УДК 372.212.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Г.Г. Сергеичева, Т.А. Желтова
В статье рассматриваются особенности игровой деятельности дошкольников, педагогический потенциал игры в процессе развития ребенка. Специально представлены музыкально-дидактические и литературно-ролевые игры
Ключевые слова: игра, игровая деятельность дошкольников, музыкально-дидактическая игра, литературно-ролевая игра
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников не только потому, что определяет развитие ребенка, но и потому, что именно через игровую деятельность и движение ребенок учится. Об этом еще в 30-е годы XX века писал Л.С. Выготский. Действительно, дошкольник, включаясь в игровые действия, исполняя разнообразные роли, перевоплощаясь в образы, создает игру, творит настоящее и будущее. И в этом процессе важно задать такие содержательные и процессуальные линии, которые направят дошкольников на действия, увлекательные, добрые и полезные, будут сплачивать и объединять, доставлять радость.
Для того, чтобы понять педагогический потенциал игры, обратимся к ее основным признакам, предлагаемым Й. Хейзинга. С позиций этого нидерландского ученого, игру следует рассматривать как «свободное действие. Игра по принуждению не может оставаться игрой» [2, с. 26]. Важно отметить и то, что ребенок играет, поскольку черпает в игре удовольствие, и в этом как раз и состоит его свобода.
Одним из признаков игры является то, что игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственным устремлением. Действительно, игровая деятельность, казалось бы, стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Однако, игра может происходить с величайшей серьезностью, с увлечением, переходящим в подлинное упоение [2, с. 27], так что ощущение невсамделишности временами полностью исчезает.
Понимание природы игры позволяет выделить и такой признак, как ограничение во времени. «Игра начинается, и в определенный момент ей приходит конец. Она «разыгрывается». Пока она идет, в ней есть движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка, развязка [2, с. 28]. Разумеется, при этом игра характеризуется и развитием в пространстве. «Всякая игра протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или мыслимом, преднамеренном или само собой разумеющемся [2, с. 28].
Как правило, исследователи феномена игры подчеркивают еще один признак игры -наличие «присущего только ей совершенного порядка... Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности [2, с. 28]. Й. Хейзинга подчеркивает важность наличия в каждой игре своих правил. «Ими определяется, что именно должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никакому сомнению» [2, с. 29].
Привлекательность игры, кроме всего прочего, заключается в развитии игрового сообщества, в котором участники игры совместно делают одно важное дело. Игровая деятельность сплачивает людей, объединяет в группы и создает условия, при которых игровое сообщество может сохранять свой постоянный состав не только после игры [2, с. 30], но и на протяжении жизни.
В исследовании Й. Хейзинга отмечаются и некоторые другие признаки игры. В частности подчеркивается проявление в этой деятельности таинственности и тайны. В условиях гуманистического подхода следует отметить и то, что игра удовлетворяет идеалам индивидуального самовыражения и общественной жизни. Наконец, автор отмечает уникальность игры, заключающуюся в том, что она украшает жизнь, заполняет ее и как таковая делается необходимой [2, с. 27].
Таким образом, отмеченные признаки могут быть обобщены в определении игры как некой «свободной деятельности, которая осознается как «ненастоящая», не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими
ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами...» [2, с. 31].
Игровая деятельность детей в дошкольных образовательных организациях в современных условиях отличается разнообразием. Среди игр, которые используются для развития личности дошкольника, выделяются игры, создаваемые самими детьми под руководством воспитателя. Как правило, речь идет о творческих играх, вклад в которые самих дошкольников уникален и личностно обусловлен. Между тем, в воспитательном процессе также используется игровая деятельность на основе специально разработанных для дошкольников игр, имеющих соответствующее возрасту содержание и определённые правила. Среди этих игр выделяются подвижные и дидактические игры.
