4. Solov'ev M.A., Kachlin S.I., Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Strategii razvitiya 'elektronnogo obucheniya v tehnicheskom vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; 6: 67 - 76.
5. Lehanova M.V., Prohorec E.K. Ciklicheskoe modelirovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh kursov. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015; 5 (chast 4): 600 - 604.
6. Chubarkova E.V., Venkov S.S. Strukturizaciya teoreticheskogo materiala 'elektronnyh uchebnyh kursov s ispol'zovaniem ob'ektno-orientirovannoj modeli. VestnikChelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 9; 172 - 184.
7. Dorrer A.G., Ivanilova T.N. Modelirovanie interaktivnogo adaptivnogo obuchayuschego kursa. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2007; 5: 52 - 59.
8. Neverov P.A. Ispol'zovanie grafov dlya strukturirovaniya i dal'nejshego sovershenstvovaniya uchebnogo materiala. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; Vyp. 63-2: 156 - 160.
9. Proyaeva I.V. Ob osobennostyah prepodavaniya geometrii Lobachevskogo dlya buduschih uchitelej-magistrantov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 127 - 129.
10. Kataev S.G., Loboda Yu.O., Homyakova E.A. Indikatornyj metod ocenivaniya kompetencij. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 11: 70 - 73.
11. L'vovich I.Ya., Preobrazhenskij A.P. Problemy povysheniya motivacii studentov k obucheniyu. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; Vyp. 3-2: 51 - 54.
12. Efremkina I.N. Issledovanie dinamiki kar'ernyh orientacij, uchebnoj motivacii, ih vzaimosvyazi u studentov-bakalavrov kak usloviya formirovaniya gotovnosti k professional'noj mobil'nosti. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; 2 (32): 175 - 180.
13. Vojtovich I.K. Specifika sozdaniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh kursov. Vestnik TGPU. 2015; 1(154): 138 - 143.
Статья поступила в редакцию 23.04.19
УДК 373.24
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Kostsova S.A., senior teacher, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATED APPROACH TO ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. At present, when the world is on the verge of an ecological catastrophe and the future of all mankind is threatened, no-one will deny that the environmental education of the younger generation is one of the urgent tasks of our time. A reasonable attitude to nature, the world around us should become one of the criteria for assessing human morality. The most favorable period for solving problems of environmental education is the preschool age. During this period, children can be formed consciously correct attitude to the surrounding natural environment. The presented material allows us to conclude that an integrated approach in environmental education contributes to the formation of the correct attitude to nature in preschool children.
Key words: integrated approach, environmental education, teacher, preschool educational organization preschool children.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
С.А. Косцова, ст. преп., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое образование подрастающего поколения - одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к окружающей природной среде. Представленный материал позволяет сделать вывод, что интегрированный подход в экологическом образовании способствует формированию правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: интегрированный подход, экологическое образование, педагог, дошкольная образовательная организация, дети дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это ответственный этап в жизни каждого ребёнка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, поэтому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательно-образовательном процессе.
Т.А. Серебрякова выделяет следующие основные цели, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей: познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы; научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы; воспитывать потребность в общении с природными объектами; сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности; сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба; воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения [1].
Экологическое образование дошкольников предполагает решение таких задач:
- нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);
- интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний);
- эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы);
- охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).
Формирование гуманного отношения ребёнка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребёнок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста - отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностью образовательных областей. По мнению исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные умения и навыки [2].
Наиболее ярко интегративный подход прослеживаются в программе «Планета - наш дом» И.Т. Белавиной и Н.П Найденской. По мнению авторов, природная среда является источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Основной целью этой программы является формирование у детей чувства красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе заложена межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель является почти идеальным её проводником, так как способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные
связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой. Программа направлена на формирование у дошкольников бережного отношения к природе как необходимого личностного качества, развитие которого предполагает учёт следующих факторов - интерес к природе; наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязях между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организация посильной деятельности по оказанию природе помощи; учёт мотивов, определяющих действия дошкольников в природе. Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического образования: цели, принципы, задачи, содержание, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты [3].
Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, предметы неживой природы, предметы живой природы). Большое внимание отводится и рисованию - дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.
Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Образовательную деятельность можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» -Водяной или Русалка. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе и в жилых уголках, зимних садах, - все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Очень важно использовать рационально земельные участки. В детском саду можно создать экологическую тропу, «живую Красную книгу», клумбу с растениями-часами, растениями-барометрами.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами можно проводить простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях [4].
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Широко применяется использование сюжетно-ро-левой игры в экологическом образовании детей. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для неё специально организовано игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты -сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.
Игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами. Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с двух-трех лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать, что можно делать с предметом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Данные ситуации связаны с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, которые хорошо знакомы детям.
Библиографический список
Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия - это собирательное название различного рода игр, посещения выставок, ферм, зоопарка, салона природы; экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя [5].
В педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание. Эту связь можно показать на примере природоведческой викторины. В программное содержание входит следующее: сформировать представления о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить понимать связи, существующие в природе, перечислять охраняемые растения и животных, занесённых в Красную книгу, отгадывать загадки, быстро находить правильный ответ, задавать вопросы друг другу.
Обогащение словаря: дикорастущие, культурные, фильтр, куколка.
Материал к занятию: карточки с вопросами для команд, обозначения команд, фишки к подсчёту очков, табло для демонстрации результативности игры, модели, рисунки, кисти, ножницы, клейстер, фломастеры.
Ход занятия: 1. Воспитатель сообщает правила проведения викторины: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, тот поднимает руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды.
Вопросы для 1-й команды: Как называется книга, в которую записаны редкие, исчезающие растения и животные? Угадайте, от каких деревьев плоды (шишки ели и сосны). Где чаще всего растут ели и сосны? Как растёт дерево? Выложите по моделям последовательность развития дерева. Почему нельзя загрязнять воду в водоёмах? Кто это? (крот). Где он живёт? Дорисуйте портрет животных. Кто это? Это дикое или домашнее животное? Составьте рассказ по картинке: яйцо, цыплёнок, курица. Игровое упражнение. Кто лишний? Что обозначает этот знак?
Вопросы для 2-й команды: Назовите растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Определите по иллюстрации, где ель и где сосна. А что такое лес? Нарисуйте отгадку: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака). Проведите опыт: пропустить через фильтр грязную воду. Нужны ли фильтры на заводах? Составьте пищевую цепочку из предложенных элементов. Дети вытягивают карточки с изображением грибов и называют их, определяя съедобный или ядовитый. Составьте рассказ по картинке: яички, гусеница, куколка, бабочка. Назовите по иллюстрации охраняемых животных родного края.
2. Физкультурная минутка. Дети обеих команд встают в круг для выполнения игрового упражнения. Кто больше назовёт? Бросая мяч поочерёдно друг другу, дети характеризуют животное (лису, зайца, медведя, волка и т. д.).
3. Подсчёт очков (уравнять счёт в ходе игры). Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями и животными, которые тоже живут на нашей планете. Воспитатель показывает детям нарисованную на большом листе планету Земля, маленькие рисунки растений и животных, предлагает детям вырезать растения и животных и наклеить их на земной шар.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание образовательной среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольной образовательной организации. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание экологически грамотного человека [6].
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Таким образом, в работе с дошкольниками по экологическому образованию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть экологизация различных видов деятельности ребёнка.
1. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Академия, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, 2013.
3. Петрова Т.И. Теория и технологии экологического образования детей. Стерлитамак: СФ БашГУ 2013.
4. Абдуллина Л.Б. Организация работы по экологическому образованию дошкольников. Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 28 ноября, Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011: 4 - 6.
5. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Использование игры в экологическом образовании дошкольников. Мир науки, культуры, образования: научный журнал. 2017; 5 (66): 5 - 7.
6. Ахмеджанова И.Н. Интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 28 ноября, Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011: 24 - 26.