РАЗДЕЛ V
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.032
Криннцына Анастасия Вячеславовна
Младший научный сотрудник, аспирант Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», педагог-психолог № 1673 «Поддержка», [email protected], Москва
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Krinitsyna Anastasiya Vyacheslavovna
Junior research worker, post-graduate student of the Institute for Art Education of the Russian Academy of Education, teacher-psychologist, [email protected], Moscow
ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO SCHOOL MEANS OF ART CREATIVITY
Младший школьный возраст особенно важен для социального развития ребёнка и формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок сталкивается со множеством требований со стороны учителей, изменением образа жизни, необходимостью адаптации к новым социальным условиям. В такой ситуации некоторые дети либо начинают нарушать нормы поведения, либо замыкаются в себе. К тому же многие дети приходят в школу в шестилетнем возрасте, и далеко не все они психологически готовы к школе, и как результат - у многих из них наблюдаются негативные эмоциональные и поведенческие проявления, вызванные низким уровнем адаптации к школе. Поэтому необходима системная профилактика учителями и психологами школы данных проблем школьника.
Проблема адаптации школьника к школе достаточно подробно исследована в педагогической науке. Так, по мнению Л. И. Божович, адаптация к школе - «внутренняя позиция школьника», психологическое новообразование личности [1]. В. В. Давыдов полагал, что психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действия [2]. Успешная адаптация ребёнка в школе предполагает формирование у него данных новообразований, что возможно, по мнению Н. Ф Талызиной, когда «учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека - со стороны - и оценивать свою деятельность» [6, с. 32].
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ...
Для того чтобы успешно развиваться в условиях начальной школы, ребёнку необходимо понимать, какой он ученик, обладать достаточным уровнем самоконтроля. Внешние признаки адаптации к школе - это установление нормальных взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, снижение утомляемости, школьной тревожности, повышение успеваемости и уверенности в себе.
Эффективным средством адаптации первоклассника к школе является искусство и художественное творчество. Арт-технологии обладают богатым воспитательным и развивающим потенциалом, способны бережно и мягко воздействовать на личность ребёнка, постепенно адаптируя его к новым социальным условиям и требованиям школы. Применять их может учитель, социальный педагог или педагог-психолог.
Арт-технологии предполагают достаточно выбор ребёнком широкого спектра изобразительных средств и материалов. В целях адаптации ребёнка к школе можно использовать следующие виды художественно-творческой деятельности.
- Изобразительные технологии: диагностика детского рисунка, коррекция эмоциональных, поведенческих, личностных проблем. Монотипии, штриховки, каракули, рисование на стекле, рисование пальцами.
- Декоративно-прикладное творчество детей, коллажи и аппликации. Трёхмерные изображения из различных материалов. Лепка. Фототерапия.
- Литературные технологии: сказкотерапия, стихосложение, сочинение рассказов, словотворчество, каламбур. Работа с мифологическими сюжетами. Развитие речи, коррекция мышления, самосознания детей. Творческое чтение.
- Музыкальные и хореографические технологии.
- Театральные технологии: психодрама с детьми, детский театр.
- Игровые технологии (работа с игрушкой).
В каждой из арт-технологий соблюдается определённая структура:
1. Стадия разогрева - примерно 10% от всего времени занятия. Процесс включения в работу, выбор темы.
2. Собственно художественное творчество детей (30% времени).
3. Обсуждение (50% времени). Самая большая и значимая часть занятия, в которой ребёнок может открыто выразить то, что его волнует.
4. Завершение работы (10% времени). Завершающий ритуал, уборка [3].
Арт-технологии могут применяться как на специальных занятиях с психологом (классно-урочная, групповая или индивидуальная формы), так и на совместных занятиях педагога и психолога с детьми. Выбор, очередность и последовательность применения арт-технологий определяется педагогом-психологом. Для составления плана работы с классом, с группой или с отдельным учеником необходимо учитывать развитие как эмоциональной, так и личностной, мотивационной и других сфер.
Поэтому можно выделить следующие блоки работы с первоклассниками, позволяющие выявить наиболее перспективные арт-технологии:
1. Диагностика развития ребёнка посредством исследования его творческой деятельности.
В начале обучения необходимо, наряду с непосредственной диагностикой уровня адаптации ребёнка, провести исследование его творческих работ (ориентировочно, за первое полугодие): рисунков, поделок, обратить внимание на его движения в танцевальных упражнениях и играх. Помимо классических проективных методик, диагностическим материалом может служить любая творческая работа школьника. Символическое значение творческих работ ребёнка отражает информацию о степени его адаптированно сти к начальной школе. В диагностике важным является то, какое чувство является ведущим в работе, чего в неё не хватает, что является центральным моментом (фигурой), насколько отражена школьная ситуация, уровень тревожности и агрессивности. К примеру, если говорить об анализе рисунков, преобладание серых тонов может говорить о пониженном тоне настроения, красных и чёрных тонов, штриховка рисунка о тревожности, доминирование красных - об агрессивности. Внимание стоит также обратить на взаимоотношения со сверстниками и учителем в ходе диагностики и в конечном результате: насколько ребёнок обращается за помощью, разговаривает с другими, как в его работе выражена социальная сфера.
