Научная статья на тему 'Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей'

Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3986
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / НАРЦИССИЗМ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беззубик К. В., Ефанов Е. В., Образцов С. Н.

Наркомания многоплановое и многоаспектное заболевание, оказывающее губительное действие на все органы и системы человека. Патогенез наркологических заболеваний связан с биологическими, химическими, психическими, физическими, наследственными и генетическими факторами формирования зависимости. Отечественный и зарубежный опыт работы с наркозависимыми людьми расширяет перспективу использования арт-терапии. Изобразительная деятельность помогает пациенту «переработать» свой негативный опыт, укрепить свое «Я». Не скованная рамками языкового барьера или культурными различиями специалиста и пациента арт-терапия повышает эффективность психотерапии, предоставляя наркозависимому еще один шанс для возвращения к полноценной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Therapy for Drug Addiction Treatment

Drug addiction is a complex illness with a devastating effect on all organs and systems of an individual. Pathogenesis depends on the biological, chemical, mental, physical, hereditary, and genetic factors in the development of addiction. Art therapy improves the effectiveness of psychotherapy: drug addicts can return to normal life.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей»

УДК 615.851.82

АРТ-ТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ

К.В. Беззубик, профессор, доктор медицинских наук, juliiEF@mail.ru,

С.Н. Образцов, старший преподаватель, neverlol@ mail.ru,

Е.В. Ефанов, доцент, почетный профессор, Evge-Efa@yandex.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Drug addiction is a complex illness with a devastating effect on all organs and systems of an individual. Pathogenesis depends on the biological, chemical, mental, physical, hereditary, and genetic factors in the development of addiction. Art therapy improves the effectiveness of psychotherapy: drug addicts can return to normal life.

Наркомания — многоплановое и многоаспектное заболевание, оказывающее губительное действие на все органы и системы человека. Патогенез наркологических заболеваний связан с биологическими, химическими, психическими, физическими, наследственными и генетическими факторами формирования зависимости. Отечественный и зарубежный опыт работы с наркозависимыми людьми расширяет перспективу использования арт-терапии. Изобразительная деятельность помогает пациенту «переработать» свой негативный опыт, укрепить свое «Я». Не скованная рамками языкового барьера или культурными различиями специалиста и пациента арт-терапия повышает эффективность психотерапии, предоставляя наркозависимому еще один шанс для возвращения к полноценной жизни.

Ключевые слова: наркомания, наркотическая зависимость, нарциссизм, арт-терапия.

В конце ХХ—начале ХХ! вв. стало ясно, что злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) представляет угрозу для жизни не только в отдельно взятой стране, но и во всем мире. Наркомания способствует деградации личности, разрушению физического и психического здоровья человека. Наркомания порождает целый ряд социальных проблем: распространение вирусных заболеваний (ВИЧ, СПИД, вирусный гепатит), венерические заболевания, туберкулез, проституцию, гомосексуализм и т.д.

По данным Федеральной службы РФ контроля за оборотом наркотиков за 2006—2007 годы, реальное число наркоманов в России — свыше 6 млн. чел. Средний возраст приобщения к наркотикам в РФ составляет 14—17 лет. Наркоман является источником опасности для окружающих людей, вовлекая в процесс употребления наркотиков еще 12—17 человек. Участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9—13 лет. Отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6—7 лет, побуждаемых к этому родителями-наркоманами

[6]. В 2005 г. от передозировки наркотиков погибло около 100 тыс. россиян [4]. Наркотики уносят из жизни совсем юных и молодых людей, калечат судьбы миллионов людей, разрушают семьи, увеличивая количество беспризорных, безнадзорных детей.

