Научная статья на тему 'Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2106
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / диалогическая речь / диалог / общение / дети старшего дошкольного возраста / педагогические условия / коммуникативные способности / speech / Dialogic speech / dialogue / communication / preschool children / pedagogical conditions / communicative abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакалейко Марина Юрьевна, Неволина Виктория Васильевна

Основой для овладения ребенком историко-культурного опыта является речь. Она выступает как средство общения, благоприятствует развитию познавательной сферы, а также является обязательным условием обучения и воспитания. Для развития дошкольника особое значение имеет диалог, посредством которого образуются межличностные отношения, осуществляется овладение родным языком. Чтобы взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками было результативным, он должен свободно владеть диалогическим общением, что отмечается при рассмотрении понятия речи как средства общения. В настоящее время, в связи с растущим количеством детей, имеющих трудности формирования связной речи, авторами было выделено, что большее значение заслуживает выделение условий, повышающих продуктивность педагогического процесса по развитию диалогической речи и их осуществления. Поэтому овладение связной речью способствует только специальное речевое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакалейко Марина Юрьевна, Неволина Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DIALOGICAL SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGED CHILDREN

The basis for mastering a child's historical and cultural experience is speech. It acts as a means of communication, promotes the cognitive sphere development, and is a prerequisite for training and education. Dialogue is of particular importance for the preschool children development, interpersonal relationships are formed with their help, and the mastery of the native language is carried out. For a child's interaction with adults and peers to be effective, he must be fluent in dialogue communication, which is noted, considering the concept of speech as a means of communication. Currently, the authors noted that it is more important to highlight the conditions that increase the productivity of the pedagogical process for the development of dialogic speech and their implementation due to the growing number of children with difficulties in the formation of coherent speech. Therefore, the acquisition of connected speech contributes to speech-only special education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бакалейко Марина Юрьевна.

г. Оренбург, Государственный педагогический университет, магистр, bakaleiko-marina@mail .ru.

Неволина Виктория Васильевна.

г. Оренбург, Оренбургский государственный медицинский университет, доктор психологических наук, доцент, [email protected].

Аннотация. Основой для овладения ребенком историко-культурного опыта является речь. Она выступает как средство общения, благоприятствует развитию познавательной сферы, а также является обязательным условием обучения и воспитания. Для развития дошкольника особое значение имеет диалог, посредством которого образуются межличностные отношения, осуществляется овладение родным языком. Чтобы взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками было результативным, он должен свободно владеть диалогическим общением, что отмечается при рассмотрении понятия речи как средства общения. В настоящее время, в связи с растущим количеством детей, имеющих трудности формирования связной речи, авторами было выделено, что большее значение заслуживает выделение условий, повышающих продуктивность педагогического процесса по развитию диалогической речи и их осуществления. Поэтому овладение связной речью способствует только специальное речевое воспитание.

Ключевые слова: речь, диалогическая речь, диалог, общение, дети старшего дошкольного возраста, педагогические условия, коммуникативные способности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DIALOGICAL SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL AGED CHILDREN

Bakaleiko Marina Yuryevna.

Orenburg, State pedagogical University, master's degree, [email protected].

Nevolina Victoria Vassilievna.

Orenburg, Orenburg state medical University, doctor of psychology, associate Professor, [email protected].

Abstract. The basis for mastering a child's historical and cultural experience is speech. It acts as a means of communication, promotes the cognitive sphere development, and is a prerequisite for training and education. Dialogue is of particular importance for the preschool children development, interpersonal relationships are formed with their help, and the mastery of the native language is carried out. For a child's interaction with adults and peers to be effective, he must be fluent in dialogue communication, which is noted, considering the concept of speech as a means of

communication. Currently, the authors noted that it is more important to highlight the conditions that increase the productivity of the pedagogical process for the development of dialogic speech and their implementation due to the growing number of children with difficulties in the formation of coherent speech. Therefore, the acquisition of connected speech contributes to speech-only special education.

Key words: speech, Dialogic speech, dialogue, communication, preschool children, pedagogical conditions, communicative abilities.

Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является развитие речевого общения и речи, где одной из форм вербального общения выступает диалог, который обеспечивает взаимосвязь между участниками по общению знаками языка. Умение вступать в общение, владеть формами речевого этикета, вербальными средствами общения, выражать свои мысли - все это является обязательными средствами для построения диалога [1].

На современном этапе развития науки проблема диалога являлась предметом освоения многих исследователей. Эта проблема представлена в работах В.Ф. Беркова [2]. Диалог считается как особый вид речевой деятельности и его функции из-за чередования стимулирующих и реагирующих реплик реализовываются в процессе непосредственного общения между собеседниками. Диалог выступает, считает Л.П. Якубинский [3], как «разновидность человеческого поведения».

