Научная статья на тему 'Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя'

Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1074
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ADAPTATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RISKS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадина Майя Александровна, Кувырталова Марина Александровна

В статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы адаптации первоклассников. Показано, что в современных условиях влияния цифрового общества, акселерации, интенсификации образовательного процесса и др. возрастают риски образовательной среды, вызывающие среди прочих сложности процесса адаптации детей, особенно на начальной ступени школьного образования. Данная проблема представлена многоаспектно. Особое внимание уделено рассмотрению готовности первоклассников к обучению в школе с психологических позиций. Педагогический фактор школьной адаптации обусловлен организацией образовательного процесса. Усложнение требований к образовательным результатам, возрастание нагрузки на познавательную сферу, новый круг общения в условиях класса, все большая ориентированность учебного процесса на самостоятельность и активность вызывают необходимость создания учителем ряда превентивных мер, облегчающих адаптационный процесс. Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, опыта практической деятельности учителей начальных классов позволяет выделить следующие способы предупреждения сложностей школьной адаптации первоклассников: применение эмоционально-экспрессивных приемов управления уроком и поведением детей, использование на уроке игровых дидактических технологий, создание «ситуации успеха» посредством индивидуализации и дифференциации обучения, ориентация на демократический тип педагогического взаимодействия и пр. В статье подчеркивается, что успешность процесса адаптации первоклассников зависит от их индивидуальных особенностей, уровня психологической готовности к обучению в школе, влияния самой образовательной среды и способов ее организации, общего микроклимата в семье, характеристик детско-родительских отношений, отношений с учителями и одноклассниками. В связи с этим отмечается важность готовности учителя к организации адаптирующей деятельности. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их работоспособность, дифференцируя учебную нагрузку, владея превентивными способами организации педагогического взаимодействия и предупреждения рисков современной образовательной среды, учитель создает условия для минимизации негативных явлений в процессе адаптации первоклассников, делает более рациональным процесс школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадина Майя Александровна, Кувырталова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ИХ УЧЕТ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Фадина М.А.1, Кувырталова М.А.2 Email: [email protected]

'Фадина Майя Александровна — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» № 27; 2Кувырталова Марина Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

г. Тула

Аннотация: в статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы адаптации первоклассников. Показано, что в современных условиях влияния цифрового общества, акселерации, интенсификации образовательного процесса и др. возрастают риски образовательной среды, вызывающие среди прочих сложности процесса адаптации детей, особенно на начальной ступени школьного образования.

Данная проблема представлена многоаспектно. Особое внимание уделено рассмотрению готовности первоклассников к обучению в школе с психологических позиций. Педагогический фактор школьной адаптации обусловлен организацией образовательного процесса. Усложнение требований к образовательным результатам, возрастание нагрузки на познавательную сферу, новый круг общения в условиях класса, все большая ориентированность учебного процесса на самостоятельность и активность вызывают необходимость создания учителем ряда превентивных мер, облегчающих адаптационный процесс.

Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, опыта практической деятельности учителей начальных классов позволяет выделить следующие способы предупреждения сложностей школьной адаптации первоклассников: применение эмоционально-экспрессивных приемов управления уроком и поведением детей, использование на уроке игровых дидактических технологий, создание «ситуации успеха» посредством индивидуализации и дифференциации обучения, ориентация на демократический тип педагогического взаимодействия и пр.

В статье подчеркивается, что успешность процесса адаптации первоклассников зависит от их индивидуальных особенностей, уровня психологической готовности к обучению в школе, влияния самой образовательной среды и способов ее организации, общего микроклимата в семье, характеристик детско-родительских отношений, отношений с учителями и одноклассниками. В связи с этим отмечается важность готовности учителя к организации адаптирующей деятельности. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их работоспособность, дифференцируя учебную нагрузку, владея превентивными способами организации педагогического взаимодействия и предупреждения рисков современной образовательной среды, учитель создает условия для минимизации негативных явлений в процессе адаптации первоклассников, делает более рациональным процесс школьного обучения. Ключевые слова: адаптация, образовательная среда, риски образовательной среды, деятельность учителя.

FEATURES OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF THE FIRST-PUPILS TO THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN SCHOOL AND THEIR ACCOUNT IN THE PRACTICAL ACTIVITY OF THE TEACHER Fadina M.A.1, Kuvyrtalova M.A.2

'Fadina Maya Aleksandrovna - primary school Teacher, MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION EDUCATION CENTER № 27; 2Kuvyrtalova Marina Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY L.N. TOLSTOY, TULA

Abstract: the article analyzes the theoretical and practical aspects of the problem of adaptation offirst-graders. It is shown that in modern conditions the influence of the digital society, acceleration, intensification of the educational process, etc., increases the risks of the educational environment, causing among others difficulties in the process of adaptation of children, especially at the initial stage of school education.