В последние годы танцевальная культура и ночные клубы стимулировали рост потребления т.н. «легких» наркотиков, вытесняющих «тяжелые» наркотики. Только в Москве существует более полутора тысяч мест массового досуга. Почти треть таких дискотек, ночных клубов — точки сбыта и употребления наркотиков. В них можно купить кокаин, экстази, марихуану, «колеса», «крэк» и др. Это многоплановое и многоаспектное воздействие наркоситуации на общество (ТУ, реклама, книгоиздание, живопись, музыка, богемная среда) требует разработки новых эффективных программ профилактики и комплексного лечения людей, попавших в «завлекательную психологическую ловушку» наркомании. От наркотиков можно отказаться, но только один раз. Повторное употребление ПАВ быстро форми-

рует зависимость, превращая жизнь наркомана в чудовищный страшный сон.

Наркомания — болезнь, обусловленная употреблением наркотиков. Различают наркомании, связанные с потреблением опия, эфедрона, препаратов конопли, кокаина, снотворных средств, галлюциногенов, бензо-диазепинов, летучих веществ, стимуляторов, фенамина и др. Развитие синдрома влечения к употреблению ПАВ сопровождается нарушениями поведения, психики, отсутствием критики к своему состоянию, тяжелыми функциональными расстройствами жизненно важных органов и систем.

Условиями возникновения зависимости являются неблагоприятные социальные, психологические факторы, биологические особенности организма [6]. Наркомания и алкоголизм признаны заболеванием. Однако в отличие от болезней ненаркотического ряда, от которых человек непременно хочет излечиться, наркоман лечиться не желает. Отсюда малая эффективность терапии и безуспешность профилактики. Большую роль в развитии болезни играет социальная среда. Но значительное место среди факторов риска зависимости отводится биологическим процессам. Патогенез наркозаболеваний связан с биологическими, химическими, психическими, физическими, наследственными, генетическими механизмами формирования зависимости.

Химическая зависимость обусловлена специфическими изменениями функций дофамин-нейромедиаторной системы. В стволе головного мозга имеется область, которую называют «системой подкрепления», участвующая в регуляции мотиваций и эмоционального состояния. Начальные небольшие дозы наркотика или алкоголя активируют систему подкрепления путем увеличения синтеза дофамина (предшественника адреналина): человек испытывает удовольствие, радость, увеличивается физическая и умственная активность. Длительный прием наркотика истощает синтез нейромедиатора. Развиваются признаки дефицита дофамина — упадок сил, настроения, слабость. Для достижения прежнего уровня удовольствия доза наркотика увеличивается в десятки—сотни раз, поскольку толерантность (устойчивость) к наркотику резко повышается. Так развивается химическая зависимость. В развитии химической за-

висимости участвуют биологическая и наследственная предрасположенность.

Биологическая предрасположенность наблюдается также у животных: крыс, обезьян, свиней, лошадей, собак, слонов. Причиной ее является врожденный низкий уровень фермента — дофаминбетагидроксилазы, превращающего дофамин в норадреналин. У лиц с высоким биологическим риском наркомании имеет место очень низкая активность этого фермента [6]. Эти люди составляют группу социального риска: традиции, окружение, компания, друзья. При совпадении биологического и социального риска развиваются очень тяжелые формы зависимости от ПАВ, трудно поддающиеся (или совсем не поддающиеся) лечению. Таким образом, в общей популяции людей имеется группа с биологическим риском наркозависимости.

Наследственная предрасположенность, как и биологическая, связана с врожденным низким уровнем дофаминбетагидроксилазы. Поэтому при лечении таких лиц необходимо применение фармакологических препаратов, корригирующих биологическую предрасположенность.

Физическая зависимость проявляется характерными соматовегетативными и неврологическими расстройствами, которые обозначаются как «синдром отмены» или «ломки». При депривации (лишении) алкоголя развивается делирий с изменением сознания, бредом ревности, галлюцинациями. При депривации наркотика — «ломка» с тяжелыми соматовегетативными реакциями.

Психическая зависимость — болезненное влечение к потреблению ПАВ. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического приема наркотика, реже — после однократного его приема. Психическая зависимость — самый сильный психический фактор, вызывающий рецидив потребления ПАВ, препятствующий самостоятельному и полному прекращению приема ПАВ.

