УДК 373.2
С.И. Коурова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с МП ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия svetlanakourova76@gmail .com Н.И. Яковлева,
кандидат педагогических наук, заместитель заведующего по учебно-воспитательной
работе
МК «ДОУ №26» г. Шадринска г. Шадринск, Россия [email protected]
Развитие экологической культуры дошкольников в условиях
реализации ФГОС ДО
Данная статья посвящена проблеме формирования и развития экологической культуры дошкольников. В работе представлены основные направления деятельности педагогов, работающих по образовательной программе «Радуга» и студентов ШГПУ по формированию и развитию экологической культуры детей дошкольного возраста с учетом требований современного ФГОС ДО.
Ключевые слова: Экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, метод проектов, экологическая среда.
S.I. Kourova,
candidate of geographical sciences, docent of the chair of biology and geography with
methods of teaching Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] N.I. Yakovleva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Head Assistant of educational and training work
Kindergarten №26 Shadrinsk, Russia
Development of ecological culture of preschool children in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard
This article is devoted to the problem of the formation and development of ecological culture of preschoolers. The paper presents the main activities of teachers working under the educational program «Rainbow» and students of the ShSPU for the formation and development of the environmental culture of preschool children, taking into account the requirements of the modern Federal State Educational Standard.
Keywords: ecological culture, ecological education of preschoolers, project method, ecological environment
Формирование экологической культуры личности - это важная задача, которую необходимо решать на всех ступенях образовательной деятельности, начиная с дошкольного возраста. Процесс познания окружающей действительности ребенком, формирование его ценностного отношения к живой и неживой природе начинается с раннего детства, поэтому важно, чтобы, уже на ступени дошкольного обучения,
педагогами и родителями использовались приемы, методы и средства, которые способствуют развитию положительного отношения ребенка к миру природы.
Вопросы формирования и развития экологической культуры дошкольников на современном этапе рассматриваются в работах педагогов и методистов: Е. В. Соловьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Соломоновой, Н. А. Рыжовой, Н. Н. Кондратьевой и др. Основы формирования экологической культуры дошкольников, концептуальные подходы к экологическому воспитанию детей изложены в работах ученых И. Д Зверева, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Е. Н. Дзятковской, В. А. Ясвина и др. Существуют большое количество определений понятия «экологическая культура». Ерофеев Б. В. определяет экологическую культуру - как неотъемлемую часть общей культуры человека, включающую различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.). В. А. Ясвин считает, что экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности [1,7].
Как показывает анализ литературы по проблеме большинство исследователей полагают, что экологическая культура - это сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях в области экологии, практической деятельности в природе и экологическом сознании личности. Степень сформированности этих компонетов определяет уровень экологической культуры человека.
Экологическая культура ребенка дошкольного возраста - это результат экологического воспитания и обучения, организованного в условиях детского сада, семьи и дополнительных образовательных учреждений. Процесс формирования экологический культуры ребенка сложный и многофакторный и зависит от личностного отношения к природе со стороны воспитателей, родителей, людей, которые непосредственно окружают ребенка, от той информации, которую ребенок получает из средств массовой информации, книг, интернета, от опыта практической деятельности в природе, который находится в поле зрения ребенка.
Современный образовательный стандарт нового поколения ДО ставит задачи перед дошкольными образовательными учреждениями по формированию универсальных учебных действий и предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Интегрированные знания дошкольников об окружающем мире предполагают формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [2, 5]. Из содержания программы следует, что формированию экологических представлений ребенка предается большое значение среди сведений об окружающем мире.
Детский сад № 26, с которым на протяжении трех лет по вопросам преемственности экологического воспитания взаимодействует кафедра биологии и географии с методикой преподавания Педагогического факультета Шадринского университета, работает по примерной основной образовательной программе «Радуга» (авторы: Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, В. В. Гербова). В данной образовательной программе раздел «Мир природы и мир человека» (автор раздела Е. В. Соловьева) призван развивать интегрированные знания ребенка об окружающем мире и предполагает решение задач:
• воспитание заботливого и бережного отношения к природе;
• формирование системы экологических знаний и представлений;
• развитие чувства ответственности за судьбу планеты;
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раздел предусматривает включение детей в опытно-поисковую и познавательно-развивающую экологическую деятельность, участие в различных мероприятиях, в том числе экологической направленности, с использованием современных интерактивных технологий, помощь родителей и руководящую роль педагога. Программа предполагает знакомство детей с миром природы с учетом особенностей их возраста и психологии. Знакомство младших дошкольников с миром живой природы начинается с развития представлений о мире природы, передачи детям информации об отдельных представителях растительного и животного мира. В работе с детьми пятого года жизни продолжается знакомство с миром живой природы, основываясь на имеющихся у дошкольников первоначальных представлениях о мире природы. Большое значение на данном этапе приобретают экскурсии в природу, наблюдения над природными объектами, опыты, беседы, добавляется важный компонент системы обучения: детям показывают отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком. В старшем дошкольном возрасте, в 6-8 лет, перед педагогами стоят задачи воспитания эмоционального отношения к окружающему миру, закладываются основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Детям даются основы экологической этики, разъясняется особое место и роль человека в системе жизни на Земле. У старших дошкольников формируется чувство ответственности за судьбу планеты, как общего для всех живущих на ней дома. В задачи педагога входит поощрять и активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды [1, 3].
Одной из педагогических технологий, которая направлена на формирование и развитие экологической культуры дошкольника является технология проектной деятельности, которая применяется в ДОУ «Детский сад №26» г. Шадринска. С учетом возрастных особенностей детей проект в детском саду - это совместная деятельность ребенка и взрослых, которая решает задачи по обучению и воспитанию дошкольников. Целью деятельности взрослого является конструирование такого взаимодействия с ребёнком, которое способствует формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Технология проектов ориентирована на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей ребенка [6].
Методическую помощь в организации проектной деятельности педагогам детского сада оказывают преподаватели кафедры. В рамках круглого стола, который традиционно проходит на базе университета обсуждаются темы и виды проектов, намечаются методы и формы их реализации. Кроме этого договор о взаимном сотрудничестве предполагает мастер-классы по обмену опытом на базе ДОУ и вуза, публикации статей в сборниках материалов конференций по проблемам экологической преемственности, участие в практических семинарах в рамках недели науки в ШГПУ.
Педагогами детского сада реализуются проекты творческого, игрового, исследовательского и даже практико-ориентированного формата.
Например, проект «Волшебный мир семян» представляет собой творческий проект с исследованием, который предусматривает ознакомление дошкольников с комнатными и садовыми растениями: наблюдение за процессом проращивания семян, за ростом и
развитием побегов и уход за растениями. Продуктом проекта являются выполненные детьми из семян растений аппликации и выращенная рассада.
Проект «Птицы нашего края» практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на старших дошкольников. В процессе его реализации дети совместно с родителями изготавливают кормушки и скворечники, наблюдают за сезонными изменениями в поведении птиц, подкармливают птиц во время прогулки. В результате дети получают сведения о зимующих и перелетных птицах своего края, разучивают стихи и песни, выполняют рисунки и поделки. Выполненные детьми работы, стихи и песни используются во время праздника «День птиц» на базе ДОУ, организуемого студентами направлений подготовки «Биология», «Химия», «География».
Проект «Насекомые - наши друзья» имеет цель познакомить детей 5-6 лет с ролью насекомых в живой природе. Проект реализуется посредством наблюдений за насекомыми в весенне-летний период. Данный проект носит познавательно-творческий характер. Его продуктом являются выполненные детьми модели насекомых из бумаги и природного материала.
Проект «Лесной красавец - длинноухий заяц» реализован в младшей возрастной группе, представляет собой совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Проект носит познавательно-игровой характер и знакомит в игровой форме с особенностями внешнего вида, поведения и сезонными изменениями в жизни лесного зайца. Роль родителей заключается в изготовлении мягких игрушек для кукольного детского театра, который используется воспитателями для демонстрации русских народных сказок, в которых героями являются обитатели леса.
Каждый год педагоги разрабатывают и реализуют новые проекты.
Формированию знаний в области экологии и охраны природы, развитию коммуникативных качеств, положительной мотивации к изучению природы родного края способствуют организованные на базе ДОУ студентами педагогического университета экологические праздники «День птиц», «Всемирный день Земли», «День воды», «День биологического разнообразия». Сценарии праздников разработаны студентами с учетом требований программы «Радуга» по формированию интегративных качеств дошкольника. Использование интерактивных игр, демонстрация естественнонаучных опытов с использованием природных материалов (песка, воды, глины) и изучением их свойств, беседы с загадками о растениях и животных, показ слайдов о разнообразии природы родного края вызывают большой интерес и активность детей к вопросам экологии. Во время «Всемирного дня Земли», который проводится в конце апреля, студенты дарят воспитанникам комнатные растения, которые выращивают самостоятельно и рассказывают о том, как необходимо ухаживать за ними.
В настоящее время на базе детского сада в рамках экологической деятельности организована выставка рисунков и фотографий «Природа родного края осенью».
Большое внимание педагоги детского сада уделяют работе с родителями - это организация тематических родительских собраний, привлечение родителей к проектной деятельности совместно с детьми, помощь в организации выставок и выполнении творческих работ, участие в экологических акциях.
