Научная статья на тему 'Визуализация социокультурного пространства в контексте дизайн-образования БГИИК'

Визуализация социокультурного пространства в контексте дизайн-образования БГИИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн-образование / культурно-природная среда / художественно-проектная деятельность / дизайн-проектирование / художественно-образовательная система / теория дизайна / региональный дизайн / практический дизайн / design education / cultural environment / arts and design activity / design projects / arts and educational system / theory of design / regional design / practical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черная З. Ю.

Данная статья знакомит с дизайном в условиях художественно-проектной парадигмы образования возможностью формировать общекультурный фундамент интеллекта личности студента, приблизить ее к культурно-природной среде, решать задачи национального художественного, дизайнерского образования, поставленные перед высшей школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL SPACE VISUALIZATION IN DESIGN EDUCATION IN BELGOROD STATE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

This article acquaints the reader with design in the conditions of art and design educational paradigm that is the opportunity to form the common cultural base of student’s personal intelligence, to approach it to cultural environment, to solve the problems of national artistic and design education which are brought up at higher schools.

Текст научной работы на тему «Визуализация социокультурного пространства в контексте дизайн-образования БГИИК»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

135

УДК 37.01

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ БГИИК

З.Ю. Черная

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Данная статья знакомит с дизайном в условиях художественно-проектной парадигмы образования - возможностью формировать общекультурный фундамент интеллекта личности студента, приблизить ее к культурно-природной среде, решать задачи национального художественного, дизайнерского образования, поставленные перед высшей школой.

Ключевые слова: дизайн-образование, культурно-природная среда, художественно-проектная деятельность, дизайн-проектирование, художественно-образовательная система, теория дизайна, региональный дизайн, практический дизайн.

Дизайн - искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества, новое понимание категории «художественный образ», наличие ряда специфических навыков и установок творческой деятельности студентов; разнообразие способов внедрения дизайна в социальные проблемы общества и определение художественно-проектных особенностей преобразования прагматических компонентов цивилизации в ее художественные ценности. Дизайн понимается как глобальный метод построения предметного мира, включая решения социальных проблем. В связи с этим имеет место определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека.

Современный дизайн играет значительную роль в жизни общества, участвуя в формировании предметной среды, окружающей человека, оказывает влияние на всесторонние социальные отношения в обществе. Осуществление внедрения дизайна в нашу жизнь невозможно без применения науки - ее знаний, средств и методов. Дизайн обязан своим возникновением и развитием научно-техническому прогрессу и поэтому очевидно, что цель дизайнерского образования в России -всеми средствами воспитать и подготовить профессионально мыслящего специалиста, свободного воплотить свои идеи и проекты, ориентированного на разные виды творческой деятельности. Основой основ художественной культуры являются изобразительное и декоративно-прикладное искусства в системе художественного образования молодого поколения. А дизайн, в свою очередь, постепенно самоутверждается в ней как положительный фактор.

Актуальность дизайна определяется визуализацией социокультурного окружения, познание его через зрительное восприятие - «целостное оформление среды» средствами «качественной формы», способной активизировать эмоциональное освоение окружающего пространства, т.е. как особый вид деятельности студентов в условиях проектирования сложных объектов систем нового типа. Основополагающим фактором этому рассматривается активное

136

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

изменение ментальности современного человека, вызванной визуальной насыщенностью среды конца ХХ - начала ХХ1 века, сочетая естественные и нравственные начала.

Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социокультурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей. Дизайн является составной частью духовной эстетической культуры, что способствует его интеграции с другими видами художественной деятельности, слиянию их в виде синтеза искусств, обладающего большой культурной ценностью для формирования интеллектуального потенциала, развития творческой индивидуальности студента.

Ценный практический опыт в активации и развитии творческого потенциала средствами художественной и духовной культуры подрастающего поколения играет важную роль в гуманизации нашего общества. Цель такого развития -совершенствование обучения и воспитания студентов на новых принципах живой связи учебного творчества и практической деятельности. В эпоху научнотехнического прогресса одним из путей совершенствования системы художественного образования является введение специализаций дизайнерского профиля, которые помогают раскрыть метод и теорию формообразования искусственно создаваемой предметной среды и способствуют повышению культуры проектирования, придают ему большую творческую направленность. Значение отмеченной проблемы определяется необходимостью осознания основных особенностей и принципов национально-культурных традиций, изучению художественных процессов и их проникновение в суть концепции основ дизайна, построение учебного процесса, направленного на создание эстетически и функционально полноценных предметов с разработанной конструктивнометодической основой.