Генетическая предрасположенность

имеет место у детей, рожденных от отцов-алкоголиков, она обусловлена чрезвычайно высокой активностью фермента моноамино-оксидазы (МАО), также участвующей в кругообороте дофамина. У детей отцов-алкоголиков наблюдаются гипервозбудимость, эмоциональная нестабильность, агрессивность, склонность к депрессии. Одна из теорий при-

чин депрессии основана на высокой активности МАО. Прием алкоголя, нормализуя активность МАО, купирует эмоциональные и психические нарушения. Риск алкогольной зависимости у таких детей в 6 раз выше, чем в популяции детей, рожденных от здорового родителя.

Первичная профилактика наркозависимости предусматривает изменения негативных социальных условий, которые приводят к наркомании. Медицина эти условия изменить не может. По мнению член-корреспондента РАМН, профессора Н.Н. Иванца, если в трехлетнем возрасте или еще раньше будут проводиться биохимические исследования маркеров биологической зависимости у детей из семей алкоголиков, тогда можно будет воздействовать на них, чтобы перевести из группы риска в нормальную категорию. В перспективе — разработки медикаментозного фармакологического набора для коррекции врожденных особенностей биохимических процессов. Тогда можно будет говорить о первичной медицинской профилактике наркозависимости.

По глубокому убеждению наркологов, первичная профилактика наркозависимости в воспитательных и образовательных учреждениях должна проводиться грамотными врачами-специалистами, знающими не только условия и причины развития наркозависимости, но и понимающими патогенетические механизмы врожденных нарушений биохимических процессов индивидуальной предрасположенности к алкоголизму и наркоманиям. Просвещать людей надо с помощью доступной для понимания медицинской информации о токсическом действии ПАВ на организм человека. Для широкого охвата населения страны антинаркотической профилактикой необходимо решить проблему специальной подготовки кадров с привлечением представителей общемедицинской сети, как это делается в большинстве цивилизованных стран.

Диагностика токсикоманий. До настоящего времени дискуссионной остается проблема диагностики наркологических заболеваний. Определение активности печеночных ферментов (гаммаглютамилтранспептидаза) информирует лишь о патологии печени, часто не связанной с алкоголем. Метод пригоден только для диагностики степени алкогольной интоксикации. Трансффериновая проба, как и метод определения среднего объема эри-

троцита, оказываются эффективными лишь при длительном хроническом употреблении алкоголя, но не для диагностики алкогольной зависимости. Таким образом, высокоспецифичных доказательных методик диагностики алкоголизма как заболевания не разработано.

Диагностика наркоманий основывается на определении в крови иммунных антител, которые образуются при употреблении наркотика. В России с успехом используются имму-ноферментные тест-системы для диагностики опийной и эфедроновой наркоманий. Метод высоко специфичен и «работает» спустя два-три месяца после последнего употребления наркотика.

На основании экспериментальных моделей изучения наркозависимости у животных (крыс, кроликов, обезьян) сформулированы и определены мишени терапевтического воздействия на человека: медикаментозного и немедикаментозного, включая различные виды психотерапии.

Арт-терапия. Большинство психотерапевтов опираются на представления об исцеляющих возможностях арт-терапии посредством самостоятельного творчества. Ничем не ограниченная свобода творческой фантазии в процессе создания визуальных образов совершает важную работу по «деконструкции» негативных форм межличностных коммуникаций, обеспечивая достижение положительных социальных и терапевтических результатов.

Арт-терапия активно развивается в России и за рубежом. В практической психотерапии очень важно присутствие арт-терапевта. Арт-терапевт побуждает пациента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, вследствие этого изначально возникающий монолог с переживаниями пациентом негативных событий при последующем обсуждении результатов с арт-терапевтом переходит в форму диалога. Этот вид терапии связан с осознанием неосознаваемого психического материала. Арт-терапевт понимает особенности процесса изобразительного искусства, владеет профессиональными навыками невербальной символической коммуникации. Он создает безопасную среду для работы, в которой пациент чувствует себя защищенным для того, чтобы выразить свои переживания, чувства, не испытывая никакого давления со стороны окружающей среды.

