Библиографический список
1. Петрова Т.И., Валиева Я.С. Эколого-педагогическая работа с дошкольниками. Материалы VII Международной заочной научно-практической конференции, 12 октября 2017 г. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2017: 232 - 235.
2. Абдуллина Л.Б., Петрова Т. И., Берзина РФ. Особенности организации экологического воспитания дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 5 - 6.
3. Петрова Т.И. Теория и технологии экологического образования детей. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013.
4. Абдуллина Л.Б., Петрова Т.И., Берзина РФ. Использование игры в экологическом образовании дошкольников. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 5 - 7.
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Москва: Академия, 2008.
References
1. Petrova T.I., Valieva Ya.S. 'Ekologo-pedagogicheskaya rabota s doshkol'nikami. Materialy VII Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 12 oktyabrya 2017 g. Sterlitamak: SF BashGU, 2017: 232 - 235.
2. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Osobennosti organizacii 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 5 - 6.
3. Petrova T.I. Teoriya i tehnologii 'ekologicheskogo obrazovaniya detej. Sterlitamak: SF BashGU, 2013.
4. Abdullina L.B., Petrova T.I., Berzina R.F. Ispol'zovanie igry v 'ekologicheskom obrazovanii doshkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 5 (66): 5 - 7.
5. Serebryakova T.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie v doshkol'nom vozraste. Moskva: Akademiya, 2008.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru
ADAPTATION TO SCHOOL AMONG FIRST-GRADERS. The author examines the adaptation period of first-graders to school as one of the most multifaceted concepts in psychology. Psychologists and educators from different periods of the development of society, extensively this problem study. It still remains relevant in our days. The author quotes information that learning in first grade is the most important stage in the development of a child, because it is here that the foundations of morality, the formation of attitudes, relationship to oneself, to other people and to the society form. The features of the adaptation of children for school are described. With the aim of psychological-pedagogical support to the process of adaptation of the first-graders, the author proposes the use of the set of extracurricular activities.
Key words: adaptation, exclusion, extracurricular activities, violations, level of customization.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Автор рассматривает период адаптации первоклассников как один из самых многогранных понятий в психологии. Психологами и педагогами различных эпох развития общества эта проблема изучалась всесторонне. Остаётся она актуальной и в наше время. Автор приводит информацию, что обучение в первом классе - самый ответственный этап в развитии, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности, происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу, формируется убеждение. Представлены особенности адаптации детей к школе. С целью психолого-педагогической поддержки процесса адаптации первоклассников автор предлагает использование комплекса внеклассной деятельности.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, внеклассная деятельность, нарушения, уровень адаптации.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребёнка. В этот период в его жизнь входит учение - деятельность ответственная, требующая систематического организованного труда. Кроме того, эта деятельность ставит перед ребёнком задачу последовательного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребёнка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми.
У шестилетнего ребёнка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Но по существу, он ещё дошкольник, становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Однако зачастую первокласснику трудно адаптироваться к новым условиям и требованиям, которые ему предъявляют. На этапе адаптации к школе возможны проявления беспокойства, тревоги, страхов (А.М. Прихожан, О.В. Хухлаева, И.С. Первушина, О.А. Никифорова). Такое поведение первоклассника может указывать на трудности адаптации, сложности усвоения материала. В связи с этим, актуальным является поиск средств и способов организации эффективной адаптации первоклассников к школе.
Проблемы адаптации детей к школе находятся в центре внимания многих учёных, в частности, А.В. Петровского,
Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, РА. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В их исследованиях адаптация рассматривается как особая фаза в становлении человека, от которого зависит его дальнейшее личностное развитие.
Такие авторы как М.М. Безруких, С.П. Ефимова, С.А. Исаева, М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, В.И. Касаткина и другие изучают вопросы адаптации детей к школе во внеклассной деятельности. Они предлагают использовать для успешной адаптации первоклассников различные формы внеклассной деятельности.
Для школы внеклассная деятельность является неотъемлемой частью выполняемых функций, важным элементом системы воспитания и обучения. В современных условиях внеклассная деятельность подтвердила свой статус как значимого направления в работе образовательного учреждения. Согласно ФГОС НОО нового поколения, при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Таким образом, адаптация детей первого класса к школьным условиям является одной из наиболее актуальных проблем психолого-педагогической науки. Обусловлен такой интерес со стороны ученых и тем, что в начальной школе число дезадаптированных детей увеличивается с каждым годом [1].