Развивающие дидактические игры позволяют ребенку активно познавать мир, исследуя всё происходящее вокруг. Они расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
С позиций глубокого проникновения в ведущую деятельность дошкольников считаем важным обосновать роль музыкально-дидактических игр, педагогические возможности которых, безусловно, уникальны. Во-первых, Й. Хейзинга в исследовании игры пришел к выводу, что она «в значительной мере лежит в области эстетического. Игра, - отмечает он, - склонна быть красивой» [2, с. 28]. Естественно, можно говорить о красоте игры в целом, однако музыкально-дидактические игры отличаются особой красотой, передаваемой с помощью звуков, имеющих интонационную природу.
Во-вторых, музыкально-дидактические игры используются для развития личности, формирования у детей музыкальных способностей: звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма и ладового чувства. Они имеют уникальный потенциал для побуждения дошкольников к самостоятельным действиям в области музыкального искусства: пению, слушанию музыки, музыкальному творчеству.
В-третьих, музыкально-дидактические игры обогащают дошкольников новыми впечатлениями, развивают их эмоционально-чувственную систему. Дети чувствуют, как музыка отражает разные состояния человека, выражает с помощью музыкальных красок особенности времени года, календарные обряды, событийную сторону жизни, танцы, праздники. Все это усиливает способность детей к восприятию, различению основных свойств музыкального звука и понимание важности музыки в жизни человека.
Следует подчеркнуть, в-четвертых, что музыкально-дидактические игры активно влияют на воспитание нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Основой для расширения музыкальных впечатлений, воспитания средствами музыки нравственно-эстетических чувств является содержание музыкальной деятельности.
Игровые действия в условиях музыкально-дидактической игры должны способствовать качественной организации музыкального восприятия, помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем использовать их для более глубокого проникновения в музыкальную ткань, вызывать отзывчивость на музыку различного характера.
В современных условиях музыкальная игротека представлена разными группами игр. Есть игры, которые помогают детям чисто интонировать, определить, правильность исполнения песни, услышать смену темпа, силу звучания. Важное место занимают музыкально-дидактические игры, которые развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить ритмический рисунок песни. Для такого рода игр представляют интерес различные дидактические средства и, прежде всего, детские музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, ложки и др.
Значимыми отличительными особенностями музыкально-дидактических игр являются простота и доступность, привлекательность и оригинальность заданий. Это позволяет увлечь дошкольников музыкальными образами, вовлечь их в пение, танцы, слушание музыки игру на музыкальных инструментах и сочинительство.
Как и другие игры, музыкально-дидактические игры развивают чувство товарищества и ответственности. Выполняя задания, предлагаемые воспитателем, дети объединяются и совместно решают, как поступить в предлагаемой ситуации, как использовать имеющиеся музыкальные знания и умения. Например, во время музыкальной игры «Концерт» дошкольники должны были подготовить концертную программу, совместные и индивидуальные выступления и порадовать
взрослых и детей своими номерами. Участники игры вместе определили номера, которые могут вызвать интерес у зрителей, а дети-артисты проявили ответственность при подготовке и исполнении музыкальных номеров. Не менее значимым оказалось обсуждение результатов концерта.
Наш опыт свидетельствует, что музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены с использованием, прежде всего, музыкальных инструментов и современной техники. Эстетически выразительное оформление может быть важным воспитательным моментом в условиях, когда дошкольники сами изготавливают необходимую наглядность, используют рисунки, вырезки из журналов, игрушки.
Музыкально-дидактические игры всегда вызывают живой интерес у дошкольников, поскольку они связаны с удивительным миром музыки, который развивает творческую деятельность и воображение ребенка, помогает научиться петь и играть на музыкальных инструментах, оказывает огромное влияние на развитие общения детей, учит ответственности за свои действия.
Большой интерес вызывает у дошкольников сюжетно-ролевая игра, поскольку самостоятельное придумывание игрового сюжета, развитие игрового замысла, содержания роли -это возможность выразить себя, раскрыть свои знания, впечатления, представления об окружающем мире, и, кроме того, воссоздать и развить социальные отношения.
