Научная статья на тему 'Искусство в терапии человеческой души'

Искусство в терапии человеческой души Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1231
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поддерживающая психологическая помощь / арт-терапия / психокоррекция / психо-эмоциональное развитие / supportive psychological assistance / art therapy / psycho-correction / psycho-emotional development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дякина Наталия Викторовна, Дякина Лидия Викторовна

Актуальность психотерапевтической коррекции. Современные методы и формы арт-терапии. Сферы применения методов арт-терапии. Развивающие и лечебно-профилактические аспекты арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART IN THERAPY OF THE HUMAN SOUL

The relevance of psychotherapeutic correction. Modern methods and forms of art therapy. The scope of the methods of art therapy. Developmental and therapeutic aspects of art therapy.

Текст научной работы на тему «Искусство в терапии человеческой души»

УДК 159.9+615.8

ИСКУССТВО В ТЕРАПИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Дякина Наталия Викторовна.

ТОГБУЗ «МПБ», г. Мичуринск, медицинский психолог, beauty-lida@yandex.ru.

Дякина Лидия Викторовна.

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок»», г. Мичуринск, педагог-психолог.

Аннотация. Актуальность психотерапевтической коррекции. Современные методы и формы арт-терапии. Сферы применения методов арт-терапии. Развивающие и лечебно-профилактические аспекты арт-терапии.

Ключевые слова: поддерживающая психологическая помощь, арт-терапия, психокоррекция, психо-эмоциональное развитие.

THE ART IN THERAPY OF THE HUMAN SOUL

Dyakina Natalia V.

TORBUS «Michurinskiy psychiatric hospital», medical psychologist, beauty-lida@yandex.ru.

Dyakina Lydia V.

TOHBU Family support centre and the children «Aistenok», Michurinsk, pedagogic-psychologist.

Abstract. The relevance of psychotherapeutic correction. Modern methods and forms of art therapy. The scope of the methods of art therapy. Developmental and therapeutic aspects of art therapy.

Key words: supportive psychological assistance, art therapy, psycho-correction, psycho-emotional development.

Ритм жизни современного человека, как в России, так и за рубежом, зачастую обязывает людей задумываться о сохранении своего психического и психологического благосостояния и благополучия.

Современное общество, столь часто испытывающее на себе последствия различного рода стрессов, жизненных катаклизмов и просто житейских переживаний, понимает важность и значимость поддерживающей психологической помощи для предотвращения возможных обратимых психических нарушений. Обращение за помощью к психологу или психотерапевту становится все более популярным и востребованным среди населения, да и разнообразие методов, применяемых специалистами в своей работе, неуклонно растет и становится все более разнообразным.

Особую группу пациентов специалистов по коррекции и реабилитации представляют дети, поскольку они являются наиболее незащищенными и максимально уязвимыми к воздействию внешних стрессовых факторов, да и не все имеющиеся в арсенале специалиста техники и методы работы можно применять в работе с детьми. Современные специалисты сходятся во мнении, что в психокорреционной работе с детьми наиболее продуктивно использовать методы арт-терапии.

Арт-терапевтическое лечение, как одна из форм психотерапии, подразумевает использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях. Существует множество различных методик, основанных на принципах проекции, помогающих с высокой точностью диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития. Аналогичные методы могут быть использованы специалистами для коррекции выявляемых проблем и нарушений психо-эмоционального развития.

Психологи, использующие в своей работе методики арт-терапии, щадящими методами, не оказывая давления и влияния на личность, обнаруживают скрытые творческие способности ребенка, развивая его как личность; избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов, не прибегая к директивным формам воздействия, избегая возможного сопротивления. Специалист, работающий методами арт-терапии, в игровой форме вступает в своеобразный диалог с малышом, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности ребенка, не пугает его прямыми вопросами, а посредством игры постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит и тревожит. Решение о серьезности проблем и последующих необходимых коррекционных, а возможно и лечебных, мероприятиях принимается на основании анализа полученных в процессе игры материалов.

Главным достоинством арт-терапии можно считать, что при достаточно высокой эффективности такой вид терапевтического вмешательства не оказывает негативного влияния на психику малыша.

Психолог, применяющий в своей работе методы арт-терапии, обладает широчайшим спектром инструментария, и может выбирать и комбинировать различные виды деятельности для повышения качества своей работы, учитывая при этом направленность интересов ребенка.

