Научная статья на тему 'От развивающей игровой среды - к гармонизации детско-родительских отношений'

От развивающей игровой среды - к гармонизации детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Галина Ивановна

Кому из родителей и педагогов не знакомы игры и забавы детей, организуемые ими в свободное время в любом месте: дома, во дворе, в детском саду, на улице, на поляне или на пустыре, на речке, на игровой площадке. Кажется, детей не смущает отсутствие условий. Так быстро и ловко они приспосабливают любое пространство (иногда при поддержке родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, друзей), осваивая и преображая его и для подвижных, и для сюжетно-ролевых игр, и для игровых шуток. Одни игры захватывают детей надолго, объединяя в разновозрастные группы, в других играх участвуют дети только определенного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Developing Environment of Play to Harmonization of the Children-Parents Relations

This article discusses the relationship between developmental play environment and harmonization of child-parent relationship. The author notes that during the elementary school years play activity serves as a psychological support for children in the dynamically changing social situation. For the development of play its environment should meet the following requirements. It should allow combination of different types of activities (communication, learning, etc.). It should also match the zone of proximal development (Lev Vygotsky). The third requirement is that environment should correspond to the structure of cognitive abilities of a child. This means that the environment must include both conservative (familiar to the child) components and problems to be explored. And finally, the environment must encourage child's initiative. Recommendations for improvement of parental competence in organizing play activity with other children are given.

Текст научной работы на тему «От развивающей игровой среды - к гармонизации детско-родительских отношений»

Г. И. Репринцева

От развивающей

игровой среды - к гармонизации

детско-родительских отношений

Репринцева Галина Ивановна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт социальной педагогики».

Светлой памяти Новоселовой Светланы

Леонидовны, известного ученого в области игровой деятельности,детского мышления, психологии развития, эволюционной психологии, доктора психологических наук, посвящается...

Приглашение к диалогу об игре и игровой среде

Кому из родителей и педагогов не знакомы игры и забавы детей, организуемые ими в свободное время в любом месте: дома, во дворе, в детском саду, на улице, на поляне или на пустыре, на речке, на игровой площадке. Кажется, детей не смущает отсутствие условий. Так быстро и ловко они приспосабливают любое пространство (иногда при поддержке родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, друзей), осваивая и преображая его и для подвижных, и для сюжетно-ролевых игр, и для игровых шуток. Одни игры захватывают детей надолго, объединяя в разновозрастные группы, в других играх участвуют дети только определенного возраста.

Кто из взрослых не наблюдал, а когда-то и сам не играл в самостоятельно организуемую детьми старшего дошкольного возраста (иногда с участием младших школьников, подростков - братьев, сестер, соседей) игру «В школу». При этом инициатива и фантазия при режиссуре игрового действия, оформлении необходимого игрового пространства принадлежала тем, кто только собирался или уже овладевал опытом школьной жизни. Именно они чаще всего определяли сюжет, захватывая ведущие роли учителя, директора школы, родителей отличников или «трудных детей», активно втягивая в игровые действия и дошколят, и сверстников, и детей старшего возраста. С каким

интересом они обыгрывают различные ситуации обучения и поведения в школе, проблемы зарождения, развития и разрешения конфликтов в своей среде и с взрослыми (борьба за лидерство среди сверстников, вызов родителей неуспевающих детей к учителю, общение родителей с провинившимися учениками и др.).

Внимательный взгляд педагога на эти игры уловит, что для младших и некоторых старших дошколят наиболее привлекательными являются преимущественно внешние атрибуты (тетради, мел, карандаши, а также сбор в школу, звонок на перемену и сама перемена, приход домой из школы) и новые для многих из них игровые роли учеников. Для большинства же старших дошкольников и младших школьников особенно интересным становится проигрывание процесса учения как серьезной содержательной деятельности, приводящей к результату, важному и для детей, и для наблюдающих за ними взрослых1.

Замечая подобные игры, многие из них вспоминают свое детство и одобряют их как весьма серьезные забавы взрослеющих детей. Но бывает и так, что интуиция взрослых «спит», а их скептическая усмешка, обидное замечание, окрик или просто запрет могут мгновенно разрушить хрупкий мир детской сюжетно-ро-левой игры, в которой ребенок самостоятельно пытался сделать серьезный и трудный шаг почти во взрослую жизнь.

