Формирование и развитие экологического сознания личности дошкольника на основе концепции «О биологическом эффекте высотно-поясной структуры горных
ландшафтов» члена-корреспондента РАН А.К. Темботова
Кярова Галина Анатольевна
ИЭГТ КБНЦ РАН г.Нальчик
Ключевые слова:
экологическое сознание, экологическое образование
Аннотация: Целью статьи является оценка эффективности программы, разработанной на основе концепции «О биологическом эффекте высотно-поясной структуры горных ландшафтов» члена-корреспондента РАН А.К. Темботова, используя для модельных площадок территории детских садов для формирования экологического сознания дошкольника.
В условиях усиления негативного антропогенного воздействия на растительный и животный мир Земли в каждом регионе решение этой проблемы имеет фундаментальное значение для сохранения живой природы. Поэтому очень важно для таких малых горных республик, как Кабардино-Балкария, где на относительно ограниченной территории наблюдается высокий уровень ландшафтного и биологического разнообразия, где существует неразрывная связь человека и природы.
Цель исследования: выявить и обосновать формирование и развитие экологического сознания личности дошкольника в дошкольном учреждениях с учетом регионального компонента Кабардино-Балкарской республики.
В МКОУ «Прогимназия №52» определены необходимые условия для организации инновационной деятельности относительно и экологического образования. В этом дошкольном учреждении функционирует экспериментальная площадка, созданная на базе Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова КБНЦ РАН с 2010 года. Учебный план образовательных учреждений (в том числе МКОУ «Прогимназия №52») состоит из базисной и вариативной частей: базисная часть обеспечивает реализацию государственных образовательных стандартов, вариативная часть учитывает потребности и интересы учащихся. Содержание регионального компонента требует конкретного наполнения, оно должно базироваться в первую очередь на учёте природной (биология, география) специфике региона. Концепция «О биологическом эффекте высотно-поясной структуры горных ландшафтов» члена-корреспондента РАН А.К. Темботова, как раз является тем наполнением, на основе которого нами (под руководством члена-корреспондента РАН Ф.А. Темботовой) разработана и внедрена программа экологического образования для дошкольников, с учетом требования возрастной психологии. Проводится экспериментальная деятельность по теме: «Формирование и развитие экологического сознания личности дошкольника на основе концепции «О биологическом эффекте высотно-поясной структуры горных ландшафтов» члена-корреспондента РАН А.К. Темботова». Экспериментальной работе в МКОУ «Прогимназия №52» предшествовал анализ учебно-воспитательного процесса и потенциальных профессиональных и творческих возможностей, были выяснены интересы и готовность педагогических кадров включиться в исследовательскую работу.
Для проведения эксперимента был изучен диагностируемый материал, разработанный С.Н. Николаевой (2004), который был адаптирован к нашему исследованию, с учетом концепции член.-корр. РАН А.К. Темботова. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что знания детей по экологии характеризуются неполнотой, неосознанностью, неустойчивостью, отсутствием связанности и цельности.
Формирующий этап проводился с целью проверки эффективности разработанной программы по экологическому образованию дошкольников. На формирующем этапе эксперимента все участники были поделены на 2 группы: контрольная (136 детей) и экспериментальная (332 ребенка). Затем были проведены диагностические занятия, целью которого было выявление сформированности экологических знаний, умения и навыков, который показал, что уровень
формирования экологического сознания в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, что указывает на эффективность применения используемой программы на основе концепции А.К. Темботова в экологическом воспитании дошкольников. Тем более, чтоформирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду.
Список литературы:
1.Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. 1996. Подготовка учащихся по экологии // Биология в школе. №2. С.19-24.
2.Николаева С.Н. 2001г. Методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. М.: Издательский центр «Академия». 184 с.
3.Николаева С.Н. 2004. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозайка-Синтез, 2004. -128с.
4.Петрова Т.И. 2000г. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе: Дисс. канд. пед. наук. Стерлитамак.
5. Симонова Л.П. 2000г. Экологическое образование в начальной школе. М.: «Академия». 160 с.
6. Темботов А.К. 2003г. Эколого-эволюционные механизмы формирования биологического разнообразия в горах (на примере млекопитающих Кавказа) // Экология. № 6. С. 428-433.
7. Темботова Ф.А., Кярова Г.А. 2014г. Учение о биологическом эффекте высотно-поясной структуры горных ландшафтов — основа формирования экологического сознания // Горные экосистемы и их компоненты. Нальчик. С. 20-22.