2. Эмоциональная готовность к школе: Развитие эмоциональной сферы. Развитие адаптации, психологическое раскрепощение. Снижение уровня тревожности.
При развитии эмоциональной готовности к школе важно обратить внимание на следующие темы: «Свободный рисунок», «Свободный рисунок в паре», «Мои эмоции», «Страшный рисунок», «Каракули». В качестве средства снижения тревожности можно применять сказкотерапию: для этого необходимо выбрать сказку с сюжетом, отражающим актуальную ситуацию развития или проблему ребёнка (или класса). Л. Д. Мардер полагает, что в процессе художественного творчества высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение [4]. В первом классе многие дети именно в силу этого страдают повышенной утомляемостью. Рисуя, танцуя и играя, ребёнок расслабляется, отреагирует страхи, негативные эмоции, агрессию, развивает уверенность в себе. В данный блок входит также и восприятие различных видов искусства - прослушивание музыкальных композиций, знакомство с произведениями театрального, литературного и изобразительного искусства. Произведения также можно подобрать, исходя из потребностей детей в классе. Безусловно, в целях повышения эффективности арт-технологий, педагог должен принимать на занятиях ребёнка безусловно, признавать его достоинства, понимать потребности - таким образом, создавать благоприятную психологическую атмосферу для творческого самовыражения.
3. Мотивационно-личностная готовность. Формирование образа «Я-ученик». Развитие творческого «Я» и способности самореализации в условиях школы.
_________________АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ...___________________
В данном блоке педагог может применять все методы развития рефлексии и образа «Я» ребёнка. Например: «Автопортрет», «Моё имя», «Моя внешность», «Любимое место, где я люблю бывать». Эффективным является сочинение сказки, где в главном герое проявляется отношение ребёнка к самому себе. В качестве развития мотивационной готовности первоклассника можно использовать темы, связанные с обучением в школе: игры, постановки тематических сценок.
4. Социальная готовность: Развитие чувства эмпатии, сплочение классного коллектива.
В развитии социальной сферы важным является вовлечение ребёнка в коллективное творчество. Н. О. Сучкова полагает, что арт-технологии выступают важным инструментом коммуникации, позволяя ребёнку восполнить дефицит общения и построить гармоничные отношения с миром [5]. Например, в качестве тем в начальных классах можно предложить такие темы, как «Наш класс», «Дружба», «Мой мир», изготовление подарков, детская психодрама, театральные представления на праздники, ролевые игры.
5. Интеллектуальная готовность. Развитие произвольности, внимания, мышления, восприятия.
В развитии психических функций ребёнка большую роль играют сочинения рассказов, сказок, стихов, рисование сюжетных картин. Можно предложить детям изобразить на рисунке или слепить чувства, ассоциации, возникшие после прочтения стихотворения или рассказа. Занятия художественным творчеством можно проводить как в индивидуальной, в мини-групповой и групповой формах. Разумеется, разделение на блоки адаптации достаточно символично, так как адаптация - это целостный процесс. Педагог может варьировать упражнения по своему усмотрению.
Таким образом, при поступлении ребёнка в первый класс важным является своевременная диагностика и коррекция его адаптации в школе. Воспитание и развитие с помощью искусства является гибким, мягким и бережным методом формирования личности школьника. Поэтому в целях профилактики дезадаптации младшего школьника необходимо применять различные арт-технологии, порядок и очередность применения которых определяются педагогом-психо логом.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л. И. Божович. — М., 1968. - 240 с.
2. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ В. В. Давыдов, / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. - С. 69-101.
3. Киселёва, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. [Текст]/ М. В. Киселёва. - СПб., 2007. - 336 с.
4. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2007. - 143 с.
5. Сучкова, Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. [Текст]/ Н. О. Сучкова. - СПб., 2008. - 112 с.
6. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. [Текст]/ Н. Ф. Талызина. - М., 1998.-288 с.
УДК 373.7
Матвеева Ольга Сергеевна
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Найн Альберт Яковлевич
Доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета при Уральской академии физической культуры, [email protected], Челябинск
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Matveyeva Olga Sergeyevna
Post-graduate student of faculty ofpedagogic, the Ural state university ofphysical training, olgamatveyev@mail. ru, Chelyabinsk
Nine Albert Yakovlevich
Doctor of pedagogy, professor, chairman of the dissertation council at the Ural Academy of Physical Training, [email protected], Chelyabinsk
PATTERNS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS PROFESSIONAL THINKING CULTURE
Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в широком поле будущей деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций.
В настоящее время введены государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования, широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях обучения, в целом развитие системы профессионального образования идет по пути становления нового содержания всех его элементов.
Однако, система образования до сих пор еще не перестает лишь «наполнять» студента готовыми знаниями, в то время, как от выпускников образовательных учреждений профессионального образования в целом и, в частности, системы среднего профессионального образования сегодня требуется высокая мобильность, конкурентоспособность на рынке труда, сфор-мированность потребности в самореализации и саморазвитии. Обществу в XXI в. нужны образованные, культурно и профессионально мыслящие специалисты, которые способны к новому профессиональному мышлению и обладают развитой культурой профессионального мышления.
102