УДК 330.101
DOI: 10.12737/21132
условия и предпосылки развития системы кластеров в сфере детско-юношеского туризма в северо-западном федеральном округе
Гришин Сергей Юрьевич*, кандидат экономических наук, проректор по социальной и воспитательной работе, зав. кафедрой «Предпринимательство в туризме», [email protected], Карпова Галина Алексеевна*, доктор экономических наук, профессор, руководитель научно-образовательного ресурсного центра детско-юношеского туризма по Северо-Западному федеральному округу, зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, [email protected],
*ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Российская Федерация
Статья посвящена вопросам выявления предпосылок и условий формирования системы кластеров детско-юношеского туризма в Северо-Западном федеральном округе. Несмотря на активное развитие кластерных структур в сфере туризма и гостеприимства, как в российских условиях, так и за рубежом достаточно мало внимания уделяется вопросам создания кластеров в сфере детско-юношеского туризма. Причины данного явления обусловлены особенностями детско-юношеского туризма (не всегда прибыльный характер данного направления для частного бизнеса, повышенный уровень внимания к потребителям и их безопасность и др.), а также необходимостью строгого контроля и регулирования со стороны различных министерств и ведомств, чьи функциональные обязанности так или иначе связаны с обеспечением и защитой детей и молодежи. Создание системы эффективно функционирующих региональных и муниципальных кластеров детско-юношеского туризма (ДЮТ) позволило бы решить многие проблемы, стоящие перед отраслью в целом. Цели создания современных и эффективных кластерных образований в исследуемой сфере, по мнению авторов, должны иметь тесную взаимосвязь как с особенностями ДЮТ как сектора сферы туризма, так и учитывать определенные тенденции и динамику развития данного явления в российских условиях. Важным аспектом в процессе моделирования туристского кластера в сфере детско-юношеского туризма следует признать правильность его дефиниции и выделении характерных черт и особенностей, исходя из классификационных признаков, присущих любому кластеру в сфере туризма и гостеприимства в Российской Федерации.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристский продукт, мотивация потребителя туристских услуг, специальные виды туризма, государственное регулирование туристской индустрии
В целях формирования оптимальной системы кластеров детско-юношеского туризма необходимо провести предварительную оценку и анализ текущей ситуации на рынке услуг в условиях СЗФО.
Методика проведения комплексной оценки условий и предпосылок развития кластеров ДЮТ в СЗФО должна включать в себя исследование определенных статистических и аналитических данных, более подробный состав которых представлен в таблице 1.
В соответствии с предлагаемой методикой, автор дает собственную оценку условий и предпосылок развития кластеров ДЮТ в СЗФО по пунктам с использованием таблиц данных и статистической информации.
Оценка потребителя услуг кластера ДЮТ СЗФО
Потребитель услуг кластера ДЮТ СЗФО — дети и молодежь до 24 лет, постоянно проживающие на территории округа и потенциально задействованные в реализации кластерных инициатив и программ. К сожалению, в связи с недостатком статистической информации не представляется возможным провести подробный анализ данных по всем субъектам. Поэтому в качестве статистической базы исследования предлагается анализировать общефедеральные данные, которые в полной мере отражают ситуацию и тенденции трансформации в субъектах СЗФО.
На основании проведенного анализа динамики количественной структуры детей и молодежи
Таблица 1
Ключевые разделы методики проведения комплексной оценки условий и предпосылок развития кластеров ДЮТ в СЗФО
Наименование раздела оценки Направления оценки Основные объекты оценки
1 Оценка потребителя услуг кластера ДЮТ СЗФО Изучается качественный и количественный состав детей и молодежи, проживающих на территории СЗФО - Численность детей и молодежи по категориям - уровень рождаемости, смертности и естественный прирост населения - показатели, касающиеся отдельных категорий (количество детских домов и детей-сирот, количество детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.)
2 Оценка туристского потенциала СЗФО Изучается природный, исторический и социокультурный потенциал территорий СЗФО - Характеристика природных объектов, вызывающих потенциальный интерес у туристов - характеристика исторического наследия - характеристика объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории округа - характеристика социокультурных особенностей региона (празднично-обрядовая культура, языковые особенности, этнографические аспекты и др.)