This problem is represented multidimensionally. Particular attention is paid to the consideration of first-graders' readiness for schooling from a psychological point of view. The pedagogical factor of school adaptation is determined by the organization of the educational process. The increasing complexity of the requirements for educational results, the increase in the load on the cognitive sphere, the new social circle in class conditions, the increasing orientation of the educational process towards independence and activity necessitate the creation of a number ofpreventive measures by the teacher to facilitate the adaptation process.

The analysis of the theoretical aspects of the problem under consideration, the practical experience of primary school teachers allows us to identify the following ways to prevent the difficulties of schoolchildren's first-graders' adaptation: using emotional and expressive methods of managing the lesson and behavior of children, using the didactic technologies in the lesson, creating a "situation of success " by means of individualization and differentiation of teaching , focus on the democratic type of pedagogical interaction lr.

The article emphasizes that the success of the adaptation process of first-graders depends on their individual characteristics, the level of psychological readiness for schooling, the influence of the educational environment and ways of organizing it, the general microclimate in the family, the characteristics of parent-child relationships, relationships with teachers and classmates. In this regard, the importance of a teacher's readiness to organize adaptive activities is noted. Taking into account the individual characteristics of students, their performance, differentiating the workload, knowing preventive methods of organizing pedagogical interaction and preventing the risks of a modern educational environment, the teacher creates conditions for minimizing negative phenomena in the process of adapting first-graders and makes the school process more rational.

Keywords: adaptation, educational environment, risks of the educational environment, teacher activity.

УДК 373.2.016

Переход ребенка в каждый новый период своего социального «взросления» - сложная психолого-педагогическая проблема. С одной стороны, данная проблема отражает объективную связь ребенка с обществом, с другой - особенности его индивидуального развития, статусное положение в образовательной среде как ее активного субъекта, под влиянием которой в большей степени осуществляется формирование у ребенка готовности к жизни в данном социуме. В условиях влияния цифрового общества, акселерации, интенсификации образовательного процесса, усложнения требований ФГОС к обучающимся и др. возрастают риски образовательной среды, вызывающие среди прочих сложности процесса адаптации детей, особенно, на начальной ступени школьного образования.

Следует заметить, что проблема адаптации первоклассников всегда привлекала пристальное внимание ученых и педагогов-практиков. В целом, данное явление рассматривается комплексно в системе влияния различных групп факторов: возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловливающие его готовность к обучению; состояние самой образовательной среды и межличностное взаимодействие ее субъектов; характер семейных отношений и др.

Проведенный анализ литературы показал, что в образовательной практике и теории имеют место различные подходы к пониманию данной проблемы. Психометрический основан на результатах диагностики уровня сформированности необходимых для обучения умений и навыков и сопутствующих им психических процессов. Данный подход ориентирует на адаптивно-дисциплинарную организацию обучения, предусматривающую направленность на конечный результат в достижении требований ФГОС без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Психологический подход актуализирует понимание готовности первоклассника к обучению в школе, исходя из видения его «зоны ближайшего развития» как главного показателя успешности (или неуспешности) в обучении и воспитании [3]. Данный подход обусловил появление понятия «школьная зрелость», которое отражает не только интеллектуальную (проявление когнитивных способностей, умениий обобщать, сравнивать, группировать объекты, выделять их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), но и личностную (наличие познавательного интереса, ориентированность на

взаимодействие, самоконтроль и др.) готовность ребенка к систематическому обучению в условиях школы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Если внутренняя позиция школьника не сформирована, то это обнаруживает себя в ситуации выбора ими роли учителя (а не обучающегося), игру «в перемены» - вместо учебной деятельности.

Таким образом, психологическую готовность к школе обусловливают качества, без которых невозможно успешное освоения образовательной программы. По мнению отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, данные качества определяются системой требований, предъявляемых образовательной организацией к обучающемуся: умение управлять своим поведением и познательной деятельностью, решать учебные задачи, способность к выполнению умственной работы различной степени сложности,. Т.е. первоклассник должен иметь качества, относящиеся к мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферам его личности, владеть определенным уровнем моторики и координации своих действий в соответствии с обозначенными учителем задачами, достаточные для выполнения требований программы в отношении достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

Социальный аспект психологической готовности проявляется в умении первоклассников устанавливать взаимоотношения со сверстниками, другими субъектами образовательной среды (М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.А. Маркова). Если на предыдущем этапе социализации у детей не сформированы соответствующие социальным нормам способы поведения, то они, как правило, испытывают значительные трудности в период школьной адаптации (минимальная активность на уроке, нарушение дисциплины, конфликты с одноклассниками, завышенная самооценка и пр.).

