Научная статья на тему 'Арт-терапия в работе психолога'

Арт-терапия в работе психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9041
1273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / АРТ-ТЕРАПИЯ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ACTIVITY OF THE PSYCHOLOGIST / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова А. В.

В статье раскрываются основные методы и способы, как в практической психологии используется направление арт-терапии. Автор обращает внимание на такие методы, как психологическая разгрузка, которая необходима даже здоровому человеку, при помощи арттерапии. Автор приходит к выводу, что арт-терапию понимают не как лечение, но и как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном благополучии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY IN THE PSYCHOLOGIST

The article describes the main methods and ways of practical psychology direction is the art therapy. The author pays attention to such methods as psychological relief, which is necessary even a healthy person, by means of art therapy. The author comes to the conclusion that art therapy is understood not as a treatment but as a concern about the psychological health and emotional well being.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в работе психолога»

УДК 159.951:616-085.322

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

А.В. ПЛАТОНОВА, МБСКОУ школа-интернат № 4, г. Челябинск Научный руководитель - Шумакова О.А.

Аннотация

В статье раскрываются основные методы и способы, как в практической психологии используется направление арт-терапии. Автор обращает внимание на такие методы, как психологическая разгрузка, которая необходима даже здоровому человеку, при помощи арт-терапии. Автор приходит к выводу, что арт-терапию понимают не как лечение, но и как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном благополучии человека.

Ключевые слова: Психологическая культура, деятельность психолога, арт-терапия.

Искусство и терапия имеют общие корни. Это касается не только музыки, танца, актерского мастерства, но и изобразительных форм, с которыми мы сталкиваемся, рассматривая, скажем, наскальную живопись каменного века, которая воспринимается нами как "начало критически-созерцательного существования человека". Арт-терапия - это один из наиболее эффективных способов работы с клиентами любого возраста и с любыми нарушениями, при этом для личности - это способ самораскрытия, самовыражения, развития и гармонизации личности. Каждый из нас творец и творчество приносит нам огромное удовольствие. В творчестве каждый человек получает много возможностей высказаться, выразить свои чувства и эмоции.

"Психотерапевтическая энциклопедия" под ред. Б.Д. Карвасарского, определяет арттерапию, как "использование искусства как терапевтического фактора". Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия подходит, как для взрослых, так и для детей.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. когда человек занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое отношение к нему.

А теперь представьте себе, что у человека существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, - даже не понимает, с чем этот конфликт связан). Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить: сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как мама ему строго говорит, что злиться нельзя, а нарисовать батальную сцену, выплеснув в нее свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность - терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение.

В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А

детей - нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала - понравилось ли ребенку, а только потом - какой получили результат.

Дети с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, лепят, сочиняют, изображают. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-терапия подходит для детей.

Арт-терапия для детей проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Детские страхи глупыми не бывают. Иногда взрослым они кажутся несущественными, но только потому, что взрослые уже пережили их когда-то. Детские капризы не возникают на пустом месте, у них всегда есть причина.

Бывает, что взрослые, напротив, настороженно относятся к арт-терапии как методу работы психолога: "Ну вот я нарисую, ну и что? От этого же на самом деле ничего не изменится." А от этого изменится самое главное - картина ситуации в Вашем представлении, та самая картина мира, в котором Вы живете.

Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы. Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе "ведущий" - сам ребенок. При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации, глазомера.

Ребенку важен не столько результат, сколько сам процесс, поэтому просто взаимодействие с водой, красками или другими изосредствами доставляют ему удовольствие, способствуют снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а разнообразие предлагаемых способов и средств рисования предоставляет свободу выбора, располагает в дальнейшем к сотворчеству и творчеству.

В рисунках стоит обращать внимание на цвет, выбор цвета индивидуален для каждого ребенка. Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению "языка красок", что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный - цвет Марса, синий - цвет Венеры, желтый - цвет Меркурия, зеленый - цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, оранжевый - цвет Солнца, фиолетовый - цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Задолго до того, как развился словесный способ общения, люди пытались выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Развитие каждого человека (онтогенез) кратко повторяет историю развития всего вида в целом (филогенез): не научившись писать, а иногда и говорить, ребенок может рисовать. Занятия арт-терапией позволяют ребенку еще раз пройти этот путь видового развития через его собственное развитие, то есть дают возможность получить собственный эмоциональный, телесный и когнитивный опыт в безопасных и комфортных для него и других условиях, осознанно и продуктивно для формирования его личности в пределах его возраста и в дальнейшей жизни.

Существует утверждение, что арттерапия не имеет ограничений. Но если понимать этот термин так, как было предложено выше, становится очевидным, что это не так. "Для

начала важно понять, что когда в процессе свободной игры ребенок начинает что-то рисовать или лепить - это еще никак не арттерапия, а просто действие ребенка в рамках недирективной игровой психотерапии. Рисование, лепка, создание коллажей и пр. становится арттерапией только тогда, когда ребенок изначально пытается создать некое предметное воплощение той или иной инструкции терапевта - или, иначе говоря, когда игровая психотерапия становится директивной и начинает осуществляться на каком-то изобразительном поле" (Г. Тимошенко, Е. Леоненко).

Методы арт-терапии используются при работе с психическими травмами, при потере близкого человека, при психосоматических проявлениях, при работе с чувствами эмоциями.

Арт-терапия - это лечение искусством психических или психосоматических заболеваний. Ребенок и взрослый избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, "проживая" их через творческое переживание.

Список литературы

1. Короткова, Л. Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь -2001.

2. Потёмкина, О.Ф., Потёмкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. -СПб.: Речь, 2005.

3. Тед, Э. Искусство лечения цветом. Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1998.

Abstract

The article describes the main methods and ways of practical psychology direction is the art therapy. The author pays attention to such methods as psychological relief, which is necessary even a healthy person, by means of art therapy. The author comes to the conclusion that art therapy is understood not as a treatment but as a concern about the psychological health and emotional well being.

Keywords: Psychological culture, activity of the psychologist, Art therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.