3 Оценка уровня развития региональной туристской инфраструктуры детско-юношеского туризма в СЗФО Изучается практика организации детско-юношеского туризма в СЗФО с учетом базовых объектов инфраструктуры рынка - Сведения о сети учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ - сведения о сети учреждений по видам образовательной деятельности - сведения о работе туристических баз и детских оздоровительных учреждений (лагерей) сводные данные по развитию детско-юношеского туризма в СЗФО
4 Оценка практики развития кластерных структур в сфере туризма в СЗФО Изучается успешный опыт развития кластерных структур в туризме СЗФО - Обзорная характеристика проектируемых туристских кластеров в условиях субъектов СЗФО в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018)»
5 Проведение комплексного SWOT- анализа Алгоритм проведения SWOT-анализа с учетом предыдущих факторов оценки - Оценка сильных сторон проектируемой системы кластеров ДЮТ - оценка слабых сторон проектируемой системы кластеров ДЮТ - оценка возможностей для проектируемой системы кластеров ДЮТ - оценка угроз для проектируемой системы кластеров ДЮТ
в целом по РФ в период с 2000 г. можно сделать следующие важные выводы.
В целом по населению можно говорить о тенденции увеличения количественного состава детей в возрасте до 9 лет, в особенности с 5 до 9 лет, при одновременном сокращении по сравнению с показателями начальных статистических выборок 2002—2005 гг. детей и молодежи с 9 до 24 лет. Особенно критичны отрицательные тенденции в период с 15 до 19 лет.
Сохраняется в одинаковых пропорциях разрыв между сельским и городским населением в контексте статистических данных числа молодежи и детей [2]. В 2002 г. отношение числа городской молодежи к сельской в возрасте с 20 до 24 лет составляло 3.4, в 2015 г. данный показатель также составил 3.4. Аналогичная картина наблюдается и в других репрезентативных выборках.
Дети и молодежь в РФ, по данным 2015 г. составляют почти 28% от совокупного уровня
населения РФ, что придает особую значимость необходимости организации эффективной системы детско-юношеского туризма и культурно-просветительского досуга в целом на основе применения кластерных моделей управления социально-экономическими процессами.
Авторами на основе анализа общедоступных данных Федеральной службы государственной статистики в сфере динамики рождаемости, смертности и естественного прироста в общенациональном масштабе были сделаны следующие выводы.
Отмечена неуклонная тенденция к увеличению числа родившихся (увеличение с 9,3 на 1000 человек населения в 1995 г. до 13, 3 в 2014 г., т.е. в 1,4 раза) при одновременном уменьшении смертности (уменьшение с 15 на 1000 человек населения в 1995 г. до 13, 1 в 2014 г., т.е. в 1,1 раза) [4]. Таким образом, можно говорить о увеличении разрыва между темпами рождаемости и смертности.
Таблица 2
Количество детских домов и их воспитанников по регионам СЗФО на 2015 г.
Наименование субъекта СЗФО Количество учреждений Количество воспитанников
Республика Карелия 38 1674
Республика Коми 53 3324
Архангельская область 62 4076
Мурманская область 31 1501
Новгородская область 27 1248
Псковская область 42 3156
Санкт-Петербург 75 5755
Калининградская область 38 2229
Ленинградская область 63 4366
Вологодская область 52 2560
Естественный прирост населения отмечен впервые в 2013 г., до этого фиксировался естественный убыток, пик которого пришелся на 2000—2001 гг. Это во многом связано с успешной реализацией государственных программ общественного развития и реформирования отдельных секторов социальной сферы.
Увеличение численности городского населения по динамике исследуемых показателей значительно опережает роста числа жителей села. Наиболее очевидно этот факт находит свое отражение в итоговых значениях естественного прироста населения, который в сельских районах был неотрицательным только в 2013 г.
Отдельное внимание необходимо уделить такой категории социально-незащищенных детей и молодежи, как воспитанники детских домов и сиротских приютов, а также дети и подростки с ограниченными возможностями [1]. В таблице 2 представлены данные о количестве детских домов разных типов и форм, а также количестве их воспитанников по СЗФО за 2015 г.
Оценка туристского потенциала СЗФО
Туристский потенциал является второй группой факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование условий и предпосылок для создания системы кластеров ДЮТ СЗФО [2]. По итогам анализа туристского потенциала СЗФО можно сделать ряд выводов.