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению, создающая основу для успешного адаптационного процесса, представлена совокупностью ряда компонентов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировочной фазы действия), волевого (способность подчинять свои действия правилу). Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкие образовательные результаты. Интеллектуальная неготовность к обучению усложняет выполнение обучаемым учебных действий, затрудняет понимание и решение в соответствии с предложенным алгоритмом учебных задач.

Педагогический фактор школьной адаптации преимущественно связан с организацией образовательного процесса. Усложнение требований стандарта к образовательным результатам, возрастание нагрузки на познавательную сферу, новый круг общения в условиях класса, все большая ориентированность учебного процесса на самостоятельность и активность обусловливают необходимость создания учителем ряда превентивных мер, облегчающих адаптационный процесс. Многие первоклассники в начале обучения испытывают трудности в ситуации урока, но легко справляются с заданиями на индивидуальных занятиях, что связано с особенностями развития произвольности. Требования ФГОС к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся актуализировали контрольно-оценочную деятельность педагога по формированию УУД, что привело к увеличению эмоциональной нагрузки. В этой ситуации рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно может облегчить процесс адаптации детей к школе. Несомненно, важным условием, способствующим успеху обучения, является использование на уроке игровых элементов дидактического характера.

Применение учителем эмоционально-экспрессивных способов управления уроком и поведением детей, как и ориентация на демократический тип педагогического взаимодействия, также значительно снижает вероятность проявления у первоклассников отрицательного отношения к школе [4].

В образовательной практике применяются разнообразные психо лого-педагогические приемы, которые ориентированы на нивелирование сложностей школьной адаптации первоклассников: создание на уроке «ситуации успеха» посредством индивидуализации и дифференциации обучения, применение ряда техник: «идущее вниз сравнение» (основана на возможности ребенка вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях); «позитивного истолкования событий» (поиск положительных моментов, связанных с пребыванием в школе; восстановление позитивного отношения к себе, развитие активности и чувства личного благополучия через участие в общественной деятельности школы) и др.

Другой особенностью адаптационного процесса у первоклассников, которую необходимо учитывать педагогу, является влияние семейных отношений. Исследования Г.М. Чуткиной показывают, что в числе наиболее оптимальных условий - адекватная самооценка своего положения в семье, правильные методы семейного воспитания, отсутствие в семье конфликтных ситуаций, уровень образования родителей. Дети из таких семей имеют благоприятный статус в группе сверстников, у них констатируется функциональная готовность к обучению в школе.

Таким образом, адаптация к образовательной среде школы представляет собой многоаспектный процесс. Успешность приспособления к ней ребенка зависит, в первую очередь, от его индивидуальных особенностей, уровня психологической готовности к обучению в школе, влияния самой образовательной среды и способов ее организации, общего микроклимата в семье, характеристик детско-родительских отношений, отношений с учителями и одноклассниками.

Следует согласиться с результатами исследований (М.М. Безруких), показывающих, что весьма существенное влияние на ход адаптационного процесса и состояние ученика оказывают педагогические факторы рисков самой образовательной среды: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности и пр. [1, 17].

В связи с этим важным является готовность учителя к организации адаптирующей деятельности. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их работоспособность, дифференцируя учебную нагрузку, владея превентивными способами организации педагогического взаимодействия и нивелирования рисков современной образовательной среды, учитель создает условия для предупреждения негативных явлений в процессе адаптации первокласников, делает более рациональным весь процесс школьного обучения.

Список литературы / References

1. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / Вестник практической психологии образования, 2011. № 1 (26). С. 16-21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/47602/vestnik_psyobr./ (дата обращения: 11.10.2018).

2. Варламова А.Я. Школьная адаптации / А.Я. Варламова, Институт проблем личностно ориентированного образования. ВолГУ, 2005. 203 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2014. 378с.

4. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей / Психологическая наука и образование, 2000. № 1. С. 22—29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2000/n1/Zelenova.shtml/ (дата обращения: 11.10.2018).

5. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мин. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького. Минск, 1987. 17 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.