Научная статья на тему 'Педагогический потенциал игры как способа развития личности дошкольника'

Педагогический потенциал игры как способа развития личности дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3815
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЛИТЕРАТУРНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / GAME / PLAY ACTIVITY PRESCHOOLERS / MUSICAL-DIDACTIC GAME / LITERARY AND ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеичева Г.Г., Желтова Т.А.

В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников, педагогический потенциал игры в процессе развития ребенка. Специально представлены музыкально-дидактические и литературно-ролевые игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE GAME AS THE WAY OF PERSONALITY DEVELOPMENT OF A PRESCHOOLER

The article considers the peculiarities of game activity preschoolers, pedagogical potential of the game in the process of development of the child. Specially presented musical-didactic and literary and role game

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал игры как способа развития личности дошкольника»

УДК 372.212.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Г.Г. Сергеичева, Т.А. Желтова

В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников, педагогический потенциал игры в процессе развития ребенка. Специально представлены музыкально-дидактические и литературно-ролевые игры

Ключевые слова: игра, игровая деятельность дошкольников, музыкально-дидактическая игра, литературно-ролевая игра

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников не только потому, что определяет развитие ребенка, но и потому, что именно через игровую деятельность и движение ребенок учится. Об этом еще в 30-е годы XX века писал Л.С. Выготский. Действительно, дошкольник, включаясь в игровые действия, исполняя разнообразные роли, перевоплощаясь в образы, создает игру, творит настоящее и будущее. И в этом процессе важно задать такие содержательные и процессуальные линии, которые направят дошкольников на действия, увлекательные, добрые и полезные, будут сплачивать и объединять, доставлять радость.

Для того, чтобы понять педагогический потенциал игры, обратимся к ее основным признакам, предлагаемым Й. Хейзинга. С позиций этого нидерландского ученого, игру следует рассматривать как «свободное действие. Игра по принуждению не может оставаться игрой» [2, с. 26]. Важно отметить и то, что ребенок играет, поскольку черпает в игре удовольствие, и в этом как раз и состоит его свобода.

Одним из признаков игры является то, что игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственным устремлением. Действительно, игровая деятельность, казалось бы, стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Однако, игра может происходить с величайшей серьезностью, с увлечением, переходящим в подлинное упоение [2, с. 27], так что ощущение невсамделишности временами полностью исчезает.

Понимание природы игры позволяет выделить и такой признак, как ограничение во времени. «Игра начинается, и в определенный момент ей приходит конец. Она «разыгрывается». Пока она идет, в ней есть движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка, развязка [2, с. 28]. Разумеется, при этом игра характеризуется и развитием в пространстве. «Всякая игра протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или мыслимом, преднамеренном или само собой разумеющемся [2, с. 28].

Как правило, исследователи феномена игры подчеркивают еще один признак игры -наличие «присущего только ей совершенного порядка... Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности [2, с. 28]. Й. Хейзинга подчеркивает важность наличия в каждой игре своих правил. «Ими определяется, что именно должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никакому сомнению» [2, с. 29].

Привлекательность игры, кроме всего прочего, заключается в развитии игрового сообщества, в котором участники игры совместно делают одно важное дело. Игровая деятельность сплачивает людей, объединяет в группы и создает условия, при которых игровое сообщество может сохранять свой постоянный состав не только после игры [2, с. 30], но и на протяжении жизни.

В исследовании Й. Хейзинга отмечаются и некоторые другие признаки игры. В частности подчеркивается проявление в этой деятельности таинственности и тайны. В условиях гуманистического подхода следует отметить и то, что игра удовлетворяет идеалам индивидуального самовыражения и общественной жизни. Наконец, автор отмечает уникальность игры, заключающуюся в том, что она украшает жизнь, заполняет ее и как таковая делается необходимой [2, с. 27].

Таким образом, отмеченные признаки могут быть обобщены в определении игры как некой «свободной деятельности, которая осознается как «ненастоящая», не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими

ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами...» [2, с. 31].