Замечательно, если рядом в этот важный и волнующий ребенка момент окажется чуткий педагог или психолог, который подскажет, что эти игры необходимо сберечь, ибо именно в них создается и гармонизируется ситуация, которую метко, хотя и условно, Д. Б. Эльконин назвал ситуацией конкурентных отношений между учебной деятельностью и другими сфе-

1 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968.

рами жизни ребенка. «Случается и так, что уже при поступлении в школу у ребенка есть какое-нибудь увлечение и школа становится лишь обязанностью, отвлекающей его от интересных и предпочитаемых занятий.

Словом, нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически»2.

При подготовке детей к школе родителям следует сохранить уважительное отношение к детской игре и игровому пространству. В период обучения в начальной школе наряду с ведущим видом - учебной деятельностью детей - чрезвычайно важной останется и игровая деятельность. Она нередко оказывается надежным средством психологической поддержки ребенка в динамично меняющейся социальной ситуации. Начало серьезной перестройки уклада жизни ребенка уже в период подготовки к школе требует от него мобилизации сил, чтобы справиться с новыми нарастающими психологическими и физическими нагрузками. Вот почему именно игра при поддержке ближайших взрослых выступает одним из ведущих средств адаптации его к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие. И с точки зрения ребенка игра часто остается пока действительностью гораздо более интересной, «чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание...»3.

В то же время опыт показывает, что попытка насильственного изгнания взрослыми игры из жизни ребенка вызывает у него стресс, протест, снижение интереса к школе, неуспеваемость, отклонения в поведении, а иногда и в развитии личности. Более того, непринятие взрослыми любимых детьми игр, грубое их прерывание нарушают атмосферу доверия к взрослым, желание детей избегать общения с ними, а нередко вызывает затяжные конфликты.

Наверное, поэтому многие родители, игравшие с детьми в дошкольном возрасте, интуитивно продолжают проявлять достаточно терпимое отношение и к играм младших школьников, предоставляя им право играть за пределами учебы. К сожалению, нередко игровые занятия становятся в руках некоторых

2 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. В. Зинченко. - М., 1989. - С. 243.

3 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. - М.,

1950. - Т. 8. - С. 439.

взрослых разменной монетой: или играть - или учиться, а иногда и того круче - плохо успеваешь в школе - лишают игр.

Спросите самих дошкольников, их старших братьев, сестер и друзей, любят ли они играть? Отрицательного ответа вы наверняка не услышите. Таково убеждение многих родителей, воспитателей, психологов, чувствующих потребности и душевный мир ребенка. Значимость игры осознают многие, но одним привычные игровые формы организации жизни детей поднадоели, другие - не владеют игровыми методами обучения и общения с детьми. Поэтому они не поддерживают игровые мотивы детей.

При умелом руководстве со стороны родителей, воспитателей, а позднее - учителей игра способна творить чудеса. «Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку -знающим, неумелого - умельцем, - отмечал Е. М. Минскин, известный специалист по детской игре, хранивший и приумножавший в течение многих десятилетий XX века ее арсенал, - словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим»4.

В ходе анализа пространственной и предметно-игровой среды нередко можно обнаружить слабое использование огромных возможностей природных условий: свежего воздуха в парках, скверах; ландшафтов и пространств вокруг детских садов, школ, в рощах, в поле, у реки, а также природных и культурных объектов, эстетически привлекательных и не опасных для здоровья детей.

В условиях неразвитых инфраструктур местожительства многие дети, начиная со старшего дошкольного возраста, самостоятельно организуют игровые состязания, забавы (нередко опасные для их здоровья и жизни) подальше от взглядов взрослых: на пустырях, в заброшенных домах и дворах, на чердаках и в подвалах, на деревьях, в лесу, на свалках (даже помойках). Как показывают исследования, подобная игровая деятельность в запретных пространствах является чрезвычайно привлекательной для многих детей. Превалирование подобных форм игровой деятельности в детском досуге часто спровоцировано отсутствием отвечающих их потребностям организованных предметно-игровых пространств и в городской, и в сельской местности.

4 Минскин Е. М. Игры и развлечения в ГПД. - М., 1985. - С. 4.

Взрослые, ответственные за оформление таких пространств, нередко игнорируют основные психолого-педагогические требования к организации развивающей предметно-игровой среды, во многом руководствуясь интуицией и копированием (не всегда педагогически целесообразных) примеров.

