УДК 373.23
РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ «ТЕРЕМОК»
Филиппова Анастасия Валерьевна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 496 «Золушка», воспитатель, [email protected].
Шальнова Татьяна Николаевна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 496 «Золушка», воспитатель, [email protected].
Аннотация. Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Представлен опыт работы с детьми раннего возраста по созданию необходимой предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с программой «Теремок».
Ключевые слова: ранний возраст, модель образовательной среды, предметная среда.
DEVELOPMENT OF A VARIABLE MODEL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR YOUNG CHILDREN IN ACCORDANCE WITH THE PROGRAM «TEREMOK»
Filippova Anastasia Valeryevna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator, [email protected].
Shalnova Tatyana Nikolaevna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 496, educator, [email protected].
Abstract. Education of children from an early age has many important features and directions. The experience of working with young children to create the necessary subject-spatial development environment in accordance with the program «Teremok» is presented.
Key words: early age, the model of the educational environment. subject environment.
Предметная среда - это не только набор тематических зон, а среда где большую часть времени находится ребенок, поэтому она должна быть разнообразной. Когда ребенок приходит в детский сад, в незнакомую группу и к незнакомому воспитателю, расставаясь с близкими людьми, ему очень тяжело и здесь задача воспитателя получить доверие ребенка, большую роль будет играть развивающая предметно-пространственная среда, которая должна его завлечь своей доступностью, яркостью, новизной.
Ранний возраст - это время, когда дети только еще привыкают к условиям новой коллективной жизни с другими детьми и незнакомыми пока взрослыми. Соответственно тематика игр подбирается с учетом важной цели адаптационного периода - создание комфортной, психологически безопасной среды, обеспечивающей эмоционально-положительное общение каждого ребенка со взрослыми.
В этот период дети знакомятся с педагогами, а также с групповым помещением, сосредоточенными здесь сюжетно-образными игрушками, в том числе куклами. В процессе адаптации куклы сопровождают детей во всех режимных моментах.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, мы учитывали рекомендации программы «Теремок», которая разработана для детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет авторами С.Г. Белой, В.Н. Лукьяненко [1].
Для реализации предметно-развивающей среды использовались адаптированные задачи образовательной программы «Теремок»:
I. Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечения эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.
3. Создание условий для сохранения здоровья и жизни детей, обеспечение комплексной безопасности.
4. Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
5. Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями.
6. Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми.
7. Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
8. Организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности в их разнообразии.
9. Поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
10. Создание условий для становления образа «Я», включающего представление о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях.
II. Развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.
В соответствии с программой продумали организацию пространства в группе таким образом, чтобы всегда можно было заинтересовать впервые прибывших детей, и чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься той или иной деятельностью, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни; обеспечивать эмоциональную поддержку со стороны воспитателей.
В группе раннего возраста не следует менять расположение центров, а только пополнять и менять оборудование, так как в этот жизненный период и поведение вся психическая жизнь ребенка зависят от конкретной жизненной ситуации, перемена какой либо зоны ведет к психическому срыву и дискомфорту [3].
Дети второго и третьего года жизни более активны и всегда находятся в движении и лучше, чтобы они как можно больше времени находились в движении. С детьми нужно совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия [2]. Для этого, у нас в группе создан спортивный уголок с различным спортивным оборудованием: кегли, мячи, обручи, солевые мешочки. Также в зоне повышенной активности у нас имеется гараж, в котором имеются различные машины. Дети в них перевозят детали конструктора, мелкие предметы, здесь чаще всего играют мальчики.
Так как детям раннего возраста трудно самостоятельно организовать игровую среду, воспитатели всячески помогают организовать предметно -игровую среду, подбирают и раскладывают игрушки. В группе имеется множество предметов, имитирующие настоящие предметы быта для сюжетно ролевых игр: кукольный уголок с кроватками с диванчиками, для этого были изготовлены все постельные принадлежности (простынки, пододеяльники, подушки с наволочками, покрывала).
Для кукольного уголка был закуплен набор металлической игрушечной посуды. Дети учатся сервировать стол и принимать гостей, имеются утюги, тостеры муляжи овощей и фруктов.
Дети очень активно играют с куклами, кормят их, катают в колясках, укладывают спать в кроватки. У каждой куклы есть комплект одежды, это летняя легкая одежда и зимняя одежда с шапками с шубками, таким образом, мы закрепляем с детьми основные навыки самообслуживания. В кукольном уголке стоит русская печка, сделанная своим руками; игровой уголок стилизован с использованием элементов хохломской, гжельской росписи (различные расписные платки, расписанная нами балалайка, коврики ручной работы, самовар) всё это позволяет приобщать детей к традициям русского быта.