Реплицирование, постоянная смена ролей, краткость, возможность недосказывания, которая обусловлена контекстностью, быстрота действия являются ключевыми характерными признаками диалога. Основой процесса коммуникации также является диалог [4]. Нельзя свести процесс коммуникации только к простому обмену сообщениями, т.к. она является особым и сложным видом речевой деятельности. Первостепенное значение в то же время имеет связь речи с ситуацией, которая может быть всевозможной: от неясно-сформулированной, до случаев, когда речь компенсируется ситуацией и комментария. С помощью кодирования и декодирования сообщений, т.е. процесс вербализации восприятия и понимания информации, достигается согласие поступков партнеров по общению в процессе коммуникации. Эти процессы тесным образом взаимосвязаны, протекают параллельно именно в рамках диалога [5]. Диалог определяется в работах А.Г. Арушановой [6], Л.М. Крагшвиной [7] как вид речи, которому присущи контекстуальность, ситуативность, непроизвольность и небольшая степень организованности.

В числе основных языковых особенностей диалога также выделяют большое количество побудительных и вопросительных предложений в стимулирующих репликах синтаксическая неполнота, частые переспросы и повторы в реагирующих репликах. Диалогическая речь дошкольников и ее проблема изучалась такими исследователями как: А.Г. Арушановой [6], Э.П. Коротковой [8], Е.И. Тихеевой [9], Флёриной [10] и др. Недопустимость сведения задач обучения диалогу только лишь к освоению вопросно-ответной формы и необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи выделяет А.Г. Арушанова [6]. Полномерный диалог невозможен без

формирования диалогических отношений, которые должны преисполнять как общение дошкольника со взрослыми, так и содействие со сверстниками как среды самой детской коммуникационной деятельности.

По мнению А.Г. Арушановой [6] и Л.П. Якубинского [3], структура диалога состоит из инициативных и ответных высказываний, такие как: вопрос - ответ; побуждение (просьба, предложение, приказание) - реакция на побуждение (отказ или выполнение); сообщение (утверждение, информирование) - выражение отношения к сообщению. А.Г. Арушанова [6] утверждает, что полноценный диалог представляет собой не только как процесс обмена информацией, но и как взаимодействие партнеров, которое базируется на личностном общении, взаимном уважении друг к другу, стремлением найти единодушие, обмене чувствами, переживаниями. Это определяет, что развитие диалогического общения в старшем дошкольном возрасте интенсивно связано с развитием личности ребенка.

В этом возрасте дети в процессе общения стараются активно рассказать своему собеседнику, реальному или воображаемому, о видимом или слышимом, обращаются различными речевыми клише. Ребенок старшего дошкольного возраста в общении уже задает целенаправленные вопросы в логической последовательности. В игровых ситуациях с предметами и игрушками дошкольник разговаривает от ее лица, придумывает ответ за игрушку, меняя модуляцию и интонацию голоса (В.В. Казаковская [11]). Таким образом ребенок учится составлять диалоги синтетической структуры, состоящие из нескольких микротем. Широкий семантический спектр совета, согласия несогласия, просьбы имеют реплики-реакции старших дошкольников [12]. Период модернизации навыков диалогической речи наступает к старшему дошкольному возрасту, вопросительные предложения уже имеют специальный характер, желающий развернутого ответа с новой информацией.

Как указывает А.С. Ушакова [13], у детей наблюдает побуждение к более сложным контактам, желание пособничества, которое в будущем приводит к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Модернизируется выразительность оформления речи, применение в ней всей совокупности средств интонационной выразительности (интенсивности, темпа, ритма, логически словесного ударения и т.д.). невербальные средства выражения эмоций, дополняемые репликами, приемлемо используются в диалогической речи старшими дошкольниками. Непосредственная связь общения с развитием диалогической речи выделяет одну из самых главных целей развития диалогической речи старших дошкольников - обучение их использованию диалога как формы общения. Овладение диалогической речью осуществляется непроизвольно, потому как она тесно связана с практической деятельностью дошкольника., применяется или для установления контакта и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе игр и иных занятий. Из расчета того, что ребенок обращается ко взрослому и сверстнику со всевозможными вопросами, просьбами о помощи и т.д., этот вид речи можно назвать жизненно важным.