На основе идей И.П. Иванова в своей исследовательской работе мы использовали варианты конструирования сюжетно-ролевой игры. При этом за основу нами были взяты следующие положения теории И.П. Иванова:
- опора на формы отношений творческого содружества: коллективные творческие дела; чередование творческих поручений коллективам; творческий праздник;
- включение системы средств, обеспечивающих коллективную организаторскую деятельность: общий сбор, его виды; организаторскую работу «советов дел», «смотры дружбы» и др.;
- актуализация смешанных форм отношений товарищества: повседневное товарищеское общение; подготовленные встречи ребят со старшими друзьями, родными; совместные творческие встречи воспитателей и воспитанников с новыми явлениями в окружающей жизни; с интересными людьми, с природой, произведениями искусства;
- реализация трех групп методов и приемов воспитательных воздействий с целью развития трех сторон личности: методы и приемы товарищеского убеждения; методы и приемы товарищеского побуждения; методы и приемы товарищеского приучения и др.
Деятельность детей дошкольного возраста организована таким образом, чтобы в ней были представлены разнообразные игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные и др.), труд (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной, в природе), занятия по различным разделам образовательной программы, общение. Деятельность воспитателей должна быть направлена на реализацию задач развития личности дошкольника. При этом воспитатель задает тон в отношениях детей (четкость и лаконизм команд, рапорт о выполнении задания и т.д.); сохраняет воображаемую ситуацию, обыгрывая любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия.
Жизнь отряда (это может быть группа детей) устанавливается в соответствии со следующими положениями:
• решение всех вопросов сообща: планирование действий, операций, осуществление их; обсуждение прожитой жизни;
• постоянное выполнение «серьезных» дел на пользу и радость людям;
• прежде всего - исполнение задания;
• разделенная радость - двойная радость. Разделенное горе - полгоря;
• каждый заботится обо всех и все о каждом;
• взаимовоспитание;
• использование разнообразных методов педагогического воздействия (побуждения, убеждения, приучения) с целью формирования настоящего характера;
• бережливое отношение к времени;
• систематическое духовное обогащение и физическое совершенствование.
В нашем исследовании в контексте организации активной деятельности дошкольников были проанализированы потенциальные возможности литературно-ролевой игры, которая конструируется по мотивам духовно насыщенной литературной сказки с учетом потребностей,
интересов, склонностей и возможностей детей 3-7 годов жизни, а затем организуется, поддерживается и регулируется воспитателем (как минимум, на протяжении всего учебного года) в направлении отношений, свойственных гуманистически направленной личности.
Ее обязательными участниками являются воспитатель и все воспитанники. Начало игры предусматривает создание интереса к социальной жизни и желание включиться в нее. Для реализации этих общественных устремлений создается отряд. Он служит формой организации жизни и деятельности воспитанников, выражает их верность традициям своего народа, определяет структуру коллектива.
Наличие воображаемой ситуации создается и поддерживается сюжетом игры, ролями, использованием атрибутов. Сюжет игры (создание отряда, постановка системы перспективных линий, развертывание его жизни и деятельности в соответствии с его направлением развития) позволяет формировать общественную направленность личности. В процессе игры образовывается совет командиров и посты, проводятся минизанятия по нравственному просвещению, а также утренняя и вечерняя линейки.
Созданию воображаемой ситуации способствуют положительные и отрицательные роли. Воспитатель тактично, ненавязчиво через роль командира отряда руководит игрой: направляет жизнь коллектива, регулирует отношения между детьми, задает бодрый, оптимистический тон. Широко используются разнообразные символы и атрибуты.
Видное место в литературно-ролевой игре занимают свободные беседы, нацеленные на формирование гуманистического мировоззрения. Содержание сложной познавательной деятельности детей по теме «Мир вокруг нас и мы в этом мире» определяется в соответствии со следующими принципами: энциклопедичность, научность, связь с окружающей жизнью, взаимосвязь с содержанием литературного произведения, на основе которого организуется игра, связь с природой родного края и распределяется по учебным четвертям. При этом каждый последующий цикл познавательной деятельности тесно связан с предыдущим и создаёт предпосылки для успешного протекания последующего цикла («Ценность человека», «Планета Земля - наш общий дом», «Забота о будущем Отечества», «Подвиг в жизни человека», «Мысли о человечестве»). Каждый цикл имеет подциклы: неживая природа, растительный мир, животный мир, человек, общество. Программа свободных бесед реализуется преимущественно в виде игр-диалогов, в форме свободных дружеских бесед. В процессе этих бесед происходит выявление, обработка и пополнение имеющихся у детей представлений об окружающем мире. Благодаря просветительской работе и использованию дополнительных детских произведений (познавательных и художественных), дети внимательно и всесторонне постигают сущность художественного персонажа-ориентира.