Организованная экологическая среда на территории детского сада также решает задачи экологического, трудового, нравственного и эстетического воспитания. В группах согласно санитарно-гигиеническим требованиям выращиваются комнатные растения. На территории детского сада разбиты клумбы, созданы тематические уголки природы с различными растениями и фигурками животных. На деревьях размещены кормушки и скворечники, изготовленные детьми, родителями и студентами ШГПУ.
Подводя итоги, следует отметить, что процесс формирования экологической культуры дошкольника и ее дальнейшее развитие возможны только при создании экологической образовательной среды и использовании современных средств и технологий обучения и воспитания. Работа по формированию экологической культуры должна быть направлена на формирование познавательной сферы ребенка и включение его в активную деятельность с помощью технологии проектов, участия в познании окружающего мира (организация тематических праздников, выставок, экскурсий, бесед и встреч, занятий по знакомству с окружающим миром, наблюдений за живой и неживой природой). Организованная деятельность в природе, уход за растениями и животными дома и в детском саду, помощь в уборке территории также способствуют формированию ценностного отношения к миру природы и месту в ней человека. Важной составляющей в формировании экологической ответственности и сознательности детей является положительный пример родителей, педагогов и студентов. Дошкольное образование является базой для дальнейшего формирования экологической культуры личности на следующих ступенях образовательного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ерофеев, Б.В. Об экологических правоотношениях [Текст] / Б. В. Ерофеев // Правовые проблемы охраны окружающей среды. - М., 1998. - С. 85-105.
2. Примерная основная образовательная программа «Радуга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga.html.
3. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 61-69.
4. Скорлупова, О.А. Обзор основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО: «Успех» и «Радуга» [Текст] / О.А. Скорлупова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. - 2015. -№ 1. - С. 25-33.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart.
6. Полуэктова, И.В. Экологическое воспитание дошкольников в проектной деятельности [Текст] / И.В. Полуэктова, Е.А. Трифонова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения : практ. журн. -2017. - № 1. - С. 30-36.
7. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования [Текст] / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 3-14.
REFERENCES
1. Erofeev B.V. Ob ekologicheskih pravootnosheniyah [About the ecological legal relationship]. Pravovye problemy ohrany okruzhayushchej sredy [Legal problems of the protection of the environment]. Moscow, 1998, pp. 85-105.
2. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma «Raduga» [Elektronnyj resurs] [Approximate basic educational program «Rainbow»]. URL: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga.html.
3. Ryzhova N.A. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov s pozitsii novoj paradigmy [Environmental education of preschoolers from the perspective of a new paradigm]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2001, no. 7, pp. 61-69.
4. Skorlupova O.A. Obzor osnovnyh obrazovatel'nyh programm doshkol'nogo obrazovaniya v sootvetstvii s FGOS DO: «Uspekh» i «Raduga» [Overview of the main educational programs of pre-school education in accordance with the Federal State Educational Standards for the Pre-School: «Success» and «Rainbow»].
Doshkol'nik: metodika i praktika vospitaniya i obucheniya: zhurn. dlya zanyatij s det'mi [Preschooler: methods and practices of education and training], 2015, no. 1, pp. 25-33.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Federal State Educational Standard for Pre-School Education]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj -standart.
6. Poluektova I.V., Trifonova E.A. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti [Environmental education of preschoolers in project activity]. Vospitatel' doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: prakt. zhurn. [The teacher of preschool educational institutions], 2017, no. 1, pp. 30-36.
8. Yasvin V.A. Psihologo-pedagogicheskaya korrektsiya sub'ektivnogo otnosheniya k prirode v protsesse ekologicheskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical correction of the subjective attitude to nature in the process of environmental education]. Voprosypsihologii [Psychology issues], 1998, no. 4, pp. 3-14.
УДК 159.9
С.И. Коурова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой
преподавания
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] Е.Н. Хохлова, студентка педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Исследование кратковременной памяти у студентов с интровертной и экстравертной направленностью личности
Данная статья посвящена исследованию видов памяти студентов на основе тестов исходя из направленности личности на интроверсию и экстраверсию на основе типологии К. Юнга. В работе показаны результаты исследования определения видов памяти у студентов и сделаны выводы о сочетании направленности личности с преобладающим видом памяти.
Ключевые слова: интроверты, экстраверты, кратковременная память, долговрeменная память, типология личности К. Юнга.
S.I. Kourova,
candidate of geographical sciences, docent of the chair of biology and geography with methods of
teaching
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] E.N. Khokhlova, 3d year student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]
The study of short-term memory in students with introverted and extroverted
personality
This article is devoted to the study of the types of students' memory on the basis of tests based on the orientation of the individual on introversion and extraversion on the basis of C. Jung's typology. The paper shows the results of the study of determining the types of memory in students and made conclusions about the combination