Дизайнер XXI в. - личность, обладающая высокой степенью культуры, остро осознающая свою принадлежность к культурно - природной среде, понимающая меру своей ответственности за сохранение и приумножение национального и мирового культурного достояния, а также творческого потенциала молодого поколения. Формирование гармонически развитой, общественно активной личности, поиск и выявление новых путей творческой деятельности студента имеет большое значение в совершенствовании профессиональной подготовки дизайнеров.

Мы полагаем, что в основе любой профессиональной школы, воспитывающей творческое поколение, лежат творческие концепции и педагогические установки -именно они определяют содержание программ. Можно утверждать, что дизайн наиболее адекватен современному творческому вузу в деле его реальной, а не идеализированной гуманизации; именно он способен максимально эффективно решать задачу его сближения с эстетической культурой современности. Главное основание для такого утверждения заключается в том, что дизайн направляет эстетические устремления и творческие способности студентов в окружающую их реальность, активизирует в них созидательное начало; изобразительное искусство, занятия декоративно-прикладным творчеством органично включается им в процесс обучения, как и занятия других дисциплин, преподаваемых в вузе. Таким образом, обращая внимание на человеческую личность и пути ее совершенствования, делая акцент на воспитание человеческих чувств, и, прежде всего, чувства прекрасного на основе отношения к окружению, к миру вещей, определяются основные задачи в

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

137

курсе обучения: знакомство с истоками формообразования; соприкосновение с различными материалами; познание связи человека со средой; поиск взаимоотношений между мысленными образами, рождаемыми средой и современными условиями их формирования. Воспитание творческой личности в области дизайна предполагает поиски возможностей формирования в каждом студенте «современных взглядов на формообразование», обучение способам выражений замысла, основам композиции.

Общество в процессе решения разнообразных задач накопило опыт переноса способов деятельности из одной области для применения их в другой, преобразование их соответственно новой ситуации, т.е. опыт творческой деятельности. Важное место отводится рассмотрению условий для формирования навыков в проектировании графических и объемно-пластических средств для решения творческих задач, развитию художественно-конструкторского мышления, привитию навыков комплексного решения функциональных и эстетических задач с учетом теории и методики дизайна.

Однако, обращение к процессу возрождения традиций народного искусства имеет первостепенное значение в процессе формирования художественнопроектной культуры студентов средствами дизайна. Поднимаясь на одну из таких ступеней нашей художественной культуры как дизайн, конструктивные принципы народного искусства, уходящие далеко в чувственно-предметную и практическую деятельность наших предков, играют важную роль в образовательной системе. Взаимодействие дизайна с народным искусством раскрывает перед студентом мир плодотворных поисков посредством дизайнерских методов в формировании предметной среды, окружающей человека. Это позволит будущему специалисту овладеть знаниями в области эволюции вещественного мира, сформировать у студента определенные мыслительно-логические и практические операции. Вхождение в народную культуру подрастающего поколения, как в живой источник освоения единства народно-традиционных основ определенной системы художественного языка, художественного исторического стиля предполагает активное развитие и формирование гармонично развитой личности посредством высокой функции многовековых народных традиций, проникновение в их истинную сущность.

В.Л. Глазычев, доктор искусствоведения, эксперт в области дизайна, образовательной и культурной политики считает, что теоретический подход к изучению дизайна как специфическому художественно-проектному виду творчества, интернациональному по своему духу явлению занимает важное место в художественной культуре и образовании. Формирование основ познавательной деятельности студентов связано с освоением ими системы обучения дизайнпроектированию, понятий и действий, с выделением специфического материала и способов его усвоения. При этом очень важно направить внимание студентов на выработку определенных операций, умений определять в них основные элементы, приемы и методы практической деятельности, правильно использовать их в художественно-проектной деятельности теории и практике. Студент как личность, стремящаяся к гармоническому развитию, формируется в постоянном

взаимодействии с окружающим миром и самим собой, который в большей степени выступает как лицо, принимающее научную информацию, чем создающее ее. Занятия художественным проектированием - своего рода средство постижения мира, взаимодействия с любым предметом и объектом исследования. Именно в сфере занятий по проектированию возникают возможности утвердить себя как

138

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

личность, способную к самостоятельному поиску, с многосторонними жизненными интересами, с активной социальной позицией.

