Научная статья на тему 'Творческие проекты социальной направленности - средство профессионально-личностного становления будущего дизайнера'

Творческие проекты социальной направленности - средство профессионально-личностного становления будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ТАКТИЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ / design / personality formation / social responsibility / creative projects / tactile manuals.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. К. Зимина, А. Г. Копий

В статье рассмотрены возможности творческих проектов социальной направленности по созданию тактильных пособий и интерьеров с тактильными элементами для незрячих и слабовидящих детей и их влияние на становление личности будущего дизайнера. Выявлено, что работа над проектами предложенной тематики способствует формированию социальной ответственности и гармонизации эмоциональной и рациональной составляющей в деятельности дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SOCIAL PROJECTS – A TOOL FOR PROFESSIONAL PERSONALITY FORMATION OF FUTURE DESIGNER

The article considers the possibilities and impact of socially oriented creative projects to create tactile manuals and interiors with tactile elements for blind and visually impaired children at the formation of the personality of a future designer. It was revealed that work on projects of the proposed subject contributes to the formation of social responsibility and harmonization of the emotional and rational component in the designer’s activities.

Текст научной работы на тему «Творческие проекты социальной направленности - средство профессионально-личностного становления будущего дизайнера»

УДК 378

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ -СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

© 2020 Е. К. Зимина1, А. Г. Копий2

1канд. пед. наук,

доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна,

e-mail: zimina-evg@bk.ru 2 доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна

e-mail: copii@list.ru

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

В статье рассмотрены возможности творческих проектов социальной направленности по созданию тактильных пособий и интерьеров с тактильными элементами для незрячих и слабовидящих детей и их влияние на становление личности будущего дизайнера. Выявлено, что работа над проектами предложенной тематики способствует формированию социальной ответственности и гармонизации эмоциональной и рациональной составляющей в деятельности дизайнера.

Ключевые слова: дизайн, становление личности, социальная ответственность, творческие проекты, тактильные пособия.

Постиндустриальное общество динамично меняется, возникает необходимость быстро ориентироваться и принимать решения, эффективно осваивать огромные потоки информации, реагировать на происходящие в разных сферах деятельности и обществе изменения, успешно действовать в максимально неопределенной обстановке, подходить к решению проблемы с разных точек зрения при создании целостного, эстетически значимого, художественно-выразительного продукта творческой деятельности в области дизайна. Всё это требует от будущего дизайнера постоянного и устойчивого развития личности социально ответственной за результат своих действий

Авторы Т. П. Николаева и И. Б. Бичева определяют, что для устойчивого развития личности необходимо «непрерывное профессионально-личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития» [Николаева, Бичева 2015].

Освоение дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности, по нашему мнению, способствует устойчивому развитию личности, поскольку дизайн можно рассматривать в единстве и эволюции всех сторон человеческой деятельности, а также процесса и ее результата:

- предметно-преобразующей: способы и приемы проектной творческой деятельности по мере предмета (задачи инженерные, экологические) и мере человека (задачи социологические, экономические, эргономические), на основе эстетического принципа, то есть решать как рациональные, так и эмоционально чувственные задачи при создании целостного, эстетически значимого объекта творческой деятельности в области дизайна [Зимина 2012: 137]:

- коммуникативной: способности практического применения навыков коммуникации, умения посредством общения передать информативно замысел, содержание, разрешить возникшие вопросы в своей проектной деятельности дизайнера;

- аксиологической: понимания эстетической ценности создаваемых предметов;

- познавательной деятельности, содержащей эмоциональную составляющую (анализ окружающего мира с помощью зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений) и логическую (анализ с помощью мышления и общения).

Анализируя процесс «освоения» окружающей природной и предметной действительности, с психолого-педагогических позиций, автор С.Н. Жданова рассматривает его как соединение теоретического и практического, то есть познания и опыта, эмоционально-чувственного и рационального мышления [Жданова 2007].