Самой основной и важной задачей при организации предметно-пространственной среды, мы, конечно же, выделили сенсорное развитие детей. В сенсорных уголках размещены различные игрушки, для развития цветового восприятия и мелкой моторики.
А так же игры, которые были созданы своими руками, такие игры как «Разложи крышки по цветам» на закрепление у детей умения различать цвета, а так же соотносить их по признаку (цвету) игра «Подбери перышко»; для обучения детей различать и называть основные цвета «Плоскостная пирамидка»; дидактическая игра «Лабиринт», на развитие логического мышления, зрительного восприятия, усидчивости; дидактическая игра «Укрась елочку» - на развитие мелкой моторики пальцев рук; «Одень куклу» - учим правильно собирать изображение предмета из отдельных частей и многие другие игры.
Немало усилий было приложено к созданию сенсорного ковра, который включает в себя различные дидактические игры и сенсорные игры из мягкого материала, предназначенные для развития мелкой моторики, а так же это очень продуктивный и увлекательный игровой центр, где дети в любое время могут подойти к нему и поиграть.
Для развития слухового восприятия у детей в группе создан музыкальный центр, где имеются колокольчики, бубны, дудочки, погремушки.
Центр ряженья, необходимый атрибут для детей. Дети наряжаются, выбирая себе персонажей сказок. Для создания центра привлекали родителей, которые нам приносили всевозможные костюмы. Были изготовлены халаты для ролевых игр - это доктор, пожарный.
Из этого плавно переходим к театрализованной деятельности, так как у нас большое количество костюмов, мы разыгрываем русские народные сказки (репка, колобок, теремок), знакомим детей и с разными видами театра: би-би-бо, пальчиковый театр, настольный театр.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изодеятельности, В центре ИЗО, имеется необходимое для развития детей оборудование: карандаши, бумага для рисования, пластилин, мелки, ватные палочки, гуашь.
В программе «Теремок» используется арт-методика «Рисование на песке», направленная на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческого воображения. Играя с песком, ребенок рисует сюжеты сказок или иллюстрирует собственную сказку.
Данная техника хорошо стабилизирует эмоциональное состояние, стимулирует развитие мелкой моторики, учит концентрировать внимание. Песочное рисование помогает прислушиваться к себе, своим ощущениям, выражать эмоции, не переживать за технические навыки и умения.
Совместно с педагогом, с привлечением родителей создаются тематические поделки, которые способствует становлению у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, воплощению любых художественных образов в рисунке. По мере роста и развития, упражнения и сказки могут усложняться, что делает данную методику универсальной, подходящей для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Детям очень нравится, когда им читают книги, они с большим интересом рассматривают иллюстрации в книжном уголке. Оснащение книжного уголка разнообразно, привлекает детей широтой интересов для каждого ребенка. Иллюстрированные яркими картинками книги с потешками, говорящие книги, которые дети с удовольствием слушают.
Такая предметно-пространственная среда создавалась в нашей группе раннего развития, в которой постарались учесть основные направления благоприятного возраста в развитии детей, опираясь на современные подходы программы раннего развития «Теремок».
Библиографический список: 1. Белая С.Г., Лукьяненко В.Н. Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой (на основе авторской технологии). Методическое
пособие для реализации образовательной программы «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет. Москва: Цветной мир, 2019. - 80 с.
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Физическое развитие третьего года жизни. Москва: Цветной мир, 2019. - 80 с.
3. Казунина И.И., Лыкова И.А., Шипунова В.А. Первые игры и игрушки, игровая среда от рождения до трех лет. Москва: Цветной мир, 2018. - 96 с.
3. Корчаловская Н.В., Колтакова Е.Б. Первые шаги в мир искусства интегрированные занятия. Третий год жизни. Москва, Цветной мир, 2020. - 72 с.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности: авторская программа. Москва: Карапуз-Дидактика: Творческий центр Сфера, 2007. - 143 с.
5. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира в раннем детстве. Москва: Цветной мир, 2018. - 104 с.
6. Протасова Е.Ю., Н.М. Родина Н.М. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. Москва: Цветной мир, 2019. 104 с.
7. Файзуллаева Е.Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. Москва: Цветной мир, 2018. - 112 с.