УДК 159.9+615.8
ИСКУССТВО В ТЕРАПИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Дякина Наталия Викторовна.
ТОГБУЗ «МПБ», г. Мичуринск, медицинский психолог, [email protected].
Дякина Лидия Викторовна.
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок»», г. Мичуринск, педагог-психолог.
Аннотация. Актуальность психотерапевтической коррекции. Современные методы и формы арт-терапии. Сферы применения методов арт-терапии. Развивающие и лечебно-профилактические аспекты арт-терапии.
Ключевые слова: поддерживающая психологическая помощь, арт-терапия, психокоррекция, психо-эмоциональное развитие.
THE ART IN THERAPY OF THE HUMAN SOUL
Dyakina Natalia V.
TORBUS «Michurinskiy psychiatric hospital», medical psychologist, [email protected].
Dyakina Lydia V.
TOHBU Family support centre and the children «Aistenok», Michurinsk, pedagogic-psychologist.
Abstract. The relevance of psychotherapeutic correction. Modern methods and forms of art therapy. The scope of the methods of art therapy. Developmental and therapeutic aspects of art therapy.
Key words: supportive psychological assistance, art therapy, psycho-correction, psycho-emotional development.
Ритм жизни современного человека, как в России, так и за рубежом, зачастую обязывает людей задумываться о сохранении своего психического и психологического благосостояния и благополучия.
Современное общество, столь часто испытывающее на себе последствия различного рода стрессов, жизненных катаклизмов и просто житейских переживаний, понимает важность и значимость поддерживающей психологической помощи для предотвращения возможных обратимых психических нарушений. Обращение за помощью к психологу или психотерапевту становится все более популярным и востребованным среди населения, да и разнообразие методов, применяемых специалистами в своей работе, неуклонно растет и становится все более разнообразным.
Особую группу пациентов специалистов по коррекции и реабилитации представляют дети, поскольку они являются наиболее незащищенными и максимально уязвимыми к воздействию внешних стрессовых факторов, да и не все имеющиеся в арсенале специалиста техники и методы работы можно применять в работе с детьми. Современные специалисты сходятся во мнении, что в психокорреционной работе с детьми наиболее продуктивно использовать методы арт-терапии.
Арт-терапевтическое лечение, как одна из форм психотерапии, подразумевает использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях. Существует множество различных методик, основанных на принципах проекции, помогающих с высокой точностью диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития. Аналогичные методы могут быть использованы специалистами для коррекции выявляемых проблем и нарушений психо-эмоционального развития.
Психологи, использующие в своей работе методики арт-терапии, щадящими методами, не оказывая давления и влияния на личность, обнаруживают скрытые творческие способности ребенка, развивая его как личность; избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов, не прибегая к директивным формам воздействия, избегая возможного сопротивления. Специалист, работающий методами арт-терапии, в игровой форме вступает в своеобразный диалог с малышом, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности ребенка, не пугает его прямыми вопросами, а посредством игры постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит и тревожит. Решение о серьезности проблем и последующих необходимых коррекционных, а возможно и лечебных, мероприятиях принимается на основании анализа полученных в процессе игры материалов.
Главным достоинством арт-терапии можно считать, что при достаточно высокой эффективности такой вид терапевтического вмешательства не оказывает негативного влияния на психику малыша.
Психолог, применяющий в своей работе методы арт-терапии, обладает широчайшим спектром инструментария, и может выбирать и комбинировать различные виды деятельности для повышения качества своей работы, учитывая при этом направленность интересов ребенка.
Сказкотерапия - вид терапевтического воздействия исключителен тем, что может применяться в работе с самыми маленькими детьми. Во время таких занятий психолог обсуждает с ребенком какой-либо сказочный сюжет и анализирует его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию, помогая ребенку сформировать правильные представления об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе, да и просто оказать эмоциональную поддержку.
Лепка. Особенность и исключительность этого вида деятельности заключается в многообразии материалов, которые могут применяться для работы: дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста.