В изобразительном творчестве используют разнородные материалы: глину, песок, уголь, краски, цветные карандаши и др. В процессе работы с изобразительными материалами происходит свободная реализация бессознательных импульсов. Активизация воображения и выход образов в творчестве сами по себе могут приводить к исцелению [7]. Методом обратной биологической связи было показано, что процесс изобразительного творчества (рисование, лепка) оказывает влияние на ощущения и вегетативные реакции (температуру тела, артериальное давление, пульс). Создаваемые образы могут вызывать удовольствие, тревогу, страх, изменяя эмоциональное состояние, поведение.

Современному пониманию механизмов лечебного воздействия арт-терапии способствовали новые нейропсихологические представления о феноменах памяти и ее связях с визуальными образами. Состояние мозга, функциональные процессы в организме человека тесно связаны с его чувствами. Исследования, проведенные в Национальном институте здравоохранения США показали, что арт-терапия в качестве психосоматического метода может использоваться в комплексном лечении различных заболеваний, включая наркоманию, алкоголизм [7, 8]. Научные теории и выводы нашли свое подтверждение в практике лечения болевого синдрома, посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), различных аддикций, наркотической зависимости [1, 3, 10]. Оживляя в памяти травматические воспоминания — «нарисуй то, что произошло», можно описать их, а в дальнейшем изменить с помощью техники когнитивного рефрейминга. В результате риск долговременных последствий ПТСР снижается [14].

ПТСР развивается, если воспоминание о травме не фиксируется в эксплицитной памяти. И только механизм фиксации негативного события в имплицитной памяти становится причиной возникновения и развития ПТСР. Изобразительная деятельность — рисование, вызывая релаксацию, связывает оба вида памяти, а именно чувства и мысли, помогает описать события словами, детализировать их. Подобный метод арт-терапии эффективен в работе с детьми девиантного поведения и различными девиациями. Дети, пережившие психическую травму, испытывают потребность в

изобразительной деятельности. Во время занятия рисованием, переживая гипнотическое состояние, они успокаиваются.

Для профилактики аддиктивного поведения подростков группы риска психокоррекционная работа должна проводиться ранее подросткового возраста, до того, как аномальное поведение проявит себя со всей остротой. Использование широко применяемой в гештальт-терапии методики «горячий стул», ролевые игры позволяют выявить сущность неконструктивного конфликта с отрицательными эмоциями с обеих сторон. Так, прораба-тывание статуса «Я — сын/дочь» с созданием визуального образа с помощью рисования, скульптуры (например, изображение цветка, животного, автомобиля) позволяет в безболезненной форме выразить отношение друг к другу (если «мама — цветок, животное, то какие?»). Обсуждение результатов творчества детей с арт-терапевтом позволяет родителям сделать переоценку уровня притязаний к своим детям [1].

Недирективная форма арт-терапии с изобразительными материалами имеет большое значение в психотерапии детей с дефектами развития. Вербальный контакт с такими детьми затруднен, а свободная «игра» даже без создания оформленных законченных образов становится основой расширения коммуникативных связей ребенка с окружающим миром и пополнения средств для самовыражения. Ребенок становится эмоционально более устойчивым. Потребность человека в самовыражении проявляется стремлением использовать зрительные и слуховые символы, чтобы сделать самовыражение более осязаемым, реальным [2, 3].

Групповая психотерапия с наркозависимыти подростками. В ходе психотерапии зависимостей было установлено, что групповая терапия подростков играет особую роль. Для подростков с зависимостью особо значима обратная связь, получаемая не от взрослых, а от сверстников.

