Научная статья на тему 'Использование игры в экологическом образовании дошкольников'

Использование игры в экологическом образовании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / GAME LEARNING SITUATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ПРИРОДА / NATURE / ПЕДАГОГ / TEACHER / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Успех и эффективность экологического образования зависят от создания необходимых условий для воплощения их в воспитательно-образовательный процесс. Вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игровая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE GAME IN THE ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

At the stage of preschool childhood the initial sensation of the surrounding world is formed: the child gets an emotional impression of nature, accumulates ideas about different forms of life. It is during this period that the fundamental principles of ecological thinking, consciousness, and ecological culture are formed. The success and effectiveness of environmental education depends on the creation of the necessary conditions for their implementation in the educational and educational process. The game activity allows involving the children in active development of the surrounding world, helping them to master ways of cognizing the connections between objects and phenomena.

Текст научной работы на тему «Использование игры в экологическом образовании дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), Е-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: berzina_r_f@mail.ru

USING THE GAME IN THE ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS. At the stage of preschool childhood the initial sensation of the surrounding world is formed: the child gets an emotional impression of nature, accumulates ideas about different forms of life. It is during this period that the fundamental principles of ecological thinking, consciousness, and ecological culture are formed. The success and effectiveness of environmental education depends on the creation of the necessary conditions for their implementation in the educational and educational process. The game activity allows involving the children in active development of the surrounding world, helping them to master ways of cognizing the connections between objects and phenomena. Key words: game, game learning situation, environmental education, nature, teacher, preschooler.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: maxksu@rambler.ru

Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: berzina_r_f@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Успех и эффективность экологического образования зависят от создания необходимых условий для воплощения их в воспитательно-образовательный процесс. Вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игровая деятельность.

Ключевые слова: игра, игровая обучающая ситуация, экологическое образование, природа, педагог, дошкольник.

Экологическое образование детей - важнейшая задача дошкольной образовательной организации. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования подрастающего поколения. Одним из главных принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача педагога - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в дошкольной образовательной организации развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического образования дошкольников. Достижением первых семи лет яв-

ляется становление самосознания: ребёнок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности [1].

Успех и эффективность экологического образования зависят не только от того, как педагог понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий для воплощения их в образовательный процесс: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами и экологически ориентированная деятельность дошкольников [2].

Формирование гуманного отношения ребёнка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребёнок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о челове-

ке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста - отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание. Ребёнок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, поэтому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания. Наблюдая за объектами природы во время экскурсий, прогулок, дети выражают свои впечатления в разных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой.

Чтобы повысить эффективность экологического образования дошкольников, используются различные формы и методы: экскурсии, уроки доброты, конкурсы; обсуждение и проигрывание ситуаций, коллекционирование, игры, инсценировки экологических сказок. Выбор зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребёнок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, то есть он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребёнка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам. Примером могут служить такие игры: «Цветы», «Фрукты-овощи», «Овощехранилище», «Семена». В этих играх дети получают роли продавцов, покупателей и др.

Важную роль в познании дошкольниками объектов природы играют практические моделирующие действия, когда педагог изображает руками размер, форму, длину, высоту объектов природы: в воздухе «рисует» круглое яблоко, длинный огурец, овальную дыню и т. д. Просит детей сделать руками то же самое и назвать предмет. Игра дает возможность принимать активное участие и доставляет большую радость ребёнку. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории [3, с. 10].

В формировании у детей эмоционального отношения к природе педагог использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Если игра специально организованна педагогом и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией. Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организовано игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит педагог; 5) педагог руководит всей игрой.

Библиографический список

Можно выделить несколько типов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами замечательны тем, что с их помощью у детей, начиная с 2 - 3 лет, можно формировать представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. С помощью игровых обучающих ситуаций типа путешествий дети «посещают» интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе («Поездка в ботанический сад», «Экспедиция в Австралию», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю») [4].

При изучении темы «Домашние питомцы», например, используется игра-практикум. Каждый ребёнок приносит игрушку-кошку или собаку. Разыгрываются сценки-ситуации: дети кормят животное, гуляют и играют с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим».