1. Регионы СЗФО по природе и сущности туристского потенциала, исходя из анализа основных достопримечательностей субъектов СЗФО, можно разделить на три составных части — с преобладанием объектов природного потенциала (Карелия, Коми, Мурманская область и др.), с преобладанием объектов исторического
наследия (Санкт-Петербург, Псковская область) и смешанного типа (Калининградская область, Ленинградская область).
2. Отмечена разная степень обеспеченности объектами туристского показа в регионах СЗФО, что особенно очевидно в контексте исторического потенциала территорий, где несомненное лидерство принадлежит Северной Пальмире — г. Санкт-Петербургу.
3. Анализ показал разную степень доступности туристских объектов для детей и молодежи регионов СЗФО, а также различный уровень их текущего состояния (в особенности применительно к объектам материального наследия таких регионов, как Псковская и Новгородская области).
4. Выявлен относительно низкий уровень социокультурного потенциала ряда территорий СЗФО, что требует дополнительного внимания со стороны региональных властей в вопросах поддержки творческих инициатив и культурной среды субъекта, в том числе и в сельской местности.
5. Ряд объектов туристского потенциала СЗФО, в особенности природного характера, требует повышенного внимания к разработке программ безопасности ведения туристской деятельности с участием детей и молодежи.
6. Сохраняется тенденция различия институциональных форм организации управления сферой туризма в регионах СЗФО. Собственный орган, курирующий данный сегмент экономики, имеется только в таких субъектах, как Санкт-Петербург, Калининградская область и Республика Коми. В прочих регионах государственное регулирование туризма сосредоточено в учреждениях, отвечающих за сферу культуры.
7. Туристский потенциал СЗФО способствует формированию многомерной системы
туристских кластеров, в том числе и в сфере детско-юношеского туризма. Имеются широкие возможности для развития различных видов туризма и досуговой деятельности для детей и молодежи всех возрастов и социальных категорий в рамках проектируемой системы кластеров ДЮТ
Оценка уровня развития региональной туристской инфраструктуры детско-юношеского туризма в СЗФО
Перечислим выводы по результатам анализа данного пункта методики.
1. Наблюдается значительная нехватка ресурсов инфраструктурной базы по большинству регионов СЗФО по таким жизненно важным позициям, как количество специализированных организаций ДОД туристско-краеведческой направленности, количество педагогов в организациях ДОД, реализующих программы турист-ско-краеведческой направленности, количество общеобразовательных организаций, оснащенных туристским инвентарем.
2. Отмечен высокий уровень активности в сфере детско-юношеского туризма, исходя из количества кружков и секций туристско-крае-ведческой направленности в организациях ДОД и общеобразовательных организациях по всем регионам СЗФО, за исключением Ненецкого автономного округа.
3. Обнаружено значительное отклонение уровня количества обучающихся, принявших участие в туристских походах. Наибольшее колебание можно увидеть при сравнении данного показателя таких регионов, как Ненецкий автономный округ и Калининградская область (5000 против 238). Система кластеров ДЮТ, основанная на принципах сбалансированного участия во всех видах туристской деятельности детей и молодежи в рамках СЗФО, позволит решить данную проблему.
4. По количеству разработанных образовательных туристских маршрутов активно лидируют такие регионы, как Псковская область и Республика Коми, а явными аутсайдерами в данном вопросе являются Архангельская область и Ненецкий автономный округ, а также Вологодская область. Отмечена проблема сложности получения открытого доступа к предлагаемым туристским маршрутам.
5. Республика Коми активно лидирует по количеству работников образовательных организаций, прошедших в 2013—2014 учебном году обучение по программам подготовки педагогов
«Инструктор детско-юношеского туризма», тогда как большинство других регионов округа имеют нулевые значения по данному показателю1.
6. В связи с отсутствием соответствующей системы статистического обзора, в приложении не представлены данные по Санкт-Петербургу, что негативно сказывается на формировании возможных выводов и выработке рекомендаций в сфере детско-юношеского туризма по всему СЗФО.
7. Проектируемая система кластеров детско-юношеского туризма в СЗФО будет способствовать решению вопросов актуализации статистических данных сферы детско-юношеского туризма при одновременном положительном влиянии на значения итоговых показателей данного вида деятельности.
Оценка практики развития кластерных структур в сфере туризма в СЗФО
Авторы предлагают проводить оценку на основании данных проектируемых туристских кластеров в условиях субъектов СЗФО в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018) », а также ряда региональных инициатив.