Лепка развивает у детей мелкую моторику, способствует развитию внимания и усидчивости, раскрывает творческий потенциал ребенка, а пластичность материала позволяет вносить коррективы непосредственно в процессе работы.
Опытный психолог, наблюдающий и анализирующий творческий процесс, имеет возможность скорректировать многие нарушения и отклонения в поведении ребенка, в том числе, увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.
Специалистами по арт-терапии разработана, пожалуй, одна из самых интересных для детей и полезных для коррекции психического здоровья методика -маскотерапия. Суть метода заключается в том, что малыш сам, либо при помощи психолога лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Заключив все плохое в маску, ребенок выбрасывает ее в мусорную корзину, освобождаясь от негативных переживаний. Данная методика очень эффективна при работе с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях, при лечении посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).
Музыкотерапия и терапия танцем. Целебная сила музыки давно известна: правильно подобранная композиция помогает снять стресс и повысить жизненный тонус. Музыкотерапия способна полностью устранить все симптомы нарушений невротического круга, нивелирует нарушения речи и может помочь избавиться от нарушений в поведении.
В медицинской психологии используются специальные коррекционные методики для детей с задержкой психомоторного развития. Во время таких сеансов маленькие пациенты учатся развивать двигательные функции под соответствующий, специально подобранный музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное и мышечное напряжение и зажимы, увеличивает их подвижность, пластичность и гибкость.
Рисунок - пожалуй, самый распространенный, максимально изученный и известный на сегодняшний день практически каждому вид арт-терапии - это изотерапия, или говоря обыденным языком, рисование.
Анализируя продукт творчества ребенка, специалист способен сделать вывод о текущем эмоциональном и психическом состоянии ребенка, а, направляя деятельность ребенка и внося коррективы в рисунок - помочь ему в преодолении обнаруженным проблем и страхов.
В рисунке ребенок проектирует свои переживания, которые не способен выразить словами, о которых он боится или стесняется говорить. Специалист, обладающий навыками анализа полученных во время сеанса проекций, по характерных признакам «расшифровывает» детское послание. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в рисунке цвета, характер штрихов и линий - все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, в выборе цвета краски выражают свое настроение; через вымышленные образы показывают свой внутренний мир; выплескивают все скопившиеся внутри эмоции и переживания. Совместное обсуждение с ребенком полученного рисунка помогает
специалисту проверить свои гипотезы, а ребенок в это время учится вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.
Коррекционный процесс можно проследить в последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.
Песочная арт-терапия. Песок как материал обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и успокаивающим или влажным, плотным и пластичным. Песок действует положительно на всех без исключения детей. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели и горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появиться целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. В бессознательном состоянии руки ребенка становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он создает образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановку внешней безопасности, внутренней защищенности, оказание ему максимальной поддержки.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога и психолога это еще один способ понять чувства ребенка. Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память, развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, мышление и внимание, воображение и фантазию, а также умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную активность -все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Песочная терапия может использоваться для лечения и коррекции таких заболеваний как задержка психического развития и легкие формы аутизма; помогает справиться с последствиями стрессов (болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее.) Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.
Все перечисленные методы широко применяются в настоящее время в коррекционной работе с детьми и подростками, при этом отмечаются высокие результаты, как в профилактике различных нарушений поведения, так и в решении уже имеющихся проблем.
Поводя итог, можно с уверенностью сказать, арт -терапия - уникальный метод не только развития, но и коррекции личности, а значит, может применяться как в педагогическом процессе, так и в лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятиях, с высокой результативностью.
Библиографический список:
1. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003. - 82с.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Пер. с англ. М. Злотник]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 250с.
3. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Пер. с англ. И. Динерштейн]. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003 - 384с.
4. Дякина Н.В. Душевный комфорт // Мичуринская мысль. - 21.10.2014.
5. Остер, Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информационыый центр психологической культуры, 2000 - 184с.
6. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008 - 160 с.
7. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007 - 140с.
8. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. М.: Сфера, 2008 - 112с.
9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики .М.: Феникс, 2008 - 144с.
10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. М.: Академический проект; Фонд Мир, 2013 - 175с.