Научная статья на тему 'Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней'

Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3073
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметно-пространственная среда / дошкольники / развитие / материальная обстановка / гуманистическая педагогика / самоценность детства. / object and space environment / preschoolers / child development / physical conditions / humanistic pedagogics / inherent worth of childhood.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Марина Николаевна

В статье отражены взгляды педагогов петербургской школы на место и роль предметной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания Пидо и до сегодняшнего времени. Цель исследования – изучение тенденций в развитии идеи обустройства детского сада на протяжении века на основе сопоставления идей известных научных деятелей, стоявших у истоков кафедры дошкольной педагогики, и преподавателей кафедры – представителей современной дошкольной педагогической науки. основным методом исследования является сравнительный анализ научных исследований педагогов петербуржской школы в ретроспективе времени. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста в разные исторические периоды. В результате исследования определены тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, выявлены преемственные подходы в организации предметно-развивающей среды в разные исторические периоды, установлены взаимосвязи между доминирующим в исторический период методом преобразования педагогической действительности и характером создаваемой предметно-пространственной среды в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object Environment in a Preschool Child Development from Early Childhood Education Department Kindergartens till Nowadays

This paper represents the views of academics of the St. Petersburg scientific school on the place and role of the object environment in the development of preschoolers from the moment of the foundation of the Early Childhood Education Department of the Institute for Childhood of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia to the present day. The purpose of this paper is the study of tendencies in the development of the idea of arrangement of the kindergarten during the last century on the basis of comparison of the ideas of famous scientific figures who were at the origins of the Early Childhood Education Department and academics of the Early Childhood Education Department who represent contemporary preschool pedagogical science. The main method of research is a comparative analysis of scientific research of academics of the St. Petersburg scientific school in historical retrospective. The study topic is the phenomenon of object and space environment, assessment of its significance and content for the development of children of early and preschool age in different historical periods. As a result of the study, the tendencies of changes in the understanding of the object and space environment as a condition and means of development of children before the school have been defined, the sustainable approaches in the organization of the environment in different historical periods have been revealed, the interrelations between the method of transformation of pedagogical reality dominating in a certain historical period and the character of the created environment in the kindergarten have been established.

Текст научной работы на тему «Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 37.02 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10039

Полякова М.Н.

Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней

Полякова Марина Николаевна, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

В статье отражены взгляды педагогов петербургской школы на место и роль предметной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания ПИДО и до сегодняшнего времени. Цель исследования - изучение тенденций в развитии идеи обустройства детского сада на протяжении века на основе сопоставления идей известных научных деятелей, стоявших у истоков кафедры дошкольной педагогики, и преподавателей кафедры - представителей современной дошкольной педагогической науки.

Основным методом исследования является сравнительный анализ научных исследований педагогов петербуржской школы в ретроспективе времени. Предмет анализа - феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста в разные исторические периоды.

В результате исследования определены тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, выявлены преемственные подходы в организации предметно-развивающей среды в разные исторические периоды, установлены взаимосвязи между доминирующим в исторический период методом преобразования педагогической действительности и характером создаваемой предметно-пространственной среды в детском саду.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, дошкольники, развитие, материальная обстановка, гуманистическая педагогика, самоценность детства.

Для цитирования: Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. - 2019. - №1 (91). - С. 46-57. DOI: 10.24411/1 997-9657-2018-10039

Материалы статьи получены 23.11.2018.

* Контакты: [email protected]

UDC 37.02

DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10039

Object Environment in a Preschool Child Development from Early Childhood Education Department Kindergartens till Nowadays

Marina N. Polyakova, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

This paper represents the views of academics of the St. Petersburg scientific school on the place and role of the object environment in the development of preschoolers from the moment of the foundation of the Early Childhood Education Department of the Institute for Childhood of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia to the present day.

The purpose of this paper is the study of tendencies in the development of the idea of arrangement of the kindergarten during the last century on the basis of comparison of the ideas of famous scientific figures who were at the origins of the Early Childhood Education Department and academics of the Early Childhood Education Department who represent contemporary preschool pedagogical science.

The main method of research is a comparative analysis of scientific research of academics of the St. Petersburg scientific school in historical retrospective. The study topic is the phenomenon of object and space environment, assessment of its significance and content for the development of children of early and preschool age in different historical periods.

As a result of the study, the tendencies of changes in the understanding of the object and space environment as a condition and means of development of children before the school have been defined, the sustainable approaches in the organization of the environment in different historical periods have been revealed, the interrelations between the method of transformation of pedagogical reality dominating in a certain historical period and the character of the created environment in the kindergarten have been established.

Keywords: object and space environment, preschoolers, child development, physical conditions, humanistic pedagogics, inherent worth of childhood.

For citation: Polyakova M.N. (2019). Object environment in a preschool child development from early childhood education department kindergartens till nowadays. Preschool Education Today. 1:13, 46-57 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10039

Original manuscript received 23.11.2018.

Начало становления отечественной системы дошкольного образования

Влияние предметного окружения на процесс развития ребенка признавалось практически всегда. Однако в разные периоды развития дошкольной педагогической науки и практики степень этого влияния и его характер понимались по-разному, соответственно, и требования к предметной среде как значимому условию образования дошкольников выдвигались различные. Здесь проследим взгляды педагогов на роль и содержание предметно-пространственной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания ПИДО и до сегодняшнего времени.

