Научная статья на тему 'Современный креативный арт-терапевтический подход как средство достижения и сохранения физического и психического благополучия'

Современный креативный арт-терапевтический подход как средство достижения и сохранения физического и психического благополучия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / АЛЕКСИТИМИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беззубик К. В., Наумова С. М., Ефанов Е. В., Образцов С. Н.

В статье обсуждаются модели арт-терапии, применяемые в практической психологии и психотерапии детей с отклонениями в развитии, с поведенческими и коммуникативными нарушениями: алекситимией, искажениями самоидентификации, деформациями телесного «Я». В ходе арт-терапевтической работы с помощью средств визуального изобразительного искусства оценивается специфика коммуникационного взаимодействия и осуществляется выбор эффективной методики коррекции психических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный креативный арт-терапевтический подход как средство достижения и сохранения физического и психического благополучия»

УДК 37.025

СОВРЕМЕННЫЙ КРЕАТИВНЫЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

К.В. Беззубик, профессор, доктор медицинских наук,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

С.М. Наумова, педагог дополнительного образования, творческий центр «Личность» Комитета образования ЮАО г. Москвы,

Е.В. Ефанов, доцент, почетный профессор, С.Н. Образцов, старший преподаватель, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

В статье обсуждаются модели арт-терапии, применяемые в практической психологии и психотерапии детей с отклонениями в развитии, с поведенческими и коммуникативными нарушениями: алекситимией, искажениями самоидентификации, деформациями телесного «Я». В ходе арт-терапевтической работы с помощью средств визуального изобразительного искусства оценивается специфика коммуникационного взаимодействия и осуществляется выбор эффективной методики коррекции психических функций.

Ключевые слова: психические функции, арт-терапия, самоидентификация,

алекситимия, психотерапия.

Образовательные реформы последних десятилетий в России, касающиеся содержания учебных программ, стандартизации и спецификации тестирования знаний, а также общих принципов управления образованием, активизировали проблему сохранения физического и психического здоровья. Сложившаяся в советское время школьная система образования и успешная вузовская подготовка кадров резко изменились. Сегодня процесс школьного образования серьезно перегружен дополнительными дисциплинами инновационного характера. Так, в обычной средней образовательной школе в программу обучения 2-го класса включены такие дисциплины, как «Основы психологии», «Граждановедение», «Москвоведение», «Информатика». Согласно «Образовательной программе просвещения», утвержденной Ю.М. Лужковым, в гимназических классах обычной школы и в инновационной школе иностранный язык преподается, начиная с первого класса.

В четвертом - шестом классах по таким предметам, как биология, история, география пишутся рефераты или сочинения с выделением 8— 10 пунктов или параграфов, требующих понимания, осмысления, системного анализа прочитанного материала. От ученика требуют расширенных знаний по предмету, который весьма скупо

стр. 50 из 131

освещается учителем. В школе необходимой литературы нет. На ее поиск, чтение и реферирование материала в «рабочей тетради» ученика родитель затрачивает минимум 8 часов. На прочтение, усвоение и переписывание уже готового материала школьнику необходимо потратить 4 часа. Учитель явно видит — почерк ученика разительно отличается от почерка в реферате, но замечаний не делает. Есть и другие предметы: математика, физика, иностранный язык и др. На отдых, прогулку, творческие занятия времени почти не остается. Накапливаются усталость, раздражительность, паника, нарушается сон. Без помощи мамы, бабушки с их высшим образованием и учеными званиями - полная неудача, в дневнике сплошные двойки.

Помимо стрессов, связанных с учебной перегрузкой, ученики переживают как запланированные возрастные кризисы, так незапланированные стрессы, обусловленные болезнью, травмой, личностными и межличностными конфликтами.

Медико-психологические исследования разных групп школьников, включая выпускников, показали следующее. Если к началу учебы в школе здоровых детей в младших классах было около 70%, то в средних классах их число уменьшилось до 35%, и к моменту окончания школы здоровых подростков — не более 15— 20%.

В структуре заболеваний у школьников младших и средних возрастов превалирует патология органов дыхания, пищеварения, тогда как у школьников старших классов и выпускников школы наиболее остро стоит проблема эмоциональной неустойчивости. Почти 90% детей и подростков находятся в состоянии эмоционального напряжения, 75% из них имеют те иные заболевания стрессовой патологии. Старший подростковый возраст наиболее чувствителен к развитию эмоциональности, сознательной саморегуляции и самоконтролю, устойчивости к стрессу.