Так, в первом тематическом периоде ребята знакомятся с трудовой характеристикой человека. Во втором тематическом периоде дети получают представление о нравственной характеристике человека. В третьем тематическом периоде ребята знакомятся с культурой отношений в близком окружении. В четвертом тематическом периоде дети получают представление о героико-патриотической характеристике человека. В пятом тематическом периоде малыши знакомятся с интеллектуальной характеристикой человека.
Ребенок принимает на себя роль сверстника, верного героическим традициям нашего народа. В своем сознании он отождествляет себя с ним и говорит, и действует в игре от его имени, отражая его отношение к людям, к обществу, к делам коллектива и к самому себе. Воспитатель проявляет себя как равноправный партнер, обладающий руководящими полномочиями. Дети сами формулируют (при незначительном участии воспитателя) разнообразные правила поведения, за соблюдением которых они зорко следят. В ходе игры дается индивидуальная, групповая и коллективная оценка исполнения роли.
Кульминационным событием каждого этапа тематического периода в жизни отряда является праздник: Урожая, Новый год, День защитников Отечества, День Победы, День знаний. За две-три недели до него объявляется предпраздничная вахта, в период которой отряд трудится с максимальным, но допустимым напряжением.
Литературно-ролевая игра обеспечивает синтез художественного и научного познания сущности понятия «человек», что даёт ребёнку исходную ориентацию в окружающем мире, в системе идеалов и ценностей, становится основой его практического отношения к людям, обществу, коллективу, труду, к самому себе, моральной мотивации.
Подготовка детей к игре проводится в первой младшей группе при помощи сюжетно-отобразительных игр по мотивам русских народных сказок и произведений детских поэтов, в
которых отражены гуманистические черты характера. В процессе подготовки детей к игре происходит моделирование бытовых сюжетов при помощи повтора и развития сюжета (демонстрации гуманистических поступков на игрушках). С детьми проводятся также свободные беседы об окружающей действительности (три цикла); используются различные методы педагогического воздействия, способствующие обогащению гуманистического опыта.
Систематическое участие в игре, состоящей из большого по объёму и разнообразию комплекса положительных воздействий, дает значительный результат. У детей не только формируется нравственное отношение к людям, обществу, к общему делу детского коллектива, труду, но и создаются дополнительные возможности для успешного обучения в школе: воспитывается устойчивый познавательный интерес, активность, сознательное отношение к учебе; осуществляется пропедевтика дальнейшего предметного обучения; развивается речь; повышается уровень художественного восприятия детьми литературных произведений. Положительные новообразования в структуре личности дошкольников отличаются устойчивостью и стабильностью.
Литературно-ролевая игра, по мнению детей, это жизнь-игра, жизнь-праздник, «самая любимая игра». Идеально-утопическое и реальное в организации жизни и деятельности детей сливается в ней воедино и способствует развитию личности дошкольника и повышению результативности образовательного процесса. В целом же использование игры в дошкольном детстве - это необходимый путь полноценного, эмоционально и интеллектуально насыщенного развития ребенка.
The article considers the peculiarities of game activity preschoolers, pedagogical potential of the game in the process of development of the child. Specially presented musical-didactic and literary and role game The key words: game, play activity preschoolers, musical-didactic game, literary and role play
Список литературы
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
2.Хёйзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича М.: Прогресс. Традиция, 1997. 416 с.
Об авторах
Сергеичева Г. Г.- профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, galinasergeicheva@ yandex.ru,
Желтова Т. А.- старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.