Создавая и преобразовывая предметный мир, дизайнер способен полностью раскрыть свою личность, свою социальную позицию. В Папанек отмечает ответственность дизайна перед обществом, так как он способен делать мир лучше не только в эстетическом, но и социальном плане [Папанек 2015].

Особенность дизайнерского подхода в том, что продукт дизайна определен требованием социума и ориентирован на достижение наиболее полного соответствия потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим, что способствует развитию сознательного и осмысленного отношения к миру предметов, осознанному объединению различных областей знаний; формированию понимания гармонии мира предметов и мира природы, и «это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе и в формировании личности» [Воронов 2005: 31], что актуально и отвечает требованиям современной социальной жизни и образовательной политике.

С.Ю. Новикова отмечает, что с социальной позиции будущий дизайнер должен осознавать ответственность в аспекте проблем создаваемых предметов: «философии техники», «философии культуры» - и в «аспекте личностной ответственности дизайнера». Исследователь определяет, что именно «гуманитарные ценности должны выступать главным основанием дизайнерского проектирования и оценки эффективности проекта», а также подчеркивает ответственность дизайнера на психологическом уровне и делает акцент на эмоциональном дизайне, когда решающее значение имеют положительные эмоции от предмета дизайна [Новикова 2014].

Развитие эмоционального интеллекта также является важной составляющей в творчестве дизайнера, «поскольку использование эмоций является неотъемлемой частью мышления, процесса принятия решения, мотивации и поведения», влияет на эффективность дальнейшей деятельности в социуме, как утверждают авторы А.В. Гришина, О.М. Исаева, С.Ю. Савинова [2018]. Эмоциональный интеллект необходим дизайнеру для понимания как своих эмоций, так и эмоций окружающих.

Дизайнерская деятельность основана на взаимообмене информацией и технологиями, включает эстетический и технологический компоненты, которые нераздельно связаны между собой в решении задач с большей степенью неопределенности при проектировании объекта дизайна.

Проектирование объекта дизайна происходит посредством гармонизации деятельности человека и предметного мира через рациональное и эмоционально-чувственное познание его назначения.

Преобразовательная деятельность дизайнера, то есть изменение предметного мира для адаптации человека к окружающей среде, лежит в основе способа

существования человека и является его характеристикой, это основа гармоничного взаимодействия с обществом, природой, технологической средой, что делает актуальными осмысление и освоение педагогического потенциала дизайна в творческих проектах социальной направленности, таких как создание социально ориентированных предметов и объектов дизайна, в частности оказывающих социальную помощь в интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социальные требования к устойчивому развитию личности, к формированию социальной ответственности будущих дизайнеров, становлению гуманитарных ценностей стали внешними факторами, обусловившими необходимость включения обучающихся, посредством творческих проектов в социально-активную деятельность, для обеспечения самореализации и гармоничного формирования эмоционально-чувственной и рациональной стороны освоения дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности.

Востребованы проектные задания, позволяющие обучающимся понять и прочувствовать всю меру ответственности результатов своего дизайнерского творчества. Отдавая должное исследованиям, посвященным актуальности дизайнерского подхода как специфического средства социализации, Е.А. Климов подчеркивает важность осознания ценности для общества предполагаемого результата деятельности [Климов 1986].

При выборе заданий для творческих проектов внимание направлено на проектно-художественные задачи, позволяющие обучающимся, опираясь на широкий круг знаний, освоить дизайнерский подход в его практической реализации через процесс гармонизации рационального и эмоционально-чувственного в дизайне, а также постичь ответственность за результат своей деятельности перед обществом.

Интересным опытом гармонизации эмоционально-чувственного и рационального в создаваемом дизайнерском объекте и столь важного для будущего дизайнера умения синтезировать и структурировать информацию стали творческие задания социальной направленности для обучающихся НГПУ им. Козьмы Минина. Обучающиеся факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна получили предложение спроектировать предметно-пространственную среду для незрячих детей и детей с остаточным зрением.

Отличительной особенностью этих проектов стало то, что они имели реальных заказчиков, которыми стали Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей и Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива» (руководитель - незрячий педагог, кандидат психологических наук Ирина Германовна Сумарокова).