Воспитание творческой личности в системе комплексного обучения изобразительным искусствам способствует глубокому пониманию интегративной целостности, утилитарности и эстетики мира вещей между старыми и новыми явлениями в такой области художественной культуры как дизайн. Движение к дизайнерской практике со стороны теоретических познаний в области истории народной культуры о художественно-образовательная система факультета «Дизайн» рассматривает глубокую постановку изучения научных основ современного образовательного процесса в творческом вузе, ведущих направлений его интенсификации, анализ функциональных процессов научно-методической и художественно-практической подготовки специалист высокой квалификации, экспериментальную апробацию новых технологий, поиска новых форм и методов образовательной деятельности, реализации комплексных целевых программ и проектов.

Формирование профессиональной личности в области дизайна предполагает поиски возможностей формирования в каждом студенте «современных взглядов на формообразование», обучение способам выражений замысла, основам композиции. Общество в процессе решения разнообразных задач накопило опыт переноса способов деятельности из одной области для применения их в другой, преобразование их соответственно новой ситуации, то есть опыт творческой деятельности. Обращение к дизайну в условиях художественно-проектной парадигмы образования - это возможность формировать общекультурный фундамент интеллекта личности студента, приблизить ее к культурно-природной среде; решить задачи национального, художественного, дизайнерского образования, поставленные перед высшей школой. В связи с этим имеет место определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека. Важное место отводится рассмотрению условий для формирования навыков в проектировании графических и объемно-пластических средств для решения творческих задач, развитию художественно-конструкторского мышления, привитию навыков комплексного решения функциональных и эстетических задач с учетом методики дизайна: использование в практике преподавания дизайна, комплекса специфических форм и методов, художественнопроектной деятельности студентов.

Перспективы приоритетных направлений БГИИК базируются на организации творчески насыщенного учебного процесса факультета «Дизайн», на котором создана научная база с высоким научным и творческим потенциалов кадровых ресурсов, позволяющим практически решать глобальные научно-методические, художественные и дизайнерские задачи в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного творчества на всероссийском и международном уровнях. Таким образом, целью факультета является моделирование опережающего художественного и дизайнерского образования, как органической части и функционального звена в системе развивающейся художественно-проектной культуры; актуализацию методов, позволяющих интегрировать дисциплины художественно-дизайнерской направленности.

Факультет «Дизайн» ориентирован на проектирование и реализацию многоуровневой открытой и вариативной системы подготовки специалистов для

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

139

сферы искусства и культуры при решении следующих задач: формирование художественной, дизайнерской, архитектурно-проектной, этнохудожественной и гуманитарной компетентности личности студента в процессе интеграции народных художественных традиций и современных подходов к художественно-проектной культуре дизайна, как главного объединяющего начала в художественной педагогической образовательной системе; формирование динамичного комплекса профессиональных, нравственных, социально-воспитательных, интеллектуальных и психологических качеств студентов, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

Образовательный дизайн берет на педагогическое вооружение метод дизайнпрограмм, получает возможность подключаться к инфраструктурам науки, проектной культуре социокультурного пространства. Художественно-проектная деятельность факультета организована в рамках дизайн-программы -принципиальной модели-проекта концепции дизайнерского образования и декоративно-прикладного творчества. Реализация этой модели создает возможность для преобразования учебного процесса, где практика стоит в авангарде.

Основное направление теории и методики дизайна опирается на известные педагогические принципы, на стремление развивать заложенные в студенте естественные качества и способности индивидуального внутреннего восприятия окружающего мира, столь необходимые для творческой личности. Методическое положение о включении дизайнерского проектирования имеет принципиальное значение в системе эстетического воспитания студентов вуза. Задача будущего специалиста заключается в широком понимании эстетической и художественной гармонии форм, предметов и явлений окружающего мира, которая позволяет передать опыт ученикам с уже заложенными в них задатками и способностями. И главное в процессе обучения - научить человека творчески мыслить и действовать, создавать и развивать способность не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, подходить к решению новых задач.