Лечение наркозависимых подростков в стационаре составляет серьезные трудности. Существенным препятствием для эффективной работы с группой являются установки подростков на снятие абстинентного синдрома и скорую выписку из стационара. Выход из делирия или «ломки» у подростков с зависимостью проявляется не только постабстинент-

ной психопатологической симптоматикой, но и характерологическими особенностями личности. Им свойственна алекситимия, проявляющаяся затруднениями в выполнении просьбы, задания на вербализацию своих чувств. Большинство из них вели пассивный образ жизни: бесцельно лежали в кровати или спали, смотрели ТУ, не проявляли интереса к психотерапии, к темам, непосредственно не затрагивающих их, грубили, сквернословили при общении друг с другом и сотрудниками отделения. Это свидетельствовало о снижении самооценки и ответственности за поступки.

Для наркозависимых подростков и взрослых с проблемами психики характерной особенностью являются нарушения восприятия собственного тела в виде его неприятия, отвержения и страха. В лечебном плане интерес представляет методика рисуночной и танцедвигательной арт-терапии. На полу лежит большой лист бумаги размером 2х3 кв.м, который участники группы сначала игнорируют, затем проявляют интерес, подходят; начинают рисовать, принимают различные позы, изображая визуальный образ в движении, и даже танцуют с бумагой. Этот процесс постепенного вовлечения от рисунка к танцу позволяет им почувствовать свое тело, идентифицировать свои телесные ощущения.

Работа с образами, диалог со своим визуальным образом, телесным образом «Я» способствует усилению ощущения внутренней силы и самоконтроля, поскольку благодаря изобразительной работе образы и аффекты получают более оформленное и конкретное воплощение. В ходе занятий пациент (клиент) получает возможность дистанцироваться от переживания психической или физической травмы. Изобразительная деятельность помогает клиенту по иному взглянуть на свои чувства, отраженные в рисунке или глине, переработать, переосмыслить свой опыт.

Говоря о терапевтическом воздействии «образа», нельзя не сказать об опытах Г. Назлояна, разработавшим метод «маскоте-рапии». В течение нескольких сеансов доктор лепил из пластилина портрет-маску своего пациента. Даже пассивное присутствие на сеансах лечебного портретирования, приводило больного к катарсису. Еще ранее до метода маскотерапии куклы использовались для коррекции психических и психологических состояний. «Для того чтобы показать чело-

века со всеми его странностями, был изобретен кукольный театр», — говорил известный писатель Дж. Свифт. Являясь своеобразным вместилищем 12 основных эстетических категорий (комическое, трагическое, гармония, катарсис, калокагатия, прекрасное, грация, подражание, аллегория, вкус, ирония, гротеск) кукла оказывает большое психологическое воздействие на человека. В лечебном воздействии куклы особенно нуждаются люди с проблемной психикой, к которой мы также относим последствия наркомании.

С древних времен у многих народов сохранились магические обряды с использованием кукол. Устройство человеческой психики требует символов [13]. Кукла представляет собой некий синтез символа, образа и знака, и действует на человека подобно волшебному зеркалу, позволяя проникать в глубины подсознания и излечивать душу. Если оттолкнуться от утверждения М.Е. Салтыкова-Щедрина, что из всех существующих в мире тайн, тайна куклы самая загадочная, то можно надеяться, что именно кукла поможет человеку разгадать тайну нашей психики.

Куклы, применяемые на сеансах арт-терапии, обладают определенными техническими свойствами, позволяющими использовать их мимику, они могут также двигать глазами, открывать рот, с ними можно разговаривать, двигаться, танцевать, а значит воздействовать на психосоматику пациентов, используя различные репрезентативные системы. Благодаря сочетанию вербальной и невербальной экспрессии укрепляется «Я» пациента, повышается его инициатива.

Пожалуй, нет такого вида искусства и такой творческой деятельности, на основе которых арт-терапевты не создавали бы новых оригинальных терапевтических программ и методик, например, таких как перфоманс, инсталляция и акционизм.

