УДК 71.37.05
Р. С.Гарифуллина
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
В статье отражены организационные, управленческие и социально- педагогические вопросы развития молодежного и детского туризма, анализируется деятельность общественных организаций развивающих детский туризм, специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения, а также различные Союзы молодежи.
Ключевые слова: туристские клубы, детско-юношеский туризм, социально-педагогическое явление, досуг
R.R.Garifullina The priority directions of development of children and youth tourism in Russia
The article studies questions of organization, management and socio-pedagogical conditions of the youth and children tourism's development If also analyses the activities of public organizations developing the children's tourism; speculated public organizations (tourism clubs) and multi-directional enterprises, as well as differed Youth unions.
Keywords: рiking clubs, youth tourism, socio-pedagogical phenomenon, leisure
Новые экономические отношения требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. В частности, происходит смена субъектов и институтов, занимающихся организацией детского туризма: если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась система образования, то сейчас в качестве субъектов, развивающих детский туризм, выступают коммерческие фирмы и общественные объединения.
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма. Некоммерческая сфера представлена: государственными и муниципальными органами управления, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения). Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.
Туристские клубы как «учреждения дополнительного образования» осуществляют свою деятельность на базе школ и других общеобразовательных учреждений. Туристские кружки и секции приписаны как к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных), так и к специализированным учреждениям (Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма и др.). В большинстве регионов России такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму. Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить
специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).
В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений. От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
В Российской Федерации также популярны общественные объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные гранты для реализации программ этих объединений, а также Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ.
Детские туристские клубы имеют организационно-правовую форму в виде «общественного объединения», учреждаются не менее, чем 3-мя взрослыми людьми, и являются учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. В том случае, если клуб как учреждение дополнительного образования получает государственную лицензию, он имеет право разрабатывать собственные образовательные программы и выдавать своим участникам по окончании курса соответствующие свидетельства и дипломы. При отсутствии лицензии клуб становится учреждением досугово-спортивной сферы, а его участники имеют возможность получения неких документов по достижению результатов в туристской деятельности только при участии в соревнованиях на более высоком уровне, чем клуб.
Как комплексное социально-педагогическое явление туризм можно классифицировать по целям путешествий, содержанию, формам организации, по количеству участников, их возрасту и показателю и т.д. По целям путешествий выделяются следующие виды туризма: познавательный, спортивный, рекреационный (отдых), оздоровительный. По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов. По способу организации туристские путешествия подразделяются на плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений) и самодеятельные. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря. В свою очередь, по способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как: пешеходный, лыжный, водный, горный, спелеотуризм, велотуризм, автомототуризм, комбинированный.
Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными целями. В уже упоминавшемся Законе дается такое простое определение: «Туризм детский и юношеский - путешествия лиц детского и юношеского возраста».
Основные виды детско-юношеского туризма: внутренний туризм (экскурсии для школьников, спортивный туризм, в т.ч. спортивно-туристские соревнования, самодеятельные школьные обмены, познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе, оздоровление и отдых в детских лагерях; выездной туризм: организация международных безвалютных обменов, образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д., познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе, выезды в международные молодежные и детские центры (лагеря).
В практике можно обнаружить несколько типов туристских клубов. В частности, большое распространение получили клубы, кружки и секции юных туристов, туристско-краеведческую деятельность которых координирует Центр детско-юношеского туризма Министерства Образования РФ. Методическую и социально-педагогическую работу осуществляют Центры детского туризма, станции юных туристов и туристские клубы в России. Их основные задачи:
организация разработки содержания, методики и новых образовательных технологий для туристско-краеведческих объединений учащихся; проведение массовых мероприятий, развивающих различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся; осуществление инструктивно-методической работы, обеспечивающей повышение квалификации и стимулирование творческой деятельности работников центров; координирование усилий и оказание помощи образовательным учреждениям в организации и совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы.
В перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития социально-педагогического направления культурно-досуговой деятельности. Его педагогические возможности определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности.
Педагогические возможности туристской деятельности определяются тем, что она органично сочетает разнообразные виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности; решает проблему занятости детей, сокращает пространство девиантного поведения; поддерживает и развивает творчество детей, креативность личности; способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур; создает условия для формирования каждым участником адекватных представлений о самом себе и окружающем мире; способствует свободе выбора форм образования, а также принятия решения, самостоятельности; помогает овладеть основами проектной деятельности.
Анализ работы туристских клубов школьников позволил сформулировать основные социально-педагогические условия реализации педагогического потенциала самодеятельной общности:
1) диалогичность «вертикальных» и «горизонтальных» отношений в клубе, обеспечивающая позитивные социальные ожидания, оценку, признание все его участников;
2) совместное целеполагание руководителя и участников, повышающее осознание собственной значимости членов клуба;
3) возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей», что активизирует и индивидуализирует творческие проявления подростков в деятельности туристского клуба;
4) многообразие и динамичность коллективных ролей, репертуар которых должен формироваться в соответствии с социально-психологической ситуацией в общности и мотивами участия в работе клуба (это дает возможность каждому члену досуговой общности обрести собственное «амплуа», занять лидирующее положение и тем самым получить возможность самовыражения, самоутверждения, развития психологических качеств, которые выгодно отличают его от других участников);
5) формирование и продвижение референтных участников клуба (лидеров), задающих высокий уровень активности и творческой самореализации, а также позиционирующих соответствующую систему экологически сообразных норм и ценностей;
6) содержательное многообразие коллективной деятельности («веер дел»), позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям;
7) организация позитивного отношения внешней социокультурной среды к природоохранным видам деятельности участников, способствующая формированию социальной ответственности подростка и развитию общественно ценной активности - за счет признания результатов деятельности членов досугового объединения, положительной со стороны значимого окружения.
Успешность руководства самодеятельной общностью во многом зависит от степени овладения руководителем технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие туристской деятельности.
Литература
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. - 320 с
2. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие для студентов /Колбовский Е. Ю. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 253.
3. Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М. В. Соколова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
4. Буйленко В. Ф. Индустрия экологического туризма: Учебное пособие. (Текст) / В. Ф. Буйленко. Краснодар: Разум, 2006. - 313 с.
5. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2004, №1.-с. 26-30.