Замечательный отечественный психолог Светлана Леонидовна Новоселова, специалист по дошкольной игре, подчеркивала, что развивающая предметная среда функционально моделирует развитие детской деятельности. Это означает, что среда должна своим содержанием обеспечивать не только реализацию детской деятельности на уровне, который актуален в данный момент, но и предоставлять потенциальную возможность ее дальнейшего развития.

По мнению С. Л. Новоселовой, развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним автор относит природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровую среду, детскую библиотеку, игротеку и видеотеку, дизайн-студию, музыкально-театральную сре-

ду, предметно-развивающую среду занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базовые компоненты развивающей предметной среды, по мнению С. Л. Новоселовой, должны обеспечить разнообразие видов детской активности, включая возможность детского уединения (например, в библиотеке, в зимнем саду, за режиссерской игрой или просто в уютном уголке).

Детскому образовательному учреждению современная развивающая предметная среда необходима, как воздух. Она расширяет кругозор детей, обогащает их представления о человеческих возможностях, о жизни людей нашей Родины и других стран, о природе родного края и всей Земли, о современных информационных возможностях, культуре быта и экологически грамотном поведении5.

С. Л. Новоселова сформулировала требования, которые необходимо учитывать при разработке стратегии организации современной развивающей предметной среды.

Первое требование - среда должна быть многоплановой. В каждый момент жизни ребенка и общение, и предметная, и игровая

5 О том, что выделенные базовые компоненты и последующие требования к организации предметно-игровой среды остаются актуальными и в период школьного детства, неоднократно подчеркивала автор концепции: «Архитектурно-планировочное решение дошкольных и внешкольных учреждений, школ, дворов, парков, детских центров должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста... учитывать местные культурно-исторические и природно-климатические условия».

деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из де-ятельностей проходит свой путь развития до момента, в который она становится ведущей. Среда должна позволять сочетать эти виды деятельности.

Вторым требованием является соответствие предметной среды возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т. е. возможность создания через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский).

Третье требование состоит в том, чтобы среда соответствовала структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

И, наконец, четвертое требование к предметной среде деятельности ребенка заключается в учете исходной инициативности ребенка, его стремления сразу же проявить познавательную активность.

По этому поводу С. Л. Новоселова выдвинула инструментально сформулированную гипотезу о существовании соответствия объема знаний ребенка и возможностей их применения. Согласно гипотезе, знания, не находящие применения, омертвляются. И наоборот, постоянно используемые в деятельности знания живут и обогащаются.

Опытно-экспериментальная работа, организованная С. Л. Новоселовой во многих дошкольных образовательных учреждениях страны, подтверждает правомерность и эффективность создания такой предметной среды, «в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, и которая должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении... Детский сад, школа, внешкольные учреждения, оборудованные и переустроенные в соответствии с концепцией развивающей предметной среды, приобретают статус культурных образовательных центров района, города, села поднимающих в глазах родителей и общества в целом престиж образованности и воспитанности детей».

Реализация подхода требует, на наш взгляд, не только от специалистов - дизайнеров, но и от взрослых наставников детей всех возрастных групп, от их родственников и самих детей осмысленного отношения к созданию разви-

вающей пространственной и предметно-игровой среды и дома, и вне него. Так, проектируя и организуя детскую комнату для дошкольников, необходимо предусмотреть (или сохранить) «игровой уголок», который желательно оборудовать при участии детей. Что необходимо в этом уголке: 2-3 полки для игр, игрушек и книжек-сказок, карандашей, фломастеров, пластилина, клея, ножниц, мелков; стол и стул для работы с материалом. Для девочек желательно выделить место для столика и стульчиков, на которых могут сидеть куклы. Также нужно несколько небольших коробок (красиво оформленных с участием ребенка). Коробки многофункциональны. Они могут замещать любой предмет мебели, колясочку, даже машину. Конечно нужны куклы - мама, папа, ребенок (дедушка, бабушка), другие маленькие куколки; зверушки (сказочные персонажи -добрые и злые); набор «врача», «парикмахера» и т. п. Для мальчиков - пистолеты, набор стройматериалов и инструментов, конструкторы, машинки коробочки для коллекций, увеличительное стекло, набор «полицейского» и т. п. Для всех - набор игрушек для кукольного театра, маски, веревки, мячи, шары; мячи различного размера, спортивный инвентарь.

