Научная статья на тему 'Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб'

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1575
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскот Артем Николаевич

Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоскот Артем Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 159.922.7 А.Н. ЛОСКОТ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Цель статьи - показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников - клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.

Ключевые слова: арт-терапия, креативность, социализация.

Дети, особенно младшие школьники, наиболее остро чувствуют происходящее в окружающем их мире. В этом возрасте формируется характер, ценностные ориентиры. Вот почему так важно в этот период жизни ребёнка увлечь его такими занятиями, которые будут обострять или развивать в нём чувство прекрасного, позволят раскрыться и найти в себе скрытые потенциалы. В то же время, нельзя забывать, что младший школьный возраст - это возраст, когда формируется социальная установка на взаимодействие ребёнка и общества. А если речь идёт о ребёнке

- клиенте социальной службы, то, скорее всего, он испытывает негативное влияние окружающей среды, в его жизни присутствуют социально-опасные люди, либо, не всё в порядке в семье.

На наш взгляд, наиболее подходящим методом для развития внутреннего мира и социальной адаптации такого ребёнка, является арт-терапия.

История возникновения и применения арт-терапии уходит глубоко в прошлое. Этот феномен стал применяться человеком примерно тогда же, когда появился и сам человек. В кайнозойскую эру пещерные люди рисовали на стенах своих пещер сцены охоты, проведения шаманских обрядов и другие событий своей жизни. Позднее это переросло в народное творчество, индивидуальное для каждой нации, в котором выражалась

вся многовековая история того или иного народа. В сущности, это и была первая арт-терапия, ее ненаучный вариант, который в виде этнического искусства существует и до настоящего времени. Следует уже здесь сделать акцент на том, что арт-терапия изначально являлась социальным, а во многом даже социально-реабилитационным явлением.

Однако, сама арт-терапия, как самостоятельный научно-терапевтический метод, появилась сравнительно недавно, в середине ХХ века.

Термин «арт-терапия» (art therapy) стал впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения различных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Со времени основания в арт-терапии образовались два главных направления.

Во главе первого направления стояла Эдит

© А.Н. Лоскот, 2009

141

Социальная работа

Крамер, рассматривавшая изобразительное искусство как терапию и арт-психотерапию.

Второе направление возглавляла Маргарет Наумбург, специализировавшаяся на инсайт-ори-ентированной арт-терапии.

Оба эти направления основывались на психоанализе, но имели различия, о которых упоминалось выше.

В системе различных направлений психотерапии, использующих искусство, арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а так же представителей групп риска [2, с. 17]. А именно представителями групп риска являются младшие школьники, находящиеся в клиентуре социальной службы.

Арт-терапия включает в себя: изотерапию, фототерапию, музтерапию, книготерапию, кинотерапию, сказкотерапию, аромотерапию, глино-терапию, танцетерапию, театротерапию.

Не смотря на обилие методов и средств, цель всех видов арт-терапии одна - помочь человеку, нормализовать его душевное состояние, вывести из тяжёлого эмоционального ступора и увеличить в нём амодостаточность и эмпатию.

Каждый из вышеперечисленных видов арт-терапии направлен, как правило, на комплекс или один из органов чувств. За счёт этого достигается максимальная сосредоточенность и активация стимулируемых сенсоров.

В дальнейшем речь пойдёт о групповой арт-терапии, которая оказывает, по сравнению с индивидуальными занятиями, наиболее эффективное влияние на младших школьников в плане развития у них социальной адекватности и эмпатии. Коллектив младших школьников, по своему способу влияния на каждого из его членов, является эффективным механизмом для социальной адаптации, а арт-терапевтические методики - средством настройки его правильного функционирования.

Связующим звеном между младшим школьником и социумом, который в случае арт-тера-певтических занятий представляет из себя терапевтическую группу, является творчество. Твор-

чество - это компонент, который способен заменить в жизни младшего школьника стремление к пагубным привычкам, тягу к зарабатыванию сомнительного авторитета в социально неблагополучном окружении и желание быть похожим на девиантные стереотипы.