Осенью 1918 года в Петрограде педагогические курсы при Фребелевском обществе, существовавшие с 1870 года, были реформированы в высшее педагогическое учено-учебное учреждение Педагогический институт дошкольного образования, с обширным учебным планом, с несколькими факультетами. Первыми преподавателями этого института стали педагоги, участвовавшие в работе Петербургского Фребелевского общества содействия дошкольному воспитанию (имеющего на тот момент более чем сорокалетнюю историю), что и определило в значительной степени концепты дошкольной педагогической науки последующих лет, в том числе и роль предметного окружения в образовательной системе.

В 1922 году состоялся 2 Всероссийский съезд дошкольного образования. Одним из вопросов, поднятых на нем, стал вопрос о значении педагогически продуманной обстановки (Альмединген-Тумим Н., 1922. С. 29). Ответ на этот вопрос во многом определялся ориентацией педагогов на ту или иную образовательную систему: свободное воспитание, Монтессори-метод, систему Фребеля, отечественную практику воспитания и обучения маленьких детей.

Период становления отечественной системы общественного дошкольного образования, поиск моделей, форм организации и содержания детской жизни в детском саду длился примерно до 1940-х годов. В это время в дошкольной педагогической науке накапливались знания о генезисе, о возрастных и индивидуальных особенностях, факторах и педагогических условиях развития детей дошкольного возраста.

Для первых лет становления российского общественного дошкольного воспитания было характерно разнообразие систем воспитания, свобода педагогического творчества, достаточно свободная организация образовательного процесса в детском саду, широта взглядов на проблему воспитания маленьких детей, интерес к зарубежному педагогическому опыту. Так, на дошкольном факультете ПИДО курс «Американский детский сад» читала Е.Н. Янжул, кафедрой по системе Ф. Фребеля заведовал профессор В.В. Успенский, кафедру по системе М. Монтессори возглавляла Ю.И. Фаусек, методика современного петроградского детского сада разрабатывалась под руководством Е.И. Тихеевой. Все лучшие идеи зарубежных авторских систем воспитания маленьких детей творчески преобразовывались преподавателями факультета, адаптировались к российской реальности, дополнялись оригинальными идеями; так создавалось отечественное дошкольное воспитание.

Без преувеличения можно сказать, что благодаря Ю.И. Фаусек широкую известность в России получила система М.Монтессори. В 1920 году в ПИДО был открыт детский сад по методу Монтессори, он находился в главном корпусе ВУЗа, посещали его около 200 детей в возрасте от года до 9 лет. Юлия Ивановна придавала огромное развивающее значение дидактическому материалу итальянского педагога, привнесла в процесс его использования пооперационную последовательность, дополнила систему простыми житейскими упражнениями, помогающими воспитанникам ориенти-

роваться в окружающем мире, адаптировала содержание дидактического материала по освоению письма и чтения для русскоговорящих детей. Корректное и творческое применение Ю.И. Фаусек педагогики Монтессори в условиях становления российского дошкольного образования в начале прошлого столетия - интересный опыт культурного заимствования зарубежной педагогической системы. Этот опыт имеет большое значение не только для приверженцев идей Монтессори, но и для педагогов, развивающих уникальную систему отечественного образования (Крулехт М.В., 2010. С. 26).

Авторская концепция организации детского сада по методу Е.И. Тихеевой

Наиболее существенный вклад в разработку отечественной концепции предметной среды развития дошкольников внесла Е.И. Тихеева. Свои идеи Е.И. Тихеева реализовала в авторском детском саду, который находился на одном этаже с детским садом Ю.И. Фаусек, в 1930 году произошло объединение этих учреждений в единый детский сад (система Монтессори была признана идеологически неприемлемой для советской России). Многие идеи Е.И. Тихеевой, высказанные почти столетие назад, не утратили своей актуальности; наоборот, звучат очень согласованно с современным пониманием предметно-развивающей среды как одного из основных условий развития детей дошкольного возраста в российском детском саду.

разрабатывая свою образовательную систему, она отводила значимую роль материальной обстановке, окружавшей ребенка: «Образование человека начинается с постижения вещей, совершающегося при помощи внешних чувств, а потому вещественный мир является условием sine qua non1 воспитания и образования маленького ребенка» (Тихеева Е.И., 1922(б). С. 74). Лучшее окружение - это природа, именно она удовлетворяет основные интересы ребенка, поддерживает и обновляет в детях чувство радости, является неиссякаемым источником разнообразной информации. Поэтому, в первую очередь, надо наполнить жилые помещения детей объектами живой природы: растениями, животными, сделать «...все от нас зависящее, чтобы создать уголки природы в непосредственной близости детского жилья, в стенах

1 (лат.) без которого нет

последнего. Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок приобщается к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств» (Тихеева Е.И., 1922(а). С. 120).

Поскольку невозможно воспитывать детей всегда и всецело среди естественных условий живой природы, надо правильно обустроить помещения детского сада, наполнить его стены «...педагогически обоснованным вещественным содержанием». По мнению Елизаветы ивановны, внешние чувства развиваются и шлифуются на внешнем материале, свои знания ребенок приобретает от вещей. Постижение предметов дает представление о цвете, форме, размере, весе, материале, числе, звуке, слове, о пространстве, о назначении предметов. «Среди пустых стен дети не научатся говорить» (Тихеева Е.И., 1922(а). С. 123).