В профессиональных школах для повышения эмоциональной устойчивости подростков 15— 18 лет психотерапевты наиболее часто используют социальнопсихологический тренинг, оказывающий терапевтическое воздействие на весь организм. В последние годы психологический тренинг включен в программы подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. В тоже время подобный тренинг не показан людям, у которых эмоциональная неустойчивость сопряжена с высокой личностной тревожностью, невротическими проявлениями, фобическими состояниями. Трудные жизненные ситуации, кризисы, фрустрация, стресс, конфликты предъявляют повышенные требования к ресурсам личности. Таким людям нужна интегративная и пошаговая модель переструктурирования поведения, созданная на основе комплексного воздействия и

стимуляции изменений в мотивационной, эмоциональной, волевой, нравственной сферах личности.

На индивидуальную креативность, содержащую характеристики когнитивного стиля и способностей (плавность мышления), личностных показателей локуса контроля, мотивации, оказывают влияние такие личностные черты, как степень выраженности эстетического чувства, интересы (вне работы, учебы), энергичность, оригинальность, интуиция, самоуверенность и чувство независимости, беглость речи и слов, способность решать конфликтные ситуации на основе собственного опыта, а также окружающая социальная среда. Люди с выраженной независимостью способны анализировать реальную ситуацию, не отвлекаясь на иррелевантные аспекты, как это происходит у лиц, страдающих наркозависимостью. Так, у детей, подростков, студентов с различными формами девиаций, аддикциями особенно деформируется контроль внимания. Внешняя мотивация (оценка, вознаграждение) может негативно повлиять на креативность. Кроме того, креативность может пострадать, если оценочные полномочия предоставлены другим лицам. Ими могут быть родители, раздраженные воспитатели, учителя, педагоги, одноклассники и сокурсники.

Для диагностики аномального поведения детей и подростков, различных фобий, страха, конфликтов особенно важно понять причины их развития. Однако большинство родителей достаточно высоко оценивает способности своего ребенка даже в ситуации постоянного конфликта с ним. В процессе консультирования психологом родители чаще скрыто враждебны, оказывая негативное влияние на процесс взаимодействия психолога и подростка. Важнейшей задачей психолога — помочь ребенку выявить хотя бы частично скрытую озлобленность, осознать ее, показать, как она отражается на его поведении. Подросток, ребенок в силу своей малой развитости не способен правильно вербализировать свои чувства. Это наиболее ярко проявляется у подростков с аддикциями, зависимостью от психоактивных веществ. Им свойственна алекситимия, характеризующаяся затруднениями вербализации своих чувств в коммуникативном процессе.

Современными исследованиями в области нейропсихологии доказано, что состояние мозга, функциональные процессы в организме человека тесно связаны с его чувствами. Дети, подростки с проблемной психикой нуждаются в ранней коррекционной терапии до того, когда аномальное поведение проявится со всей остротой [5].

Одним из методов коррекционной терапии является креативная арт-терапия с использованием визуального изобразительного искусства. В изобразительном творчестве применяют разнородные материалы: глину, песок, уголь, краски, цветные карандаши,

металл, перья птиц, ткани, бисер, бумагу и др. В процессе работы с изобразительными материалами и получаемой продукцией изначально возникающий монолог с переживаниями пациентом негативных событий при дальнейшем обсуждении результатов с арт-терапевтом переходит в форму диалога. Этот вид терапии связан с осознанием неосознаваемого психического материала. Задача арт-терапевта — создать безопасную среду для работы, в которой пациент почувствует себя защищенным для того, чтобы выразить свои переживания.

Арт-терапия позволяет также улучшить качество жизни пациентов с психическими расстройствами, в определенной мере познать себя, найти способ адекватного отреагирования негативных эмоций через создание художественных образов [1].

Ничем не ограниченная свобода творческой фантазии в процессе создания визуальных образов способствует реализации бессознательных импульсов. Активизация воображения и выход образов в творчестве сами по себе могут приводить к исцелению [3, 6].

Изобразительная деятельность — рисование, лепка, связывая оба вида памяти: эксплицитную (в которой закрепились негативные события, ставшие причиной страхов, фобий, аддикций) с имплицитной памятью (ответственной за чувства и мысли), помогает описать события словами, вновь их пережить и определенно детализировать.

У детей, переживших психическую, физическую травму, как правило, появляется потребность в отражении своих чувств в изобразительной деятельности. Выплескивая свои чувства на бумагу, они успокаиваются. В ходе занятий ребенок получает возможность дистанцироваться от негативных переживаний. Изобразительная деятельность позволяет подростку, ребенку по-иному взглянуть на свои чувства, отраженные в рисунке или глине, переработать, переосмыслить свой опыт.

Не директивная форма арт-терапии с изобразительными материалами имеет большое значение в психотерапии детей с дефектами развития. Вербальный контакт с такими детьми затруднен, а свободная «игра» даже без создания оформленных законченных образов становится основой расширения коммуникативных связей, средством и инструментом познания окружающего мира. Ребенок становится эмоционально более спокойным, повышается его стрессоустойчивость [2}. Помимо рисуночных методик «Наш дом», «Я и моя семья», имаго-терапия, существует большое количество методик, применяемых с диагностической и лечебной целью. Это телесная психотерапия, кукло-терапия, перфоманс, инсталляция, акционизм.