Игровая деятельность детей в дошкольных образовательных организациях в современных условиях отличается разнообразием. Среди игр, которые используются для развития личности дошкольника, выделяются игры, создаваемые самими детьми под руководством воспитателя. Как правило, речь идет о творческих играх, вклад в которые самих дошкольников уникален и личностно обусловлен. Между тем, в воспитательном процессе также используется игровая деятельность на основе специально разработанных для дошкольников игр, имеющих соответствующее возрасту содержание и определённые правила. Среди этих игр выделяются подвижные и дидактические игры.

Развивающие дидактические игры позволяют ребенку активно познавать мир, исследуя всё происходящее вокруг. Они расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

С позиций глубокого проникновения в ведущую деятельность дошкольников считаем важным обосновать роль музыкально-дидактических игр, педагогические возможности которых, безусловно, уникальны. Во-первых, Й. Хейзинга в исследовании игры пришел к выводу, что она «в значительной мере лежит в области эстетического. Игра, - отмечает он, - склонна быть красивой» [2, с. 28]. Естественно, можно говорить о красоте игры в целом, однако музыкально-дидактические игры отличаются особой красотой, передаваемой с помощью звуков, имеющих интонационную природу.

Во-вторых, музыкально-дидактические игры используются для развития личности, формирования у детей музыкальных способностей: звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма и ладового чувства. Они имеют уникальный потенциал для побуждения дошкольников к самостоятельным действиям в области музыкального искусства: пению, слушанию музыки, музыкальному творчеству.

В-третьих, музыкально-дидактические игры обогащают дошкольников новыми впечатлениями, развивают их эмоционально-чувственную систему. Дети чувствуют, как музыка отражает разные состояния человека, выражает с помощью музыкальных красок особенности времени года, календарные обряды, событийную сторону жизни, танцы, праздники. Все это усиливает способность детей к восприятию, различению основных свойств музыкального звука и понимание важности музыки в жизни человека.

Следует подчеркнуть, в-четвертых, что музыкально-дидактические игры активно влияют на воспитание нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Основой для расширения музыкальных впечатлений, воспитания средствами музыки нравственно-эстетических чувств является содержание музыкальной деятельности.

Игровые действия в условиях музыкально-дидактической игры должны способствовать качественной организации музыкального восприятия, помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем использовать их для более глубокого проникновения в музыкальную ткань, вызывать отзывчивость на музыку различного характера.

В современных условиях музыкальная игротека представлена разными группами игр. Есть игры, которые помогают детям чисто интонировать, определить, правильность исполнения песни, услышать смену темпа, силу звучания. Важное место занимают музыкально-дидактические игры, которые развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить ритмический рисунок песни. Для такого рода игр представляют интерес различные дидактические средства и, прежде всего, детские музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, ложки и др.

Значимыми отличительными особенностями музыкально-дидактических игр являются простота и доступность, привлекательность и оригинальность заданий. Это позволяет увлечь дошкольников музыкальными образами, вовлечь их в пение, танцы, слушание музыки игру на музыкальных инструментах и сочинительство.

Как и другие игры, музыкально-дидактические игры развивают чувство товарищества и ответственности. Выполняя задания, предлагаемые воспитателем, дети объединяются и совместно решают, как поступить в предлагаемой ситуации, как использовать имеющиеся музыкальные знания и умения. Например, во время музыкальной игры «Концерт» дошкольники должны были подготовить концертную программу, совместные и индивидуальные выступления и порадовать

взрослых и детей своими номерами. Участники игры вместе определили номера, которые могут вызвать интерес у зрителей, а дети-артисты проявили ответственность при подготовке и исполнении музыкальных номеров. Не менее значимым оказалось обсуждение результатов концерта.

Наш опыт свидетельствует, что музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены с использованием, прежде всего, музыкальных инструментов и современной техники. Эстетически выразительное оформление может быть важным воспитательным моментом в условиях, когда дошкольники сами изготавливают необходимую наглядность, используют рисунки, вырезки из журналов, игрушки.

Музыкально-дидактические игры всегда вызывают живой интерес у дошкольников, поскольку они связаны с удивительным миром музыки, который развивает творческую деятельность и воображение ребенка, помогает научиться петь и играть на музыкальных инструментах, оказывает огромное влияние на развитие общения детей, учит ответственности за свои действия.