Создавая вещественный мир, следует учитывать возрастные и индивидуальные интересы детей, не перегружать помещение лишними предметами, внося только самые необходимые, сделать максимально удобным пользование ими, не принуждать детей заниматься, а средствами представленных материалов, игр, пособий возбуждать желание и интерес к самостоятельной деятельности. Непременным условием развития ребенка Е.И. Тихеева считала сформированность соответствующих предпосылок. Поэтому она была категорически против навязывания знаний. По ее мнению, педагог должен всегда задавать себе вопрос: готов ли ребенок к восприятию тех или иных знаний (например, о числе, цифрах и т. д.)? И только в случае готовности ребенка предлагать ему самостоятельно воспринимать то, до чего он дорос. «Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их счислению недопустимо, но ребенок должен постигнуть первый десяток, конечно, до 7 лет» (Морозова М., Тихеева Е.И., 1927. С. 6). Это противоречивое требование Тихеева смогла разрешить путем внесения в среду группы системы дидактических игр для речевого и математического развития. Дидактические материалы Е.И. Тихеева делила на три вида: естественный материал (камни, раковины, листья), извлеченный из жизненной обстановки (игрушки, предметы), искусственный (специально разработанный для детей).

Искусственный дидактический материал Тихеева считала особо значимым, так как он

выдвигает упрощенные (в сравнении с обыденными житейскими) ситуации, обеспечивает повторность, концентрирует внимание детей на определенной задаче. Например, действуя с досками-дюймовками (разделенными на дюймы), дети осваивали счет и вычисления. Кроме того, это незаменимый материал для строительно-конструктивных игр. При сооружении построек требуется соотношение досок-дюймовок по размерам, что обеспечивает постройке прочность и красоту (Тихеева Е.И., 1929).

Комфортность среды, сообразность детской природе, доступность и сменяемость материалов, их системность и свобода выбора -вот ключевые идеи обстановки детского сада Е.И. Тихеевой. В сущности, такая среда побуждает детей к деятельности, а содержание представленных в ней материалов способствует их разностороннему развитию и саморазвитию. По мнению Е.И. Тихеевой, при этом не столь важно, по какой системе работает педагог, намного значимее, как педагог осознает свою миссию, как понимает образовательные задачи. «Всякая программа преподавания, всякий метод или система воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» (Тихеева Е.И., 1922(б). С. 82).

Таким образом, в работах Е.И. Тихеевой по созданию развивающей предметной среды отразились разные направления развития детей дошкольного возраста (речевое, математическое, социальное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое). Творцом развивающей среды является педагог: его умение понимать интересы и потребности детей, его профессиональные знания, его педагогическое творчество влияют на умение создавать материальную обстановку для развития дошкольников.

Своеобразие научного мировоззрения Е.И. Тихеевой, ее идеи гуманистической педагогики нашли дальнейшее развитие в трудах преподавателей кафедры. В научных исследованиях кафедры наиболее полно и содержательно представлены такие значимые для теории и практики дошкольной педагогики направления, как предметно-пространственная среда для познавательного (сенсорного, математического, экологического, речевого) развития дошкольников, среда как условие поддержки субъектных проявлений детей (активности, самостоятельности, инициативности, творчества).

Развитие идей организации среды детского сада в советский период

Работа кафедры была прервана войной и 900-дневной блокадой Ленинграда. Научная деятельность кафедры возобновилась в послевоенные годы и была ориентирована на создание оригинальной советской системы дошкольного воспитания. В этот период исследователей все больше начинает привлекать не столько изучение самого ребенка для понимания наилучших условий его развития, сколько исследование средств, форм, методов его обучения и воспитания (Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета..., 2010; Полякова М.Н., 2013). Основной ценностью в этот период становится знание, соответственно инновационные продукты того времени, прежде всего, отражают пути, средства, способы передачи детям знаний (в виде представлений и умений). В связи с этим существенно возрастает количество исследований, направленных на изучение условий обучения дошкольников, основное внимание уделяется поиску эффективных средств обучения, представленных в среде группы детского сада.

В послевоенный период кафедру возглавила А.М. Леушина, обладавшая огромными способностями организатора и руководителя научного коллектива, позволившими ей аккумулировать достижения педагогической теории того времени и обеспечивать дальнейшее развитие. Область научных интересов Леушиной охватывала два ключевых направления развития дошкольников - речевое и познавательное (п реимущественно математическое).

Работая над проблемой развития связной речи дошкольников, Анна Михайловна изучает влияние картинок разного вида и содержания на речевую активность ребенка. Исследователь отмечает: если картинка имеет близкое опыту ребенка содержание, она стимулирует детское речевое творчество, далекая от опыта - побуждает к перечислению; предметные картинки способствуют проявлению детской фантазии, сюжетные - требуют продумывания последовательности и логики изложения содержания. Оба варианта представляют педагогическую ценность, но использовать их надо сообразно ситуации развития ребенка, ценны серии картинок, побуждающие детей к выстраиванию последовательности событий. Интересная находка Леушиной - использование макетов

для поддержки детской речевой активности. Действие с макетом помогает ребенку выстроить последовательность рассказа, сам макет является наглядной опорой в рассказывании.