В речи дошкольников еще имеется много проблем, речь состоит лишь из простых предложений, является односложной. Также отмечается, что в старшем

дошкольном возрасте в диалогической речи дети применяют в зависимости от контекста сжатой или развернутой формой изречения. Они стремятся не только назвать предметы, явления, но и назвать их характерные свойства и признаки, давая наиболее развернутый ответ (Т.П. Колодяжная [14], Л.Г. Шадрина [15], Н.В. Краснощекова [16], Ф.А. Сохин [17]). Активное освоение различных типов текстов (повествование, описание, рассуждение) является одной из главных характеристик речи старшего дошкольника. Дети, в процессе развития связной речи, начинают применять разные типы связи слов внутри предложения, между предложениями и частями высказываний, сохраняя его структуру.

Старший дошкольник начинает рационально анализировать структуру любого предложенного им высказывания при построении собственных, и они уже правомочны давать очевидную оценку услышанному [17]. Развитие общения дает толчок на то, что в диалоге с собеседником дети стараются сделать свою речь более выразительной, колоритной, больше используют интонационные средства, а также ловки уже осваивать такие средства языка как сравнение, метафора, эпитет.

Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог со сверстниками. Дети в этом аспекте по-настоящему чувствуют себя свободными, равными, раскованными. Они учатся здесь самодеятельности, самоконтролю. Наибольшее число исследователей в тоже время приходят к выводу о том, что диалогу необходимо учить. Однако, практика учебно-воспитательной работы с дошкольниками и наблюдения в дошкольных образовательных учреждениях говорят, что беседы с детьми проектируются не систематически, формированию диалогических навыков уделяют мало времени, во время беседы большая речевая нагрузка возлагается на воспитателя, а речевая активность детей приводится к минимуму, на занятиях не учат составлять и задавать вопросы, не применяются упражнения, игровые периоды, развивающие коммуникативные способности. В конечном итоге выпускники детского сада не умеют самостоятельно строить диалог, вести беседу, наблюдается недостаточная речевая активность.

Деятельность воспитателя должна быть обращена на развитие диалогических умений обязательных ребенку для общения в период дошкольного возраста. Основные педагогические условия формирования диалогического общения детей, по мнению А.Г. Арушановой [6], это: пространство общения, развивающая педагогическая среда; неурочные формы обучения родному языку; правила организации жизни детей; эмоциональный комфорт; творческая атмосфера в группе, недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания. А.Г. Арушанова [6] считает, что для организации пространства общения необходимо иметь возможность объединения детей в небольшие подгруппы для занятий и игровой деятельности. Вследствие этого, кроме просторной групповой комнаты, нужно иметь мини-театры, мини-библиотеки, мини-мастерские, изостудию и т.д. дидактический аспект коммуникации отражается при обучении на занятиях как метод развития диалогической речи. Обучение дошкольников родной речи разумней всего осуществлять в виде сценариев активизирующего общения. В таких сценариях используются неурочные формы обучения (нешкольный стиль общения педагога с детьми,

предусматривающий доверительный, позволяющий шутки, тон и смех) и неурочная организация среды (дети свободно контактируют со сверстниками). Групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, конструирование аппликация и т.д.) являются методами и приемами развития диалога [18]. Условиями возникновения и поддержания диалога являются: взаимное понимание, интерес к теме диалога собеседников; умение слушать и слышать собеседника; равноправность участников диалога; активность и самостоятельность субъектов диалога.

В качестве основных педагогических условий, которые должны реализовываться в процессе работы по развитию диалогической речи, выступают: создание доброжелательной, эмоционально благополучной атмосферы для общения детей; организация и обеспечение речевой среды; систематическое проведение работы по пополнению и активизации словаря, развитие всех сторон речи; использование комплекса методов и средств для развития диалогических умений (игры, упражнения, фольклор и т.д.).

На каждом из этапов важно поддерживать доброжелательную, эмоционально благополучную атмосферу для общения детей, поскольку это является одним из важных педагогических условий для более эффективного развития связной диалогической речи детей. Реализация данного педагогического условия в ходе развития у старших дошкольников связной диалогической речи заключается в том, что основа построение работы лежит на принципах личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Так, при организации бесед по тематическим неделям, разговоров со старшими дошкольниками необходимо строить свое общение с позиций признания индивидуальности каждого ребенка, принятия детей, внимательного к ним отношения. Нужно выказывать детям поощрения за доброжелательное общение их со сверстниками и с взрослыми. Это способствует тому, что у детей возрастает стремление задавать больше вопросов, поддерживать диалог, а не обрывать его, строить свои высказывания (сообщать, рассказывать что-то) как в разговоре со взрослыми, так и со сверстниками. Вторым педагогическим условием на всех этапах работы по развитию у старших дошкольников связной диалогической речи является организация речевой среды в группе, чтобы дети видели примеры ведения диалога. Осуществляется обогащение словарного запаса детей за счет словоопределений, слов, помогающих описывать переживания, чтобы они могли строить высказывания наиболее полно, развёрнуто. В общении с детьми важно использовать игры и упражнения на объяснение значения слов, на составление предложений, в условиях диалога предлагать детям побеседовать в парах по плану, рассказать о каком-то объекте или предмете как можно более подробно, просить в парах подбирать имена существительные к прилагательным, к существительным - глаголы, беседовать на конкретную тему и т.д. Также применимы дидактические игры, например, такие игры как «Где это можно купить?», «Магазин игрушек», «Почта», «Фанты» и т.д. Игры парами («Вкусные слова», «Охота на слова», «придумывалки»), игры-драматизации («Кто бы мог предположить»), народные игры, беседы и т.д. В качестве основных приёмов, которые способствуют формированию у детей навыков установления контактов