Адаптация младших школьников к новым условиям может развиваться по двум различным сценариям. Ребёнок может либо успешно адаптироваться к школе (он принимает и осознает свою новую социальную роль ученика, понимает предъявляемые к нему требования), либо же не адаптироваться к школе. В последнем случае можно говорить об дезадаптации ребёнка.
Признаками дезадаптации могут быть неуспеваемость, драчливость, капризы, плохое поведение, энурез, плохие отношения со сверстниками и учителем. Ученые говорят о том, что у ребёнка может формироваться «психогенное заболевание» и «психогенное формирование личности ребёнка, нарушающее его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс» [2].
Психогенное заболевание возникает под воздействием пси-хотравмирующих ситуаций. У первоклассников таким психотрав-мирующим фактором может быть неуспешность адаптации к школе, неблагоприятная психологическая атмосфера в школе, нескладывающиеся взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Психологи отмечают что, до 30% первоклассников с дезадаптацией нуждаются в квалифицированной психологической помощи, а «еще больший процент детей нуждается в психологической помощи и профилактике в их допсихотерапевтических формах» [2]. С.А. Степанов пишет о том, что такую помощь должны оказывать школьные психологи.
По-нашему мнению, к тем факторам, которые были перечислены нами выше и влияют на формирование дезадаптации первоклассника, следует отнести и авторитарный стиль преподавания педагога. Наша позиция подтверждается и результатами многочисленных экспериментальных исследований.
Кроме вышесказанного, на формирование дезадаптации существенную роль оказывают и семья, стиль отношений, который сложился в семье. Эмоциональный климат, психологическая атмосфера семьи оказывает существенную роль на формирование позиции ученика. Школа и семья должны придерживаться единых требований по отношению к ребёнку.
Изучение процесса школьной адаптации первоклассника, исходя из практической направленности работы педагога-психолога, предполагает выявление уровней, которые определяются на основании анализа диагностических данных, а также содержательного (качественного) анализа психологических трудностей, испытываемых ребёнком в адаптационный период. По результатам диагностики может строиться коррекционно-разви-вающая работа с учащимися, испытывающими трудности процесса школьной адаптации [3].
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что необходима организация экспериментального исследования адаптации первоклассников к школе.
В нашем исследовании приняли участие ученики 1-х классов в количестве 60 человек.
Для диагностики уровня школьной адаптации учащихся нами была подобрана методика диагностики отношения первоклассника к школе (Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко).
Опросник предназначен для учителей первоклассников. Каждый показатель адаптации охарактеризован на различных уровнях (от 1 до 7), который определяет учитель. Методика позволяет охарактеризовать как каждый из показателей адаптации, так и уровень адаптации в целом: благоприятный (9 -17 баллов), условно благоприятный (18 -24 баллов), неблагоприятный (25 баллов и выше).
Анализ результатов исследования показал, что у детей преобладает условно благоприятный и неблагоприятный уровни адаптации. Только у 33,5 % первоклассников выявлен благоприятный уровень адаптации.
В соответствии с полученными данными мы разработали комплекс внеклассной деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Библиографический список
Предлагаемый нами комплекс рассчитан на проведение его педагогом-психологом, педагогом образовательной организации, социальным педагогом.
Цель комплекса внеклассной деятельности - адаптация первоклассников к школе.
Задачи:
- повышение учебной мотивации;
- повышение самооценки у участников группы;
- повышение общей коммуникативной культуры учащихся.
Ожидаемым результатом групповой работы является повышение школьной мотивации, снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения, в результате которых достигается основная цель - успешная адаптация первоклассников к школе.
Комплекс внеклассной деятельности включает 30 занятий различной формы, частота занятий - один раз в неделю, длительность - 30-45 минут.
При реализации внеклассной деятельности, мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип единства возрастного и индивидуального развития. Данный принцип предполагает индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития.
2. Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи кор-рекционной работы с детьми могут быть поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего, вероятного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребёнка.
3. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, и что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребёнка в данном периоде онтогенеза. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы, через организацию соответствующих видов деятельности самого ребёнка в сотрудничестве с взрослым.
4. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребёнку как к одаренному ребёнку. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго сорта». Мобилизация движущих сил развития у ребёнка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более трудных и трудных проблем.
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также являются:
- первокласснику нужна помощь, в том, чтобы принять, понять и осознать новые требования школы, ему нужна поддержка для того, чтобы он легко принял новую роль ученика;
- в первое время работа должна быть направлена не на обучение письму и счету, а на принятие и приучение ребёнка к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы педагог обеспечила выполнение следующих условий:
1. Не перезагружайте ребёнка большим объемом домашней работы. В первом классе основная задача педагога - это помочь в успешной адаптации к новым условиям жизни.
2. В качестве домашних заданий должны выступать только те задания, с которыми ребёнок в состоянии справиться самостоятельно.
3. Уроки в школе дополняйте короткими играми, физкультминутками, прогулками на свежем воздухе.
4. Посодействуйте тому, чтобы дети после занятий посещали какие-либо спортивные секции. Для этого вы можете переговорить с родителями или заинтересовать самих детей.
Таким образом, проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования, от успешного решения которого зависит дальнейшее развитие личности первоклассника.
1. Корнеева Е.Н. Ваш ребёнок идет в школу. Проверяем готовность ребёнка к школе. Советы родителям первоклашек. Под редакцией О.А. Богатырева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Мир и образование, 2013.
2. Немов РС. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. Москва: ВЛАДОС, 2003.
3. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.
References
1. Korneeva E.N. Vash rebenok idet v shkolu. Proveryaem gotovnost' rebenka k shkole. Sovety roditelyam pervoklashek. Pod redakciej O.A. Bogatyreva. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Mir i obrazovanie, 2013.
2. Nemov R.S. Psihologiya. Uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij: V 3 kn. 4-e izd. Moskva: VLADOS, 2003.
3. Nikiforova O.A. Psihologo-pedagogicheskie imediko-fiziologicheskie aspekty shkol'nojadaptacii: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 2011.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: g.klara23@mail.ru
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOLERS AS PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM. The
author examines features of the development of communicative skills in children of primary school age. The paper highlights that this issue is the focus of many psychologists and educators. The author note that junior school age is the most important stage in the development of children. Primary school forms the foundations of their moral understanding of the society, the attitudes to themselves and to other people and to the society. The article reveals the approaches of scientists in the definition of communication skills, their classification, basic forms and means for the development of communication skills in children of primary school age. The features of the age, facilitating communication development of children are studied.
Key words: communicative skills, development, age specifics, development tools.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: g.klara23@mail.ru
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Авторы рассматривают особенности развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Подчёркивается, что эта проблема находится в центре внимания многих психологов и педагогов. Она является одной из актуальных в настоящее время. Отмечается, что младший школьный возраст - самый ответственный этап в развитии, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности, происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу, развивается коммуникативное умение. В статье раскрываются подходы учёных к определению понятия коммуникативные умения и навыки, их классификации, предлагаются основные формы и средства развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Представлены особенности самого возраста, способствующие коммуникативному развитию детей.
Ключевые слова: коммуникативные умения, коммуникативные навыки, развитие, возрастные особенности, средства развития.
Младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Рассмотрим развитие коммуникативных умений и навыков в младшем школьном возрасте. В этих целях вначале уточним содержание таких понятий, как «коммуникация» и «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки».
В своих исследованиях А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин рассматривают коммуникацию как средство связи любых объектов материального и духовного мира; процесс общения, то есть передачи информации от человека к человеку; передачи и обмена информацией в обществе в целях воздействия на него [1, с. 64].
Под коммуникативными навыками понимается более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению [2, с. 45]. Составляющими коммуникативных навыков, являются следующие умения: умение понять другого; умение сопереживать, сочувствовать; умение адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.
Данные коммуникативные умения формируются в процессе общения с окружающими.
Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений [3, с. 168]:
1. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из: - умения вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора);
- умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми);
- умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику).
2. Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит
из:
- умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению;
- умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
- умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью);
- умения оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).
3. Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях:
- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению;
- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга.