••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
of modern education. Proceedings of the XVII International scientific-practical conference]. Moscow, 2014. Pp. 58-60.
5. Peterson L. G. Deyatel'nostnyy metod obucheniya [Active method of teaching]. Moscow, APK and PPRO Publ. 2007. 187 p.
6. Federeal State Educational Standart of the Basic General Education: approved by order of MES of RF 7.12.2010 № 1897. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii [Public documents in education]. 2011. No 8. Pp. 9-35.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Джиоева Айна Руфиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, психолого-педагогический факультет, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (СОГУ им. К. Л. Хетагурова), Владикавказ, Россия; e-mail: [email protected]
Халидова Рашидат Шахрудиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе, филологический факультет, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 23.09.2016 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Aina R. Dzhioeva, doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy and Psychology (PP), the Faculty of Psychology and Pedagogy (FPP), K. L. Khetagurov North-Ossetian State University (K. L. Khetagurov NOSU), Vladikavkaz, Russia; e-mail: [email protected]
Rashidat Sh. Khalidova, doctor of Philology, professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian Language and Literature (TMTRLL), the faculty of Philology (FP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 23.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original АгЫс1е УДК 373.2 / UDC 373.2
Методические аспекты формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста
©2016 Кярова Г. А., Темботова Ф. А.
Институт экологии горных территорий им. А. К. Темботова, Кабардино-Балкарский научный центр, Российская академия наук,
Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Описание влияния игровых занятий, разработанных с учетом регионального компонента, на формирование экологического сознания детей дошкольного возраста. Методы. Анализ педагогической и научной литературы, апробация образовательной концепции, анализ эксперимента. Результаты. Описаны этапы эксперимента, направленные на формирование элементов экологического сознания. Определена роль игр в этом процессе. Выводы. Для эффективного формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста, в зависимости от территории на которой они живут, необходимо применять игры, где методика предполагает региональный аспект.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое сознание, экологические игры, региональный компонент.
Формат цитирования: Кярова Г. А., Темботова Ф. А. Методические аспекты формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 64-69.
Methodical Aspects of Preschoolers' Ecological
Consciousness Formation
©2016 Galina A. Kyarova, Fatimat A. Tembotova
A. K. Tembotov Institute of Ecology of Mountain Territories, Kabardino-Balkarian Scientific Centre, Russian Academy of Sciences,
Nalchik, Russia; e-mail: [email protected]
ABSRACT. Aim. The aim of this research is to describe the effect of play education, developed in view of regional component on forming ecological consciousness of preschoolers. Methods. Analysis of pedagogical and scientific literature, approbation of the educational concept, analysis of the experiment. Results. The authors of the article describe the stages aimed at formation the elements of ecological consciousness; they also define the role of the games in this process. Conclusion. It is necessary to use the games methods suggesting the regional aspect for effective formation of preschoolers' ecological consciousness, depending on the territory on which they live.
Key words: ecological education, ecological awareness, ecological play, regional component.
For citation: Kyarova G. A., Tembotova F. A. Methodical Aspects of Preschoolers' Ecological Consciousness Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 64-69. (In Russian)
Введение
Экологическое сознание - важная составляющая личности человека, и его формированию необходимо уделять особое внимание. Н. Ф. Реймерс дает следующее определение: «Экологическое сознание -глубокое доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека» [4]. Исходной позицией сознания, по его мнению, служит тот факт, что неразумное антропогенное изменение окружающей среды, выходящее за пределы адаптивных способностей человечества как биологического вида, в силу высокой скорости этого процесса и, следовательно, невозможности к нему приспособиться, неизбежно ведет к вымиранию. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания, как считает С. Н. Николаева, является дошкольный возраст, когда происходит «формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам...» [2].
Для таких малых горных республик, как Кабардино-Балкария, где на относительно ограниченной территории наблюдается высокий уровень ландшафтного и биологического разнообразия, где существует неразрывная связь человека и природы -наличие экологического сознания у населения особенно актуально. Как отмечал
член-корреспондент Российской академии наук (РАН) А. К. Темботов, «научный и прикладной интерес к проблемам горных территорий должен стать одним из глобальных приоритетов в XXI веке, так как особенно уязвимы живые организмы, таксономическое разнообразие которых в большей степени зависит от влияния человека и его деятельности». Поэтому воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач педагогики [8].
Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания [6; 7]. Игра, как метод экологического воспитания, где целью является - формирование ответственного отношения к окружающей среде, предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, а также активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [1].
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 4. 2016
Цель и методы исследования
Целью данной работы является определение влияния игровых занятий, разработанных с учетом регионального компонента, на формирование экологического сознания детей дошкольного возраста.
Эксперимент, направленный на формирование элементов экологического сознания у дошкольников проводился в дошкольных группах Муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) «Прогимназия № 52» г. Нальчика. Методической основой эксперимента является методика диагностики экологических знаний дошкольников старших и подготовительных групп (основана на методике О. Соломенниковой). Эксперимент проводился в 2 этапа: констатирующий и формирующий. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 167 детей, которые были поделены на 2 группы: контрольная (72 человека) и экспериментальная (95 человек). В экспериментальной группе занятия проводились с применением игровых занятий с учетом регионального компонента. При проведении эксперимента использовался адаптированный к нашему исследованию диагностический материал, разработанный С. Н. Николаевой [3].
Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить первоначальный уровень знаний дошкольников об объектах живой и неживой природы.
2. Выявить морально-ценностное отношение к природе.
В процессе формирующего этапа эксперимента с детьми проводились игровые занятия с использованием таких дидактических игр с региональным компонентом, как «Рассели животных по Кабардино-Балкарии», целью которых является ознакомление детей с животными, обитающими в разных уголках нашей республики, дать представление об особенностях приспособления животных к разным условиям. Игра «Кто поможет малышу» несёт информацию о приспособленности животных к среде обитания, в частности, к условиям Кабардино-Балкарии и т. д.
В экологических играх регионального характера эффективно применение наглядного художественно оформленного материала, введения интересных игровых моментов, оживляющих действие. Для это-
го можно прибегнуть к помощи национальных сказочных героев, музыкальному сопровождению и т. д. Особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым и подвижным играм. Как показывает практика, дети легко включаются в предлагаемые им роли и принимают активное участие в создании сюжета игры. Ключевым моментом игры являются коллективные действия, при которых необходимо занять всех детей решением общей задачи.
Для подведения итогов эксперимента были проведены диагностические занятия по пройденным темам, на которых детям были заданы вопросы, целью которых является определение усвоения тематической информации по пройденному материалу.
Результаты первого - констатирующего этапа эксперимента были получены после распределения ответов дошкольников на вопросы, предложенные педагогом. В своих ответах дети могли опираться на имеющиеся у них знания о природе, животном и растительном мире родного края.
По результатам эксперимента нами были определены три градации дошкольников по степени усвоения тематической информации: высокая, оптимальная, допустимая.
Высокая степень (13-16 баллов). Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Оптимальная степень (8-12 баллов). Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Допустимая степень (3-7 баллов). Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Статистический анализ данных проводился с использованием программы «Statis-tica» (версия 10).
Для определения статистической значимости различий в полученных результатах применяли ^критерий Стьюдента. Полученные различия являются достоверными на принятом уровне значимости ^<0.05), выделены жирным шрифтом) (табл. 1).
Таблица 1
Матрица значений ^критерия Стьюдента при сравнении показателей контрольной
и экспе риментальной групп
К К К Ф Э К Э Ф
К К 0.00000 -12.3139 0.25796 -11.8927
К Ф 12.31391 0.0000 6.44744 -6.0028
Э К -0.25796 -6.4474 0.00000 -14.7862
Э_Ф 11.89265 6.0028 14.78622 0.0000
(К_К - контрольная группа, констатирующий эксперимент, К_Ф - контрольная группа, формирующий эксперимент, Э_К - экспериментальная группа, констатирующий эксперимент, Э_Ф - контрольная группа, формирующий эксперимент).
Как показывает анализ данных таблицы 2, на первом этапе эксперимента уровень знаний у дошкольников контрольной и экспериментальной групп не имел существенных различий.
Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента, характеризующие базовый уровень тематических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп
Степени Контроль- Эксперименталь-
усвоения ная группа ная группа
тематиче-
ской инфор- % %
мации
Высокая 2,7 4,3
Оптимальная 38,8 30,0
Допустимая 58,3 65,7
После формирующего эксперимента с применением игровых технологий произошли положительные изменения, т. е. возникла заметная разница для оптимальной, допустимой и ориентировочной степеней экологической образованности дошкольников. К концу эксперимента сопоставление результатов уровней экологической образованности детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп позволил выявить значительные отличия (табл. 3, 4, 5).
Таблица 3 Степень экологической образованности дошкольников после формирующего эксперимента
Степени
усвоения Контроль- Эксперименталь-
тематиче- ная группа ная группа
ской инфор- (%) (%)
мации
Высокая 8,3 42,9
Оптимальная 61 45,7
Допустимая 30,6 11,4
Таблица 4 Сравнение степеней экологической
образованности дошкольников контрольной группы в результате опытно-экспериментальной работы
Степени усвоения Констатирующий Формирующий эксперимент io/л
тематической эксперимент (%)
информации (%)
Высокая 2,7 8,3
Оптимальная 38,8 61
Допустимая 58,3 30,6
Таблица 5 Сравнение степеней экологической образованности дошкольников экспериментальной группы в результате опытно-экспериментальной работы
Степени усвоения тематической Констатирующий Формирующий
эксперимент /О/Л эксперимент /о/\
информации (%) (%)
Высокая 4,3 42,9
Оптимальная 30,0 45,7
Допустимая 65,7 11,4
Анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, позволил выявить динамику роста степени экологической образованности дошкольников:
а) контрольные группы - доминирующими являются допустимая и оптимальная степени экологической образованности, доля детей, имеющих высокую степень градации повысилась лишь на 5,6 %, в то время, как детей с оптимальной степенью стало больше на 22,2 %. Доля дошкольников, отнесенных к допустимой степени градации, сократилась на 27,7 %;
б) экспериментальные группы - высокая и оптимальная степени градации становятся преобладающими. Доля детей с
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
высоким уровнем повысилась на 38,6 %, а с оптимальным уровнем на 15,7 %, в то время как доля дошкольников с допустимой степенью градации сократилась на 54,3 %.
