бор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, собственные выводы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо является целостной системой, посредством которой формируются навыки работы с информацией и критического мышления во время чтения и письма.
Приведем пример формирования информационной деятельности при помощи технологии исследовательской деятельности на уроке информатики. На уроке учитель распределил обучающихся по группам и предложил каждой группе создать исследовательскую работу на тему «Компьютер - друг и помощник человека». Цель исследовательской работы - доказать, что компьютер в жизни человека занимает важное место.
На первоначальном этапе работы каждая группа создает ментальную карту. Ментальная карта - способ структурирования информации в виде схем [5]. В карте исследования отражается схема работы: цель, гипотеза, задачи, планирование деятельности (определяются способы получения информации из нескольких источников; проводится анализ гипотезы с помощью учителя, определяя решаема ли гипотеза). На втором этапе работы дети структурируют и оценивают собранную информацию, оформля-
Библиографический список
ют презентацию Power Point, размещают текст и изображения. На последнем этапе школьники представляют исследовательскую работу. После представления исследовательских работ, начинается этап рефлексии и подведение итогов. Учитель задает школьникам вопросы: Какие способы использовали для получения информации в исследовательской работе? Какой способ оказался более эффективным в данной работе?
И так, формирование метапредметных результатов обучения - это качественно новая задача, поставленная перед школой.
В заключение выделим основные позиции по результатам исследования:
• Формированию информационной деятельности младших подростков для достижения метапредметных результатов образования способствуют интерактивные технологии, так как они позволяют сделать младшего подростка активным участником процесса обучения.
• Метапредметные умения - это освоенные учащимися способы деятельности, деятельности, которые могут быть применены ими не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. 2-е изд., перераб. Санкт-Петербург, 2012.
2. Коваль Т.В. Формирование метапредметных умений в курсе обществознания: работа с источниками социальной информации. Преподавание истории и обществознания в школе. 2016; 3: 21 - 30.
3. Перевезенцева О.Н. Реализация метапредметного подхода в начальной школе с позиции ФГОС НОО. Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы IX Международной научно-практической конференции (19 июня 2017 г.): сборник научных трудов. Научный ред. д.п.н., проф. Рудакова И.А. Москва, 2017: 73 - 78.
4. Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014; 2: 7 - 23.
5. Перевезенцева О.Н. Когнитивно-визуальные технологии в образовании. Новые технологии в образовании: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции (28 июля 2017 г.): Сборник научных трудов. Научный ред. д. п.н., проф. С.П. Акутина. Москва, 2017: 62 - 66.
References
1. Averin V.A. Psihologiya detejipodrostkov: uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. Sankt-Peterburg, 2012.
2. Koval' T.V. Formirovanie metapredmetnyh umenij v kurse obschestvoznaniya: rabota s istochnikami social'noj informacii. Prepodavanie istorii i obschestvoznaniya v shkole. 2016; 3: 21 - 30.
3. Perevezenceva O.N. Realizaciya metapredmetnogo podhoda v nachal'noj shkole s pozicii FGOS NOO. Integraciya nauki i praktiki v sovremennyh usloviyah: Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19 iyunya 2017 g.): sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj red. d.p.n., prof. Rudakova I.A. Moskva, 2017: 73 - 78.
4. Hutorskoj A.V. Metodika proektirovaniya i organizacii metapredmetnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Municipal'noe obrazovanie: innovaciii 'eksperiment. 2014; 2: 7 - 23.
5. Perevezenceva O.N. Kognitivno-vizual'nye tehnologii v obrazovanii. Novye tehnologii v obrazovanii: Materialy XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 iyulya 2017 g.): Sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj red. d. p.n., prof. S.P. Akutina. Moskva, 2017: 62 - 66.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 378
Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF BASIC ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN. The paper examines the development of basic ecological culture in preschool children. The author stresses the importance of ecological culture development in children and adults and provides a detailed analysis of the legal instruments. The concept of ecological culture, its structural components, and the components of preschool ecological education are covered in the paper. The particular interest lies in the development of ecological awareness as the basis for ecological culture of the individual. The author briefly describes the most effective means, forms, methods useful for working with preschool-aged children that contribute to development of basic ecological culture.
Key words: ecological culture, ecological awareness, preschool ecological education.
Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрывается проблема формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Автором подчеркнута актуальность проблемы формирования экологической культуры детей и взрослых; осуществлен анализ нормативно-правовых документов; раскрыты понятие и структурные компоненты экологической культуры, компоненты содержания экологического образования дошкольников. Особое внимание уделено проблеме формирования экологического сознания, являющегося основой экологической культуры личности. Обзорно раскрыты наиболее эффективные средства, формы, методы работы с детьми дошкольного возраста, способствующие формированию основ экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование детей дошкольного возраста.
По данным специалистов современная экологическая ситуация в России не благополучна, что является следствием активного вмешательства человека в естественные природные процессы. Ю. Петрук в статье посвященной экологической ситуации в России подчеркивает важность зарождения в каждом гражданине основ экологической культуры, поскольку даже самые лучшие законопроекты и программы чиновников не смогут побороть проблему, если этим не будет озабочено общество [1].
В философской литературе (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, И.Ф. Исаев, Л.Н. Коган, Н.М. Мамедов и др.) экологическая культура определяется как мера и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования, регулирования общественной деятельности. Она характеризуется совокупностью систематизированных знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение социоприродной среды (А.Н. Захлебный, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Л.П. Салеева и др.).
В России на уровне государственного управления осуществляются попытки решения проблемы экологического образования детей и взрослых. С 2002 года законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения Российской Федерации. В Федеральном законе 2002 года «Об охране окружающей среды» ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов ... устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т. д. [2].
В 2012 году приняты «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», определяющие основные задачи государственной политики в области экологического развития, одной из которых яв-ляетсяформирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Данный нормативный акт поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, одной из которых является обеспечение направленности процессов воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся [3].
Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации указывает на то, что экологическое образование в интересах устойчивого развития - это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей [4].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, принятая в 2015 году, в качестве одной из приоритетных задач экологического воспитания определяет развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира [5].
В настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования, поскольку именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека. Однако, не смотря на несомненную значимость экологического образования уже в дошкольном возрасте, в основном нормативном документе - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - экологическое образование не представлено должным образом. Отсутствуют термины «экологическая культура», «экологическое образование».
Стандарт дошкольного образования направляет познавательное развитие детей, их любознательность и познавательную мотивацию на формирование познавательных действий, ста-
новление сознания; развитие воображения и творческую активность; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [6].
Однако одного когнитивного компонента недостаточно, особенно в дошкольном возрасте, когда формируются основы ценностей, качества личности, отношение ко всему живому. Формирование личности и одной из ее сторон - экологической культуры, по мнению С.Е. Блохиной, М.Е. Званцовой, прежде всего, связано с воспитанием духовности, сущность которой - обретение человеком высшего смысла жизни, гармонии, согласия с собой и миром [7].
Исходя из этого, экологическое образование в дошкольном возрастепризвано закладывать основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, а также формировать базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.
Особое значение организация работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка. У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъектное к природе отношение [8].
В работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова и других ученых экологическое образование определяется как процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприрод-нойсреды.
С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на то, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь можно формировать только её предпосылки, закладывать её первоначальные основы.
О.М. Газина, В.Г. Фокина основной целью экологического образования детей дошкольного возраста считают воспитание в начальных формах экологической культуры личности, показателями которой являются экологическая образованность, культура деятельности и поведения, культура чувств. Достижение данной цели во многом связано с определением содержания знаний о природе, умений и навыков гуманно-созидательного, эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами [9].
Данная цель конкретизируется авторами в задачах, решение которых предусматривает следующее:
- формирование системы природоведческих знаний, основ миропонимания, системы познавательных умений, практических умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- воспитание бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому;
- развитие у детей эстетического восприятия природы;
- воспитание культуры поведения в природе [9].
Современной психолого-педагогической литературой
определено содержание экологического образования детей дошкольного возраста (А.Н. Захлебный, Л.В. Моисеева, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегинаи др.). В его основу положено четыре взаимосвязанных компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный и практически-деятельностный.
Научно-познавательный компонент обеспечивает развитие у детей познавательного отношения к окружающей среде. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию их отношения к природно-социальному окружению, а также формированию мировоззренческих установок.
Ценностный компонент, по мнению Е.В. Гончаровой, является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности [10]. Именно он формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде,
экологические ориентации на многостороннюю общественную и личностную значимость природы; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов природопользования и прогнозу состояния окружающей среды на разных уровнях; призывает подрастающее поколение вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни [9].