Нашей кафедрой разработана оригинальная модификация методики инсталляции — «ваяние снежных фигур, материализующих человеческие пороки». Наркозависимые под руководством арт-терапевта в зимнем лесу лепили большие снежные фигуры, воплощающие их недуг. Как говорил Г. Назлоян, болезнь уходит в объем. С приходом весеннего тепла «снежные пороки» растают, и земля, поглотив все негативное прошлое, завершит кругооборот очищения. На языке психотера-

певта это явление интерпретируется как вытеснение. В сознании наркозависимого его больная деформированная личность уступает место здоровой личности.

Другой из наиболее значимых разработанных нашей кафедрой методик, помогающей наркозависимому идентифицировать своре тело, является методика «Обрести свое тело». В основу методики положены принципы ак-ционизма. Акционизм связан с использованием своего тела в качестве «основного материала» и инструмента творческой работы, что позволило получить новый чрезвычайно интересный опыт арт-терапии [11]. Лечебный эффект метода «Обретение своего тела» основан на соприкосновении внутренней и внешней реальности и достигается фокусировкой в происходящем «здесь и сейчас».

Визуальное изобразительное искусство, танцедвигательная терапия предоставляют уникальную возможность для активного взаимодействия правого и левого полушарий мозга, сознательных и бессознательных аспектов психики, образов внутреннего и внешнего мира, личного и трансперсонального, настоящего и прошлого. Эти преимущества имеют большое значение для повышения эффективности психотерапии. Арт-терапия не ограничена языковым барьером или культурными различиями между специалистом и пациентом, поскольку акцент делается на невербальное выражение чувств посредством изобразительного искусства [5].

Влияние плацебо-эффекта. В рамках арт-терапии возможны проявления плацебо-эффекта (плацебо — «пустышка»), способствующего развитию и укреплению доверия клиента к методу лечения и к врачу. Эффект плацебо — один из методов исцеляющей практики. Человек способен вспомнить состояние покоя, уверенности в своих силах, связанных со здоровьем, счастьем. Воспоминания о счастливых событиях могут служить реф-реймингу и преодолению негативного опыта. Изобразительные упражнения, создавая визуальные образы, оживляют воспоминания об ощущениях, испытанных во время радостных событий в прошлом. Визуальные образы очень важны для создания и сохранения психического, физического благополучия.

Патологический нарциссизм как психическое расстройство и его связь с наркотической зависимостью. Интерес к арт-терапевтической

работе с наркозависимыми обозначился с 1990 года, когда стала понятной связь между психологическими феноменом — патологическим нарциссизмом и зависимостью. Впервые термин патологический нарциссизм как клиническое понятие был введен З. Фрейдом. Однако долгое время это понятие никак не соотносилось с наркозависимостью. В настоящее время нарциссизм рассматривается как важная составная часть зависимости.

Патологический нарциссизм как психическое расстройство выполняет функцию бессознательной психологической защиты. Начало развития синдрома связывают с ранними переживаниями частых фрустраций в отношениях ребенка с матерью, вследствие чего у ребенка нарушается формирование его чувства «Я». Первоначально мать немедленно отзывается на нужды ребенка. Ребенок воспринимает ее как «хороший» объект. Со временем мать реагирует на нужды ребенка с некоторой задержкой. Переживаемые ребенком фрустрации связываются с матерью уже как с «плохим» объектом. Регулировать амбивалентность проявлений своих чувств в силу своей малой развитости ребенок еще не может. Но он учится реагировать на фрустрацию в зависимости от выгоды для себя. Если «хороший» объект удовлетворяет его потребности, он испытывает эйфорию.

При нормальном развитии ребенка элементы нарциссизма постепенно ослабевают. Этому способствует сохранение матерью достаточной эмпатии к ребенку. При патологическом нарциссизме регрессивная тенденция поведения ребенка прочно закрепляется. Постепенно идеальный образ матери меркнет. В процессе преодоления идеализации образа матери и амбивалентности ребенок проходит стадию развития адаптации во взаимодействии с окружающими людьми. При успешном реалистическом принятии других людей, понимании, что у них есть как положительные, так и отрицательные черты, инфантильность ребенка уменьшается. Он разумно взаимодействует с окружающими людьми, быстро реагирует на изменение ситуации.

