Королева А. А.
Свердловская область, Малышевский городской округ,
Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДК 376.4 ББК 74.3
Аннотация. В статье излагаются теоретические основы арт-терапии, специфика использования арт-терапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе психолога и особенности организации арт-терапевтического процесса с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: арт-терапия; задержка психического развития; коррекционно-развивающая работа
Сведения об авторе: Королева Алла Алексеевна, педагог-психолог Место работы:
МОУ школа - сад № 42, Свердловская обл., Малышевский городской округ
Контактная информация: 620017, E-mail: [email protected]
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции развития детей посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных направлений коррекционно-развивающей работы, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуаль-
Koroleva A. A. Sverdlovsk Region Malyshevsky City District, Russia
USING CREATIVE TECHNIQUES ART THERAPY IN CORRECTIONAL AND DEVELOPMENT OF A PSYCHOLOGIST WITH CHILDREN UNDER SCHOOL AGE WITH MENTAL RETARDATION
ГСНТИ Код ВАК 19.00.10 Abstract. The article contains some theoretical foundations about art therapy, describes specific character of using of art therapy technologies in correctional and developing work of psychologist. It describes some peculiarities of organization of art therapy process in contact with younger children who have mental retardation.
Key words: art-therapy; mental retardation; correctional and developing work
About the author: Queen Alia A., teacher, psychologist
Place of work:
Nov. School - Garden № 42, Sverdlovsk region., Malyshevsky City District
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26,
ной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми c задержкой психического развития (ЗПР) и делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации развития в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние [5].
Дети с ЗПР в большинстве случаев затрудняются в вербализации
своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна.
Многие арттерапевтические технологии уже давно используются при работе с детьми с ЗПР. У таких детей могут наблюдаться сложности в осмыслении заданий, возникает тревога при попытках работы с новыми материалами, появляются реакции протеста.
Как правило, у таких детей слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепци, которую можно корректировать, используя богатый ресурс арт-
технологий.
По мнению С. Г. Рыбаковой [4], процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование артте-рапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помо-
гал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.
Л. Д. Лебедева [2] отмечает, ,что в настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений: совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; комплекс арттерапевтиче-ских методик; направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
• изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
• имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
• музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
• сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды.
В психокоррекционной практике арт-терапия психологами рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений детей с ЗПР осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном
воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественнотворческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Основываясь на гуманистическом подходе, арт-
терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства [2].
Рассмотрим специфику исполь-
зования арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ЗПР.
В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается его ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем свои впечатления и жизненный опыт.
Как отмечает О. А. Матвеева [3], особое значение арт-технологий для развития детей с ЗПР младшего школьного возраста заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт .
Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорноперцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, рисование «Волшебными красками»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление кукол; состав-
ление мозаик, аппликаций и др.
В младшем школьном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка, когда усваивается «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения эмоционального состояния и для обогащения эмоционального мира ребенка. Здесь помогут следующие технологии: «Моноти-
пия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории»,
«Рисование фигуры» и др. Важно то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непо-нравившийся рисунок, деформировать и трансформировать поделки из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.
Важной особенностью младшего школьного возрастного периода, как отмечает С. Г. Рыбакова [4], является постепенное зарождение истинных мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха. При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы
важно подчеркивать успешность каждого ребенка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д. Так фор-
мируется мотивация достижения успеха, которая необходима в дальнейшей жизни.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность ребенка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.
Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу
справляться с трудностями».
Через взаимодействие с другими детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Дети с ЗПР не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».
В развитии Я-концепции появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определенным полом, восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей можно использовать следующие арт-техники: «Рисование фигуры», «Маски»,
«Грани моего Я», работа с соленым тестом и др.
Так как ведущими факторами развития детей в младшем школьном возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, необходимо использовать предложенные, «упаковывая» их в игровой контекст. При индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы, можно придумывать интересные игры, в рамках которых ребенку предлагается создать «Монотипию» действующих лиц - кукол из гофрированной бумаги (марионетки).