Нормативный компонент содержания образования ориентирует на систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, определяющих отношения общества и природы [9].Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого в отношениях к другим людям, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования [10].
Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром [10].
Данный компонент содержания экологического образования способствует формированию познавательных, практических и творческих умений экологического характера, привычки соблюдать экологические нормы и правила поведения; развивает волевые качества личности; учит проявлять активную жизненную позицию в решении экологических проблем [9].
Экологическая культура как культура взаимоотношений человека с природой базируется на эмоциональной отзывчивости людей, чувстве ответственности каждого за состояние биосферы, стремлении жить в созвучии с природой, строгом соблюдении правовых законов. В ее структуре выделяют мотивационный, аксиологический, гностический, этический, операционно-дея-тельностный и эмоционально-волевой компоненты, которые свидетельствуют о том, что экологическая культура - интегративное качество и важнейшее свойство личности, отражающее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Ее сущностью, указывает Н.М. Мамедов, является «совмещение социального с природой, их единство». Она формирует способность соизмерять свои потребности с природными возможностями [11].
Основой экологической культуры, её духовной составляющей, является экологическое сознание. Л.С. Выготский определяет сознание как высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, который присущ только человеку как социальному существу [12].
Экологическое сознание, по мнению В.В. Глебова, формируется на основе знаний, полученных в результате общения с объектами внешнего мира, а также в процессе обучения, и анализа этих знаний. Важнейшей характеристикой экологического сознания является его активность. На основе полученных знаний экологическое сознание формирует поведение в отношении существующих экологических проблем, направленное на стабилизацию или изменение взаимоотношений с природой и ее объектами. Оно реализуется через чувства, мотивы, интересы, поступки, действия и деятельность. Высшим продуктом деятельности экологического сознания являются ценности, отражающие двойственность человека как субъекта, противопоставляющего себя природе, и как субъекта, являющегося неразрывной частью этой природы [13].
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин под экологическим сознанием понимают «совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующее отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней» [14]. Структурными элементами экологического сознания являются интеллектуальная сфера личности, ответственное отношение к природе на уровне убеждения, чувственная сфера (моральные и эстетические чувства), а также волевые устремления.
Процесс формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, по мнению Л.Д. Ольковой, представляет собой один из важнейших разделов дошкольного образования
и должен стать основой всего учебно-воспитательного процесса [15].
Современной наукой анализируется еще один структурный компонент экологической культуры - экологическая деятельность личности, которая рассматривается учеными в двух основных направлениях:
- как внешняя, практическая деятельность, непосредственно направленная на сохранение, восстановление улучшение природной среды обитания и на совершенствование экологических отношений людей (экологическое обучение, образование, воспитание);
- как деятельность внутренняя, духовная, направленная на саморазвитие, экологическое самообразование и самовоспитание человека; она является подсистемой экологической культуры и тесно связана с экологическим отношением и экологическим сознанием [9].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте предусматривает единство знаний, эмоциональных переживаний, деятельностного отношения к природе.
Ряд педагогов, занимающихся развитием у детей интереса к миру природы и формированием основ ценностного отношения к природным объектам под руководством Т.А. Серебряковой в работе с детьми по экологическому образованию выделяют следующие задачи, конкретизируя их в соответствии с возрастными возможностями детей дошкольного возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, были определены следующие задачи: способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе: обращать внимание, рассматривать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности в движении, голосом и т. д.; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательности, любования красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста к задачам экологической направленности были отнесены следующие: поддерживать интерес детей к окружающей природе; стимулировать проявление познавательной активности детей к миру природы; обогащать опыт исследовательской деятельности; стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе; осваивать основы природоохранной деятельности.
Задачи, решаемые в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста: развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей; развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предложений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применение в деятельности; продолжать воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе; обогащать способы природоохранной деятельности, ориентированные на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки [8].
Экологическое образование призвано способствовать формированию осознанно-правильного отношения дошкольников к природе. Усиление внимания к экологическому образованию дошкольников требует поиска наиболее эффективных средств, форм, методов работы с детьми дошкольного возраста [16].
Наиболее эффективными средствами экологического образования детей дошкольного возраста являются игровая и трудовая деятельность. Н.А. Рыжова отмечает, что игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр [17].
В дошкольной педагогике игра всегда применялась для ознакомления детей с природой. Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Они являются одним из основных средств обучения дошкольников и служат незаменимым средством формирования личностных черт, мировоззрения, экологического сознания ребенка.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности [18].
Благодаря игре ребенок учится выделять признаки предметов и явлений, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний в совместных играх, совершенствуя у дошкольников навыки коммуникации.
Дидактическая игра, по мнению В.В. Ворошиловой, Ю.П. Баг-лаевой, - наиболее доступное игровое средство, используемое при усвоении любого программного материала, так как позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Именно в данной игре ярко проявляются основные показатели познавательного мышления, непосредственно направленные на его формирование; воображение ребенка, его эмоциональность, активность [19].
Большое значение для формирования начал экологической культуры ребенка дошкольного возраста имеет трудовая деятельность. Разнообразный труд в природе не только доставляет детям удовольствие, но и содействует их всестороннему развитию.
В разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер, происходит формирование у детей практических навыков и умений. В процессе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие природным, с учетом потребностей живых организмов. Важно научить детей предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, что сделает их отношение к природе осознанно-действенным.
Разнообразная трудовая деятельность детей способствует воспитанию у них гуманного отношения к природе. Знания экологического содержания, полученные ребенком, регулируют и направляют его поведение и деятельность в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
В процессе труда воспитывается любовь к природе, являющаяся основой нравственно-патриотического воспитания личности, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Наиболее эффективными формами экологического образования дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации являются исследовательская деятельность, экскурсии, природоохранные акции, проектная деятельность, использование педагогом проблемных ситуаций.
В современных условиях огромный педагогический потенциал приобретает исследовательская деятельность. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет организация опытнической работы и детского экспериментирования с природными объектами и явлениями. Исследователи этого направления дошкольной педагогики видят главную его особенность в том, что ребенок дошкольного возраста познает мир в ходе практической деятельности, т. е. приобретает знания на основе овладения практическими умениями.
Большое значение в формировании основ экологического сознания личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной.
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста одной из эффективных форм работы с детьми являются природоохранные акции - социально-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов
природы. Данная форма работы является чрезвычайно актуальной и эффективной, поскольку к подготовке, организации и участию в природоохранных акциях привлекаются все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители).
В исследованиях Е. Ефимовой акцентируется внимание на необходимости педагогического взаимодействия между дошкольными образовательными организациями и семьями в решении задач формирования основ экологической культуры и экологического сознания у дошкольников [16].
Проектная деятельность, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия, открывает большие возможности для развития дошкольников. В ее основе лежит развитие критического мышления, познавательных и творческих навыков дошкольников, приобретение ими личност-но-значимого опыта в процессе учения нестандартными средствами, а также выработка у детей стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Использование в работе с детьми проблемных ситуаций способствует активизации их мыслительной деятельности, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. С.В. Лакомова, А.В. Удовика, М.В. Хрулева предлагают использовать различные виды ситуаций в образовательном процессе, ориентированном на решение экологических задач. Наиболее эффективными на наш взгляд являются следующие:
Иллюстративно-описательные ситуации условно-вербального характера - ситуации, отражающие жизненные факты. Их использование направлено на обогащение представлений детей о способах разрешения тех или иных проблем, о выборе правильной тактики поведения и общения в природе. Раскрывая перед детьми то или иное событие, воспитатель стремится вызвать детей на откровенный разговор, связать обсуждаемые проблемы с фактами, имеющими место в детском саду, с личным опытом детей, вызвать соответствующие чувства.
Условно-коллизийные ситуации содержат дилемму выбора правильной линии поведения из нескольких возможных. Включаясь в обсуждение таких ситуаций, дети ищут наиболее приемлемый способ поведения, тем самым, обогащая свой социальный опыт.
Прогностические вербальные ситуации ставят детей перед проблемой поиска путей решения дальнейших действий героев ситуации, которыми могут быть как персонажи литературных произведений, так и непосредственно сами дети и взрослые. Детям необходимо войти в ситуацию, понять происходящее и дать прогноз развития событий с позиций, имеющихся у них социальных ориентаций, эколого-ориентированных знаний, опыта.
Условно-вербальные оценочные ситуации помогают детям увидеть положительное или отрицательное в поступках людей и найти адекватную им оценку. Такие ситуации часто содержат действия, противоположные по нравственной сути, что приводит детей к сравнению и облегчает поиск правильной оценки.
Особое место занимают ситуации гуманистического выбора. Они ставят детей перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на проблемы сверстников, объектов природы, предметного мира или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.
Большое значение имеет то, что проблемные ситуации могут быть организованы не только на занятиях, но и в свободной, самостоятельной деятельности детей. Они могут быть как запланированными, так и возникающими стихийно [8].
В экологическом образовании используется многообразие наглядных, словесных, практических методов работы с детьми дошкольного возраста. Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Знания о природных объектах и явлениях формируются у дошкольников постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение при этом дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя приобретенные ранее первоначальные представления.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова и др.) показывают, что использование метода моделирования способствует формированию разнообразных знаний и навыков, а также оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. При помощи
пространственных и графических моделей совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления дошкольников.
Экологическая сказка - достаточно новый жанр литературы для детей. Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.
С.Е. Блохина, М.Е. Званцова подчеркивают, что учитывая особенности российского менталитета, не стоит возлагать надежд на технологии воспитания и образования или на обновление внешних условий жизни, а следует, в первую очередь, обращаться к сознанию, душе ребенка, обращать человека к осознанию смысла своей жизни как творения добра. Именно этой цели способны служить различные жанры фольклора (в том числе экологические сказки и игры), так как они входят в состав эмоциональной жизни старших дошкольников [7].
Успех организации эколого-педагогической работы в условиях дошкольной образовательной организации, по мнению О.М. Газиной, В.Г. Фокиной, обеспечивается лишь в том случае, если она ведется по двум взаимосвязанным направлениям: воспитание основ экологической культуры у детей и повышение уровня экологической образованности взрослых, занимающихся
Библиографический список
их воспитанием (О.М. Газина, Г.А. Папуткова, Т.Б. Табукашвили и др.) [9].
Можно выделить три аспекта личности воспитателя, определяющих результат его продвижения по пути обретения экологической культуры. Во-первых, понимание экологических проблем, наличие гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию и готовности ее менять. Во-вторых, общая ориентация педагога на гуманистическую и личностно-ориентированную модели воспитания. В-третьих, его профессионализм и педагогическое мастерство, заключающееся во владении методикой экологического образования дошкольников, в понимании целей и задач экологического образования, наличии собственной технологии в практике работы с детьми и творческий поиск в ее совершенствовании.
Проблема экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе чрезвычайно актуальна. Начатое в период дошкольного детства и продолжающееся на протяжении всей жизни формирование экологической культуры будет способствовать созданию нового типа личности, ориентированной на сохранение окружающей природы. Воспитанием экологически ориентированной личности в дошкольном детстве должны заниматься экологически грамотные, профессионально подготовленные люди, компетентные в вопросах определения целей, задач, содержания экологического образования, путей и средств его реализации, способные создать условия, необходимые для осуществления эколого-образовательной работы в условиях дошкольной образовательной организации.
1. Петрук Ю. Экологическая ситуация в России. Решение проблем экологии. Available at: http://fb.ru/article/222178/ekologicheskaya-situatsiya-v-rossii-reshenie-problem-ekologii
2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. Available at: / http://www.referent.ru/1/78524
3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) Available at: http://base.garant.ru/70169264/
4. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. Available at: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/ env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
5. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420277810
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/
7. Блохина С.Е., Званцова М.Е. Экологическая культура как одна из сторон духовно-нравственного воспитания старших дошкольников Международный журнал экспериментального образования. 2011; 5: 113 - 115.
8. Удовика А.В., Хрулева М.В., Лакомова С.В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста Астраханский вестник экологического образования. 2011; 2 (18): 59 - 67.
9. Газина О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Москва: Прометей, 2013.
10. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008.
11. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. Москва: РЭФИА, 1996.
12. Выготский Л.С. Общая психология. Москва: Московский городской психолого-педагогический институт, 2010.
13. Глебов В.В. Экологическая психология. Москва: РУДН, 2011.
14. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
15. Олькова Л.Д. Экологическое сознание как проблема психолого-педагогического исследования. Педагогика. 2010; 1: 41 - 46.
16. Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду. Детский сад от А до Я. 2014; 6: 23 - 29.
17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Available at: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2001.
19. Ворошилова В.В., Баглаева Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания Педагогическое образование. 2009; 2: 13 - 29.
References
1. Petruk Yu. 'Ekologicheskaya situaciya v Rossii. Reshenie problem 'ekologii. Available at: http://fb.ru/article/222178/ekologicheskaya-situatsiya-v-rossii-reshenie-problem-ekologii
2. Ob ohrane okruzhayuschej sredy: Federal'nyj zakon №7-FZ ot 10 yanvarya 2002 g. Available at: / http://www.referent.ru/1/78524.
3. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti 'ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF ot 30 aprelya 2012 g.) Available at: http://base.garant.ru/70169264/
4. Nacional'naya strategiya obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
5. Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420277810
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: http://base.garant.ru/70512244/
7. Blohina S.E., Zvancova M.E. 'Ekologicheskaya kul'tura kak odna iz storon duhovno-nravstvennogo vospitaniya starshih doshkol'nikov Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2011; 5: 113 - 115.
8. Udovika A.V., Hruleva M.V., Lakomova S.V. Innovacionnyj podhod k organizacii raboty po 'ekologicheskomu obrazovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta Astrahanskij vestnik 'ekologicheskogo obrazovaniya. 2011; 2 (18): 59 - 67.
9. Gazina O.M., Fokina V.G. Teoriya i metodika 'ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prometej, 2013.
10. Goncharova E.V. Teoriya i metodika 'ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo universiteta, 2008.
11. Mamedov N.M. Kul'tura, 'ekologiya, obrazovanie. Moskva: R'EFIA, 1996.
12. Vygotskij L.S. Obschaya psihologiya. Moskva: Moskovskij gorodskoj psihologo-pedagogicheskij institut, 2010.
13. Glebov V.V. 'Ekologicheskaya psihologiya. Moskva: RUDN, 2011.
14. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya pedagogika ipsihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.
15. Ol'kova L.D. 'Ekologicheskoe soznanie kak problema psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Pedagogika. 2010; 1: 41 - 46.
16. Efimova E. Opyt upravleniya 'ekologicheskim obrazovaniem v detskom sadu. Detskij sad ot A do Ya. 2014; 6: 23 - 29.
17. Ryzhova N.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie vdetskom sadu. Available at: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310
18. Kozlova S.A. Doshkol'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2001.
19. Voroshilova V.V., Baglaeva Yu.P. Didakticheskaya igra kak sredstvo razvitiya poznavatel'nogo myshleniya u doshkol'nikov v processe 'ekologicheskogo vospitaniya Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009; 2: 13 - 29.
Статья поступила в редакцию 12.06.18
УДК 371
Romanchyuk K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Pedagogy,
Gerzen RSPU (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Zhukov P.A., teacher, Naval Forces (Nakhimov Naval School) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF Y. G. GUREVICH IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY. The article outlines results of the research materials for Y.G.Gurevich biography from L.Y. Gurevich foundation, completes reconstruction of Y.G. Gurevich biography, shows diversity and intensity of his pedagogical activities, clarifies his value for the progress of the Russian school. The paper provides early unpublished fragments of letters of Y.G. Gurevich to famous Russian poet Y.P. Polonski, journalist K.N. Mozdalevskii, metropolitan Isidor and other personalities of Russian culture. Of particular interest is the information about personal memos of Y.G. Gurevich about the study of history by older students.
Key words: historical and pedagogical source, private school, biography, gymnasium, pedagogical magazine.
К.В. Романенчук, канд. пед. наук, доц. каф. теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
П.А. Жуков, воспитатель НВМУ (Нахимовское военно-морское училище), г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ Я.Г. ГУРЕВИЧА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье изложены результаты исследования материалов для биографии Я.Г. Гуревича из фонда Л.Я. Гуревич, выполнена реконструкция биографии Я.Г. Гуревича, показаны многообразие и интенсивность его педагогической деятельности, раскрыто ее значение для развития отечественной школы. В статье приведены фрагменты переписки Я.Г. Гуревича с известным русским поэтом Я.П. Полонским, журналистом К.Н. Модзалевским, митрополитом Исидором и другими деятелями российской культуры ранее не публиковавшиеся. Особый интерес представляет информация о личных заметках Я.Г. Гуревича об изучении истории учениками старшего возраста.
Ключевые слова: историко-педагогический источник, биография, частная школа, гимназия, педагогический журнал.