Игровые методики, ролевые игры («Горячий стул», «Я - сын/дочь», «Зеркало» и др.), позволяют выявить сущность конфликта с отрицательными эмоциями у обеих

стр. 53 из 131

конфликтующих сторон. Прорабатывание статуса личности путем создания визуального образа с помощью рисования, скульптуры (например, изображение цветка, животного, машины) позволяет выяснению отношений друг к другу в безболезненной форме [1, 2, 10]. Если «мама — цветок, животное, то какой?». Обсуждение результатов творчества детей с арт-терапевтом способствует переоценке родителями уровня притязаний к своим детям [1].

В лечебном плане интерес представляет сочетанная методика рисуночной и телесной психотерапии с использованием визуального изобразительного творчества и движений, успешно применяемой у пациентов с последствиями ДЦП, задержкой психического и физического развития. Манипуляции ребенка с мелками, игрушками, рисунками, красками вызывают у детей новые ощущения, чувства. Перекладывание разноцветных мелков, карандашей, черкание, мазание, создание клякс, линий, окрашивание воды в разный цвет, сминание и разрывание бумаги, фольги, создание фигурок из песка, пластилина, глины - важные эксперименты ребенка с освоением окружающего пространства, взаимодействия с ним.

Те или иные игровые действия детей, выбор изобразительного материала связаны с выражением определенных чувств или с потребностью в психологической защите. Наблюдения за тем, как ребенок рисует различные линии, как он исправляет их, меняет экспрессию и тип движения, форму и цвет, можно судить об определенных характерологических чертах: замкнутости, пассивности, сосредоточенности,

вовлеченности, агрессивности. Дети с нарушением развития склонны к смешению цветов, что указывает на неоднозначные эмоциональные переживания. В результате таких упражнений увеличивается устойчивость внимания, ребенок спонтанно проговаривая отдельные слова, осмысленно отвечает на вопросы требующие четкой оценки в виде коротких ответов «да» или «нет», становится более эмоциональным и самостоятельным, правильно пользуя паралингвинистические средства общения [1, 3].

Работа с мелкими деталями игрушек, мелками, карандашиками: рисование, окрашивание кисточкой, перемещение продукции в игровом пространстве на разные уровни развивает новые навыки в выполнении более эффективных мелких движений пальцев рук, в самостоятельном вставании с пола, большую уверенность в управлении движениями своего тела. Обретение уверенности в себе, в своих действиях активизирует потребности ребенка к межличностным взаимоотношениям. Расширение возможности самопознания через игры с художественными материалами развивает в ребенке навыки саморегуляции, контроля над своими чувствами. В ходе совершенствования познавательных и коммуникативных процессов успешнее развивается речь, что явно

стр. 54 из 131

указывает на создание предпосылок для перехода ребенка к более высоко организованным формам психической деятельности. Благодаря арт-терапии у детей с нарушением развития успешно развиваются навыки самоорганизации, происходят позитивные изменения в представлениях о себе и своих возможностях, появляется способность к совместной игровой и предметной деятельности с взрослыми [1, 4, 8].

Особое место в творческом воспитании ребенка, подростка занимает культурная среда - общение в семье, в школе, в учреждениях досуга. Досуг - важная часть времени ребенка, в которую входит культурно-эстетическое развитие, самообразование, общественно полезная деятельность и т.д. Творческое развитие ребенка трудно переоценить, так как именно в творчестве наиболее ярко проявляется свое «Я», совершенствуются эмоциональная, нравственная, духовная сферы деятельности человека.

Культурно-воспитательная деятельность носит добровольный характер, в ней нет жесткого регламента обязательных школьных занятий. Эта деятельность определяется запросами и интересами самих детей, подростков. Они имеют возможность проявлять инициативу, участвовать в творческих конкурсах, почувствовать вкус к работе в группе. Являясь подлинно демократичной и привлекательной, творческая деятельность становится важной компонентой разнообразной деятельности особенно для «трудного» ребенка, имеющего проблемы в обучении, общении [8].

Опыт практической работы педагога дополнительного образования творческого центра «Личность» с детьми из разных социальных слоев позволяет сделать вывод: «Вовлечение ребенка в творческий процесс способствует позитивным изменениям в поведении. Пассивные дети становятся активными, не общительные - более коммуникабельными, неаккуратные — более чистоплотными. Дети преобразуют окружающий их мир и самих себя» — заключает педагог С.М.Наумова. Творческое развитие ребенка необходимо еще и потому, что положительные впечатления, переживания в детстве являются фундаментом формирования здоровой психики.