Творчество делает человека самодостаточным, наполняет его жизнь смыслом, заставляет стараться поступать не в ущерб себе и окружающим. Творческий процесс - это созидание в чистом виде, а значит, он не может вызвать отрицательный эффект. И чем раньше человек прикоснётся к этому роду деятельности, тем для него будет полезнее.

Ведущим понятием процесса творчества является креативность (от лат. Сгеайо - творение).

Одним из родоначальников исследования креативности считается американский психолог-исследователь Джой Пол Гилфорд (1897-1987). До Д. Гилфорда считалось, что психологические проблемы, возникающие перед человеком, могут решаться только в результате мышления по строго установленным схемам. Д. Гилфорд пришел к выводу, что ключ к нахождению новых идей заключается в том, чтобы отстранить рассмотрение уже известных путей мышления, касающиеся какого-либо рассматриваемого вопроса. Д. -Гилфорд называет этот способ, при котором намеренно проблема рассматривается с неожиданных точек зрения, «дивиргентным мышлением» и требует скачкообразного, открытого на все стороны и охватывающего несколько тем подхода [2, с. 444-454].

По мнению П. Торренса, автора самого известного в мировой психологической практике теста измерения креативного мышления, креативность - процесс, в ходе которого ребенок становится чувствителен к трудностям, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат [3, с. 27-32].

Проводимые нами исследования в социальных центрах России (г. Тула) и Украины (г. Судак) однозначно выявили тенденцию к творческому росту и развитию уровня креативности у большинства младших школьников - клиентов местных социальных учреждений, которые были участни-

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Эффектный подход к обучению детей с ранним детским аутизмом

ками наших арт-терапевтических занятий.

Задания, включавшие в себя рисование звуков, описание красок, фантазирование на заданную тему, заставляли детей одновременно и напряжённо думать и с интересом их выполнять.

Групповые работы, проводимые на разных этапах эксперимента, показали так же и растущий уровень социальной активности.

Так, одно из заданий, проводимое трижды - в начале, середине и конце курса занятий и заключавшееся в рисовании на общем листе бумаги, состоящем из нескольких склеенных ватманов, города со своими улицами, домами, жителями и т.д., явно показало, что в начале курса занятий рисунок каждого ребёнка был особняком, а в конце - практически все соединились дорогами, мостами и тропинками.

Таким образом, развивая у младшего школьника креативность посредством арт-терапевти-ческих занятий, для него появляется больше шансов на самореализацию в позитивном, созидательном ключе и, как следствие, на становление его в социально-адекватном образе жизни.

Чаще всего на негативное поведение детей

младшего школьного возраста возникает от безделья и отсутствия какой-либо позитивной мотивации заниматься творческой деятельностью. Развивая креативность методами арт-терапии в младшем школьнике, мы даём ему шанс выбирать между девиантными склонностями, социальноопасными мотивами и творчеством, фантазированием, развитием собственного внутреннего мира и путеводной целью в жизни, берущей своё начало в креативном образе мышления.

Библиографический список

1. Копытин А.И. Арт-терапия в эпоху постмодерна. - М.: Речь, 2002. - 224 с.

2. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2005. - С. 17.

3. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо-Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. - N° 1.

- С. 27-32.

УДК 376

Н.А. УЛЬЯНОВА

ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

На материале исследования детей с ранним детским аутизмом (РДА) в статье рассматривается идея включенности детей с особенностями развития в учебный процесс обычной массовой школы. Рассматриваются стили взаимодействия и взаимоотношения детей с нормальным онтогенезом развития с детьми с дизонтогенезом развития. Раскрывается роль педагога в учебной и внеурочной деятельности. Показано, что включенность детей с особенностями развития требует реорганизации всей учебной деятельности.

Ключевые слова: ранний детский аутизм (РДА), дизонтогенез, социальное взаимодействие, включение в учебный процесс, организация учебного процесса, роль педагога.

Идея включения детей с особенностями развития в учебный процесс обычной средней школы не новая. Вопросам целесообразности, последствий, плюсов и минусов данного включе-

ния были посвящены многие работы отечественных психологов (Выготского Л.С., Трошина Г.Я.. Цыганок А.А. и др.) [1; 6].

На примере детей с ранним детским аутиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.