Художественно-образовательная система факультета «Дизайн»

Белгородского государственного института искусств и культуры рассматривает глубокую постановку изучения научных основ современного образовательного процесса, ведущих направлений его интенсификации, анализ функциональных процессов научно-методической и художественно-проектной подготовки

дизайнеров высокой квалификации, экспериментальную апробацию новых медиадизайн технологий, поиска новых форм и методов образовательной деятельности, реализации комплексных целевых программ и проектов.

Дизайн, выполняя межпредметную функцию, служит связующим звеном специальных и психолого-педагогических знаний и умений. В связи с этим научно обоснованы три составляющих компонента системного подхода к освоению дизайна: теоретическая подготовка студентов рассматривает художественные процессы проектирования и формообразования, где базисным компонентом определяется теория и история дизайна; практическая подготовка студентов определяет уровень освоения приемов формообразования и средств художественной выразительности в художественно-проектной системе обучения; методическая подготовка обеспечивает психолого-педагогическими знаниями и умениями студентов выбирать наиболее эффективные методы и приемы художественнопроектной деятельности, осуществлять исследовательский поиск в организации дизайн-процесса.

140

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

Научно-исследовательская деятельность студентов в процессе

профессиональной подготовки является неотъемлемой составной частью, органически связанной с учебной и творческой деятельностью. Обусловлено это тем, что именно научно-исследовательская деятельность помогает студентам перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к деятельностно-конструктивному научному познанию действительности. Повышение значимости научных исследований, выполняемых как преподавателями, так и студентами, требует решения ряда оперативных задач, связанных с проблемой овладения культурой научного исследования, с проблемой овладения культурой коммуникации, взаимопонимания и кооперирования усилий научных коллективов кафедр, творческих лабораторий.

Научно-исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность факультета «Дизайн» направлена на решение научно-образовательных проблем, в том числе разработки многоуровневой открытой системы подготовки дизайнеров на основе проектного подхода. Проектный подход основан на индивидуальных и групповых формах работы при реализации практико-ориентированных, ценностнозначимых проектов студентами в процессе обучения. Реализация проектного подхода позволяет активизировать исследовательскую деятельность. Развитие научных исследований на факультете осуществляется как в области решения прикладных научных задач и разработок, так и фундаментальных проблем в области дизайна и декоративно-прикладного искусства. Активно формируются творческие и научно-педагогические школы ученых факультета «Дизайн». Это позволяет находить новые направления творческо-исполнительской деятельности,

осуществлять интеграцию учебной, научно-исследовательской и художественнопроектной деятельности. Развитие прикладных исследований необходимо, в первую очередь, в целях эффективного решения дизайнерских, культурологических, социокультурных и других актуальных проблем современного общества, поскольку дизайн уже не может восприниматься лишь как специфическое художественное творчество. Научно-исследовательская деятельность профессорско-

преподавательского состава факультета является основой художественнообразовательного процесса. Это находит свое подтверждение в качестве научнотворческого потенциала факультета.

Основными задачами научного направления факультета «Дизайн» являются:

- формирование художественной, дизайнерской, архитектурно-проектной, этнохудожественной и гуманитарной компетентной личности студента в процессе интеграции народных художественных традиций и современных подходов к художественно-проектной культуре дизайна как главного объединяющего начала в художественной педагогической образовательной системе;

- формирование динамичного комплекса профессиональных, нравственных,

социально-воспитательных, интеллектуальных и психологических качеств

студентов, необходимых в их будущей профессиональной деятельности;

- комплексность использования средств пространственно-предметной организации жизнедеятельности в самых различных сферах - в жилой, производственной и социально-культурной;

- развитие навыков широкого социального мышления, глубоких

социологических знаний, умения анализировать функциональные процессы большого масштаба, разрабатывать сложные по структуре проекты;

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

141

- существенное усиление использования дизайна в соответствии с его социальной природой и общественной функцией для повышения влияния потребителя на развитие материальной базы социально-культурной сферы.