Анна Михайловна подчеркивала значимость активной (субъектной) позиции ребенка для развития связной речи. Она предложила использовать такой прием, как иллюстрирование ребенком рассказа; собственные иллюстрации помогают ребенку более полно и содержательно отразить в речи сюжет. Так среда стала наполняться продуктами детской деятельности, имеющими не меньший, чем внесенные готовые материалы, развивающий потенциал.

В 1960-80 годы особое место в научной школе Анны Михайловны занимает разработка системы умственного развития детей на математическом содержании. Началом этого направления стала защита докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956). В этом исследовании были определены концептуальные подходы к процессу обучения дошкольников, к принципам отбора образовательного содержания и методики его реализации. Согласно методике, предложенной А.М. Леушиной, в процессе развития количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению ими чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом. Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А.М. Леушиной конспекты занятий и наглядные дидактические материалы к ним (Леушина А.М., 1965; 1974).

В дальнейшем под руководством

A.М. Леушиной (по результатам диссертационных исследований) были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных (Мусейибова Т.Л.) и временных представлений (Рихтерман Т.Д., Непомнящая Р.Л.), обучения измерению объема, массы (Бедоус Н.Г., Березина Т.Л.); вопросы умственного и всестороннего развития детей (Тарханова Е.А., Михайлова З.А., Данилова

B.В., Игнатова Т.Н., Щербинина И.И., Фан И-Ин, Логинова В.И., Груба Г.В.).

Эти работы позволили обогатить среду детского сада комплексом материалов, являющихся эффективными средствами умственного развития детей раннего и дошкольного возраста. Среди них разнообразный счетный

материал, модели времени (календарь, круговые модели, спирали времени и пр.), пространства (схемы, планы), числовые модели (в т.ч. палочки Кюизенера, линейные модели, «числовые улитки»), геометрические конструкторы, разнообразные дидактические игры, развивающие игры, занимательный математический материал, предметы для исследования с разнообразными свойствами и качествами. Преимущественно указанный материал использовался в процессе обучения, однако действия детей с этим материалом предполагали ситуации выбора, постановку проблемных ситуаций, самостоятельное практикование, что положительно влияло на рост активности и детских познавательных инициатив.

В работах З.А. Грачевой (Михайловой) исследовались возможности и условия организации самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности на математическом содержании при организации детских игротек, были описаны варианты таких игротек, эта практика широко вошла в советский, а затем и российский детский сад. Важно заметить, что к организации игротек привлекались дети: они оформляли место для игротеки, зарисовывали результаты и размещали продукты своей деятельности в игротеке (Михайлова З.А., 2015).

В работе З.А. Тидикиене изучались возможности использования технических средств (проектора) для расширения представлений ребенка, причем предполагалось использование диапроекторов, проекторов в том числе и самими дошкольниками.

Существенный вклад представители кафедры внесли в разработку проблемы сенсорного развития дошкольников и обеспечение условий для реализации задач сенсорного воспитания.

В работах Е.А. Гребенщиковой исследуется влияние предметов и материалов на сенсорное развитие детей. Елизавета Алексеевна на основе глубокого анализа имеющихся исследований психологов, физиологов, педагогов, на основе собственных наблюдений за детьми определяет необходимость наличия в окружающей обстановке разных материалов, дающих ребенку возможности познания разнообразных свойств и качеств материального мира. «Следует тщательно продумывать игры, пособия, которые бы ставили перед ребенком интересные задачи, помогающие его умственному развитию» (Гребенщикова Е.А., 1947. С. 158). Она также указывает на необходимость разработки и внедрения в среду детского сада новых игровых пособий и материалов, в которых интегра-

тивно представлены разнообразные свойства (в наше время эта характеристика определена как полифункциональность материалов). По ее мнению, лучше и продуктивнее использовать «жизненные», а не абстрактные материалы, при этом учитывать индивидуальные возможности восприятия каждого воспитанника.

Исследования Тодорки Игнатовой позволили уточнить последовательность внесения материалов разной направленности в группу детского сада: более легким материалом для восприятия детей и вычленения свойств является абстрактный геометрический материал, более сложным - «жизненный», следует последовательно вносить эти материалы, постепенно усложняя задания для детей. «Жизненный» материал существенно значимее активизирует ум ребенка, развивает его.

В дальнейшем среда математического развития дошкольников обогатилась таким общеизвестным и практикуемым в наше время средством, как блоки Дьенеша, методику использования которого предложила аспирант кафедры Е.А. Носова.

В исследовании В.И. Логиновой «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и их признаках» разработана программа для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по ознакомлению со свойствами и качествами материалов, определены виды материалов и способы действий с ними. Вера Иосифовна отмечала, что для хорошего результата надо обеспечить детям ситуацию выбора (материалов должно быть больше на 6-8 единиц, чем детей), задавать проблему для активного поиска, непременно учитывать детский опыт и интересы. Именно при таких условиях дети будут активны в своем поиске, целенаправленность их действий возрастет, а результат будет радовать.

