ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Berzina R.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF THE YOUNG GENERATION AT THE PRESENT STAGE. The article summarizes the pedagogical experience of districts at the Republic of Bashkortostan on the ethno-cultural education of the younger generation. In the period 2014-2017 several scientific and research ethno-cultural expeditions of the faculty of pedagogy and psychology of the Sterlitamak branch at Bashkir State University were held. As a result of the field research, the specifics of decorative and applied creativity and folklore were revealed in the aspect of the formation of the foundations of artistic culture of the native land in children and adolescents, the aesthetic attitude to the world; understanding of beauty as a value; the need for creativity and communication with art. The presented material allows to draw conclusion that the ethnocultural education of the younger generation at the present stage plays an important role in the process of forming a tolerant personality.
Key words: ethno-cultural education, artistic and aesthetic education, teacher, children, adolescents.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Р.Ф. Берзина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье обобщён педагогический опыт районов Республики Башкортостан по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения. В период 2014 - 2017 гг. состоялось несколько научно-исследовательских этнокультурологических экспедиций факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. В результате исследования были выявлены особенности декоративно-прикладного творчества и фольклора в аспекте формирования у детей и подростков основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в творчестве и общении с искусством. Представленный материал позволяет сделать вывод, что этнокультурное воспитание подрастающего поколения на современном этапе играет важную роль в процессе формирования толерантной личности.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, педагог, дети, подростки.
Одна из основных задач современного обучения и воспитания - приобщение детей к народному творчеству, которое отражает самобытность и художественный гений народа, его мудрую простоту взглядов и чувств, воспитывает лучшие черты народного характера. Поэтому, поняв свои национальные идеалы культуры, можно усвоить ценности других времен и народов. В целях обобщения педагогического опыта по этнокультурному воспитанию детей и подростков в образовательных организациях различного уровня были организованы этнокультурологиче-ские научно-исследовательские экспедиции Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета в районы Республики Башкортостан. Начальником всех экспедиций была Абдуллина Лилия Бакировна.
Целью экспедиций было: обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей и подрост-
ков в образовательных организациях различного уровня с учетом этнокультурного компонента в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения; изучение объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры муниципального образования, связанных с историческими (в том числе - военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, традиционной культурой народов, населяющих районы Республики Башкортостан.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи: обобщить опыт реализации этнокультурного компонента в художественно-эстетическом воспитании детей и подростков; обобщить опыт реализации этнокультурного компонента в патриотическом воспитании детей и подростков; изучить психо-
лого-педагогическое сопровождение в поликультурном образовательном пространстве Республики Башкортостан; провести профориентационную работу.
В сентябре 2014 года и сентябре 2015 года состоялись научно-исследовательские этнокультурологические экспедиции в Зилаирский район Республики Башкортостан. В состав экспедиции вошли преподаватели факультета педагогики и психологии, кафедры философии права и социальных наук юридического факультета, естественнонаучного факультета: Т.И. Петрова, РФ. Берзина, Н.Ю. Долгова, С.А. Косцова, Л.Ф. Асадуллина, З.Ш. Касимова, Г.А. Коваленко, Л.Н. Маркелова, Г.Э. Емалет-динова, М.Н. Ибатуллин. Маршрут экспедиции включал выезды в населённые пункты Зилаирского района (д. Староякупово с. Матраево, с. Зилаир, с. Юлдыбаево, с. Ивано-Кувалат, с. Са-бырово, с. Малоюлдыбаево, с. Кадырша) [1].
В деревне Староякупово мы посетили дом-музей И.И. Дильмухаметова. Сотрудники музея познакомили участников экспедиции с родословной кураиста, репертуаром музыканта, сохранившимся в виде листов афиши. Также мы увидели фотографии И.И. Дильмухаметова, выполненные в разные годы его концертной деятельности, в том числе и за рубежом. В селе Матраево участники экспедиции были приглашены в дошкольную образовательную организацию «Радуга» [2, с. 53]. Дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. Следующим пунктом нашей экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» села Юлдыбаево. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником представили нам инсценировки башкирских игр с песнями и танцами. В историко-краеведческом музее сельского Дома культуры с. Юлдыбаево особый интерес вызвали данные о выдающихся земляках. Через народное искусство ребёнок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
В Зилаирском районе организацией культурно-массовой работы занимаются 32 муниципальных учреждения культуры: 12 сельских домов культуры и 20 сельских клубов. Как участники экспедиции, мы посетили 2 клуба (с. Матраево и с. Юлдыбаево) и Детский Дом творчества в районном центре с. Зилаир. В Доме детского творчества мы вместе с педагогами, руководителями различных секций приняли участие в мастер-классе по искусству работы с берестой (проводила директор ДДТ И.В. Скопинова), посетили открытое занятие по искусству деревянной резьбы (проводил педагог дополнительного образования И.А. Сучков). В коррекционной школе с. Зилаир педагоги продемонстрировали оборудованные кабинеты для детского творчества и поделились опытом реализации этнокультурного компонента на уроках технологии. Настоящего энтузиаста своего дела, знатока, любителя старины мы встретили в краеведческом музее с. Зилаир.