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они не требуют дополнительного оборудования и специальных условий. Старшие дошкольники уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, а такие игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение сравнивать и объединять имеющиеся знания. Загадки-описания упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание (например, «Что это? Плод круглый, оранжевый, растет на дереве в теплой стране»; придумать загадки на тему: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Что бывает летом?» и т. д.). С помощью вопросов, в процессе обсуждений в игровых ситуациях педагог помогает детям объединять природные объекты в группы по особенностям внешнего вида, повадкам, приспособлению к среде («Чем похожи?», «Посели в свой домик», «Четвертый лишний», «Кто, где живет и почему?») [5, с. 14].

Педагоги и воспитанники дошкольных образовательных организаций города Стерлитамака Республики Башкортостан ежегодно принимают активное участие в городских конкурсах «Вода и жизнь», «Весенняя КотоВасия», «Зимующие птицы», «Первоцвет», «Ёлочка живи!», во Всероссийском творческом конкурсе «Снежная королева - Зима», в конкурсе проектных работ «Юный исследователь» и многих других.

Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру в системе дошкольного образования. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем формирования экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в необходимости приобретения экологических знаний, ориентация на их практическое применение; во взаимодействии с флорой и фауной, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему; в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Использование игры в образовательном процессе помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе.

1. Бобылева Л.Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998; 7: 36 - 42.

2. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебник для педагогических училищ и вузов. Москва: Школа-Пресс, 1997.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. Москва: Гном и Д, 2005.

5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005.

References

1. Bobyleva L.D. O programme 'ekologicheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov Doshkol'noe vospitanie. 1998; 7: 36 - 42.

2. Smirnova E.O. Psihologiya rebenka: uchebnik dlya pedagogicheskih uchilisch i vuzov. Moskva: Shkola-Press, 1997.

3. Nikolaeva S.N. Metodika 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ispr. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

4. Nikolaeva S.N. Syuzhetnye igry v 'ekologicheskom vospitanii doshkol'nikov. Igrovye obuchayuschie situacii s igrushkamiraznogo tipa iliter-aturnymipersonazhami. Moskva: Gnom i D, 2005.

5. Kondrashova M.A. 'Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov na zanyatiyah i v povsednevnoj zhizni. Metodicheskie razrabotki. Orenburg, 2005.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 378

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Nurmagomedova N.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Informatics and Information Technologies,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nanish14@yandex.ru

POTENTIAL OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS' TRAINING. The

article explores the potential and reveals the role of the application of information and communication technologies in teaching students, gives recommendations to teachers on the ways of their usage. The introduction of ICT in the educational process is intended to improve the effectiveness of classroom teacher free from routine work, to enhance the attractiveness of presentation, to carry out the differentiation of types of jobs, as well as the diversifying forms of feedback. The work helps to conclude that the key foundation for the development of informatization of Education Act information processes in the educational institutions of different levels, which are widely applied ICT tools. ICT helps improve the effectiveness of the educational process, significantly diversifying education and training and to develop student. The use of ICT tools greatly increases the scope of information consumption, stimulate cognitive activities, develops thinking, adds human intelligence.

Key words: information and communication technologies, student, learning process.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информатики и информационных технологий, ФГБОУ ВО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: nanish14@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В статье изучен потенциал и выявлена роль применения информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов, даны рекомендации педагогам по их применению. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Сделан вывод о том, что ключевой основой развития информатизации образования выступают информационные процессы в образовательных учреждениях различного уровня, в которых широко применяются средства ИкТ. ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательного процесса, значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося. Использование средств ИКТ в значительной мере увеличивает масштабы потребляемой информации, стимулирует когнитивную деятельность, развивает мышление, пополняет человеческие интеллектуальные ресурсы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, студент, процесс обучения.

Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных технологий. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

В настоящее время одной из задач системы профессионального образования является формирование у выпускников знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессионально-педагогической деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образовательное учреждение. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Теоретический анализ научной литературы показал, что определяющим фактором информатизации общества становится информатизация образования, где ключевой основой развития информатизации образования выступают информационные процессы в образовательных учреждениях различного уровня, в которых широко применяются средства ИКТ. Основные требования к будущему педагогу профессионального обучения предъявляются к его способности ориентироваться в информационных потоках, умению работать с компьютерной техникой, способность к адаптации в быстро меняющихся условиях и другим характеристикам личности студента, связанным с оперированием информацией. Как результат информатизации образования, информационная культура личности позволит обеспечить зрелые личностные смыслы студента в пространстве информационной деятельности; осуществлять обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации на занятиях, эффективно осуществлять поиск личностно значимой информации на основе современных средств ИКТ [1, 215 - 217.]

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на учебных занятиях:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.