На основании данных приложения можно сделать следующие выводы.
В ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018)» включено два проектируемых кластера: «Псковский» и «Насон-город», г. Вологда. Создание первого из них позволило обеспечить более 3,8 тыс. дополнительных рабочих мест при увеличении туристского потока до 700 тыс. туристов в год. Во втором случае создан комплекс обеспечивающей инфраструктуры, в том числе системы электроснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортная инфраструктура [5]. Общая площадь коллективных средств объектов торговли, досуга, развлечения, питания и коллективных средств размещения составила 10,5 тыс. кв. метров, количество дополнительно созданных койко-мест в коллективных средствах размещения — 574 единицы [6].
В соответствии с региональной программой «Основные направления развития туризма до 2020 г.» предусмотрена финансовая поддержка субъектов туристской деятельности, развитие социального туризма, разработка системы подготовки кадров для позиционирования Республики
1 Агентство Республики Коми по туризму. www.tur.rkomi.
ги (дата обращения 24.04.2016)/
Таблица 3
Комплексный SWOT-анализ проектируемой системы кластеров ДЮТ
Сильные стороны Слабые стороны
Наличие значительного природного и исторического потенциала территорий субъектов СЗФО, прежде всего водных ресурсов и объектов историко-культурного наследия Слабое представление детей и молодежи о туристско-рекреаци-онном потенциале СЗФО
Наличие достаточного количества потенциальных потребителей туристских услуг кластера из числа юных жителей СЗФО Недостаточно развитая инфраструктура культурно-просветительского досуга, в том числе и для проведения спортивно-массовых мероприятий для детей и молодежи в рядах субъектов СЗФО
Наличие существенного опыта по развитию кластерных структур в сфере туризма и гостеприимства в большинстве субъектов СЗФО Ограниченность транспортных коммуникаций, сложная обстановка на дорогах в определенные промежутки времени в большинстве субъектов СЗФО
Достаточная площадь территорий субъектов СЗФО, широкие возможности для туристско-рекреационного проектирования Низкий уровень информационной поддержки со стороны местных органов власти и контактных аудиторий
Наличие резерва трудовых ресурсов при создании и проектировании системы кластеров ДЮТ Отсутствие ярких брендов в сфере детско-юношеского туризма, широко известных как в СЗФО, так и за его пределами
Наличие разработанных туристских троп и маршрутов для детей и молодежи Низкая квалификация и уровень подготовки кадров в общеобразовательных заведениях СЗФО, необходимость привлечения профессионалов из научно-исследовательской среды и учреждений высшего образования
Нехватка отличительных туристских продуктов для детей и молодежи, соответствующих российским и международным стандартам Отсутствие достоверной аналитической и статистической информации о развитии детско-юношеского туризма в СЗФО
Относительная близость населения к транспортным артериям и крупным поселениям Отсутствие ярко выраженных этнографических особенностей на большей территории СЗФО
Хорошая экологическая обстановка, высокий уровень развития экосистемы Отсутствие опыта по формированию кластеров в сфере детско-юношеского туризма в субъектах СЗФО
Возможности Угрозы
Ориентация системы туристских кластеров на исконные русские традиции и семейные ценности, морально-нравственное развитие и патриотическое воспитание Высокий уровень конкуренции в данном сегменте туристского рынка с частным сектором, предлагающим порой сомнительного рода услуги
Обеспечение четкой взаимосвязи деятельности кластера ДЮТ СЗФО с основными требованиями образовательных стандартов Сложность обеспечения одинаковой траектории кластерного развития системы ДЮТ во всех регионах СЗФО
Разработка межрегионального календаря мероприятий по каждому из субъектов СЗФО, позволяющего привлекать дополнительные туристские потоки детей и молодежи Значительный объем необходимого финансирования, прежде всего в объекты туристской инфраструктуры
Большое внимание к программам, ориентированным на семейный отдых в субъектах СЗФО Необходимость проведения многостороннего маркетингового и информационно-аналитического исследования при формировании кластеров ДЮТ
Возможность создания туристских продуктов для детей и молодежи круглогодичного цикла Определенная сложность построения устойчивых взаимоотношений с представителями органов местной власти в процессе реализации решений кластера
Внедрение широкого круга инноваций, что позволит повысить эффективность ведения деятельности кластера детско-юношеского туризма Отсутствие быстрой и комплексной поддержки со стороны государства, необходимость включения в ФЦП
Активная пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивно-массовых мероприятий, ориентация на сдачу норм ГТО Возможное отрицательное отношение местного населения, мотивируемое социально-экономическими и психологическими факторами
Взаимодействие с органами местной власти в целях реализации приоритетных направлений развития региона в контексте социальной, образовательной и молодежной политики Сложность социально-экономической обстановки в регионе и в стране в целом