Широкое применение реабилитационных достижений в образовательных учреждениях требует создания специальных реабилитационных школ, классов, а также иной подготовки специалистов, способных работать в этих учреждениях. Принципиально важным является также и тот факт, что на смену обычным детским развлечениям постепенно присходит вовлечение детей в более продуктивную творческую деятельность. Прогнозисты будущего правы - главное для человека будущего будет не цивилизация труда, но цивилизация свободного времени, умение распорядиться своим досугом, являющихся стимулирующими факторами в развитии деятельных личностей, гармонично сочетающих творчество, радость жизни и труд.

Нет такого вида искусства и такой творческой деятельности, на основе которых арт-терапевты не создавали бы новых оригинальных терапевтических программ и методик. Интерес представляет методика «маскотерапия» Г. Назлояна. В течение нескольких сеансов доктор лепит из пластилина портрет-маску пациента. В лечебном воздействии куклы особенно нуждаются люди с проблемной психикой, к которой мы также относим последствия наркомании. Даже пассивное присутствие на сеансах лечебного портретирования, воздействуя на психологическом уровне, через катарсис способствует улучшению физического и психического состояния пациента. В качестве показателей оценки эмоциональной устойчивости прогностически наиболее достоверны показатели саморегуляции, самоконтроля, напряженности, контроля эмоциональных реакций, уверенности в себе, устойчивости к стрессу.

Нашей кафедрой разработана модель коррекционной программы, объединяющая креативное и арт-терапевтическое воздействие на весь организм. Это оригинальная модификация методики инсталляции - «ваяние снежных фигур, материализующих человеческие пороки» [9]. Так называемые «трудные подростки» под руководством арт-терапевта в зимнем лесу лепили большие снежные фигуры, воплощающие их недуг. Как

говорил Г. Назлоян «......болезнь уходит в объем» [7]. С приходом весеннего тепла

«снежные пороки» растают, и земля, поглотив негативное прошлое, завершит кругооборот очищения. Феномен вытеснения негативных воспоминаний и порочных привычек (табакокурение, сквернословие, игромания, употребление психоактивных веществ наркотического и ненаркотического ряда: алкоголь, ЛСД, бензолы, фенолы и др.) из сознания больной деформированной личности способствует воспитанию и утверждению здоровой личности.

Другой из наиболее значимых разработанных нашей кафедрой методик является методика «обретения своего тела». Эта методика эффективна в терапии синдрома отвержения своего тела, презрения и ненависти к нему, клинически ярко проявляющего у наркоманов. Методика помогает наркозависимому идентифицировать свое тело, принять его. В основу методики положены принципы акционизма. Акционизм связан с использованием своего тела в качестве «основного материала» и инструмента творческой работы (раскрашивание красками). Использование этого метода позволило получить новый чрезвычайно интересный опыт арт-терапии [9]. Лечебный эффект метода «Обретение своего тела», основанный на стыке внутренней и внешней реальности, достигается фокусировкой осознания пациентом присутствия своего «Я» в происходящем «здесь и сейчас».

Осуществляя арт-терапевтические мероприятия мы не только помогаем справиться с недугом, но и открываем новые, ранее неведомые горизонты жизни, которые в будущем, после овладения тем или иным видом искусства, становятся замещающими факторами реализации личностных потенциалов не через наркотик, а через активное творчество.

Арт-терапия совершает важную работу по «деконструкции» негативных форм межличностных коммуникаций, обеспечивая достижение положительных социальных и терапевтических результатов. Дальнейшее развитие арт-терапевтического направления как целостной и научно обоснованной системы лечебно-развивающих и здоровье сберегающих методов воздействия на человека будет способствовать расширению границ применения арт-терапии во всех сферах жизнедеятельности человека, в особенности в области межличностных коммуникаций [1, 5, 8].

Литература

1. Арт-терапия. Новые горизонты /Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр,

2006.

2. Аметова Л.А. Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс,

2002.

4. Винникот Д. Игра в реальность. М.: Институт общегуманитарных

исследований, 2002.

5. Копытин А.И. Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито Центр, 2007.

6. Макнифф Ш. Искусство как исцеляющая практика. Бостон. Изд-во «Шамбала». 1992.

7. Назлоян Г. Зеркало двойника. Утраты и обретения. Психотерапевтический метод портретирования. М, 1994.

8. Никольская И.М. Арт-терапия - терапия изобразительным искусством.

// Детская психотерапия: Учебник /Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005.

9. Образцов С.Н. Лепить можно не только из пластилина» / «Вестник МГУС»

№ 10 (119), декабрь 2004.

10. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию учебное пособие. М.: «Когито-Центр», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.