Исследовательская и экспериментальная работа факультета, связанная с совершенствованием образовательного процесса, строится в соответствии с центральной проблемой - развитие системы открытого многоуровневого образования специалистов, бакалавров, магистров для сферы искусства и культуры на основе художественно-проектного подхода.

Дизайн-программа является общей и единой по своим принципам организационной основой образования и практики. В ходе реализации дизайнпрограммы происходит формирование художественной, дизайнерской, архитектурнопроектной, этнохудожественной и гуманитарной компетенций личности студента. Процесс интеграции народных художественных традиций и современных подходов к художественно-проектной культуре дизайна является главным объединяющим началом в художественно-педагогической образовательной системе. В итоге происходит формирование динамичного комплекса профессиональных, нравственных, социально-воспитательных, интеллектуальных и психологических качеств студентов, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Повышение значимости научных исследований, выполняемых как преподавателями, так и студентами, требует решения ряда оперативных задач, связанных с проблемой овладения культурой научного исследования, с проблемой овладения культурой коммуникации, взаимопонимания и кооперирования усилий научных коллективов кафедр, творческих школ.

Среди направлений развития художественно-проектной, творческой

деятельности на факультете следует отметить реализацию в художественнопроектной деятельности интегрированного подхода, основанного на взаимном проникновении образовательной, научной и профессиональной деятельности студентов. Важным направлением является обеспечение органического единства художественно-проектной, организационно-управленческой, технической,

воспитательной и другой деятельности при решении социокультурных задач студентами в процессе проектирования. Следует отметить, что реализация проектной деятельности невозможна без синтеза разных искусств на основе диалога культур, учета подходов, традиций различных эпох и народов, в свете современных тенденций и инновационных идей. Этому способствует постоянное участие студентов и преподавателей факультета во всех городских, областных культурно-

образовательных программах, проектах, мероприятиях и праздниках.

Основными задачами реализации научного направления факультета являются: комплексность использования средств пространственно-предметной организации жизнедеятельности в самых различных сферах - жилой, производственной и социально-культурной; и существенное усиление использования дизайна в соответствии с его социальной природой и общественной функцией для повышения влияния потребителя на развитие материальной базы социально-культурной сферы.

Цель такого развития - совершенствование обучения и воспитания студентов на новых принципах живой связи учебного творчества и практической деятельности. Значение отмеченной проблемы определяется необходимостью осознания основных особенностей и принципов национально-культурных традиций, изучению художественных процессов и их проникновение в суть концепции основ дизайна, построение учебного процесса, направленного на создание эстетически и

142

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

функционально полноценных предметов с разработанной конструктивнометодической основой.

Основные направления функциональных и художественно-проектных аспектов дизайн-проектов дизайна в условиях образовательного процесса факультета «Дизайн» БГИИК:

- теория и методология проектирования в дизайне;

- научно-исследовательская и творческая деятельность в области дизайна, исторический и современный опыт;

- методика современных компьютерных технологий и анимации в дизайне;

- основы рекламы и визуальных коммуникаций в дизайне;

- охрана авторских прав в дизайне;

- специфика образования в сфере дизайна, как отражение парадигмы художественно-промышленного образования в России.

Творчески развивающая система обучения практическому дизайну, способствующая усвоению знаний, умений и навыков, направлена на оптимизацию процесса формирования профессиональных и личностных качеств будущего дизайнера. Поднимаясь на одну из таких ступеней нашей художественной культуры как дизайн, конструктивные принципы народного искусства, уходящие далеко в чувственно-предметную и практическую деятельность наших предков, играет важную роль в образовательной системе. Взаимодействие дизайна с народным искусством раскрывает перед студентом мир плодотворных поисков посредством дизайнерских методов в формировании предметной среды, окружающей человека. Это позволит будущему специалисту овладеть знаниями в области эволюции вещественного мира, сформировать у студента определенные мыслительно-логические и практические операции в области регионального дизайна. Движение к дизайнерской практике со стороны теоретических познаний в области истории народной культуры осуществляются путем изучения методов проникновения в сущность вещей через практическую художественно-проектную деятельность студентов. Основное направление теории и методики дизайна опирается на известные педагогические принципы, на стремление развивать заложенные в студенте качества и способности индивидуального внутреннего восприятия окружающего мира, столь необходимые для творческой личности.

