Научная статья на тему 'Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе'

Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7282
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусова А. Д.

в статье рассматривается проблема адаптации первоклассников. А также психологических особенностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе»

образовательной среде; культурных ценностей, норм и образцов поведения субъектов педагогического общения; технологий и техник общения.

Деятельностный компонент готовности педагога к профессиональному общению в поликультурной образовательной среде проявляется в сформированности умений: выбирать стиль и средства общения в зависимости от национальных особенностей учащихся; эффективно взаимодействовать в процессе педагогического общения с представителями разных национальностей, разных культур в ситуациях «педагог -ученик», «педагог - педагог», «педагог - родитель» на основе толерантности и взаимопонимания; использовать эффективные техники разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, обучение будущего педагога, в нашем случае - обучение педагогическому общению, должно включать поликультурную подготовку, что обеспечит в дальнейшем устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях поликультурного состава учащихся.

Литература

1. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда -http://econf.rae.ru/pdf/2010/ll/Bogdanova.pdf

2. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: дис. - д-ра пед. наук. -Воронеж, 2011.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов - М., 2002.

4. Колоницкая О. Л. Реализация концепции поликультурного образования и её влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе -http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm

5. Михайлова Т.В. Поликультурная среда вуза: к вопросу о содержании понятия - http://www.uni-altai.ru/titov/sourcebook/

6. Моргунов Е.Б. Направления социализации обучаемых в поликультурной среде - http://www.msses.ru/science/conferences/trends/2010/napravlenia-socializacii.pdf

7. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008.

8. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. № 9, с. 39-45.

9. Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: Дис.- д-ра пед. наук. - Киров, 2006.

А.Д. Гусова

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN TO SCHOOL

Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации первоклассников. А также психологических особенностей младших школьников.

Ключевые слова: проблема психологической адаптации первоклассников, изменения психологических особенностей младших школьников

© А.Д. Гусова, 2012

Abstract: this article considers the problem of adaptation of first-graders. It is also noted as a process of adaptation is related to the criteria ofpsychological adaptation.

Keywords: psychological adaptation of first-graders, the problem of adaptation of first-graders to school.

Поступление в школу - это переломный момент в жизни ребёнка независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. В этой связи актуализируется проблема психологической адаптации ребёнка к школе как проблема освоения им нового социального пространства развития и новой социальной позиции - позиции школьника. Это одна из наиболее актуальных проблем переходного периода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту.

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе находится в сфере пристального внимания многих специалистов, работающих с детьми. В своих работах современные исследователи-психологи [20, с.3],[8],[19, с.5] все чаще с озабоченностью пишут, что в настоящее время больший приоритет отдаётся вопросам учебной адаптации, а проблема социально-психологической адаптации отодвигается на второй план [13, с.7],[11, с.3]. В частности, в психологии пока недостаточно представлены теоретические и практические результаты исследования проблемы психологических условий адаптации и генезиса дезадаптации.

При поступлении в школу специалисты отмечают, что недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности может влиять на адаптацию в целом. Согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ за последние годы от 80 до 90% детей 6-7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья; 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья; около 60% - нарушения речевого развития. У более чем 30% обследованных детей диагностирована несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений; у примерно 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия; у 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухомоторных и сенсомоторных координаций). Примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития; около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (т.н. «медлительные» дети). В основе большинства дефицитов в развитии детей 6-7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга [21, с.5]. Следствием вышеперечисленного может стать психологическая дезадаптация ребенка к школе.

Продолжительность адаптации определяют обычно от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. По другим данным, в среднем она продолжается от 10-18 дней до 1-3 месяцев (и даже более) и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности, снижением его самооценки [9, 17, 1]. Ее признаками являются: снижение работоспособности, успеваемости ребенка, ухудшение памяти, рассредоточение внимания, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. В разной степени выраженности и продолжительности адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей, даже при своевременном начале систематического обучения.

Исследуя психологическую адаптацию первоклассников, психологи (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Ш.Л. Амонашвили Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, В.С. Мухина, и др.) пришли к выводу, что успешность адаптации детей к школе во многом зависит от отношения педагога к ученикам и стиля его общения с ним [3],[10],[1],[5],[6],[7],[17],[16, с.4]. Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада, отношения с которым были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей. Отношения же с

учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение (В.В. Давыдов, Ш.Л. Амонашвили, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер) [10],[1],[7],[6].

Большинство ученных считают, что важную роль в процессе адаптации к школе играют и личностные особенности учеников (Л.М. Веккер, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В С. Мухина, А Н. Леонтьев, и др. [4],[3],[5],[15],[21],[18],[8]. Необходимо, чтобы к моменту поступления в школу ребенок достиг определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития. По данным И.Л. Пшецовой, первоклассники успешней адаптируются сравнительно с детьми с затруднениями в адаптации. Для них характерны более высокие показатели кратковременной памяти, зрительно-моторной координаций, внимания, они демонстрируют высокий уровень сформированности мыслительных операций и хорошо успевают по школьной программе [20]. По данным американских исследователей, значение имеют также любовь ребёнка к школе, желание идти в школу, активное вовлечение родителей в деятельность школы, академические успехи ребёнка и т.д. [22,с.1-3]. Важным условием формирования учебной деятельности является развитие мотивационной сферы.

Исследования показывают, что родители и взрослые больше всего заботятся о благополучии детей в личностной и эмоциональной сфере, а не о педагогической готовности к школе, и поэтому в адаптации первоклассников возникают трудности. Итак, трудности «школьной части» кризиса семи лет являются продолжением трудностей подготовки к школьному обучению и следствием неполной работы взрослых, в т.ч. родителей, по подготовке ребенка к школьному обучению, по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации в деятельности и т. д.