Изучая теорию и историю сенсорного воспитания дошкольников, Вера Иосифовна обращается к изучению закономерностей познавательной деятельности ребенка, ее иерархическому строению и функционированию. Она приходит к выводу о развивающей роли системных знаний в структуре сознания ребенка и предполагает, что дошкольники могут при определенных педагогических условиях системные знания освоить. Это определяет дальнейшие научные поиски, и в 1984 году Логинова защищает докторское исследование «Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста». В нем в качестве одного из условий автором описано оснащение про-

цесса формирования системных знаний о социальной действительности у дошкольников. Это оснащение включает в себя несколько групп материалов: для ознакомления со свойствами и качествами предметов, их видовым разнообразием, родовыми обобщениями, использованием, материалы для ознакомления с трудом взрослых. Например, знакомство с предметами окружающего мира включает:

• пособия, обеспечивающие формирование знаний об особенностях предметов и материалов, видовой сущности предметов (для детей 3-4 лет);

• пособия, включающие образцы материалов и предметы, выполненные из этих материалов (для детей 3-4 лет);

• пособия для родовых обобщений (для детей 5-7 лет);

• пособия - наборы картинок - соответствующие первым трем вышеназванным группам пособий (для старших групп).

В.И. Логинова отмечает необходимость обязательного наличия этих материалов в группе в период освоения определенного содержания, свободный доступ к ним детей, возможности выбора для каждого ребенка (для этого материалов должно быть представлено больше, чем есть детей в группе). Особенно это важно для индивидуальной работы с детьми, испытывающими проблемы в освоении знаний и речевом развитии.

Докторское исследование Логиновой стало началом нового направления исследований кафедры - разработки условий формирования системных знаний у детей дошкольного возраста на разном содержании; оно определило исходные методологические позиции разработки принципов отбора и построения системных знаний как научной основы создания образовательных программ нового поколения для детского сада.

Ряд исследований преподавателей и аспирантов кафедры был ориентирован на определение условий, в т.ч. средовых, для освоения ребенком основных способов познания - наблюдения и экспериментирования. Преимущественно разработки осуществлялись на содержании ознакомления дошкольников с природой.

Исследование педагогических средств, обеспечивающих формирование у дошкольников деятельности наблюдения, проводилось под руководством П.Г. Саморуковой: были разработаны методы формирования системных знаний: наглядная представленность со-

держания, простейшие опыты с растениями, использование моделей и моделирования.

В работах А.К. Матвеевой было показано, что уже у трехлетних детей можно развивать наблюдение и наблюдательность, основным условием для этого является организация педагогом наблюдений за живыми объектами. животные - идеальный объект для развития целенаправленного восприятия, они динамичны, наблюдение за ними приносит ребенку радость и удивление, без этой эмоциональной составляющей познавательная деятельность не будет результативной. К сожалению, в современном детском саду живой объект - редкость. Возможно, и по этой причине современные дети демонстрируют уровень восприятия более низкий, чем их сверстники, родившиеся несколько десятилетий назад (жихарева Д. А., Полякова М.Н., 2015).

В работах Н.И. Ветровой описаны условия развития наблюдения и наблюдательности у старших дошкольников. Наталья Ивановна предлагает в качестве метода развития наблюдения метод моделирования. Ею были впервые разработаны природоведческие модели-шкалы признаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляли сенсорную модель - «полоску» варьирующих признаков. В результате обучения менялся характер наблюдения, появлялась многоплановость восприятия объектов. Дети могли характеризовать растения одновременно по многим признакам. Графическое моделирование данного типа способствовало сенсорному развитию, развитию наблюдательности.

И.А. Хайдурова разработала содержание и последовательность опытов, вскрывающих потребности растений, модели, отображающие сенсорные признаки их строения.

Направление по обогащению предметной среды разнообразными природными моделями было продолжено в исследованиях Е.Ф. Терентьевой, изучавшей представления детей старшего дошкольного возраста о единстве организма и среды обитания. Она предложила модели, отражающие связь приспособления животных к среде обитания.

Разработки преподавателей кафедры нашли отражение в учебно-методических пособиях, где большое внимание уделялось созданию условий развивающей среды группы и участка детского сада (Никонова Н.О., Ивченко Т.А., 2010).

Одно из направлений исследовательского поиска преподавателей кафедры связано с решением задач художественно-эстетического развития дошкольников. Разрабатывая подходы к среде детского сада для решения этих задач, педагоги преимущественно рассматривали два направления обогащения среды: организация условий для развития детской художественной деятельности и развитие художественного восприятия детей средствами дизайн-оформления среды.

Существенным вкладом И.Л. Гусаровой в методику стала разработка специальной дидактической системы образцов по аппликации. Были отобраны наиболее простые по технике, композиции и доступные по содержанию образцы народной аппликации.

