Научная статья на тему 'Развитие детско-юношеского туризма. Проблемы и перспективы развития'

Развитие детско-юношеского туризма. Проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6187
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ТУРИСТСКИЕ КЛУБЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / YOUTH TOURISM / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / TOURIST CLUBS / PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN / IDENTITY CRISIS / CULTURAL TOLERANCE / TOURIST TRAVEL / TOURISM AS A MEANS OF NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Р. С., Сафин Ф. М.

В статье на основе анализа практического опыта работы обоснованы предложения для наиболее эффективного ведомственного взаимодействия культуры, образования и туризма по вопросам развития детского юношеского туризма в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM. PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

In the article on the basis of the analysis of practical experience substantiated proposals for the most effective departmental interaction of culture, education and tourism on the development of children's and youth tourism in Russia

Текст научной работы на тему «Развитие детско-юношеского туризма. Проблемы и перспективы развития»

УДК 338.48

Р.С.Гарифуллина, Ф.М.Сафин

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

В статье на основе анализа практического опыта работы обоснованы предложения для наиболее эффективного ведомственного взаимодействия культуры, образования и туризма по вопросам развития детского - юношеского туризма в России.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, дополнительное образование детей, туристские клубы, патриотическое воспитание детей, кризис идентичности, культурная толерантность, туристские путешествия, туризм как средство национального самосознания.

Rezeda Saitovna Garifullina, Fatbir Magusovith Safin THE DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM. PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT.

In the article on the basis of the analysis of practical experience substantiated proposals for the most effective departmental interaction of culture, education and tourism on the development of children's and youth tourism in Russia.

Keywords: youth tourism, additional education of children, tourist clubs, Patriotic education of children, identity crisis, cultural tolerance, tourist travel, tourism as a means of national identity.

Туристический рынок в нашей стране, так же как и во всем мире, динамично развивается, год от года охватывая в качестве клиентов или лиц, профессионально занятых туристическим сервисом, все большую часть населения. Помимо важной роли обеспечения отдыха населения, данная сфера деятельности имеет огромное значение и в качестве серьезного донора национальной экономики. Очевидным примером стал столь любимый россиянами Египет, доля доходов от туризма которого в госбюджете в отдельные годы составляла 90%. При этом наблюдается тенденция роста числа туристов и средств потраченных на туризм. Так если в 1950 году число туристов во всем мире составляло лишь 25 млн., а оборот в туриндустрии - 2,1 млн. долларов США, то в 2014 году согласно данным Всемирной туристической организации, в мире было зарегистрировано уже около 900 млн. туристов, а поступления от международного туризма достигло 372 млрд. долларов. В целом объем валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2014 год вырос почти в 200 раз.

Современный туризм отличает глубокая сегментация услуг, которая привела к образованию различных специализированных видов туризма, имеющих ярко выраженную социальную значимость : образовательный туризм, туризм для лиц с ограниченными физическими возможностями, спортивный туризм и т.п. Особое место при этом занимает детско-юношеский туризм и семейный как наиболее массовый, требующий учета специфики совокупности половозрастных, социально- профессиональных и других факторов. Одним из наиболее динамично развивающихся и всегда востребованных как социально, так и экономических видов туризма является туризм семейный или его разновидность - детский.

Новые экономические отношения требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. В частности, происходит смена субъектов и институтов, занимающихся организацией детского туризма: если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась система образования, то сейчас в качестве субъектов, развивающих детский туризм, выступают коммерческие и некоммерческие организации, фирмы и общественные объединения.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма. Некоммерческая сфера представлена: государственными и муниципальными органами управления, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения). Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

Туристские клубы как «учреждения дополнительного образования» осуществляют свою деятельность на базе школ и других общеобразовательных учреждений. Туристские кружки и

секции приписаны как к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования детей (Домам детского и юношеского туризма и экскурсий, станциям детского и юношеского туризма ), так и к специализированным учреждениям (Станции юных туристов, центры детско-юношеского туризма и др.). К большому сожалению, в большинстве регионов России количество организаций дополнительного образования детей катастрофически сокращается. (рис. 1)

400

300

200

100

0

Рис.1 Количество организаций дополнительного образования для детей

Основные причины ликвидации центров и станций детско-юношеского туризма:

- стремление к сокращению бюджетных расходов;

- заинтересованность коммерческих структур в объектах недвижимости системы образования, в первую очередь, со средствами размещения;

- слабая материально-техническая база.

8000 6000 4000 2000 0

Рис. 2 Количество детских палаточных лагерей.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму. Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).

