УДК: 37.037.1
Жукова Ю.Н.
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент Психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается значение игровой деятельности в экологическом образовании детей, описывается педагогическая технология экологических игр для детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игровая деятельность, игровые педагогические технологии, экологические игры, технология экологической игры.
Современная педагогика обращена к воспитанию как к культурному процессу, что предполагает определенную отвлеченность от технологического преломления, всегда подчиненное реализации конкретных задач, сформированных той или иной реформой образования. Как социально-культурный процесс, воспитание уходит корнями в историко-культурный опыт народа, его духовные традиции. Процесс воспитания представляет собой процесс формирования развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание личности [7, с. 36].
Сегодня экологическое образование дошкольников — это важное направление дошкольной педагогики. Исследования Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой показали, что в дошкольном возрасте, в детстве, складывается начальное ощущение окружающего мира, закладываются главные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ученые доказали, что оптимальной формой ознакомления дошкольников с природой являются игры и игровые обучающие ситуации [2,3,4].
Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающих эмоциональный отклик, влияет на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Важна сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорее войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника [4].
Многие ученые давали определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, раскрывает все виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.
Игра вместе с трудовой деятельностью и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игровой деятельности благоприятные условия, для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического
мышления. Именно в игре ребенок развивает способность и создает системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывая их. В игровой деятельности зарождаются и разграничиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игровой деятельности зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра непосредственно влияет на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями. С помощью игры осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Игра влияет на развитие у детей фантазии, концентрирует внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Игра развивает подлинно творческое воображение, направленное на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. А также, игра является хорошим диагностическим средством.
В игровой деятельности дети учатся общению друг с другом, а также устанавливают со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между ними становится более активным и полезным. Коллективная игра, а также просто игра, требует от ребенка привлечения всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игровая деятельность предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и во время самой игры. Обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Контроль поведения — подчинение правилам — складывается в игре, но непосредственно проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок и контроля. Образцом поведения в игре является образ другого человека, чье поведение копирует дошкольник.[2].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [9]
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: сюжетно-ролевые, театрализованные подвижные, дидактические.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле);
- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль);
- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);
- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры: в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ; в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Театрализованные игры — разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. [5].
Подвижные игры — сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Например, грузинская игра — игра в «Лягушек». Цель игры: развитие ловкости, быстроты движения, укрепление мускулатуры ног. На игровой площадке чертится круг диаметром 3 — 4 м, от которого на расстоянии 6—8 м обозначается домик. Игроки делятся на две команды по 6 — 8 детей. Одна из них, выбранная по жребию, становится в круг на четвереньки: они лягушки — скачут, квакают. На головах у них шапки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга, стараются снять с них шапки, используя обманные движения, и донести их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются «осалить» убегающих (коснуться их рукой), прежде чем последние успеют вбежать в домик. Если им это удается, команде лягушек засчитывается столько очков, сколько игроков они «осалили». В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3—4 минуты команды меняются местами.
Правила игры:
- лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки;
- в кругу лягушки передвигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегающих обычным бегом;
- снимать шапки разрешается с нескольких лягушек. В этом случае они могут «осаливать» любого из убегающих и даже нескольких игроков.
Армянская игра «Цветы и ветерки». Цель игры: развитие двигательных качеств, внимания, выдержки. В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.
Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы». «Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.
Правила игры:
- очки определяются по числу пойманных цветов;
- победителя определяют по условленной сумме очков;
- после одной игры команды меняются ролями.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила,
последовательность действий, преодолеть трудности. Они способствуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Развивающая роль заключается в том, что эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Дидактическая игра способствует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель создает оптимальные условия для сплоченности и адаптивности детей среди сверстников, а также контроль своего поведения, проявления справедливости, уступчивости и требовательности.
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем: формирование системы знаний о природе; формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; формирование коммуникативных умений и навыков.
Технология проведения экологической игры состоит в следующем:
1. Воспитатель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
3. Составляет структуру и ход экологической игры.
4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры ребенка.
Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры. Игры, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу.
Дидактические игры занимают значительное место в системе экологического образования дошкольников. В процессе которых обучение осуществляется опосредовано, через различные элементы занимательного и, одновременно, познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.
Для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей играть в эти игры. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные, настольно-печатные, словесные, творческие.
Предметные игры. К данной категории относятся игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, они учат детей обследовать предмет или объект, развивают сенсорику ребенка («Узнай и назови», «Что есть у животных?», «Отгадай-ка», «Одуванчики».
Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность
систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Словесные игры. Игры, не требующие наглядного материала. Они проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы и являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей («Времена года», «Живое не живое», «Зоологическое лето».
Творческие игры. Особенностью данных игр является то, что они организуются по инициативе самих детей и отражают опыт, знания, впечатления, полученные детьми от общения с природными объектами. Также следует отметить, что самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношений детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы экологической работы дошкольниками
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе — с большим включением в педагогическую деятельность разных видов игр. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется желание беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, принимать участие в установке нормализации жизнедеятельности существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Литература
1. Использование ролевых игр на занятиях для студентов инженерно-технологического профиля /Романенко Е. С., Барабаш И. П., Есаулко Н. А., Гурская О. А., Соссюра Е. А., Нуднова А. Ф., Селиванова М. В. Ставрополь, 2015
2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. — 128 с.
5. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.
6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432 с.
7. Ситак Л. А.Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: монография.- Пятигорск: ПГЛУ,2011.-172 с.
8. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf
9. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. С 97-100