В исследовании Н.М. Зубаревой «Изобразительное искусство (натюрморт, пейзаж), как средство эстетического воспитания детей 5-7 лет» была доказана возможность и необходимость специальной работы по воспитанию и развитию у детей эстетического восприятия картин. Выявлены и доказаны возможности детей 5-7 лет воспринимать в художественной картине не только ее предметно-сюжетное содержание, но и ее образно-художественный смысл. Доказано, что, развивая способность детей эмоционально воспринимать и оценивать в художественной картине элементарные эстетические качества, гармонию цвета, композицию, можно подвести детей к более высокому уровню эстетического восприятия. Доказано, что развитое эстетическое чувство переносится детьми на другие стороны их жизни: на эмоциональное восприятие пейзажных зарисовок в художественной литературе, на изобразительную деятельность детей, на развитие их речи. Среда детского сада обогатилась образцами высокохудожественных живописных произведений. Это направление в дальнейшем было развито Н.А. Курочкиной, которая определила перечень художественных произведений для детей разного возраста, в т.ч. и для включения в оформление среды группы.

В исследованиях Р.П. Чудновой были изучены особенности представлений, возникающих у детей на основе как восприятия художественного текста, так и иллюстраций к нему, определено, что более эффективным средством оказалось сравнение детских рисунков с иллюстрацией. Сравнение средств выразительности, используемых художником и детьми, обогащало представления детей и опыт изобразительной деятельности. Отбор худо-

жественных произведений не только по содержанию, но и оформлению, включению иллюстрированного материала в среду, несомненно, положительно влиял на результативность развития дошкольников. Заметим, что петербургская школа исследований детства с самого начала уделяла внимание хорошей книге в среде детского сада. Именно в структуре ПИДО в самом начале его существования под руководством С.Я. Маршака была создана уникальная студия детских писателей, в которой работали В. Бианки, К. Чуковский.

В исследованиях М.Н. Силаевой были изучены возможности воспитания самостоятельности в конструктивных играх по типу оригами и «Танграм» у старших дошкольников. Исследователь предложила включать в среду группы средства, позволяющие повысить самостоятельность детей при осуществлении деятельности и быть менее зависимыми от взрослых. Таким средством стали пооперационные конструктивные карты, рассматривая которые дошкольники могли самостоятельно находить способы действий, не прибегая к помощи педагога (Вершинина Н.А., 2008).

В исследованиях преподавателя кафедры А.М. Вербенец много внимания уделено собственной художественной деятельности дошкольников, предложены варианты оснащения мест для изобразительной деятельности детей, в т.ч. материалы для детского экспериментирования с изобразительными средствами, нетрадиционных техник изобразительной деятельности (Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е., 2015).

Современные подходы кафедры к пониманию роли и содержания предметно-развивающей среды детства

В 1990-е годы в дошкольном образовании происходят существенные изменения, которые влияют на организационные основы в работе дошкольных образовательных учреждений, в том числе и на организацию предметной среды. Повышается ценность личности, ее человеческих качеств, меняются цели образования. Развивается педагогика сотрудничества, п ровозглашается ли ч ностно-ориентированны й подход к детям; вновь (как и в 1930-е годы) ярко проявляется интерес к изучению ребенка, его субъектности, самости, индивидуальности. Приходит понимание необходимости измене-

ний, в том числе и необходимость разработки новых подходов к организации предметной среды для воспитанников дошкольных учреждений с учетом вызовов времени.

Образование гуманизируется, его содержание наполняется культурными ценностями и смыслами, технологии становятся более мягкими, тонкими, щадящими. Следствием этого является развитие гуманитарной методологии как главного основания изменения парадигмы педагогической науки, что находит отражение в изменении тематики и содержания научных исследований кафедры, в том числе исследования средовых условий развития детей.

В 2006 году в рамках гранта Федерального агентства по образованию преподавателями кафедры дошкольной педагогики были разработаны и опубликованы материалы, помогающие практическим работникам в организации предметно-пространственной среды детского сада (Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов.., 2006; Полякова М.Н., 2008; 2015). В этих материалах представлено обоснование теоретических основ конструирования моделей предметно-развивающей среды для всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения с учетом его вида, обоснованы принципы конструирования предметно-развивающей среды, описана концептуальная модель такой среды, представлена характеристика содержания развивающей среды, а также разработаны примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия. Ряд материалов переиздавался ввиду высокой потребности практики в них.

Основные положения, которые легли в основу этих разработок, следующие:

1. Предметная среда в детском саду должна удовлетворять основные потребности детей раннего и дошкольного возраста. Это потребности в общении, в познании, в движении, в признании, в самореализации.

2. Предметная среда - одно из условий и средств решения образовательных задач, она тесно связана с реализуемой в детском саду образовательной программой, а потому уникальна для каждого учреждения, поскольку и образовательная программа в каждом дошкольном учреждении своя.

3. Важно максимально полно включать самих дошкольников в создание и преобразование обстановки группы, детского сада, учас-

тка, поскольку именно такой подход позволит создавать действительно комфортную среду развития (кто лучше самого дошкольника знает его потребности и интересы?).

4. Предметная среда группы должна быть содержательной и насыщенной, но не избыточной и перегруженной, поскольку это не склад, а жизненное пространство детского развития.

5. Предметная среда должна меняться вместе с ребенком, иначе она перестанет быть развивающей.

В настоящее время на кафедре дошкольной педагогики акцент в изучаемой проблеме сделан на разработке показателей для оценки развивающей направленности предметно-пространственной среды, ведутся активные разработки экспертизы предметно-развивающей среды.