Широкие перспективы кластерной модели в качестве базы для развития различных видов туризма для детей и молодежи Необходимость обеспечения территории субъектов СЗФО современными объектами общественного питания и средствами размещения для детей и молодежи
Возможность предоставления равного доступа к услугам кластера детей и молодежи независимо от их возраста, пола, физических и умственных возможностей, региона и места проживания Необходимость длительного согласования проектно-сметной документации с соответствующими государственными службами и ведомствами
Коми на туристическом рынке. Ежегодно на период с 2015 по 2017 гг. на развитие отрасли будет выделяться более 14 млн рублей. Предполагается создание следующих кластеров — кластер водного туризма р. Печоры, кластер «Ожерелье Удоры», кластер «Таежное кольцо», кластер «Финно-угорский этнопарк», кластерный комплекс г. Сыктывкар, кластер «Воркута», кластер «Ухта», кластер «Северный», кластер «Южный». Активное участие в формировании кластеров принимают власти таких субъектов СЗФО, как Новгородская область, Карелия и Мурманская область [7].
С инициативой создания туристского кластера зачастую выступают и представители частного бизнеса. Так, на севере Карелии планируется создание автотуристского кластера «Беломорские петроглифы». Инициатором данного проекта выступает компания «Поморье Тур», владеющая несколькими гостиницами и туристской базой в Беломорском районе и ежегодно вкладывающая инвестиции в их развитие. В 2016 году компания «Поморье Тур» разрабатывает проектно-сметную документацию на реконструкцию 3,5-километрового участка
автодороги «Лехта-Шуезеро» к туристской базе «Шуезеро». В целом в рамках проекта «Беломорские петроглифы» планируется к 2018 г. создать 41 новое постоянное рабочее место, 170 новых мест для размещения и обслуживания туристов, более 18 объектов туристской инфраструктуры и 63 объекта туристского показа.
По итогам проведенного анализа, на территории субъектов СЗФО не были выявлены существующие или проектируемые кластеры в сфере детско-юношеского туризма.
Проведение комплексного SWOT- анализа
Результаты комплексного SWOT-анализа представлены в таблице 3.
По результатам проведенного SWOT-анализа можно сделать однозначный вывод о необходимости и целесообразности формирования и развития системы кластеров детско-юношеского туризма в СЗФО с учетом в целом благоприятных условий социально-экономического положения и особенностей туристско-рекреационного проектирования на данной территории.
Направления проектной деятельности Наиболее характерные функции Разработчик Исполнитель
Методическое обеспечение правовых и экономических основ ДЮТ СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО
Научно-методологическое обеспечение деятельности системы туристских кластеров ДЮТ СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Выработка возможных направлений и схем финансирования отдыха детей и подростков разных категорий СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО совместно с субъектами внешней среды кластера
Научно-методологическое Методическое обеспечение образовательных курсов по активному и экстремальному туризму для детей и молодежи СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники спортивно-оздоровительных и военно-патриотических кластеров СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Методическое обеспечение связи экологического образования и туристской активности для детей и молодежи СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники спортивно-оздоровительных кластеров СЗФО
Создание единой информационной базы туристских ресурсов РФ для детей и юношества СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ, в том числе опорные региональные вузы и ссузы СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Разработка туристских программ для детей и молодежи соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом патриотической тематики и возможностей туристско-рекреационного потенциала СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ, в том числе опорные региональные вузы и ссузы СЗФО
Таблица 4
Основные направления проектной деятельности в рамках формирования системы кластеров детско-юношеского туризма
Проведение аналитических исследований участия детей и молодежи СЗФО в сфере туризма Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ, в том числе опорные региональные вузы и ссузы СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Контроль и мониторинг деятельности участников системы кластеров ДЮТ СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ, представители государственной и муниципальной власти
Координация деятельности государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций и частных структур в выработке единой политики развития детского и юношеского туризма СЗФО Базовый региональный вуз СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО
Учебно-образовательное Разработка оптимальных туристских маршрутов для различных категорий детей и молодежи, исходя из требований учебного и воспитательного процесса Опорные региональные вузы и ссузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Проведение городских, областных и федеральных олимпиад среди школьников по краеведению, истории отечества и знанию туристского потенциала СЗФО Опорные региональные вузы и ссузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО
Ведение профориентационной учебной работы посредством ознакомления с технологическими основами обеспечения туристской деятельности в СЗФО Опорные региональные ссузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Создание и реализация программ повышения квалификации и переподготовки для лиц, занятых в секторе детского и юношеского туризма СЗФО Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Обеспечение участия в конгрессно-выставочных мероприятиях туристской тематики для продвижения детского и юношеского туризма СЗФО Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, представители государственной и муниципальной власти
Спортивно-оздоровительное Выработка основных направлений пропаганды здорового образа жизни в соответствии с предлагаемыми туристскими маршрутами для детей и юношества СЗФО Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе детско-юношеские спортивные школы, представители государственной и муниципальной власти
Обеспечение устойчивой взаимосвязи между достижениями норм ГТО и детско-юношеским туризмом Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе детско-юношеские спортивные школы
Проектирование спортивно-массовых мероприятий в соответствии с событийным календарем туристского кластера ДЮТ Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТСЗФО, в том числе детско-юношеские спортивные школы, представители государственной и муниципальной власти
Проектирование оздоровительного отдыха детей и молодежи в рамках туристского кластера ДЮТ Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе детско-юношеские спортивные школы
Военно-патриотическое Выработка основных направлений пропаганды патриотизма и обеспечение взаимосвязи с видами туризма, предназначенными для детей и юношества СЗФО Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе районные военные комиссариаты, представители государственной и муниципальной власти
Проектирование военно-патриотических мероприятий в соответствии с событийным календарем туристского кластера ДЮТ Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе районные военные комиссариаты
Проектирование мероприятий по привлечению к активному труду и отдыху подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учетом патриотической тематики Опорные региональные вузы СЗФО Участники системы кластеров ДЮТ СЗФО, в том числе районные военные комиссариаты, представители государственной и муниципальной власти
Первостепенное значение для системы туристских кластеров в сфере ДЮТ будет играть научно-образовательный кластер, главной целью которого является оптимальное обеспечение технологического процесса ведения деятельности по организации досуга и отдыха детей и молодежи в рамках туристско-рекреационного проектирования. Не вызывает сомнений, что ядром данного кластера будет являться учреждение высшего образования, способное обеспечить научно-методологическое и учебное сопровождение процесса оказания туристских услуг для данной категории граждан [8].
Основные направления проектной деятельности представлены в таблице 4 с указанием разработчиков и исполнителей данных инициатив из числа участников кластерного процесса в условиях СЗФО.
Авторы предлагают рассматривать два базисных направления проектной деятельности — научно-методологическое и учебно-образовательное — как основу для функционирования всей
системы туристских кластеров ДЮТ [7]. Данный факт обусловлен тем, что создание научно-методологической базы является безусловным для достижения критических значений показателей оптимальной модели функционирования системы туристских кластеров ДЮТ.
Финансирование деятельности кластеров ДЮТ должно осуществляться прежде всего за счет бюджетного финансирования на основе грамотного распределения средств между субъектами-получателями, а также в рамках проектов государственно-частного партнерства [9].
Отдельное внимание следует уделить участникам проектируемой системы туристского кластера, в числе которых можно отметить два рода субъектов — центры ответственности и центры исполнения. Первые непосредственно берут на себя ответственность по осуществлению комплекса мероприятий по туристско-рекреаци-онному проектированию, вторые же участвуют в реализации проектных решений.
Литература
1. Ветитнев А.М., Оргина Е.В. Управление рынком детского оздоровительного туризма. М.: Инфра-М, 2012. 136 с.
2. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 44-51.
3. Кружалин В.И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации // Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 23-30.
4. Левченко Т.П., Кулян К.К., Кулян М.К. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 67-72.
5. Петрова О.Н., Клевченков М.Г. Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13. С. 42-47.
6. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. 2007. № 18. С. 10-16.
7. Федорец Е.Н. Оценка эффективности деятельности туристического кластера // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». 2011. № 1 (4). С. 24-28.