со сверстниками, развитию умения слушать и слышать партнёра, реагировать на его высказывания, использовать формы речевого этикета, грамотно выражать свои мысли используются такие методы и приёмы как проговаривание, заучивание, использование речевого образца, оценка детской речи и т.д. Эффективными будут являться народные потешки и прибаутки по форме «вопрос-ответ», которые стимулируют детей к ответному реплицированию и в тоже время формированию образцов ответных форм. Также возможно использование дидактических игр с готовыми текстами диалогами. Большое внимание можно уделить сюжетно-ролевым играм, которые активно используются для развития диалогической речи. Развитию диалога на основном этапе работы будет способствовать то, что содержание игры будет интересным детям, у них появится желание развивать сюжет, выстраивать общение друг с другом в новом контексте.

На основном этапе немало важно создать условия для использования детьми своих умений в разной деятельности и развитие этих умений. В процессе работы на данном этапе проводятся и обучение детей, оказывается индивидуальная помощь. Большую роль играет доброжелательная обстановка взаимодействия, которая помогает детям при неудачах в игре не расстраиваться, а продолжать дальше. При общении с детьми можно разнообразить темы общения, больше задавать вопросов, использовать для развития общения игровые ситуации, художественную литературу и т.д. На заключительном этапе используются игры, сочетающие в себе все виды диалогических умений. Особенно эффективными являются упражнения, в которых необходимо инсценировать произведение, игры-театрализации, игры с телефоном, диалоги взрослого с ребенком, закрепление использования форм речевого этикета через комплекс разнообразных игр. В процессе работы по развитию диалогической речи, дети обучаются правилам ведения диалога: соблюдать очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать литературную лексику; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника, и чтобы оно было понятно ему. Анализ результатов показал, что речь детей на контрольном этапе исследования характеризуется более высокой речевой активностью во взаимодействии, умением реплицировать, умением поддерживать и развивать диалог.

Библиографический список:

1. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 234 с.

2. Берков В.Ф. Культура диалога. - М.: Новое знание, 2012. - 152 с.

3. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М.: Наука, 2006. - 264 с.

4. Винокур Т.Г. Диалог. - М.: Дрофа, 2008. - С. 119-120.

5. Галеева Е.В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. -№ 4. - С. 126-129.

6. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 51-54.

7. Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 2007. - С. 86-87.

8. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. -М.: Академия, 2009. - 226 с.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 2012. - 280 с.

10. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. -М.: Академия, 2009. - 226 с.

11. Казаковская В.В. Коммуникативные навыки ребенка в диалоге. - СПб.: Мозаика - синтез, 2003. - 144 с.

12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2006. -143 с.

13. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287 с.

14. Колодяжная Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32 с.

15. Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

16. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 151 с.

17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 153 с.

18. Юрьева Н.М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей - сверстников в совместной деятельности. - СПб.: Мозаика-синтез, 2003. - 264 с.

19. Неволина В.В. Реализация ^временных педагогических технологий в образовательном процессе / Неволина В.В., Сарбашева М.И. // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (11 января 2019 г, г. Уфа). / в 3 ч. - Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - С. 188-190.

20. Неволина В.В. Педагогическое сопровождение адаптации детей младшего дошкольного возраста к среде образовательной организации / Неволина В.В.,

Ламбина К.А. // Современные научные исследования и разработки. - 2018. -№ 11 (28). - С. 487-490.

21. Неволина В.В. Развитие восприятия средствами арт-терапии / Неволина В.В., Прибыткова Ю.А. // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - Том 8. - № 2A. - 2019. - С. 152-156.

22. Неволина В.В. Научно-методическая лаборатория саморазвития: педагогическое сопровождение и поддержка // Современное образование. -2018. - № 3. - С. 9-15. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26883; //e-notabene. ru/pp/article_26883. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.