Заключение

Таким образом, зародившись в 1920-е годы, идея самоценности детства получила свое развитие на всех последующих исторических этапах развития научной школы кафедры. Реализация принципа гуманности при разработке и создании средовых условий ярко проявлялась в разработках преподавателей кафедры; ребенок, забота о его эмоциональном и физическом комфорте и благополучии всегда были в центре исследований кафедры. В таких образовательных условиях ведущие в детском возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга, поддерживаются интересы и субъектные проявления дошкольников. Предметная среда детства становится действительно развивающей. n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Полякова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), polyakovamarina@ yandex.ru

Information about the author

Marina N. Polyakova, PhD in Educational Science, Associate Professor with the Early Childhood Education Department of the Institute for Childhood of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Литература

1. Альмединген-Тумим Н. Современная дошкольная работа / Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания. Под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. - Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». - 1922. - С. 6-29.

2. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №10 (58). - С. 38-55.

3. Вершинина НА. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Гносеологическая модель развития. - СПб.: Лема, 2008. - 153 с.

4. Гребенщикова ЕА. Вопросы методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Кафедра дошкольной педагогики. Ученые записки. Т.56. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1947. - С. 158.

5. Жихарева ДА., Полякова М.Н. Сравнительный анализ развития количественных представлений у детей раннего возраста поколения 70-х и второго десятилетия 21 века / Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии: сборник научных трудов. - СПб., 2015. - С. 413-420.

6. Золотые имена кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Биографический сборник. Часть 1 / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2015. - 79 с.

7. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога - традиции и инновации. Коллективная монография. Ч.1, глава 2 / Научный редактор А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. - С. 25-54.

8. Крулехт М.В. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета в контексте мирового опыта развития теории и практики дошкольного образования / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - СПб., 2010. - С. 24-30.

9. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. - М.: Просвещение. - 1965. - 192 с.

10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

11. Михайлова ЗА. Игровые задачи для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 96 с.

12. Морозова М., Тихеева Е. Счет в жизни маленьких детей. 2-е изд., перераб. -М., Л.: Государственное издательство, 1927. -С. 68.

13. НиконоваН.О.,Ивченко ТА. Развитие идей экологического образования дошкольников в учебно-методических пособиях кафедры дошкольной педагогики / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - СПб., 2010. - С. 77-89.

14. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений. Научные редакторы: А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 250 с.

15. Полякова М.Н. Историко-ретроспек-тивный анализ предмета педагогической диагностики в научных исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2013. - №155. - С. 119-127.

16. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: теория и практика. - 2015. -№10. - С. 6-19.

17. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации / Научный редактор: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Центр педагогического образования. - 2008. - 96 с.

18. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. - Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». - 1922(а). - С. 117-127.

19. Тихеева Е.И. По какой системе должен строиться современный детский сад? /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой

и Ю. Фаусек. - Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1922(б). - С. 71-77.

20. Тихеева Е.И. Наш счетно-строительный материал. - Ленинград: Издание Кооперативного товарищества наглядных учебных пособий имени А.М. Калмыковой, 1929. - 23 с.

References

1. Al'medingen-Tumim N. (1922) Sovremennaja doshkol'naja rabota. Doshkol'noe delo. Sbornik statej po voprosam doshkol'nogo vospitanija [Modern preschool work. Preschool business. Collection of articles on preschool education]. Edited by N. Al'medingen-Tumim, E. Tiheeva i Ju. Fausek. Petrograd. Kul'turno-prosvetitel'noe kooperativnoe tovariwestvo «Nachatki znanij». 6-29.

2. Grebenwikova E.A. (1947) Voprosy metodiki sensornogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta. Kafedra doshkol'noj pedagogiki. Uchenye zapiski [Questions of methods of sensory education of preschool children. Department of preschool pedagogy. Scientific notes]. Vol.56. Leningrad. Herzen University Publishing. 158.

3. Kafedra doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta: 85 let podgotovki pedagoga - tradicii i innovacii (2010). Kollektivnaja monografija. Ch.1/2 [Department of preschool pedagogy of Herzen University: 85 years of teacher training-traditions and innovations. Collective monograph]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. - 25-54.

4. Kruleht M.V. (2010) Kafedra doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta v kontekste mirovogo opyta razvitija teorii i praktiki doshkol'nogo obrazovanija. Razvitie idej nauchnoj shkoly kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta [Department of preschool pedagogy of Herzen University in the context of world experience in the development of theory and practice of preschool education. Development of the ideas of the scientific school of the Department of preschool pedagogy of Herzen University]. Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific articles on the materials of the international scientific-practical conference]. Saint Petersburg. 24-30.

5. Leushina A.M. (1965) Zanjatija po schetu v detskom sadu [Classes in a row in

kindergarten]. Moscow. Prosveshcheniye Publishing. 192.

6. Leushina A.M. (1974) Formirovanie jelementarnyh matematicheskih predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta [Formation of elementary mathematical concepts in preschool children]. Moscow. Prosveshcheniye Publishing. 368.

7. Mihajlova Z.A. (2015) Igrovye zadachi dlja doshkol'nikov [Game tasks for preschoolers]. Saint Petersburg. Detstvo-Press Publishing. 96.

8. Morozova M., Tiheeva E. (1927) Schet v zhizni malen'kih detej [Account in the lives of young children]. Moscow. - Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo [State Publishing House]. 68.

9. Nikonova N.O., Ivchenko T.A. (2010) Razvitie idej jekologicheskogo obrazovanija doshkol'nikovvuchebno-metodicheskihposobijah kafedry doshkol'noj pedagogiki. Razvitie idej nauchnoj shkoly kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta [Development of ideas of ecological education of preschool children in teaching AIDS of the Department of preschool pedagogy. Development of the ideas of the scientific school of the Department of preschool pedagogy of Herzen University]. Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific articles on the materials of the international scientific-practical conference]. Saint Petersburg. 77-89.

10. Perechen' oborudovanija, uchebno-metodicheskih i igrovyh materialov dlja osnawenija razlichnyh pomewenij doshkol'nogo uchrezhdenija s uchetom ih funkcional'nogo naznachenija, vozrasta detej i vidovogo raznoobrazija doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij (2006) [The list of the equipment, educational and methodical and game materials for equipment of various rooms of preschool institution taking into account their functional purpose, age of children and a specific variety of preschool educational institutions]. Edited by: A.G. Gogoberidze, M.N. Poljakova. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 250.

11. Polyakova M.N. (2008) Sozdanie modelej predmetno-razvivajuwej sredy v DOU. Metodicheskie rekomendacii [Creating models of the subject-developing environment in the preschool institutions. Methodical recommendation]. Edited by: A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Centr pedagogicheskogo obrazovanija [Center of Pedagogical Education Publishing]. 96.

12. Polyakova M.N. (2013) Istoriko-retrospektivnyjanaliz predmeta pedagogicheskoj diagnostiki v nauchnyh issledovanijah kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta [Historical and retrospective analysis of the subject of pedagogical diagnostics in scientific research of the Department of preschool pedagogy of Herzen University]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena [News of the Herzen University]. 155. 119-127.

13. Polyakova M.N. (2015) Kak sdelat' sredu gruppy razvivajuwej: sovety vospitatelju [How to make the environment of the group developing: advice to the teacher.]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 10. 6-19.

14. Tiheeva E.I. (1922-a) Obstanovka v zhizni malen'kih detej. Doshkol'noe delo. Sbornik statej po voprosam doshkol'nogo vospitanija [The situation in the life of young children. Preschool business. Collection of articles on preschool education]. Edited by N. Al'medingen-Tumim, E. Tiheeva i Ju. Fausek. Petrograd. Kul'turno-prosvetitel'noe kooperativnoe tovariwestvo «Nachatki znanij» [Cultural and Educational Cooperative Partnership "Initiating Knowledge" Publishing]. 117-127.

15. Tiheeva E.I. (1922-b) Po kakoj sisteme dolzhen stroit'sja sovremennyj detskij sad? Doshkol'noe delo. Sbornik statej po voprosam doshkol'nogo vospitanija [What system should be used to build a modern kindergarten? Preschool business. Collection of articles on preschool education]. Edited by N. Al'medingen-Tumim, E. Tiheeva i Ju. Fausek. Petrograd: Kul'turno-prosvetitel'noe kooperativnoe tovariwestvo «Nachatki znanij» [Cultural and Educational Cooperative Partnership "Initiating Knowledge" Publishing]. 71-77.

16. Tiheeva E.I. (1929) Nash schetno-stroitel'nyj material [Our accounting and

construction material]. Leningrad. Izdanie Kooperativnogo tovariwestva nagljadnyh uchebnyh posobij imeni A.M. Kalmykovoj [Cooperative partnership of learning and teaching materials named after A. M. Kalmykova Publishing]. 23.

17. Verbenec A.M., Bazikalo S.V., Ignatenko E.E. (2015) Sozdanie predmetno-prostranstvennoj sredy hudozhestvenno-jesteticheskoj napravlennosti v detskom sadu [Creation of object-spatial environment of artistic and aesthetic orientation in kindergarten]. Detskij sad: teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 10 (58). 38-55.

18. Vershinina N.A. (2008) Vklad uchenyh HH veka v izuchenie problem izobrazitel'noj dejatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta. Gnoseologicheskaja model' razvitija [Contribution of scientists of the twentieth century in the study of the problems of visual activity of preschool children. Epistemological model of development]. Saint Petersburg. Lema Publishing. 153.

19. Zhihareva D.A., Polyakova M.N. (2015) Sravnitel'nyj analiz razvitija kolichestvennyh predstavlenij u detej rannego vozrasta pokolenija 70-h i vtorogo desjatiletija 21 veka. Territorija detstva: obrazovatel'nye praktiki i manipuljativnye tehnologii: sbornik nauchnyh trudov [Comparative analysis of the development of quantitative concepts in young children of the 70's and the second decade of the 21st century. Territory of childhood: educational practices and manipulative technologies: collection of scientific works]. Saint Petersburg. 413-420.

20. Zolotye imena kafedry doshkol'noj pedagogiki Gercenovskogo universiteta (2015). Biograficheskij sbornik. Chast' 1 [Golden names of the Department of preschool pedagogy of Herzen University. Biographical collection. Chapter 1]. Edited by A.G. Gogoberidze. Saint Petersburg. Herzen University Publishing. 79.

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.