Большой интерес вызывает у дошкольников сюжетно-ролевая игра, поскольку самостоятельное придумывание игрового сюжета, развитие игрового замысла, содержания роли -это возможность выразить себя, раскрыть свои знания, впечатления, представления об окружающем мире, и, кроме того, воссоздать и развить социальные отношения.

На основе идей И.П. Иванова в своей исследовательской работе мы использовали варианты конструирования сюжетно-ролевой игры. При этом за основу нами были взяты следующие положения теории И.П. Иванова:

- опора на формы отношений творческого содружества: коллективные творческие дела; чередование творческих поручений коллективам; творческий праздник;

- включение системы средств, обеспечивающих коллективную организаторскую деятельность: общий сбор, его виды; организаторскую работу «советов дел», «смотры дружбы» и др.;

- актуализация смешанных форм отношений товарищества: повседневное товарищеское общение; подготовленные встречи ребят со старшими друзьями, родными; совместные творческие встречи воспитателей и воспитанников с новыми явлениями в окружающей жизни; с интересными людьми, с природой, произведениями искусства;

- реализация трех групп методов и приемов воспитательных воздействий с целью развития трех сторон личности: методы и приемы товарищеского убеждения; методы и приемы товарищеского побуждения; методы и приемы товарищеского приучения и др.

Деятельность детей дошкольного возраста организована таким образом, чтобы в ней были представлены разнообразные игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные и др.), труд (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной, в природе), занятия по различным разделам образовательной программы, общение. Деятельность воспитателей должна быть направлена на реализацию задач развития личности дошкольника. При этом воспитатель задает тон в отношениях детей (четкость и лаконизм команд, рапорт о выполнении задания и т.д.); сохраняет воображаемую ситуацию, обыгрывая любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия.

Жизнь отряда (это может быть группа детей) устанавливается в соответствии со следующими положениями:

• решение всех вопросов сообща: планирование действий, операций, осуществление их; обсуждение прожитой жизни;

• постоянное выполнение «серьезных» дел на пользу и радость людям;

• прежде всего - исполнение задания;

• разделенная радость - двойная радость. Разделенное горе - полгоря;

• каждый заботится обо всех и все о каждом;

• взаимовоспитание;

• использование разнообразных методов педагогического воздействия (побуждения, убеждения, приучения) с целью формирования настоящего характера;

• бережливое отношение к времени;

• систематическое духовное обогащение и физическое совершенствование.

В нашем исследовании в контексте организации активной деятельности дошкольников были проанализированы потенциальные возможности литературно-ролевой игры, которая конструируется по мотивам духовно насыщенной литературной сказки с учетом потребностей,

интересов, склонностей и возможностей детей 3-7 годов жизни, а затем организуется, поддерживается и регулируется воспитателем (как минимум, на протяжении всего учебного года) в направлении отношений, свойственных гуманистически направленной личности.

Ее обязательными участниками являются воспитатель и все воспитанники. Начало игры предусматривает создание интереса к социальной жизни и желание включиться в нее. Для реализации этих общественных устремлений создается отряд. Он служит формой организации жизни и деятельности воспитанников, выражает их верность традициям своего народа, определяет структуру коллектива.

Наличие воображаемой ситуации создается и поддерживается сюжетом игры, ролями, использованием атрибутов. Сюжет игры (создание отряда, постановка системы перспективных линий, развертывание его жизни и деятельности в соответствии с его направлением развития) позволяет формировать общественную направленность личности. В процессе игры образовывается совет командиров и посты, проводятся минизанятия по нравственному просвещению, а также утренняя и вечерняя линейки.

Созданию воображаемой ситуации способствуют положительные и отрицательные роли. Воспитатель тактично, ненавязчиво через роль командира отряда руководит игрой: направляет жизнь коллектива, регулирует отношения между детьми, задает бодрый, оптимистический тон. Широко используются разнообразные символы и атрибуты.