B.С. Ерёмкин рассказал нам об истории района [3, с. 185].
Участники экспедиции констатировали, что в Зилаирском
районе очень много сделано для поддержания духовно-нравственных традиций поколений. Это проявляется также в деятельности сельского Дома культуры (СДК), директором которого является З.И. Юламанова. Ярко представили фольклорные традиции детский ансамбль и народный ансамбль «Умарзая» под руководством Кумушбаевой С.С.
В сентябре 2016 года была организована экспедиция в Бурзянский район, участниками которой были доценты Л.Б. Аб-дуллина, Т.И. Петрова, РФ. Берзина, старший преподаватель
C.А. Косцова и магистранты второго курса А.С. Алтынбаева, А.Р. Зайнуллина. В период проведения экспедиции участники изучили опыт работы детских садов и школ села Старосубхангу-лово и деревень Байназарово, Саргая, Мурадымово, Яумбаево, Магадеево. Педагоги поделились опытом работы по реализации этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе. Были представлены различные формы, методы и средства в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов по обучению и воспитанию подрастающего поколения. В данных учреждениях ярко проявляется воспитательный потенциал базовых культурных ценностей российского общества в контексте гражданской идентичности народов Башкортостана [4].
Колорит местной культуры активно используется в учебно-воспитательном процессе. В школе села Старосубхангулово представили опыт работы с башкирским народным творчеством. Школа много лет принимает участие в различных конкурсах. Сохранение традиций способствует поддержанию связи поколений детский сад - школа - вуз. Школа д. Байназарово имеет 3 филиала (Мурадымовский, Яумбаевский, Магадеевский), все филиалы имеют дошкольные группы. В детских садах закладываются основы любви к своей культуре, к родному краю, развивается творчество, происходит приобщение детей к традициям, обрядам, обычаям родного края. Дети с большим удовольствием играли и пели на родном языке.
Поездка в заповедник и пещеру «Шульган-Таш» Бурзянского района оставила неизгладимые впечатления. Пещера «Шуль-ган-Таш» (Капова пещера) имеет выдающееся археологическое, эстетическое и этнографическое значение благодаря наскальной живописи времен палеолита. Пещера - культовое место древних башкир. Окрестности пещеры - место действия эпоса «Акбузат» и многих преданий башкирского народа. По итогам работы экспедиции состоялся круглый стол с участием начальника Отдела образования Бурзянского района [5].
16 ноября 2017 года состоялась научно-исследовательская этнокультурологическая экспедиция в Ишимбайский район Республики Башкортостан, участниками которой были декан факультета, кандидат педагогических наук, доцент Л.Б. Абдуллина, заместитель декана по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Петрова, кандидат педагогических наук, доцент РФ. Берзина, кандидат филологических наук, доцент Ишкильди-на З.К., кандидат психологических наук, доцент Р.А. Резяпова. В рамках экспедиции мы познакомились с местной инфраструктурой культурно-образовательных учреждений, посетили объекты, имеющие особое значение для истории и культуры района, изучили опыт реализации этнокультурного компонента в патриотическом воспитании школьников.
Участники экспедиции с большим интересом посетили муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Ахмерово» муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. В школе организован историко-краеведческий музей, состоящий из двух залов. Экспозиции первого зала посвящены истории школы, а второго зала - истории села и колхоза. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа им. Якупа Кулмыя деревни Кана-каево» муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан создан историко-краеведческий музей известного башкирского поэта и журналиста Якуба Кулмыя. Школьный музей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Макарово» муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан призван содействовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов, формированию у детей практических умений и навыков поисково-исследовательской работы. В музее представлены историко-этнографические экспонаты: орудия труда, посуда, утварь, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д. Особую ценность составляют экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне: одежда, награды, фотографии, письма с фронта и др.
Таким образом, в рамках экспедиций мы познакомились с местной инфраструктурой культурно-образовательных учреждений, посетили объекты, имеющие особое значение для истории и культуры районов, изучили опыт реализации этнокультурного компонента в воспитании подрастающего поколения. Большую роль в формировании знаний родной культуры играют школьные историко-краеведческие музеи. В них представлены этнографические, исторические материалы, собранные школьниками в рамках проблемно-поисковой деятельности под руководством учителей школ. Значительная часть экспонатов отражает память о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Главным итогом научно-исследовательской работы стало то, что были намечены пути продолжения сотрудничества между Стерлитамакским филиалом Башкирского государственного университета и Отделами образования районов республики.