В этом году, исполняется 175 лет со дня рождения, выдающегося отечественного педагога Якова Григорьевича Гуревича. Он был методистом-историком, содержал частную гимназию и реальное училище в Санкт-Петербурге и издавал прогрессивный педагогический журнал «Русская школа». К сожалению, имя Якова Григорьевича Гуревича малоизвестно сегодня, биография и педагогическая деятельность малоизучены в истории отечественной педагогики. Это удивляет, поскольку корпус истори-ко-педагогических источников хранящих память о педагогической деятельности Якова Григорьевича значителен. В Российской национальной библиотеке собрано его обширное опубликованное педагогическое наследие. Фундаментальная библиотека РГПУ имени А.И. Герцена хранит номера журнала «Русская школа» за 27 лет. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга располагает большой коллекцией документов о деятельности гимназии и реального училища Я.Г. Гуревича. В Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) в фонде Любови Яковлевны Гуревич с 20-х годов XX века хранятся материалы для биографии ее отца Якова Григорьевича Гуревича, которые до настоящего времени были не востребованы исследователями. Изучив этот библиотечный и архивный материал, мы, используя историко -биографический метод восстановили ряд интересных подробностей жизни замечательного педагога.
Яков Григорьевич Гуревич, родился 1 января 1843 года в семье купца. Это была богатая семья, но она разорилась, и маленьким мальчиком он познал нужду, уже в годы отрочества вынужден был работать гимназистом младших классов, чтобы финансово поддержать себя, мать и сестёр, Я.Г. Гуревич занимался репетиторством с отстающими товарищами. По окончании в 1860 году второй гимназии в Одессе Яков Григорьевич Гуревич слушает лекции в университете Святого Владимира в Киеве, затем поступает в Московский университет: сначала на юридический факультет, но в 1863 году переводится на историко-филологический факультет. В годы студенчества он сам старается заработать себе на жизнь, продолжая заниматься с частными учениками. Сохранилось свидетельство об этом, письмо В.В. Васильева, в котором Владимир Васильевич пишет о Я.Г. Гуревиче: «Я был его учеником в то время, когда он еще был
студентом Московского университета и готовил меня к тому же университету на дому на ряду с Яковом Симоновичем, он заложил (или лучше сказать поддержал) то хорошее, что дало мне силы быть работником для родной страны» [1, л. 1 - 2] . Во второй половине 60-х годов XIX века происходят серьезные изменения в личной жизни Якова Григорьевича. Он женится на Любови Ильиной, дочери полковника И.И. Ильина (коменданта Кремлевского дворца). Этот был счастливый брак, по любви. 20 октября 1866 года у молодоженов рождается дочь Любовь (в будущем известный литератор). В 25 лет, видимо в связи с семейными обстоятельствами Я.Г. Гуревич переводится в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который и оканчивает в 1868 году со степенью кандидата. Конец 60-х - начало 70-х годов XIX века, молодость Якова Григорьевича, время поиска себя, становления семьи. В этот период он часто меняет место жительства и работу. 21 марта 1868 года Яков Григорьевич назначается учителем истории и географии в Новгородскую гимназию. 25 марта 1869 года у него рождается первый сын Яков (в будущем известный педагог). 24 августа 1870 года Я.Г. Гуревича переводят сверхштатным преподавателем истории в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, а через год, с 26 июня 1871 года он начинает служить в ней в основном штате. 12 ноября 1871 года у него рождается второй сын Григорий (в будущем врач, профессор), а сам Я.Г. Гуревич в это время направляется министерством народного просвещения на учебу за границу в Германию. Здесь он слушает лекции знаменитых берлинских и боннских профессоров Иоганна Густава Дройзена, Теодора Моммзена, Генриха фон Зибеля, Кампершульта (по истории), Гельда (по политической экономии и государственному праву) и работает в семинарах Дройзена, Зибеля и Гельда. В свободное время интересуется рабочим движением, посещает собрания германских рабочих, об этом мы знаем благодаря письму Якова Григорьевича отправленному из Германии неизвестному корреспонденту с описанием трех собраний Берлинских рабочих. Нельзя сказать чтобы молодой Гуревич симпатизировал в этом письме рабочему движению, скорее он поражен его масштабностью и организованностью, его интересуют лидеры и политическая программа движения [2, л. 1].