8. Cooke, R. Martin (red.), Clusters and Regional Development. Critical Reflections and Explorations, London: Routledge. 2012. p. 425
9. SolvellO., The Cluster Initiative Greenbook CIND, Uppsala University, ISC, Harvard Business School, TSI Global Conference, Gothenburg- 2012
10. Van der Linde C., Class: The Demography of Clusters - Finding from the Cluster Meta - Study, New York, 2013.
conditions and prerequisites of development of clusters in the sphere of youth tourism in the north-west federal district
Grishin Sergei Yur'evich*, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Vice-rector for social and educational work, Head of the Department of entrepreneurship in tourism, [email protected],
Karpova Galina Alekseevna*, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor, head of the scientific-educational
resource center of youth tourism in the North-West Federal district, head of the Department of economy and management in the service sector, [email protected],
*Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg, Russian Federation
The article is devoted to the issue of identifying the prerequisites and conditions for the formation of the system of clusters of the youth tourism in the North-Western Federal district. Despite the active development of cluster structures in tourism and hospitality, both in Russian and abroad they pay fairly little attention to the establishment of clusters in the sphere of youth tourism. The reasons for this phenomenon is due to the peculiarities of youth tourism (not always profitable nature of this sphere of private businesses, the increased level of attention to consumers and their safety, etc.), as well as the need to strictly control and regulate the various ministries and agencies, whose functional duties are somehow connected with the safeguarding and protecting children and young people. The creation of the system of effectively functioning regional and municipal clusters, the youth tourism would solve many of the problems facing the industry as a whole. The goal of creating a modern and efficient cluster formations in the study area, according to the authors, should have a close connaction with youth tourism peculiarities as a sector of tourism and should take into account the specific trends and dynamics of development of this phenomenon in the Russian context. An important aspect in the modeling process of tourism cluster in the field of youth tourism should recognize the correct definition and allocation of characteristics and features based on classification features, which are typical to any cluster in the field of tourism and hospitality in the Russian Federation.
Keywords: youth tourism, tourism product, motivation of the consumer of tourism services, special types of tourism, state regulation of tourism activities
References
1. VetitnevA.M., OrginaE.V. Upravlenie rynkom detskogo ozdorovitel'nogo turizma [Market management of child health tourism]. M.: Infra-M, 2012. 136 p.
2. Karpova G.A., Valeeva E.O. Razvitie turizma kak konkurentnoe preimushchestvo territorii (na primere sub"ektov SZFO) [Tourism development as the competitive advantage of the territory (on the example of the Northwest federal district subjects)] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saint-Petersburg state university of economics]. 2015. № 1 (91). P. 44—51
3. Kruzhalin V.I. Tendentsii razvitiya fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii v turizme i rekreatsii [Development trends of fundamental and applied research in tourism and recreation] // Vestnik RMAT [Vestnik RIAT]. 2011. № 3. P. 23—30
4. Levchenko T.P., Kulyan K.K., Kulyan M.K. Klasternyi podkhod k ustoichivomu razvitiyu turistskikh destinatsii [Cluster approach to sustainable development of tourist destinations] // Vestnik SGUTiKD. 2012. № 2 (20). P. 67-72.
5. Petrova O.N., Klevchenkov M.G. Klaster kak instrument obespecheniya konkurentosposobnosti turistskogo kompleksa regiona [Cluster as a tool for competitiveness of tourism sector in the region] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2010. № 13. P. 42-47.
6. Rudneva P.S. Opyt sozdaniya strukturnykh klasterov v razvitykh stranakh [Experience of creating structural clusters in developed countries] // Ekonomika regiona [Economics of the region]. 2007. № 18. P. 10-16.
7. Fedorets E.N. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti turisticheskogo klastera [The point of effective development of tourist cluster] // Vektor nauki TGU. Seriya «Ekonomika i upravlenie» [Vector of science of Togliatti state University. Series: economy and management]. 2011. № 1 (4). P. 24-28.
8. Cooke, R. Martin (red.), Clusters and Regional Development. Critical Reflections and Explorations, London: Routledge. 2012. p. 425
9. Solvell O., The Cluster Initiative Greenbook CIND, Uppsala University, ISC, Harvard Business School, TSI Global Conference, Gothenburg- 2012
10. Van der Linde C., Class: The Demography of Clusters - Finding from the Cluster Meta - Study, New York, 2013.