Научная статья на тему 'Особености организации экологического воспитания дошкольников'

Особености организации экологического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD / ПЕДАГОГ / TEACHER / РОДИТЕЛИ / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экологического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст благоприятен для формирования экологического мировоззрения, так как ребёнок ближе к природе, чем взрослый, более эмоционален и открыт для восприятия. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. В статье сформулированы соответствующие условия экологического воспитания ребёнка в дошкольной образовательной организации. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов воспитания детей предполагает формирование экологической культуры и знаний о природе родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article studies a topical problem of ecological education for preschool children. Preschool age is favorable for forming an ecological outlook, since a child is closer to nature than an adult, more emotional and open to perception. The effectiveness of environmental education of preschool children depends entirely on the creation and proper use of the developing environment, as well as on the system of pedagogical work with children. The article formulates the appropriate conditions for the environmental education of a child in a pre-school educational organization. The presented material allows to draw a conclusion that the use of various forms and methods of raising children presupposes the formation of an ecological culture and knowledge about the nature of the native land.

Текст научной работы на тему «Особености организации экологического воспитания дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: berzina_r_f@mail.ru

THE SPECIFICS OF ORGANIZATION OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN. The article studies a topical problem of ecological education for preschool children. Preschool age is favorable for forming an ecological outlook, since a child is closer to nature than an adult, more emotional and open to perception. The effectiveness of environmental education of preschool children depends entirely on the creation and proper use of the developing environment, as well as on the system of pedagogical work with children. The article formulates the appropriate conditions for the environmental education of a child in a pre-school educational organization. The presented material allows to draw a conclusion that the use of various forms and methods of raising children presupposes the formation of an ecological culture and knowledge about the nature of the native land. Key words: ecological education, development, preschool child, teacher, parents.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: maxksu@rambler.ru

Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: berzina_r_f@mail.ru

ОСОБЕНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экологического воспитания дошкольников. Дошкольный возраст благоприятен для формирования экологического мировоззрения, так как ребёнок ближе к природе, чем взрослый, более эмоционален и открыт для восприятия. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. В статье сформулированы соответствующие условия экологического воспитания ребёнка в дошкольной образовательной организации. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов воспитания детей предполагает формирование экологической культуры и знаний о природе родного края. Ключевые слова: экологическое воспитание, развитие, дошкольник, педагог, родители.

На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд парциальных программ. Ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Сураве-гина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое воспитание должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе [1, с. 5].

Серебрякова Т.А. выделяет следующие основные цели, решаемые в процессе организации работы по экологическому

воспитанию детей: познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы; научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы; воспитывать потребность в общении с природными объектами; сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности; сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба; воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения.

Экологическое воспитание дошкольников предполагает решение ряда задач: нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде); интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний); эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы); охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными) [2, с. 97].

Формирование гуманного отношения ребёнка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребёнок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста

- отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание. Ребёнок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания. Экологическое воспитание в детском саду должно осуществляться через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях с использованием различных форм, методов и средств воспитания дошкольников [3, с. 29].

В детском саду осуществляется совместная деятельность педагогов с детьми: походы, экскурсии; экологические праздники и подготовка к ним; уход за животными, растениями; сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы; выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»); помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки; природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек); экологические конкурсы; инсценировки экологических сказок.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения; предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе. Педагог вовлекает детей в игры, рассматривание наглядного материала или поддерживает самостоятельные инициативы детей для сравнения объектов и явлений природы по признакам сходства и различия; с помощью вопросов, в процессе обсуждений, в игровых ситуациях («Чем похожи?», «Посели в свой домик», «Четвертый лишний», «Кто, где живет и почему?») помогает детям объединять природные объекты в группы по особенностям внешнего вида, повадкам, приспособлению к среде; предлагает детям объяснить свой выбор, ответить на вопрос «Почему?». Используются наглядные модели, в которых отражаются признаки сходства представителей разных групп живой природы (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения). Стимулирует детей к самостоятельному придумыванию простейших моделей по аналогии. Собственным примером побуждает дошкольников самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Воспитатель создает условия для развития у детей чувства единства с природой, замечает признаки сходства человека с другими живыми существами в проявлениях жизни (питание, дыхание, рост, движение). Для этого педагог применяет игровые ситуации, беседы: «Чем похожи животные и чем отличаются?», «Почему природа

- наш общий дом». В ходе обсуждения подводит детей и к выделению отличий человека от других объектов. Для выделения и понимания детьми многообразия ценностей природы использует наблюдения и дидактические игры «Что подсказала человеку природа?», «Природа-помощник». Педагог заинтересовывает дошкольников составлением рассказов, историй о природе, и

сам интересуется детскими объяснениями, использует их для составления книжек-самоделок, коллекций, выставок. Например, при изучении темы «Домашние животные» используется игра-практикум. Каждый ребёнок приносит игрушку-кошку или собаку. Разыгрываются сценки-ситуации: животное «хочет» есть, дети кормят его, купают, гуляют и играют с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим». Игры-иллюстрации используются, чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух» можно показать детям воздух наглядно можно, используя мыльные пузыри. Для этого нужны трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая их свойства: летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности. Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они не требуют дополнительного оборудования и специальных условий. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, а такие игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение сравнивать и объединять имеющиеся знания. Например, «Закончи предложение» - педагог говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Медведь зимой спит потому, что...», «Зимой бывает снег, а летом...». Интересными являются игры «Загадки-описания», так как они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку», - говорит педагог, «Я загадала овощ: круглый, красный, растет в огороде»; «Я загадала фрукт: круглый, желтый, зеленый или красный, растет на дереве в саду» и т. д. Игры-путешествия (или их фрагменты) присутствуют на занятиях, в наблюдениях. Например, «Поездка в картинную галерею», «Экспедиция в Австралию», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и др. По существу, всевозможные путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры проду-мывается таким образом, будто дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. Дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Педагог, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т. д., рассказывает и показывает дошкольникам все интересное, ради чего отправились в путь. С атрибутикой в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей дети активнее входят в роль, больше совершают игровых действий. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» - создание детьми рисунков на основе впечатлений [4, с. 33].

Игра - путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций на занятиях помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дошкольного воспитания.

Таким образом, перед педагогами стоит серьезная задача: всеми средствами и способами воспитать бережное отношение детей к окружающей природной среде. Это возможно только в том случае, если сам педагог высококвалифицирован в вопросах экологического образования, владеет соответствующими знаниями и методами воспитательной работы с дошкольниками [5, с. 126].

Библиографический список

1.

2. 3.

Абдуллина Л.Б. Организация работы по экологическому образованию дошкольников. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011: 5 - 10. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. Берзина РФ. Работа с природным материалом как средство формирования экологической культуры дошкольников. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011: 26 - 29. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. Автор-составитель О.Ф. Горбатенко. Волгоград: Учитель, 2008.

Петрова Т.И., Петров С.С. Экологическое образование дошкольников на современном этапе. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2011: 123 - 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.