Если же ребенок застревает на стадии частично-объектного восприятия матери в качестве «неприемлемого» объекта, он начинает любить исключительно только себя. Ребенок плачет, пытаясь привлечь внимание матери к себе. Его фрустрация возрастает, он

кричит еще сильнее до тех пор, пока его чувство не станет «запредельным», и он не заснет в состоянии полной эйфории. Состояние сна защищает его от непереносимой амбивалентности. Подобный уход в состояние ложного блаженства как защитной реакции на непереносимую амбивалентность можно сравнить с уходом наркомана или алкоголика в состояние опьянения для снятия фрустрации.

Психология нарциссизма позволяет понять, какие эффекты оказывают психоактивные вещества (ПАВ) на биохимическом и психическом уровнях, а также осознать тот факт, что прекращение употребления ПАВ не решает проблемы нарциссической личности. Нарциссическая личность вовлекается в особый «порочный» круг. Употребление ПАВ быстро снимает психический дискомфорт, вызывая ощущение удовлетворенности и силы. Нарушение психического комфорта провоцирует употребление новых доз ПАВ, поскольку химическая и физическая зависимости уже сформировались. Для нарциссической личности ПАВ «идеальный объект», выполняющий функцию защиты от сложных и противоречивых чувств.

Сложность заключается в том, что по причине склонности нарциссических пациентов к формированию устойчивых идеализированных представлений о жизни они особенно уязвимы к алкоголю или наркотику. Психотерапевт помогает пациенту в осознании его противоречивого отношения к наркотику: с одной стороны наркотик — это «зло», с другой, «хочу удовольствия с его помощью», что помогает в преодолении отчаяния. Именно такая полярность восприятия пациентами своей проблемы — есть ресурс для реального излечения.

Отказ от ПАВ как идеального объекта является для таких пациентов серьезным испытанием. Человек должен пережить чувство утраты, тогда как нарциссизм всегда связан с избеганием этого чувства. Любые изменения в отношениях пациента к ПАВ проходят через промежуточную стадию. В этот период человек должен осознанно преодолеть свою зависимость от «идеального» объекта, научиться контролировать себя в реальных межличностных отношениях. Именно в этой промежуточной фазе психотерапевт должен прояснить для себя и для пациента глубинные потребности подопечного с их заместительной и иллюзор-

ной природой. Отсюда требования к психотерапевту: проявление толерантности, терпимости к самолюбованию пациента, создание гибкой и адаптивной психотерапевтической среды.

Лечение наркозависимых проходит в два этапа: 1) лечение интоксикации в стационаре; 2) психотерапия с использованием арт-терапии.

За рубежом арт-терапия как групповой метод лечения широко применяется в лечении наркоманов и алкоголиков [9]. Как правило, это лица, утратившие социальные контакты, работу, обнищавшие. В детстве они были лишены эмоциональной любви родителей, нередко становясь жертвами плохого обращения родителей, воспитателей.

Групповое занятие рисованием не замыкает пациента на своей изобразительной работе. Обсуждение рисунка вскрывает какой-то новый смысл. Пациент осознает, что другие переживают такие же чувства, как он. Осознание этого смягчает его восприятие сложившейся ситуации, способствуя эффективному лечению зависимости.

Другая группа наркозависимых людей не столь успешна в преодолении зависимости. Эти пациенты решают, что раз ПАВ — «абсолютное зло», то они «никогда не будут их употреблять после лечения». И что же происходит? Вскоре после лечения они снова начинают употреблять наркотики. Почему? Этому есть два объяснения: 1) у них не вырабатывается чувство амбивалентности; 2) само решение «можно избавиться от зависимости» — это еще один (новый) «идеальный» объект! Таким образом, без прохождения промежуточной стадии с переживанием состояния амбивалентности ПАВ-излечение не состоятельно.