В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические

У У

А /

2010 2011 2012

2009 2012 2013

лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений. От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Детские туристские клубы имеют организационно-правовую форму в виде «общественного объединения», учреждаются не менее, чем 3-мя взрослыми людьми, и являются учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. В том случае, если клуб как учреждение дополнительного образования получает государственную лицензию, он имеет право разрабатывать собственные образовательные программы и выдавать своим участникам по окончании курса соответствующие свидетельства и дипломы. При отсутствии лицензии клуб становится учреждением досугово-спортивной сферы, а его участники имеют возможность получения неких документов по достижению результатов в туристской деятельности только при участии в соревнованиях на более высоком уровне, чем клуб.

В практике можно обнаружить несколько типов туристских клубов. В частности, большое распространение получили клубы, кружки и секции юных туристов, туристско-краеведческую деятельность которых координирует Центр детско-юношеского туризма Министерства Образования РФ. Методическую и социально-педагогическую работу осуществляют Центры детского туризма, станции юных туристов и туристские клубы в России. Их основные задачи: организация разработки содержания, методики и новых образовательных технологий для туристско-краеведческих объединений учащихся; проведение массовых мероприятий, развивающих различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся; осуществление инструктивно-методической работы, обеспечивающей повышение квалификации и стимулирование творческой деятельности работников центров; координирование усилий и оказание помощи образовательным учреждениям в организации и совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

В перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития. Его возможности определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности.

Во-первых, туризм выступает эффективным средством патриотического воспитания, он представляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Патриотическое воспитание начинается с последовательного освоения и осознания принадлежности к «малой родине» (места, где человек родился, где живет), региону и, наконец, России.

Патриотическое воспитание актуально в связи с переживаемым обществом кризисом идентичности. Туризм в этой связи может стать существенным средством решения данной проблемы. Путешествия воспитывают культурную толерантность, углубляют взаимопонимание между представителями различных культур, способствуют формированию социально-культурной идентичности. В полиэтничных регионах туризм можно рассматривать как диалогическую по своей природе форму встречи разных культур, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самосознания и формирования культурной идентичности, а с другой, приводит к взаимообогащению за счет взаимообмена культурным опытом. Туризм в этой связи становится средством укрепления национального самосознания личности, формирования чувства принадлежности к своей культуре и к народу, более полного удовлетворения потребности в познании окружающего мира. Путешествие - это прежде всего межличностное общение, однако на его основе выстраивается сло-жная система отношений человека к культуре, истории, миру, самому себе. Важнейшим условием этнокультурной

идентичности является группа региональных факторов, фиксируемых понятием «малая Родина». Это прежде всего памятники истории и культуры, явления, факт, события, легенды, которые определяют историко-культурную уникальность территории, «позиционируют» местность, становится для местного населения предметом любви и гордости.

Во-вторых, велика роль путешествий в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

В-третьих, туризм важен как средство снятия физической усталости, психологического напря-жения и стрессов. Кроме того, детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, детско-юношеский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Исследование позволило разработать предложения для наиболее эффективного ведомственного взаимодействия культуры, образования и туризма по вопросам развития детско-юношеского туризма:

- сохранить и развивать систему центров и станций детско-юношеского туризма, туристических клубов как системную основу развития детского туризма.

- возложить на центры и станции детско-юношеского туризма и муниципальные туристские клубы организационно- методические функции.

- сформировать систему массовых мероприятий с обучающимся с целью вовлечения их в туристко- краеведческую деятельность.

- разработать механизм стимулирование детей и педагогов к занятиям туристко-краеведческой деятельности (система оплаты труда, почетные звания и знания, конкурсы и др.)

- необходимо разработать стратегию развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации. В идеале - принять специализированную Федеральную целевую программу.

Литература

1. Гарифуллина Р. С. The values of the modern youth as an axiological resource of spiritual and moral education. San Francisco.: B and M Publishing, 2013. -137 с.

2. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студентов /Колбовский Е. Ю. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 253 с.

3. Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Соколова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

4. Гарифуллина Р. С. Современное состояние и тенденции развития молодежного туризма/Материалы Международной научно-практической конференции «Историко- культурное наследие как потенциал развития туристско-рекреационной сфере. - К.: Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2014.- С. 36-40.

1. Garifullina R. S. The values of the modern youth as an axiological resource of spiritual and moral education. San Francisco.: B and M Publishing, 2013. - 137 s.

2. Kolbovskij E. Ju. Jekologicheskij turizm i jekologija turizma: ucheb. posobie dlja studentov /Kolbovskij E. Ju. - 2-e izd., ster. - M.: Akademija, 2008. - 253 s.

3. Sokolova M. V. Istorija turizma: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij /M. V. Sokolova. - 5-e izd., ster. - M.: Akademija, 2008. - 352 s.

4. Garifullina R. S. Sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija molodezhnogo turizma/Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Istoriko- kul'turnoe nasledie kak potencial razvitija turistsko- rekreacionnoj sfere. - K.: Kazan. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2014.- S. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.