Легче всего проходит период адаптации у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, дети с неблагополучным течением периода новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно те дети, которые имеют расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания и другие факторы риска, ухудшая состояние центральной нервной системы, снижая работоспособность, создают основу для повышенной утомляемости и возникновения школьных трудностей (М М. Безруких, 1996; И В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, М. 2еКпоуа) [2],[12],[22,с.2-3],[14].[23,с.3].

Проанализировав научную литературу, мы отметили, что очень важно, чтобы школа встретила впервые переступившего ее порог ребенка с должным вниманием и приветливостью, чтобы день поступления ребенка в школу запомнился ему на всю жизнь как радостный, как день вступления в новую жизнь. Таким образом, можно сказать, что страх, который переживают дети в дошкольном возрасте перед поступлением в первый класс, в условиях социальной напряженности, отличается от страха других детей своими проявлениями, степенью выраженности, более яркими воспоминаниями и острыми переживаниями. Дети становятся тревожными, а страх может переходить в хронический стресс, если в свое время родители и педагоги не обратят внимание. Проблем психологической адаптации детей к обучению в школе у детей может быть меньше, если правильно использовать психолого-педагогическое воздействие, которое должно быть направлено на преодоление тревожности, беспокойства, психического напряжения и повышение уверенности в собственных силах.

Литература

1. Амонашвили Ш.Л. В школу - с шести лет / Ш.Л. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1986.

2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика?: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М., 1996.

3. Божович Л.И. Психологическое развитие школьников и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Просвещение, 1979.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. Том 1 / Л.М.. Веккер. - Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1974.

5. Венгер А. Л. Психологические проблемы индивидуального подхода в обучении 6 летних детей / А. Л. Венгер, М.Р. Гинзбург. - М.: Знание, 1985.

6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986.

7. Венгер А.Л. Психологические проблемы индивидуального подхода в обучении 6 летних детей / А.Л. Венгер, М.Р. Гинзбург. - М.: Знание, 1985.

8. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии. 4-е изд. / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2009.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В6-тит. Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.

10. Давыдов В. В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978.

11. Дрягалова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе: дисс. канд. психол. наук 19.00.07. - Нижний Новгород, 2010.

12. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практ. психология: метод.пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина ; Рос. академия образования. Психол. ин-т; под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука,1995.

13. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребёнка: структура, динамика, принципы коррекции: дисс. докт. психол. наук. - М., 2002.

14. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Т.Ц. Сфера, 2008.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клин. психология" / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Academia, 2004. - 345, [1] с.;22 см. - (Высшее образование). - (Классическая учебная книга). - (Classicus). - Микрофильм Москва РГБ 2009.

16. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты готовности детей к успешному обучению: дисс. канд. пед. наук / Е.А. Меньшикова. - Томск, 2000.

17. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе / В. С. Мухина. - М.: Знание

1986.

18. Подольский И.П. Педагогика: в 3-х кн. 2кн.: Теория и технологии обучения: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2007.

19. Пихенько И. Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: дисс. канд. педагог.наук 13.00.01. - Брянск, 2003.

20. Пшенцова И. Л. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период: дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -Екатеринбург, 1999.

21. Санькова О. А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе: дисс. канд. педагог. наук 13.00.01. - М., 2006.

22. Motivacia-kiuckrozvojuosobnostidietata / M.Zelina // Predskolskavychova. -1995/96.-50,№5-С.1-3

23. Kognitivizaciadietata v materskejskole/ M.Zelinova, M. Zelina // Predskolskavychova. -1995/96.-50, № 1. - C.2-3.

Д.А. Дищук

ШОТНОШЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И АДАПТИВНОСТИ КИТАЙСКИХ ЮНОШЕЙ

CHARACTERISTICS OF AGGRESSION AND ADAPTABILITY OF CHINESE YOUTHS

Аннотация: в статье представлены результаты исследования гендерных особенностей агрессивности и адаптивности у китайских студентов.

Ключевые слова: гендерная психология, этническая психология, системно-функциональный подход, агрессивность, адаптивность.

Abstract: the results of research gender characteristics of aggression and adaptability Chinese youths.

Keywords: gender psychology, ethnic psychology, system-functional approach, aggression, adaptability.

Представление современного человека о Китае в основном включает ряд неоспоримых фактов: государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности (1,3 млрд. человек), правящая партия - Коммунистическая, а также другие сведения. Испокон веков Китай являлся колыбелью различных боевых искусств. С самых малых лет представители сильного пола в Китае приобщаются к занятиям в одной из традиционных школ боевых искусств, при этом уклад жизни и морально-нравственные устои, как правило поощряют умеренность и скромность. Таким образом, с одной стороны культурно-исторические ценности, с другой - налагаемые задачи со стороны правящей партии, плюс проблема глобальной европеизации и американизации, научно-технический прогресс представляют ту совокупность внешних факторов, которые меняют картину восприятия полоролевых вопросов в современном Китае. Подобная интеграция детерминирует некоторые процессы на наш взгляд, способствующие серьезнейшим изменениях о полоролевых представлениях. Полоролевые особенности молодого китайского юноши предположительно представляют некий синтез традиционной китайской культуры и современных мультикультурных тенденций.

Какими же могут быть последствия подобных трансформаций и как отличаются такие свойства личности, как агрессивность и адаптивность в гендерном аспекте современного китайского юноши мы попытаемся раскрыть с помощью представления некоторых результатов нашего исследования. Исследование проводилось в 2009-2012 учебных годах. В качестве испытуемых выступили 180 китайских и латиноамериканских студентов Российского университета дружбы народов, 90 из них юноши и 90 девушки. Мы проводили диагностику агрессивности и адаптивности, с использованием бланковых тестов «Агрессивность» и «Адаптивность» А.И. Крупнова.

© Д. А. Дищук, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.