Специальное место отводится компьютерной технике, магнитофону, телевизору при соблюдении необходимых гигиенических условий и временных ограничений пользования ими. Опыт последних лет показывает, что во многих семьях дети с раннего дошкольного возраста с легкостью приобщаются к компьютерным играм. В связи с тем что общение с компьютером для современного ребенка стало чрезвычайно привлекательным, взрослым необходимо сделать все, чтобы оно не заменило общение с родителями и другими членами семьи.

Для решения этой проблемы, целесообразны участие взрослых и других членов семьи в компьютерных играх, обсуждение способов «прохождения» игр, совместный выбор вариантов решения компьютерных заданий, традиции договорных отношений по временным ограничениям в занятиях компьютерными играми. По завершении компьютерных игр эффективно обсуждение общего замысла игры, переживаний и чувств, испытанных во время игры партнерами по игре, сравнение данной игры с другими, ранее использованными. Подобное общение взрослых и детей по поводу компьютерных игр, как показывает опыт, сближает их, раскрывая каждого с новой стороны.

В организации игрового уголка психологически важно участие ребенка, так как приучает его к порядку, созданию и поддержанию уюта и эстетичной атмосферы на собственной игровой территории. В детской комнате желательно создать для ребенка возможность легко отделять игровую территорию, например, красивыми занавесками, которые могут служить границей между игровой и неигровой частями комнаты. Это позволит детям разворачивать разнообразные сюжетно-ролевые, режиссерские игры, максимально проявляя себя и осваивая новые социальные ролевые позиции и отношения с другими детьми и взрослыми в семье.

В процессе игрового взаимодействия могут возникать следующие игры:

• познавательные;

• режиссерские и игры-драматизации, игры театрализации;

• тихие, спокойные, организуемые ребенком с игрушками, куклами, в процессе рисования, лепки, конструирования, строительства и т. п.;

• сюжетно-ролевые (по мотивам сказок или жизненных коллизий, профессионально ориентированные) по отработке норм общения;

• подвижные, шумные, шуточные;

• игры (упражнения), направленные на снятие мышечных зажимов и психологического напряжения.

Во время игры позиция взрослого должна гибко меняться в зависимости от игровой ситуации и задачи, которую он выстраивает, учитывая настроение, желания и проблемы ребенка. Так, в педагогически направленной игре взрослый - организатор и арбитр, ведущий и интерпретатор игровых действий детей. В спонтанной (самостоятельной) игре детей взрослый - равноправный партнер по игре, подчиняющийся ее правилам, тем самым снимающий дистанцию между собой и ребенком, завоевывающий его доверие и раскрепощающий его. Помимо этого в игре он - «идеальный» родитель, обеспечивающий ребенку полнокровное переживание и часто так недостающее ему чувство родительского тепла. Но в любом игровом взаимодействии с ребенком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, соучастником, организатором, комментатором.

Родителю и воспитателю нередко приходится успокаивать конфликтующих во время игр или расшалившихся не в меру детей. Встречаются агрессивно настроенные дошкольники, даже жестокие в своих поступках.

В этих сложных случаях необходима игровая коррекция. Здесь особенно эффективно включение взрослого в игру конфликтных детей.

Родителю и воспитателю очень важно научиться распознавать агрессивные средства общения детей: физические, вербальные (оскорбления), мимические и пантомимические (использование угрожающих и оскорбляющих жестов, поз), деструктивные действия (стремление порвать, сломать игрушку другого). Если отношения приобретают оттенок неигровых, угрожающих кому-нибудь, игру следует остановить, детей рассадить на стулья, успокоить и лишь после этого по очереди терпеливо выслушать каждого.

Умение взрослого правильно проанализировать мотивировки детьми своих агрессивных проявлений в игре позволит правильно выбрать направление беседы и их дальнейшей коррекции. В основе возможных мотивировок агрессии детей могут лежать: стремление к самоутверждению при игровом соперничестве («я ее обыграл, а она обиделась и стукнула меня»); неуспех в деятельности или ее прерывание («мы так хорошо играли, а она пришла, все нам испортила, и мы ее прогнали»); скука (ущипнул просто так - нечего было делать); желание зло подшутить, досадить другому («я ее нарочно обозвал и отобрал куклу, хотел посмотреть, как она заревет»); защита от агрессии другого («я его ударил, потому что он ее ущипнул»). Есть еще одна мотивация проявления агрессии детей в игре - нарушение игровых правил одним из участников, что является причиной изменения логики игры и даже ее разрушения. Надо знать, что дети хорошо усваивают и чтят правила игры, установленные в одних играх кем-то, в других - самими участниками игры.

