Научная статья на тему 'Роль дошкольной образовательной организации и семьи в экологическом воспитании детей'

Роль дошкольной образовательной организации и семьи в экологическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ПЕДАГОГ / TEACHER / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТИ / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION CHILDREN / СЕМЬЯ / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина Р.Ф.

Одной из главных задач развития личности является формирование у ребёнка экологической культуры, которая служит источником связи с окружающим миром. Он раскрывает в ребёнке культуру общения с природой и людьми, интеллектуальную культуру, духовно-нравственную культуру, культуру здоровья. Большая роль в этом направлении принадлежит дошкольной образовательной организации и семье. В статье сформулированы педагогические условия экологического воспитания дошкольников. Культура отношения к природе должна воспитываться с детских лет, бережному отношению к природе нужно учить учить систематически и целенаправленно, используя разнообразные приемы и методы воспитательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что совместная работа воспитателей и родителей способствует формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND FAMILY IN ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN

One of the main tasks of personality development is the formation of an ecological culture in the child, which serves as a source of communication with the surrounding world. He reveals in the child the culture of communication with nature and people, intellectual culture, spiritual and moral culture, culture of health. A big role in this direction belongs to the pre-school educational organization and family. The article defines the pedagogical conditions for the ecological education of preschool children. The culture of attitude to nature should be brought up from childhood, careful treatment of nature must be taught taught systematically and purposefully, using a variety of methods and methods of the educational process. The presented material allows us to conclude that the joint work of educators and parents contributes to the formation of ecological culture in preschool children.

Текст научной работы на тему «Роль дошкольной образовательной организации и семьи в экологическом воспитании детей»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)

УДК 373.24

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: berzina_r_f@mail.ru

ROLE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION AND FAMILY IN ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN. One

of the main tasks of personality development is the formation of an ecological culture in the child, which serves as a source of communication with the surrounding world. He reveals in the child the culture of communication with nature and people, intellectual culture, spiritual and moral culture, culture of health. A big role in this direction belongs to the pre-school educational organization and family. The article defines the pedagogical conditions for the ecological education of preschool children. The culture of attitude to nature should be brought up from childhood, careful treatment of nature must be taught - taught systematically and purposefully, using a variety of methods and methods of the educational process. The presented material allows us to conclude that the joint work of educators and parents contributes to the formation of ecological culture in preschool children.

Key words: ecological education, ecological culture, teacher, pre-school educational organization children, family.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: maxksu@rambler.ru

Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: berzina_r_f@mail.ru

РОЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Одной из главных задач развития личности является формирование у ребёнка экологической культуры, которая служит источником связи с окружающим миром. Он раскрывает в ребёнке культуру общения с природой и людьми, интеллектуальную культуру, духовно-нравственную культуру, культуру здоровья. Большая роль в этом направлении принадлежит дошкольной образовательной организации и семье. В статье сформулированы педагогические условия экологического воспитания дошкольников. Культура отношения к природе должна воспитываться с детских лет, бережному отношению к природе нужно учить - учить систематически и целенаправленно, используя разнообразные приемы и методы воспитательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что совместная работа воспитателей и родителей способствует формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, педагог, дошкольная образовательная организация дети, семья.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением. Люди привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько отдавать, который чувствовал бы свою ответственность за судьбу всего живого на земле. Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное существование обязанностей граждан, указанных в основном законе страны - Конституции Российской Федерации, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять ее богатство [1, с. 233]. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию сво-

их детей. Корни эстетического поведения в природе закладываются не только в детском саду и школе, но и, в первую очередь, в семье.

Формирование экологической культуры у дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путем чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче. У детей в возрасте от трёх до семи лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети - маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. От-

вечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно брать дошкольников на дальние прогулки в лес, на водоём. И чем чаще это делается, тем лучше. Нужно использовать каждый свободный час. Ходить с ребёнком в поле, лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них своему ребёнку [2].

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что деревья или кустарники плохо растут. На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями, обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнает какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя. Родители должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоему. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения и природе. Приучать детей, чтобы они не рвали ветви и листья.

Безусловно, часть работ по экологическому воспитанию в семье проходит на примере сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им, какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание, например, посеять семена, посадить несколько кустиков клубники, прополоть грядку [3, с. 18].

Желательно, чтобы дома были комнатные растения, за которыми ребёнок мог бы ухаживать. В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ребёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду ранней весной. Ветки можно найти па улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни, и их можно весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

После каждого выхода на природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить все живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир остаётся таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Вот именно поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы в дошкольной образовательной организации. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать не только традиционные формы, но и нетрадиционные формы работы.

Перед тем как организовать родительское собрание и определиться с темой, необходимо предварительно провести анкетирование родителей с целью выяснения их знаний, связанных с экологическим воспитанием. Если проводить собрание в игровой форме, то и родители будут больше заинтересованы в рассма-

триваемой проблеме, и в дальнейшем будут большими помощниками в воспитании своих детей экологически грамотными. Так, например, собрание по теме «Природа - наш дом родной» можно провести в форме КВН между командой детей и родителей. Затем, после ухода детей, вместе с родителями проанализировать данное мероприятие, сделать выводы и наметить план работы в области формирования экологической культуры у дошкольников [4].

Целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Например, консультацию по теме «Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье», можно начать с просмотра выставки книг о природе для детей. И обязательно в конце консультации дать чёткие, конкретные, практические советы по той или иной теме.

Папки-передвижки - это графически оформленный материал для родителей и детей, в котором изложен теоретический и практический материал, а так же есть рекомендации родителям в вопросах экологического воспитания детей. Например, осенью, самая актуальная папка-передвижка - это «Бабушкины советы» (растения-лекари) и папка «Гербарий» для ознакомления родителей с лекарственными растениями нашего края.