Сказкотерапия - вид терапевтического воздействия исключителен тем, что может применяться в работе с самыми маленькими детьми. Во время таких занятий психолог обсуждает с ребенком какой-либо сказочный сюжет и анализирует его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию, помогая ребенку сформировать правильные представления об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе, да и просто оказать эмоциональную поддержку.

Лепка. Особенность и исключительность этого вида деятельности заключается в многообразии материалов, которые могут применяться для работы: дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста.

Лепка развивает у детей мелкую моторику, способствует развитию внимания и усидчивости, раскрывает творческий потенциал ребенка, а пластичность материала позволяет вносить коррективы непосредственно в процессе работы.

Опытный психолог, наблюдающий и анализирующий творческий процесс, имеет возможность скорректировать многие нарушения и отклонения в поведении ребенка, в том числе, увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана, пожалуй, одна из самых интересных для детей и полезных для коррекции психического здоровья методика -маскотерапия. Суть метода заключается в том, что малыш сам, либо при помощи психолога лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Заключив все плохое в маску, ребенок выбрасывает ее в мусорную корзину, освобождаясь от негативных переживаний. Данная методика очень эффективна при работе с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях, при лечении посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Музыкотерапия и терапия танцем. Целебная сила музыки давно известна: правильно подобранная композиция помогает снять стресс и повысить жизненный тонус. Музыкотерапия способна полностью устранить все симптомы нарушений невротического круга, нивелирует нарушения речи и может помочь избавиться от нарушений в поведении.

В медицинской психологии используются специальные коррекционные методики для детей с задержкой психомоторного развития. Во время таких сеансов маленькие пациенты учатся развивать двигательные функции под соответствующий, специально подобранный музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное и мышечное напряжение и зажимы, увеличивает их подвижность, пластичность и гибкость.

Рисунок - пожалуй, самый распространенный, максимально изученный и известный на сегодняшний день практически каждому вид арт-терапии - это изотерапия, или говоря обыденным языком, рисование.

Анализируя продукт творчества ребенка, специалист способен сделать вывод о текущем эмоциональном и психическом состоянии ребенка, а, направляя деятельность ребенка и внося коррективы в рисунок - помочь ему в преодолении обнаруженным проблем и страхов.

В рисунке ребенок проектирует свои переживания, которые не способен выразить словами, о которых он боится или стесняется говорить. Специалист, обладающий навыками анализа полученных во время сеанса проекций, по характерных признакам «расшифровывает» детское послание. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в рисунке цвета, характер штрихов и линий - все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, в выборе цвета краски выражают свое настроение; через вымышленные образы показывают свой внутренний мир; выплескивают все скопившиеся внутри эмоции и переживания. Совместное обсуждение с ребенком полученного рисунка помогает

специалисту проверить свои гипотезы, а ребенок в это время учится вербально выражать свои мысли, чувства и переживания.

Коррекционный процесс можно проследить в последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Песочная арт-терапия. Песок как материал обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и успокаивающим или влажным, плотным и пластичным. Песок действует положительно на всех без исключения детей. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели и горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появиться целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. В бессознательном состоянии руки ребенка становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он создает образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановку внешней безопасности, внутренней защищенности, оказание ему максимальной поддержки.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога и психолога это еще один способ понять чувства ребенка. Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память, развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, мышление и внимание, воображение и фантазию, а также умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную активность -все это способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Песочная терапия может использоваться для лечения и коррекции таких заболеваний как задержка психического развития и легкие формы аутизма; помогает справиться с последствиями стрессов (болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее.) Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Все перечисленные методы широко применяются в настоящее время в коррекционной работе с детьми и подростками, при этом отмечаются высокие результаты, как в профилактике различных нарушений поведения, так и в решении уже имеющихся проблем.

Поводя итог, можно с уверенностью сказать, арт -терапия - уникальный метод не только развития, но и коррекции личности, а значит, может применяться как в педагогическом процессе, так и в лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятиях, с высокой результативностью.

Библиографический список:

1. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. М., 2003. - 82с.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Пер. с англ. М. Злотник]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 250с.

3. Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Пер. с англ. И. Динерштейн]. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003 - 384с.

4. Дякина Н.В. Душевный комфорт // Мичуринская мысль. - 21.10.2014.

5. Остер, Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Информационыый центр психологической культуры, 2000 - 184с.

6. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008 - 160 с.

7. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007 - 140с.

8. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. М.: Сфера, 2008 - 112с.

9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики .М.: Феникс, 2008 - 144с.

10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. М.: Академический проект; Фонд Мир, 2013 - 175с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.