При включении арт-технологий в коррекционно-развивающие программы обязательно необходимо учитывать задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное количество), время ,необходимое для ее проведения.
Арт-терапия нередко рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «исцеляющих возможностей искусства».
В процессе терапевтического рисования наиболее ярко выявляются неосознанные реакции личности, что подтверждает проективный потенциал продукта арт-терапевтической работы.
Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: субъект отражает, проецирует на изобразительный продукт свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы.
Люди, имеющие более низкие показатели базового доверия,
склонны к проекции, прежде всего, депрессивных переживаний.
В любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается даже, что основной механизм изобразительной деятельности — проекция.
По сути, изобразительный продукт - отражение индивидуальнопсихологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки. По словам А. И. Копыти-на, любой детский рисунок является проективным по отношению к внутреннему психическому состоянию личности.
Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, другие подобные факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства
цвета, символики, характер движений ребенка.
Графические методы дают ребёнку возможность самому не только проецировать реальность, но и по-своему интерпретировать ее. Естественно, полученный результат в значительной мере отражает настроение, состояние, особенности внутреннего мира «художника».
С позиций феноменологии изобразительный продукт рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть личности автора. Взаимодействуя с художественными материалами, люди открывают индивидуальность и уникальность собственного внутреннего мира [1].
Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксационным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным и др.). Именно поэтому арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством».
При выполнении проективного рисунка основным объектом исследования становится придуманный ребенком графический образ в соответствии с собственной индивидуальностью. Научно доказано, что определяющую роль в формировании данного образа играют потребности, интересы и в целом психическая организация ребенка.
В числе достоинств проективной диагностики Л. Д. Лебедева [2] отмечает и то, что рисуночные тесты облегчают демонстрацию таких сторон
внутреннего мира субъекта, которые он сознательно скрывает, вытесняет или не в состоянии выразить прямо (словами).
Проективные методы, методики и тесты нередко называют косвенными, неформализованными. Полученные результаты позволяют только сориентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого, в связи с чем считаются неточными, с высокой степенью субъективности интерпретаций и низкой надежностью в сравнении со стандартизованными методами психологического исследования личности.
И хотя проективные рисуночные методы лишены научной строгости и однозначности, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства, тем не менее они информативны, высоко гуманны и корректны, особенно если предметом научного исследования становится духовное «Я» человека, как отмечает С. Г. Рыбакова, привычная для психолога и педагога исследовательская и формирующая установка недопустима и бессмысленна, фактически можно только приблизиться, прикоснуться, диалогически приобщиться к духовному «Я» в себе самом и другом человеке [4].
Рисуя линии, дети с ЗПР не задумываются об их свойствах или содержании, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Вместе с тем линия может символизировать жизненный путь или его определенный этап. Можно заключить, подчеркивает А. И. Копы-
тин, что «каракули» представляют новую информацию для диагностики и новые ресурсы для арт-терапии [1].
Непроизвольные рисунки, как правило, отражают сиюминутные переживания, а для личности характерна склонность к непрерывным изменениям ее составляющих. Следовательно, невозможно сделать какое-либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Необходимо изучить серию работ, выявить некоторые закономерности, особенности изображения, характерные для работ этого ребенка: повторяющиеся детали, характер линий, размеры изображения, расположение фигур в пространстве листа и многое другое. Существенную роль играет целостное восприятие работы.
Приведём описание цикла арт-терапевтических занятий с детьми младшего школьного возраста с ЗПР «Мир цветов и чувств».
Цель работы: устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.
Задачи: снятие эмоционального напряжения; коррекция механизмов психологической защиты в виде негативизма, агрессии; коррекция тревожности, социальных барьеров; развитие чувства собственной значимости; формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства); поощрение позитивных форм
активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.); развитие умения контролировать свои действия; развитие воображения.
Приведём пример диагностического задания «Цвета настроений» по теме «Мир цветов и чувств».
Ведущий: Какое бывает
настроение у человека?
Каждый из вас попробует разукрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать настроение. Готовые силуэты уже есть (в том случае, если дети рисовали на обоях), выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию.
Во время рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, не похож на других.