Круглый стол - самая эффективная форма работы с родителями. Цель таких мероприятий - это в нетрадиционной обстановке с обязательным участием воспитателя обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы. Например, круглый стол на тему «Воспитание доброты к природе через игру» можно начать с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах, и как они за ними ухаживают и оберегают. Затем просмотреть презентацию «Не обижайте нас люди».

Особое внимание в детском саду уделяется природоохранным акциям («Береги воду», «Братья наши меньшие», «Первоцветы», «Зелёная елочка - живая иголочка», «Чистые леса» и т. д.). В течение года можно проводить акцию «Озеленение группы», родители и дети приносят как живые комнатные растения, так и цветы, сделанные из бросового материала. Основной целью проведения той или иной акции является пропаганда экологических знаний, повышение уровня экологической культуры у родителей и детей [5].

Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения. Особенно, если в них принимают участие родители. Зимой - «День рождение елочки»; весной - экологические праздники, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли; летом - сабантуй, Праздник цветов; осенью - Праздник урожая и т. д. Такая форма работы даёт возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Ежегодно родители принимают активное участие в подготовке и организации экскурсий - выездов на природу. Дети и родители знакомятся с правилами поведения во время экскурсии (не рвать растения, не собирать грибы и ягоды; оставлять место отдыха всегда чистым и т. д.). Вместе с родителями и детьми беседуем о красоте природы, наблюдаем за объектами живой и неживой природы, играем в игры.

И, конечно же, обязательно нужно организовывать выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и родителей («Дары природы», «Зимний букет», «Новогодняя фантазия», «Птичий домик», «Птичья столовая» и т. д.). Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к экологическому воспитанию детей.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её -дело сложное. Для этого педагоги и родители сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать им. Дети дошкольного возраста очень наблюдательны и внимательны к словам педагога и родителей, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая культура, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Библиографический список

1. Петрова Т.И., Валиева Я.С. Эколого-педагогическая работа с дошкольниками. Материалы VII Международной заочной научно-практической конференции, 12 октября 2017 г. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2017: 232 - 235.

2. Абдуллина Л.Б., Петрова Т. И., Берзина РФ. Особенности организации экологического воспитания дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 5 - 6.

3. Петрова Т.И. Теория и технологии экологического образования детей. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013.

4. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Использование игры в экологическом образовании дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 5 - 7.

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Академия, 2008.

References

1. Petrova T.I., Valieva Ya.S. 'Ekologo-pedagogicheskaya rabota s doshkol'nikami. Materialy VII Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12 oktyabrya 2017 g. Sterlitamak: SF BashGU, 2017: 232 - 235.

2. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Osobennosti organizacii 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 5 - 6.

3. Petrova T.I. Teoriya i tehnologii 'ekologicheskogo obrazovaniya detej. Sterlitamak: SF BashGU, 2013.

4. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Ispol'zovanie igry v 'ekologicheskom obrazovanii doshkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 5 - 7.

5. Serebryakova T.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie v doshkol'nom vozraste. Moskva: Akademiya, 2008.

Статья поступила в редакцию 07.06.18

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

ADAPTATION TO SCHOOL AMONG FIRST-GRADERS. The author examines the adaptation period of first-graders to school as one of the most multifaceted concepts in psychology. Psychologists and educators from different periods of the development of society, extensively this problem study. It still remains relevant in our days. The author quotes information that learning in first grade is the most important stage in the development of a child, because it is here that the foundations of morality, the formation of attitudes, relationship to oneself, to other people and to the society form. The features of the adaptation of children for school are described. With the aim of psychological-pedagogical support to the process of adaptation of the first-graders, the author proposes the use of the set of extracurricular activities.

Key words: adaptation, exclusion, extracurricular activities, violations, level of customization.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный

университет», г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Автор рассматривает период адаптации первоклассников как один из самых многогранных понятий в психологии. Психологами и педагогами различных эпох развития общества эта проблема изучалась всесторонне. Остаётся она актуальной и в наше время. Автор приводит информацию, что обучение в первом классе - самый ответственный этап в развитии, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности, происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу, формируется убеждение. Представлены особенности адаптации детей к школе. С целью психолого-педагогической поддержки процесса адаптации первоклассников автор предлагает использование комплекса внеклассной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, внеклассная деятельность, нарушения, уровень адаптации.

Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребёнка. В этот период в его жизнь входит учение - деятельность ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребёнком задачу последовательного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребёнка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.

У шестилетнего ребёнка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Но по существу, он ещё дошкольник, становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Однако зачастую первокласснику трудно адаптироваться к новым условиям и требованиям, которые ему предъявляют. На этапе адаптации к школе возможны проявления беспокойства, тревоги, страхов (А.М. Прихожан, О.В. Хухлаева, И.С. Первушина, О.А. Никифорова). Такое поведение первоклассника может указывать на трудности адаптации, сложности усвоения материала. В связи с этим, актуальным является поиск средств и способов организации эффективной адаптации первоклассников к школе.

Проблемы адаптации детей к школе находятся в центре внимания многих учёных, в частности, А.В. Петровского,

Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В их исследованиях адаптация рассматривается как особая фаза в становлении человека, от которого зависит его дальнейшее личностное развитие.

Такие авторы как М.М. Безруких, С.П. Ефимова, С.А. Исаева, М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, В.И. Касаткина и другие изучают вопросы адаптации детей к школе во внеклассной деятельности. Они предлагают использовать для успешной адаптации первоклассников различные формы внеклассной деятельности.

Для школы внеклассная деятельность является неотъемлемой частью выполняемых функций, важным элементом системы воспитания и обучения. В современных условиях внеклассная деятельность подтвердила свой статус как значимого направления в работе образовательного учреждения. Согласно ФГОС НОО нового поколения, при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.