Это связано с тем, что, во-первых, ребенок лучше осознает тот материал, в котором присутствует элемент игры. Во-вторых, чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя. У ребенка в процессе игры экологического характера с региональным компонентом развиваются такие познавательные интересы,
1. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию / Взаимодействие общества и природы. М. : Наука, 1986. С. 76-81.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 184 с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М. : Мозайка-Синтез, 2004. 128 с.
4. Реймерс Н. Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М. : Россия Молодая, 1994. 367 с.
5. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе. М. : Академия, 2012. 160 с.
1. Girusov E. V. Ot ekologicheskogo znaniya k ekologicheskomu soznaniyu. Vzaimodeystvie ob-shchestva i prirody [From ecological knowledge to ecological consciousness. The interaction of society and nature]. Moscow, Nauka Publ., 1986. Pp. 76-81.
2. Nikolaeva S. N. Metodika ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Methods of preschoolers' ecological education]. Tutorial for students of
как бережное отношение к природе родного края, основанное на нравственно-эстетическом значении, также вырабатываются основы норм поведения в природе, тем более это значимо для Кабардино-Балкарии, горной страны.
Заключение
Таким образом, анализ диагностики у детей экспериментальной и контрольной групп в эксперименте показал, что одним из основных критериев, обеспечивающих активизацию формирования экологического сознания детей дошкольного возраста, является включение в занятие игровых элементов с учетом регионального компонента и вовлечение детей в разнообразную экологически-ориентированную деятельность.
В результате эксперимента, направленного на формирование экологического сознания дошкольников, были отмечены позитивные изменения степени экологической образованности детей, что доказывает эффективность применения игровых технологий с региональным компонентом в процессе формирования экологического сознания детей дошкольного возраста.
6. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 92-97.
7. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15-24.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 2012. 96 с.
9. Темботов А. К. Эколого-эволюционные механизмы формирования биологического разнообразия в горах (на примере млекопитающих Кавказа) // Экология. 2003. № 6. С. 428-433.
secondary pedagogical institutions. Moscow, Akademiya Publ. 2001. 184 p.
3. Nikolaeva S. N. Yunyy ekolog: Programma ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Young ecologist: Program of preschoolers' ecological education]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2004. 128 p.
4. Reimers N. F. Ekologiya: teoriya, zakony, pravila, printsipy i gipotezy [Ecology: theory, laws,
Литература
References
es
rules, principles and hypothesis]. Moscow, Rossi-ya Molodaya Publ., 1994. 367 p.
5. Simonova L. P. Ekologicheskoe obra-zovanie v nachal'noy shkole [Ecological education in primary school]. Moscow, Akademiya Publ. 2012.160 p.
6. Smirnova E. O. The game in modern preschool education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological science and education]. 2013. No. 3. Pp. 92-97.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Кярова Галина Анатольевна, младший научный сотрудник лаборатории горного природопользования, Институт экологии горных территорий им. А. К. Темботова (ИЭГТ им. А. К. Темботова), Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук (КБНЦ РАН), Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]
Темботова Фатимат Асланбиевна, доктор биологоических наук, профессор, директор ИЭГТ им. А. К. Темботова, КБНЦ РАН, член-корреспондент РАН, Нальчик, Россия; e-mail: [email protected].
Принята в печать 28.08.2016 г.
7. Smirnova E. O., Ryabkova I. A. Psychological peculiarities of modern preschoolers' game activity. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2013. No. 2. Pp. 15-24.
8. Solomennikova O. A. Oznakomlenie s pri-rodoy. Sistema raboty v sredney gruppe detskogo sada [Acquaintance with nature. Work system in the middle group of the kindergarten]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2012. 96 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Galina A. Kyarova, junior researcher, the laboratory of mining and environmental management, A. K. Tembotov Institute of Ecology of Mountain Territories (A. K. Tembotov IEMT), Kabardino-Balkarian Scientific Centre of Russian Academy of Sciences (KBSC RAS), Nalchik, Russia; e-mail: [email protected].
Fatimat A. Tembotova, Doctor of Biology, professor, director of the A. K. Tembotov IEMT, KBSC of RAS, corresponding member of the RAS, Nalchik, Russia; e-mail: [email protected].
Received 28.08.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30 / UDC 30
Достоинства и недостатки современного образовательного процесса и актуализация патриотического воспитания современной молодёжи
©2016 Магаррамов М. Д.1- 2, Багандов М. Г.2, Курбанов М. А.2
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр, Российская академия наук, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Провести анализ некоторых аспектов современного образовательного процесса в консонансном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодёжи. Методы. В качестве основного метода авторами избраны диалектические принципы и подходы, а также основные формы правильного мышления. Результаты. Предложена концепция обеспечения синкретичного единства современного образовательного процесса с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодежи. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие выводы и предложения могут оптимизировать современный образовательный процесс в гармоничном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием.