И падал в снег развенчанный герой.
Ученик читает отрывок из поэмы «Бронзовый век».
7. Слово учителя
- В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гете: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своём языке».
- К какому мы пришли выводу, ребята? Да, в мире литературы ни один поэт не может быть оторванным от других, в этом вы убедились на уроке.
8. Подведение итогов урока.
- В завершение урока хочется сказать: «Дружба и братство дороже всякого богатства».
Главная цель таких уроков - подвести учащихся к выводу, что «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». В перспективе мы должны достигнуть поставленной цели обучения языкам: наши выпускники школ должны стать коммуникативно компетентными полиязычными личностями, а это на сегодняшний день является государственной задачей системы образования Республики Казахстан.
Список литературы
1. Сигуан М., Макки У. Образование и двуязычие. М. Педагогика, 1990.
2. Мурзалинова А. Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в 10-11 классах. Алматы, 2002.
ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Полякова Е.А.
Полякова Екатерина Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования,
Ейский район, г. Ейск
Аннотация: в статье анализируются основные особенности детей раннего возраста. Отдельное внимание автор уделяет предметно-развивающей среде с учетом того, на каких основных функциях построена предметная среда и на какие принципы ориентировались при её проектировании. Обратила внимание, что жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, принцип разумности и целесообразности, принцип индивидуального подхода, принцип эмоциогенности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит » - заметила в свое время Е.И. Тихеева. В раннем возрасте характерен быстрый темп развития организма, в это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как умение слушать, смотреть, сравнивать, различать, обобщать которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта [Тихеева Е.И. Развитие речи детей, стр. 6]. Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в
группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа должна быть оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Предметно-пространственная развивающая среда построена с учетом основных функций:
Организующая функция имеет в своей основе цель - предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функция в воспитательно-образовательной работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.
Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные, основные функции, в работе с детьми, при ее проектировании и создании мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип эмоциогенности среды - развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции;
- принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей (развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПиН и нормам безопасности);
- принцип разумности и целесообразности - при выборе игрового материала руководствовались интересами детей и педагогической целесообразностью, предпочтение отдавали игрушкам, способствующим стимулированию развития ребёнка;
- принцип активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности -предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в то же время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года;
- принцип индивидуального подхода - мы стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого малыша;
- принцип зонирования - благодаря организации различных игровых зон и уголков, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей к овладению способами деятельности.
Также накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физ. минуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.
Провоцируют речевую активность и обеспечивают более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры, такие как «Что из чего», «Чья мама»...
Большое значение для развития речи малыша имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослым.
При организации непосредственно образовательной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы собран материал по темам: «Фрукты и овощи» «Скажи наоборот», «Волшебные слова», «Что летает, едет, идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.
С детьми проводятся игры-занятия по развитию речи: «Кому угощение», «Посылка», «Что изменилось?», «Лошадка» и другие.
В одну из них я предлагаю вам поиграть: «Продолжи историю»
Цель: развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Зайчик отправился. Куда? Зачем?». Или более усложненный вариант: «Маша пошла в магазин, чтобы». Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Список литературы
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.:
Просвещение, 1981. С. 5-7.