УДК 330.101
С.Ю. Гришин
канд. экон. наук,
проректор по социальной и воспитательной работе, зав. кафедрой «Предпринимательство в туризме», ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
УЧАСТНИКИ СФЕРЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ СТРУКТУРЫ
Аннотация. В представленной статье рассматриваются функции и основные характеристики участников сферы детско-юношеского туризма в рамках формирования и развития кластерных образований в России. Отдельное внимание уделяется таким важным вопросам как: разграничение полномочий между основными участниками кластера детско-юношеского туризма, механизмы поддержки формирования кластеров детско-юношеского туризма.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристский продукт, мотивация потребителя туристских услуг, специальные виды туризма, государственное регулирование туристской индустрии.
S.Yu. Grishin, Saint-Petersburg State the University of Economics
ATTENDANCE SERVICES YOUTH TOURISM AND THEIR ROLE IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL CLUSTER STRUCTURE
Abstract. In the present article deals with the functions and main characteristics of participants in the sphere of youth tourism in the framework of the formation and development of cluster structures in Russia. Special attention is paid to important issues such as the separation of powers between the main actors in a cluster of youth tourism, support mechanisms for the formation of youth tourism clusters.
Keywords: children and youth tourism, tourism product, motivation of the consumer travel services, special forms of tourism, government regulation of the tourism industry.
Устойчивое развитие, на сегодняшний момент, является одним из основных факторов, обеспечивающих поступательное функционирование сферы туризма любой страны (региона) и, конечно же, базисным элементом формирования конкурентоспособности туристской дестинации в рамках формирования и развития кластерных структур.
В целом, говоря об устойчивом развитии туристского кластера и опираясь на мнения ряда отечественных и зарубежных исследователей, данное понятие также можно рассмотреть с точки зрения трех взаимосвязанных и взаимовлияющих сторон - общественно-экономической, социально-культурной и экологической устойчивости. О правильности данного утверждения свидетельствуют и результаты ряда социологических исследований потребителей туристских услуг в Европейском Союзе. Так, например, 81% респондентов утверждает, что при прочем равенстве условий они отдадут предпочтение туроператору, занимающему активное положение на туристском рынке и имеющему длительную историю своего функционирования на национальном рынке, при этом не всегда предпочтение отдается крупным иностранным фирмам. 38% утверждают, что при выборе поездки руководствуются экологи-
ческой устойчивостью в стране или регионе посещения, а еще 34% выбирают соответствующее средство размещения, исходя из его приверженности к социальным и экологическим критериям [1].
Проблема устойчивого развития имеет не меньшую актуальность и в условиях формирования системы кластерных образований в сфере детско-юношеского туризма.
Детско-юношеский туризм - это сфера туризма и гостеприимства, где в качестве потребителей выступают дети и подростки, как отдельно, так и в группах, посредством активного участия в деятельности секций, кружков, объединений, организаций, центров детско-юношеского туризма. Детско-юношеский туризм на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных видов туризма, включающим в себя различные направления и формы реализации предоставления туристских услуг.
В исторической ретроспективе детско-юношеский туризм претерпел значительные изменения как в методах и формах реализации соответствующих программ для детей и молодежи, так и в содержательном плане. Появление детско-юношеского туризма как отдельного направления сферы туризма в XIX веке было связано, прежде всего, с изучением истории, географии и этнокультурных особенностей родного края, а также с широким применением популярной на то время идеи «наглядности» в школьном образовании, сформулированная ещё один из крупнейших педагогов-гуманистов, швейцарский ученый Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), который рассматривал развитие творческих способностей ребенка как эффект от познания внешнего окружающего мира [2]. В конце XIX века и в начале XX века повышенное влияние туристско-экскурсионному направлению уделялось в научно-исследовательских трудах мастеров отечественной педагогики - А.Я. Герда, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева. Так, хотелось бы дословно привести известную цитату крупнейшего русского ученого-практика К.Д. Ушинского о туристско-краеведческих исследованиях - «День, проведённый ребёнком среди рощ и полей стоит многих недель, проведённых на учебной скамье». Активно развивался детско-юношеский туризм и после революции в долгий период правления советской власти, приобретя новые формы подачи и развиваясь в соответствии с партийно-идеологическими принципами и устоями государственного строя и общественно-политической формации.
По мнению автора, моделирование процессов устойчивого развития в данном сегменте туристского рынка возможно только при соблюдении ряда важных условий, к числу которых можно причислить:
• грамотно выстроенная и прозрачная схема взаимодействия участников кластера ДЮТ во внутренней среде кластера,
• наличие долговременных и устойчивых взаимосвязей участников и субъектов внешней среды системы кластеров ДЮТ,
• обеспечение устойчивой государственной поддержки деятельности системы кластеров ДЮТ,
• наличие продуманной стратегии развития системы кластеров ДЮТ и алгоритма ее реализации,
• разработка и внедрение системы показателей устойчивого развития системы кластеров ДЮТ
Далее автор предлагает рассматривать отдельно более подробно каждое из представленных выше условий - элементов модели. При этом, несмотря на универсальный характер модели, статистической базой исследования ее имплантации на практике остаются данные по СЗФО.
Рисунок 1 - Схема взаимодействия участников кластера ДЮТ во внутренней среде кластера
Значительное место в обеспечении устойчивости кластерной структуры занимает его внутренняя среда - то есть взаимосвязь элементов, образующих туристский кластер [3]. С учетом специфики организации детско-юношеского туризма, автор предлагает рассматривать в качестве основных участников потенциальной системы кластеров ДЮТ СЗФО следующие субъекты:
• базовый региональный вуз системы кластеров ДЮТ СЗФО,
• опорные региональные вузы и ссузы системы кластеров ДЮТ СЗФО,
• образовательные учреждения, осуществляющие обучение и воспитание детей и
подростков в СЗФО,
• детско-юношеские спортивные школы,
• районные военные комиссариаты,
• конечных потребителей - детей и молодежь до 23 лет.
Далее, на рисунке 1 можно увидеть типовую структурную схему взаимодействия приведенных выше участников кластеров ДЮТ СЗФО, исходя из заявленного ранее принципа деления системы кластеров на три вида - научно-образовательный, спортивно-оздоровительный и военно-патриотический.
Базовый региональный вуз и опорные региональные вузы и ссузы системы кластеров ДЮТ СЗФО в большей степени занимаются проектной деятельностью, причем на долю последних приходится и проектно-организационная функция, так они, по сути, замыкают на себя всех остальных участников кластера [4]. На долю образовательных учреждений, районных военкоматов и детско-юношеских школ приходится основной фронт работ по организации и проведению непосредственных мероприятий для детей и молодежи.
Вместе с тем, определенное взаимодействие существует и между потребителями туристских услуг и опорными региональными вузами и ссузами системы кластеров ДЮТ СЗФО в контексте анализа спроса и выявления потребностей детей и подростков на определенные туристские продукты и услуги с учетом необходимости реализации соответствующих принципов комплексной государственной политики.
Список литературы:
1. Ульянченко Л. А. Портфельный подход как способ повышения качества услуг туристического кластера // Транспортное дело России. - 2010. - № 5.
2. Савинова О.В. Роль кластерной стратегии в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона / О.В. Савинова, Е.В. Козина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24.
3. Попов А.Р. Кластерные формы организации и финансирования курортно-туристической сферы // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 4.
4. Петрова О.Н. Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона / О.Н. Петрова, М.Г. Клевченков // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 13.