Некоторые пациенты делают попытки сопротивляться критическому анализу своих идеалистических рисунков. Они отстраняются от обсуждения и в то же время крайне негативно отзываются о наркотиках, отрицая свое влечение к ним. Но именно такие нарциссиче-ские личности вскоре по окончании курса лечения начинают употреблять ПАВ. Им очень трудно отказаться от своего нарциссизма, от создания «идеального», одним из которых является алкоголь или наркотик.

За рубежом комплексная терапия в стационаре с применением арт-терапии осуществляется 4—6 недель. В течение этого времени

пациенты осознают тот факт, что употребление ПАВ причинило их здоровью серьезный ущерб. Продолжение употребления алкоголя или наркотика может привести их к гибели. Осознание этого факта у некоторых пациентов формирует мотивацию отказа от наркотиков. Однако существующая наркотическая зависимость требует продолжительного лечения. В процессе лечения у таких людей необходимо выработать чувство ответственности за результат лечения на сознательном уровне. Кратковременная лечебная арт-терапия для многих пациентов является лишь эпизодом более длительного лечения. Для полного излечения необходима длительная психотерапия в течение 5—10 лет.

В нашей стране пролонгированные анти-наркотические программы еще не работают. Они требуют больших материальных затрат государством и самим пациентом: длительного лечения в стационаре, реабилитационном центре, многолетнего лечения в амбулаторных условиях с посещением психотерапевта до 3—5 раз в неделю. Тем не менее, это шанс для возвращения к нормальной жизни.

Осуществляя арт-терапевтические мероприятия, мы не только помогаем нуждающимся справиться с недугом, но и открываем новые, ранее неведомые горизонты жизни, которые в будущем после овладения тем или иным видом искусства, становятся замещающими

факторами реализации личностных потенциалов не через наркотик, а через активное творчество. Продолжение нейропсихологических исследований открывает перспективу лечения изобразительным искусством эмоциональных и соматических расстройств у индивидов, переживших эмоциональный и физический дис-стрес. Позитивное влияние изобразительного искусства на мозг может повысить качество жизни больных, страдающих психическими расстройствами, в т.ч. больным, совершим тяжкие преступления. Как показывает зарубежный и отечественный опыт специальных пенитенциарных учреждений для заключенных с психическими расстройствами, использование арт-терапии может повысить качество жизни этих преступников-больных, повысить их самооценку, в определенной мере познать себя, найти способ адекватного отреагирова-ния негативных эмоций через создание художественных образов. Таким образом, изобразительная деятельность в рамках психотерапии позволяет пациенту реализовать свой повышенный интерес к собственной личности, что было бы трудно сделать иным образом. Это означает, что занятия изобразительным творчеством сами по себе могут помочь пациенту (12).

Литература

1. Аметова Л.А. .Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М.: Моск. гос. открытый пед. университет, 2003.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-пресс, 2002.

3. Винникот Д. Игра в реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

4. Журнал «Состояние здоровья населения Российской Федерации», 2005— 2008.

5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.

6. Лекции по наркологии. 2-е изд. / Под ред. Н.Н. Иванца. М.: Нолидж. 2000.

7. Макнифф Ш. Искусство как исцеляющая практика.Бостон: Изд-во «Шамбала».1992.

8. Мальчиоди К. Арт-терапия и мозг // Арт-терапия. Новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр. 2006.

9. Назлоян Г. Зеркало двойника. Утраты и обретения. Психотерапевтический метод портретирования. М, 1994.

10. Никольская И.М. Арт-терапия — терапия изобразительным искусством// Детская психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005.

11. Образцов С.Н. Лепить можно не только из пластилина // Вестник МГУС. 2004. № 10 (119).

12. Спринэм Н. Арт-терапия в лечении наркомании и алкоголизма /// Арт-терапия. Новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина.М.:Когито-Центр. 2006.

13. Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.

14. Ston B. The Succsessful Use of Imagery and Therapy for PTSD, Paper presented at the International on Stress and Health, Sydney, Australia. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.