Генисаретский О.И., доктор искусствоведения, в своем диссертационном исследовании «Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна» считает, что «надежда на проектирование” — это проектная готовность к любым поворотам развития, проектная обеспеченность ожидаемых социальнокультурных или технологических изменений; это способность проектирования на деле быть ориентированным на человека, желание и умение выражать в качествах проектируемой среды полноценный образ жизни, столь же естественный, сколь и свободный.

Цель художественно-проектной деятельности студентов - выбор оптимальных направлений художественного проектирования объекты дизайна на основе прогнозирования социальных проблем и преобразований в обществе. Дизайн-проект ориентирован на изменение исходной проектной ситуации аналитической и синтетической: от изучения задания через определение объекта проектной

деятельности к синтезу новой дизайн - идеи и формы с учетом формообразующих факторов и композиционного выхода на целостную форму, представляя эстетическую ценность проектируемого объекта дизайна.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

143

Педагогическая и методическая ценность дизайн-проектов заключается в реализации способности студентов моделировать социально-культурный мир как единство объективной реальности различными средствами художественнотехнологического инструментария в условиях профессиональной подготовки дизайнеров. Дизайн - проекты, реализуемые в образовательном процессе, позволяют решать задачи:

- освещения истории проблемы прикладных, проектных видов графики как художественно-творческих, коммуникативных, обучающих направлений изобразительной деятельности, явившихся основой формирования и развития дизайна;

- выявления содержания психолого-педагогических особенностей формирования визуального восприятия студентов, художественно-графического отражения будущими специалистами - дизайнерами многообразных форм современной действительности средствами дизайна.

Базовая форма дизайн-проектов обладает спектром функциональных аспектов, связанных с визуальными коммуникациями, фирменным стилем, плакатом. С указанными основными формами художественного проектирования синтезируется эко - и этно-дизайн. Специфическим фактором направления является совокупность различных предметных и пространственных образований, где взаимодействуют поверхности и объемы, реализуя все формы эстетических отношений человека к окружающему миру. Практическая значимость дизайн-проектов состоит в разработанности системы научно - методических, художественно-практических средств обучения студентов в области проектной, прикладной и компьютерной графики.

Комплексные практические задачи дизайн-проектов студентов направлены на осуществление процесса проектирования сложных структур, выработку единых систем знаков, создание фирменных стилей, обновление зрительно-информационного ряда, объектов визуального дизайна, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Две практические задачи дизайна: проектирование объектов дизайна и проектирование визуального языка этих объектов. Именно способность «видеть» средства, умение мыслить ими и развивать их составляет суть профессионализма дизайнера.

Объектами художественно-проектной деятельности студентов в условиях активно развивающегося дизайна являются образцы промышленной продукции (различные виды полиграфических изданий, предметов культурно-бытового назначения), также предметно-пространственные комплексы, внутренние

пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные, декоративные формы и комплексы, их оборудования и оснащения.

Эстетические качества и конкурентоспособность указанных объектов творческой деятельности обеспечиваются процессом дизайн-проектирования, направленным на создание новых образцов на основе анализа основных закономерностей развития дизайна в теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах современного

социокультурного пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

144

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

Список литературы

1. Генисаретский О.И. Лекция о месте проектирования и его развития в XX веке. М.. 2001.

2. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.М., 2003.

3. Глазычев В. Дизайн как он есть. 2-е изд., доп. М., 2006.

4. Медведев В.Ю. Основные факторы эволюции дизайна: учеб. пособие. СПб., 2007.

5. Раппапорт А.Г. Культура проектирования - одна из основ методологии. СПб., 2009.

6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб., 2004.

7. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 2006.

SOCIOCULTURAL SPACE VISUALIZATION IN DESIGN EDUCATION IN BELGOROD STATE UNIVERSITY OF ARTS AND

CULTURE

Z.J. Chernaya

Belgorod state university of arts and culture e-mail: [email protected]

This article acquaints the reader with design in the conditions of art and design educational paradigm that is the opportunity to form the common cultural base of student’s personal intelligence, to approach it to cultural environment, to solve the problems of national artistic and design education which are brought up at higher schools.

Key words: design education, cultural environment, arts and design activity, design projects, arts and educational system, theory of design, regional design, practical design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.