путей сохранения народного искусства, как ёмкого источника творческих поисков, является изучение и переосмысление в образовательной педагогической практике творческого наследия народных мастеров, а также проектный поиск их интерпретации в новом воплощение, стилистических решениях, материалах, технологиях с использованием новых инструментов. Народные виды творчества, которые порой стали забываться современным поколением, возвращаются с новыми возможностями их реализации и применения в различных сферах деятельности. В настоящее время зарождаются, берущие начало от народных промыслов, нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства.
Примером может стать творческое задание по проектированию и созданию декоративных изделий на основе изучения глухой домовой резьбы Нижегородской губернии. Выбор темы был обусловлен тем, что возникла проблема утраты ценностных культурных ориентиров, к которым относится этот уникальный народный промысел, понимание которого способствует осознанию личного причастия к своей культуре, формирует любовь к родному краю.
Разнообразие форм и видов комбинаций рисунков глухой резьбы подтолкнуло к идее выполнения творческих работ и сохранения образов уходящего народного промысла в современных техниках декоративно-прикладного искусства.
Проект по данной теме выполнялся с использованием одной из нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства, техники гильоширование (выжигание по ткани). Эту технику декоративно-прикладного искусства можно отнести к «резьбе» по ткани или вырезание на ткани с помощью выжигания.
Создание художественных образов в технике гильоширование способствовало многовариантному поиску, как самого образа, так и его цветового решения приемом коллажа при раскладке ткани, способа склейки тканей (выполняется методом прижигания), дающей разнообразные виды оконтуривания элементов.
Понимание дизайноемкости народного искусства, его осмысление и усвоение творческого наследия способствует:
- воспитанию эстетического восприятия народного искусства;
- формированию духовного потенциала;
- нравственному становлению личности;
- росту художественно-творческих способностей будущих педагогов дизайна;
- становлению национальной самоидентификации.
Все это в совокупности не только формирует творческий потенциал будущих педагогов в области дизайна, но и станет фундаментом для новых педагогических решений в образовательной практике.
Выводы. Актуализация формирования творческого потенциала педагога профессионального обучения в области дизайна обусловлена социальным заказом общества к образованию на подготовку личности с проектной культурой, поэтому формирование устремленности к творческим действиям необходимо будущему педагогу дизайна, как для проектирования художественно-образного решения предметного мира по мере предмета и мере человека, так и для становления личностно и профессионально значимых для педагога дизайна способностей: осознанной мотивации к преподавательской деятельности в дизайн-образование: стремлению не только к предоставлению доступа к знаниям обучаемых, но и вдохновению на
творчество, воспитанию проектно-мыслящей личности.
Литература:
1. Ахьямова И.А. Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании: автореф. дис. ... д-ра .пед.наук. М., 2013. 36 с.
2. Байгильдина З.Ф Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13025394 (дата обращения 18.09.2020)
3. Белоусова Е.А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. 2018. №50 (236). С. 459-459 URL: https://moluch.ru/archive/236/54669/(дата обращения 20 октября)
4. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. Тюмень, 2005. - 224 с.
5. Зимина Е.К., Копий А.Г. Творческие проекты социальной направленности для становления личности будущего дизайнера // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. - № 2(54). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/tvorcheskie-proekty-sotsialnoy-napravlennosti-sredstvo-professionalno-Hchnostnogo-stanovleniya-buduschego-dizaynera (дата обращения 10.07.2020)
6. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С.3). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (дата обращения 18.09.2020)
7. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 388 с.
8. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации.Нальчик: Изд-во Каб.-Балк. гос.ун-т, 2011. - 411 с.
9. Наумова Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-4: (дата обращения 18.09.2020)
10. Никитина И.Е. Специфика дизайна как современного средства проектирования социокультурного пространства: автореф. дис. . канд. философ. наук: Ростов-на-Дону, 2007. 21 с.
11. Переверзев Л.Б. Дизайнерское образование в в условиях развивающейся страны // труды ВНИИТЭ. Дизайн в высшей школе. М., 1994. 142 с.
12. Сафьянникова В.И. Макиенко М.А., Вехтер Е.В. Инженерия и дизайн в обществе будущего // Вестник Сибири. 2017. №2 (25) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzheneriya-i-dizayn-v-obschestve-buduschego (дата обращения 26.09.2020)
13. Тхагапсоев, Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик: Эльфа, 1997. 119 с.
14. Шкляров, В.С. Дизайнерское творчество в эстетическом развитии учащихся общеобразовательной школы // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы: сб. науч. тр. Арзамас. гос. пед. инт. М. Арзамас: АГПИ. 2002. - С. 130-134.
15. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 14. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14 (дата обращения 18.09.2020)
Педагогика
УДК 376. 37
кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистр Петрунина Людмила Сергеевна
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена логопедическим проблемам детей, которые изучают иностранный язык на раннем этапе. Представлены возможные причины появления нарушения. Описана специфика работы с детьми данной категории.
Ключевые слова: нарушения речи, раннее развитие, особенности коррекционной работы. Annotation. The article is devoted to speech therapy problems of children who learn a foreign language at an early stage. Possible causes of the violation are presented. The specifics of working with children in this category are described.
Keywords: speech disorders, early development, features of correctional work.
Введение. Современного человека сейчас невозможно представить без владения иностранным языком. В настоящее время среди современных родителей наблюдается колоссальный интерес к более раннему изучению иностранных языков детей и родители не задумываются о реальных возможностях речевого развития своего ребенка. Можно сказать, что это связано с большим количеством внешних факторов, например: развитие туризма между определенными странами, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами и другое. Новые времена диктуют новые условия. С каждым годом растет потребность в увеличении объема знаний на иностранном языка, но самое главное, о самом иностранном языке, о культуре и традиция страны, изучаемого языка. Как логопеды , мы понимаем риски раннего усвоения иностранных языков при не окрепшем речевом становлении ребенка таких, как билингвизм, нарушения звукопроизношения, письменной и устной речи. Поэтому немаловажно проконсультироваться со специалистами - невропатологом, логопедом, учителем английского языка, воспитателем и учителем начальных классов, для понимания рисков и возможностей своего ребенка, поиска альтернативных современных методик обучения иностранному языку.