Видное место в литературно-ролевой игре занимают свободные беседы, нацеленные на формирование гуманистического мировоззрения. Содержание сложной познавательной деятельности детей по теме «Мир вокруг нас и мы в этом мире» определяется в соответствии со следующими принципами: энциклопедичность, научность, связь с окружающей жизнью, взаимосвязь с содержанием литературного произведения, на основе которого организуется игра, связь с природой родного края и распределяется по учебным четвертям. При этом каждый последующий цикл познавательной деятельности тесно связан с предыдущим и создаёт предпосылки для успешного протекания последующего цикла («Ценность человека», «Планета Земля - наш общий дом», «Забота о будущем Отечества», «Подвиг в жизни человека», «Мысли о человечестве»). Каждый цикл имеет подциклы: неживая природа, растительный мир, животный мир, человек, общество. Программа свободных бесед реализуется преимущественно в виде игр-диалогов, в форме свободных дружеских бесед. В процессе этих бесед происходит выявление, обработка и пополнение имеющихся у детей представлений об окружающем мире. Благодаря просветительской работе и использованию дополнительных детских произведений (познавательных и художественных), дети внимательно и всесторонне постигают сущность художественного персонажа-ориентира.

Так, в первом тематическом периоде ребята знакомятся с трудовой характеристикой человека. Во втором тематическом периоде дети получают представление о нравственной характеристике человека. В третьем тематическом периоде ребята знакомятся с культурой отношений в близком окружении. В четвертом тематическом периоде дети получают представление о героико-патриотической характеристике человека. В пятом тематическом периоде малыши знакомятся с интеллектуальной характеристикой человека.

Ребенок принимает на себя роль сверстника, верного героическим традициям нашего народа. В своем сознании он отождествляет себя с ним и говорит, и действует в игре от его имени, отражая его отношение к людям, к обществу, к делам коллектива и к самому себе. Воспитатель проявляет себя как равноправный партнер, обладающий руководящими полномочиями. Дети сами формулируют (при незначительном участии воспитателя) разнообразные правила поведения, за соблюдением которых они зорко следят. В ходе игры дается индивидуальная, групповая и коллективная оценка исполнения роли.

Кульминационным событием каждого этапа тематического периода в жизни отряда является праздник: Урожая, Новый год, День защитников Отечества, День Победы, День знаний. За две-три недели до него объявляется предпраздничная вахта, в период которой отряд трудится с максимальным, но допустимым напряжением.

Литературно-ролевая игра обеспечивает синтез художественного и научного познания сущности понятия «человек», что даёт ребёнку исходную ориентацию в окружающем мире, в системе идеалов и ценностей, становится основой его практического отношения к людям, обществу, коллективу, труду, к самому себе, моральной мотивации.

Подготовка детей к игре проводится в первой младшей группе при помощи сюжетно-отобразительных игр по мотивам русских народных сказок и произведений детских поэтов, в

которых отражены гуманистические черты характера. В процессе подготовки детей к игре происходит моделирование бытовых сюжетов при помощи повтора и развития сюжета (демонстрации гуманистических поступков на игрушках). С детьми проводятся также свободные беседы об окружающей действительности (три цикла); используются различные методы педагогического воздействия, способствующие обогащению гуманистического опыта.

Систематическое участие в игре, состоящей из большого по объёму и разнообразию комплекса положительных воздействий, дает значительный результат. У детей не только формируется нравственное отношение к людям, обществу, к общему делу детского коллектива, труду, но и создаются дополнительные возможности для успешного обучения в школе: воспитывается устойчивый познавательный интерес, активность, сознательное отношение к учебе; осуществляется пропедевтика дальнейшего предметного обучения; развивается речь; повышается уровень художественного восприятия детьми литературных произведений. Положительные новообразования в структуре личности дошкольников отличаются устойчивостью и стабильностью.

Литературно-ролевая игра, по мнению детей, это жизнь-игра, жизнь-праздник, «самая любимая игра». Идеально-утопическое и реальное в организации жизни и деятельности детей сливается в ней воедино и способствует развитию личности дошкольника и повышению результативности образовательного процесса. В целом же использование игры в дошкольном детстве - это необходимый путь полноценного, эмоционально и интеллектуально насыщенного развития ребенка.

The article considers the peculiarities of game activity preschoolers, pedagogical potential of the game in the process of development of the child. Specially presented musical-didactic and literary and role game The key words: game, play activity preschoolers, musical-didactic game, literary and role play

Список литературы

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

2.Хёйзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича М.: Прогресс. Традиция, 1997. 416 с.

Об авторах

Сергеичева Г. Г.- профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, galinasergeicheva@ yandex.ru,

Желтова Т. А.- старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.