Сюда относятся:

• подчинение игровым действиям согласно игровой роли;

• правило первенства на пользование игрушкой, на владение территорией для игры;

• право на собственность (на личные предметы, используемые в игре);

• право на равенство всех членов группы, играющих на благо общей игры;

• правило безопасности игровой деятельности и охраны ее результатов;

• правило честной, справедливой игры;

• право на обособление в игре (в самостоятельной свободной игре);

• необратимость «закона дарения» («дареное не дарят» и не отнимают).

Для своевременного предотвращения развития детской агрессии родителям и воспитателям следует учитывать, что мальчики в конфликтных ситуациях чаще применяют физическое и деструктивное насилие, а девочки -вербальное, мимическое и пантомимическое. В свободных играх агрессивных дошкольников наблюдательный взрослый увидит корни злобы: агрессивные мультфильмы, эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в группе. Дети в играх воспроизводят отсутствие любви и внимания к ним родственников, переживаемые страхи, унижения, оскорбления, физические наказания, конфликтные отношения в семье - все, что вызывает ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.

Взрослым следует помнить, что обилие дорогих игрушек в доме не гарантирует благополучное развитие личности ребенка, его добросердечности и отзывчивости. Агрессивные в игре и неуверенные дети чаще формируются под влиянием авторитарных родителей и воспитателей. А игра и авторитаризм несовместимы. Играть ребенку под психологическим давлением значимого взрослого невозможно, но отразить агрессивные тенденции можно в полной мере. Вот почему игра - мощное игровое средство диагностики и коррекции агрессии.

Вместе с тем, и родитель, и воспитатель особенно при поддержке психолога, способны деликатно использовать игровые способы коррекции агрессивных проявлений детей. Игровая коррекция агрессии связана

с созданием игровых ситуаций по обучению детей толерантности, умению разрешать конфликты мирным путем, развитию эмпатий-ности (чуткости), положительных форм контактов, обесцениванию агрессивных действий и подведению детей к осознанию пагубных последствий агрессии для себя и для другого. Этого можно добиться при организации и поддержании многократно повторяющихся игр-драматизаций, например, о старухе Шапокляк, Бабе-яге, Волке, а также персонажей в роли жертвы с обязательной сменой ролей, чтобы дети могли осмыслить свои переживания и, оказавшись в позицию жертвы, сделали соответствующие моральные выводы. Кроме того, можно проигрывать истории с агрессивными и беззащитными персонажами из сказки и жизни с различными неожиданными финалами, также позволяющими детям менять ролевые позиции, формируя у них чувства справедливости и сострадания.

Взрослому следует выполнять миссию человека, понимающего ценность игры для детского развития. Родители могут сберечь игровое состояние детей - гамму переживаний, которые выплескиваются в различные игровые (и неигровые) действия, поступки, решения. Важно уметь почувствовать это волшебное состояние души ребенка, постараться вникнуть в него, понять, чтобы не нарушить, а если взрослому повезет и его пригласят - уметь путешествовать в этом мире вместе с ребенком, чтобы радоваться и огорчаться вместе с ним, а при необходимости помочь справиться с выпадающими на долю дошкольника непомерными переживаниями.

Завершая обсуждение воспитательных возможностей организации игровой среды, еще раз подчеркнем чрезвычайную значимость для детей участия взрослых в ребячьих играх. Наши исследования позволяют утверждать: вряд ли есть более желанное занятие для детей, чем общение с родителями, прародителями, старшими братьями, сестрами, другими взрослыми, а также с воспитателями в процессе совместных игр в целесообразно организованной игровой среде. В каком другом виде общения и дети, и взрослые приобретают столь редкие, тонкие и необходимые дары, такие как чувство юмора, взаимопонимания, толерантности, как никогда необходимые сегодня в противоречивом и жестком для человека мире?! А для взрослых это самый короткий и радостный путь к душе ребенка. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.