Дети рисуют в разном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а потом и остальным, предлагается выбрать место в комнате, куда бы он хотел повесить свой рисунок. Взрослый помогает его крепить.
В конце занятия все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей (на стенах новые рисунки, на полу — портреты) и спрашивает:
-Угадают ли родители автопортреты своих детей?
В комнату приглашаются взрослые, сопровождающие детей на занятия. Им демонстрируются меловые и гуашевые человечки, они определяют
работы своих детей. Работа носит диагностический характер, создает почву для интереса родителей к занятиям, к анализу продуктов детского творчества, дает информацию для дальнейших бесед.
Рассмотрим пример занятия «Волшебные краски».
Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности у детей.
Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.
Занятие может проводиться в индивидуальном и групповом режиме.
В ходе работы «волшебная краска» изготавливается самими детьми. Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они
не боялись испачкаться.
Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.
Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть какая-либо заданная тема.
Психолог в это время отслеживает способы взаимодействия детей, их состояние и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании. Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями.
Структура коррекционно-развивающего арттерапевтического занятия может быть следующей:
1. Оргмомент: включение в
работу.
2. Цель: создание настроя на коллективное творчество.
3. Основное задание: приобретение нового опыта, применение психотерапевтических техник, освоение различных материалов, направленных на разработку какой-либо темы, предоставление возможности использования разнообразного изобразительного материала, костюма, музыкальных инструментов и др.
4. Обсуждение работы: осознание проделанной работы (выставка работ, обмен актуализированных чувств, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, стихов, названий к работам).
5. Завершение: закрепление нового опыта (коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт, получить «ресурс» повышения самооценки, улучшения эмоционального фона).
Медитативные техники.
С детьми младшего школьного возраста занятия проходят 2 раза в неделю по 35 минут. Количество занятий определяется целями, которые ставит психолог, индивидуальными и возрастными особенностями детей. Как правило, программа содержит в себе не менее 7-12 занятий. Количество детей в группе от 4 до 12 человек.
Рассмотрим пример практического занятия «Марионетки».
Необходимые материалы: гофрированная бумага, клей, ножницы.
На изготовление марионетки отводится 40 минут.
Работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние. Психолог тоже изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. Детям не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это можно будет сделать дома.
Обсуждение: Участники садятся по кругу. У каждого в руках его марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы были представлены все марионетки.
Ученики должны описать чувства, которые у них вызывают их марионетки.
Завершение: Участники становятся в круг, держа в руках марионетки.
Психолог: «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Куклы должны «перезнакомиться» и сказать друг другу, чем одна нравиться другой. Будьте внимательны, вы должны познакомиться со всеми марионетками».
Упражнение позволяет осознать регулятивные ресурсы, выравнивает эмоциональное состояние группы, снижает напряженность, в том числе и телесную, позволяет детям лучше узнать друг друга и себя, а так же улучшает настроение.
Результатом коррекционных занятий являются следующие показатели:
- в процессе арт-терапевтических занятий у детей меняются многие динамические характеристики Я-концепции с отрицательных на положительные, повышается самооценка, значительно возрастает самоинтерес;
- формируется мотивация самовоспитания, саморазвития;
- развиваются и закрепляются навыки поведения в различных ситуациях;
- развивается фантазия и воображение;
- происходит эмоциональное осознание своего поведения;
- снижается напряжение и приобретаются навыки в саморасслаблении;
- снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, дети получают новые различные модели разрядки гнева и агрессивности;
- происходит раскрытие внутреннего потенциала.
Литература
1. Копытин,А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копы-тин.—СПб:Речь.2002.-366 с.
2. Лебедева, Л. Д. Практика арт -терапии: подходы, диагности-ка,система занятий / Л. Д. Лебе-дева.СПб: Речь.2003. — 256с.
3. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми/ О. А. Матвеева—М.: ЭКСМО— Пресс.2001. — 158с.
4. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С. Г. Рыбаков.-СПб : Речь.2007. — 139 с
5. Сакович, Н. А. Креативные методы арт-терапии / Н. А. Сакович—СПб: Речь.2006.-172 с.
© А. А. Королева, 2009