Поиск решения организации интерьерного пространства и его предметного наполнения для более активной адаптации и самореализации детей-инвалидов по зрению вызвал большой интерес обучающихся.

Будущие дизайнеры оказались в нестандартной для них ситуации: чтобы спроектировать тактильное пособие, необходимо было идентифицировать себя с ребенком, который никогда не видел или имеет лишь остаточное зрение. Исходя из цели творческого задания, обучающимся надо было научиться чувствовать окружающий мир, понимать его, получать эмоции и чувства, используя лишь те органы чувств, которые являются сохранными у незрячих детей.

Всё это потребовало внимательного изучения эмоционально-чувственной составляющей проектируемых предметов интерьера и пособий, для чего необходимо было «воспитать умение вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях», что, как отмечают авторы Н.В. Сырова и В.Н. Чикишев, «является

важнейшей задачей при обучении студентов всех творческих специальностей» [Сырова, Чикишев 2018].

Проектирование тактильных пособий для эмоционально-чувственного развития незрячих детей и детей с ограничениями по зрению потребовало тщательной подготовки: проведения исследования и анализа пособий, направленных на развитие сохранных анализаторов; встречи с тифлопедагогами для определения основных направлений работы при проектировании и изготовлении тактильного предметного пространства; изучения основных требований Российского стандарта тактильных пособий для незрячих и слабовидящих дошкольников и младших школьников к их безопасности, эргономике и оформлению.

В результате было установлено, что для полного и объемного представления о мире человек использует все органы чувств, но наибольшее количество информации человек получает при помощи зрения, а недостаток зрительной информации о предметах и явлениях окружающего мира приводит к тому, что незрячие дети имеют свои специфические особенности. К ним, в частности, относится нарушение эмоционально-чувственного восприятия, в основе которого отсутствие механизмов зрительно-моторной координации, что приводит к задержке в развитии, получению нечётких представлений об объектах действительности

Неспособность ребенка с ограничениями по зрению сформировать целостный образ объекта обусловлена недостаточностью чувственного опыта, исходя из этого проектируемые предметы интерьера должны иметь тактильные элементы, несущие информацию о предмете, его назначении. Тактильные картинки должны иметь изображения, соответствующие не только зрительному восприятию образа, но и тактильному.

Формирование компенсаторных механизмов мироощущения для дальнейшей интеграции в обществе детей младшего школьного возраста с ограничениями по зрению требует создания специальных пособий и предметного наполнения пространства. Единственным путем развития этих детей в изучении окружающего мира являются сохранные органы чувств, которые необходимо тренировать с целью более точного дальнейшего формирования целостной картины мира и приобретения возможности почувствовать его красоту, получить те эмоции, которые обретают зрячие дети.

Тактильные пособия должны развить мелкую моторику и тактильную чувствительность, которая будет компенсировать недостаточность или отсутствие зрения.

Изучение опыта современных и зарубежных тифлопедагогов позволило сделать вывод: дети младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения наиболее хорошо воспринимают пособия, которые выполнены с использованием разных фактурных материалов, способствующих получению разных тактильных эмоций, соответствующих создаваемому образу.

Тифлопедагоги уточнили: при работе с незрячими детьми для формирования точного образа посредством сохранных органов чувств чаще всего используют модели, отвечающие требованию наиболее точного внешнего сходства с реальным объектом, что важно учитывать при проектировании и создании тактильных пособий, а также предметов с тактильными элементами, книг и т.д.

Выявлено, что тактильные изображения, выполненные из разных фактур, имеющие оптимальное зрительное и тактильное сходство с иллюстрируемым объектом, тактильно понятны, быстрее узнаются, дают разнообразные, богатые ощущения, на основе которых формируется достоверное представление об объекте, его сенсорный и эмоциональный образ [Сумарокова 2009]. Применение технологии полной

разнофактурной аппликации способствует активации эмоционально-чувственного развития детей.

Работая над дизайном тактильных пособий, необходимо тщательно проводить подбор фактурных материалов, чтобы передать чувственные и тактильные характеристики изображаемого объекта, его реалистичность; материалы должны быть тактильно приятными, соответствовать образу, не быть колющими, режущими, токсичными.

Было определено, что при изготовлении тактильных пособий для незрячих детей и детей с ограничениями по зрению младшего школьного возраста важно учитывать доступность для тактильного восприятия, безопасность при использовании, конкретность изобразительных фактурных материалов, эстетичность

С целью знакомства с существующими тактильными пособиями и книгами в процессе занятий активно использовались технические средства обучения для просмотра:

- видеофильмов о технологиях выполнения тактильных картинок;

- презентаций, где представлены требования к тактильным пособиям и организации интерьеров для незрячих детей и детей с остаточным зрением.

Всё это способствовало наиболее быстрому процессу погружения в данную проблему, поиску и принятию оптимального решения.

Результатом работы стало выполнение эскизных проектов интерьеров комнат школы-интерната для слепых и слабовидящих детей с тактильными включениями для более быстрой ориентации в помещении и идентификации как зон интерьера, так и личного пространства каждого ребенка, проживающего в данной комнате.

Обучающиеся представили свои проекты представителям Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива». Защита проектов и готовых тактильных пособий проходила с использованием электронных презентаций, отражающих концептуальную идею работ.

Применение технических средств на каждом этапе выполнения творческого задания способствует активизации эмоционально-чувственного и рационального восприятия материала и, как следствие, более успешной реализации идеи проекта. Опыт, приобретенный в работе над проблемной ситуацией тактильного осмысления пространства, несомненно, повысит мотивационно-творческую активность и социальную ответственность обучающихся, станет основой в будущем процессе развития профессиональной дизайнерской деятельности.

Выполнение творческих заданий, ориентированных на помощь детям с ограничениями по зрению, содействует осознанию обучающимися своей ответственности, а также получению положительных эмоций и удовлетворения от результата своей деятельности, помогающей понять и эмоционально почувствовать мир тем, кто не имеет возможности его видеть.

Творческие проекты социальной направленности способствуют устойчивому развитию личности будущего дизайнера и позволяют выделить наиболее значимые компоненты, определяющие эффективность становления личности дизайнера в предметно-преобразовательной деятельности:

• социальная ответственность, влияющая на объективность в принятии рациональных проектных решений;

• способность к саморазвитию: смелость и нешаблонность в творческом поиске;

• эмоционально-чувственное отношение к изучаемым и создаваемым объектам;

• мотивационно-творческая активность в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством;

• умения и навыки в управлении творческим процессом и его реализации.

Приобретенные в период обучения навыки дизайнерского творчества при выполнении социально ориентированных проектов на стыке различных видов дисциплин способствуют активному включению будущего дизайнера в социально-экономическую, культурную жизнь общества, развивают эмоциональный интеллект, формируют ответственность перед социумом и направлены на постоянное личностное развитие дизайнера.

Библиографический список

Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. Тюмень: Институт дизайна, 2005. 224 с.

Гришина А.В., Исаева О.М., Савинова С.Ю. Эмоциональный интеллект студентов -HR менеджеров // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 5. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/819 (дата обращения: 12.02.2020).

Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей: дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2007. 355 с.

Зимина Е.К. Сущность и структура дизайнерского подхода к проектированию предметного мира // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. С. 136-139.

Сумарокова И.Г. Оптимизация родительского отношения в процессе психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с глубокими нарушениями зрения: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. 187 с.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знамя, 1986. 80 с.

Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое лично-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/20 (дата обращения: 12.02.2020).

Новикова Е.Ю. Проблемы социальной ответственности дизайнера // Вестник РЭУ. 2014. №12. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Pages/Archive.aspx (дата обращения: 12.02.2020).

Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Изд. Дмитрий Аронов, 2015. 416 с.

Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная коммуникация как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Мининского университета. 2018. Т 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754/645 (дата обращения: 12.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.