Квалифицированная помощь детям из семей, находящихся в социально опасном положении, требует объединения усилий специалистов по социальной работе, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик и моделей арт-терапии с каждым ребёнком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Список литературы
1. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. Психотерапия, 2007.
2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. Москва: Когито-Центр, 2014.
3. Психологическая газета, статья «К проблеме парадигмы психологии», ссылка. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psy.su/feed/2324/ (дата обращения: 17.03.2019).
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОТЕРАПИИ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Полуянова А.Н.
Полуянова Анастасия Николаевна — студент магистратуры, Направление: Социальная работа, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет, г. Пенза
Аннотация: статья посвящена осмыслению вопроса - на сколько применима изотерапия и изучено ее влияние на детей в психосоциальной работе. Направление изотерапии появилось в первой половине XX века, но оно рассматривалось именно как лечение искусством. Показано, что изотерапия применяется в разных направлениях влияния на детей: для снятия психического напряжения, как способ осмысления действительности, как выявление трудновербализуемых проблем и как помощь нормальному психологическому развитию ребенка. Главное достоинство применения изотерапии в психосоциальной работе с детьми -это открытость для диалога с искусством и неосознанное "излечение" от психосоциальных проблем.
Ключевые слова: изотерапия, арт-терапия, психосоциальная работа, терапевт, социальный работник, художественное самовыражение, невербальная экспрессия, ребенок, психотерапия, изотерапевтическая методика.
УДК 364.01
В социальной работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изотерапия позволяет ребенку вербализировать свои переживания, конфликтные ситуации и другие проблемы, связанные с психологическим состоянием ребенка, наиболее удобным способом для его психики. Изотерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.
Применение изотерапии в работе с детьми изучали многие авторы, но насколько они подходят в психосоциальной работе?
А.А. Осипова изучала, как используют рисование для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов [4, с. 135]. «Художественное самовыражение» неразрывно связано с укреплением психологического состояния ребенка, и поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
А.И. Копытин разработал методику, по которой ребенок с помощью изобразительной деятельности переосмысливает действительность и свое нахождение в ней [1, с. 195]. По тому что и как ребенок изображает на рисунке можно сделать вывод об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует принимать во внимание, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с
возможностью образа более или менее длительное время «сдерживать» переживания, не давая им выйти наружу, а так же с их способностью «дистанцировать» переживания за счет механизма проекции. Вследствие этого образ может выступать для ребенка накопителем, внутри которого его переживания и стресс могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет пережить, осознать или принять их. «Защитная» функция игрового пространства, материала и изобразительного образа позволяет также обеспечивать возможность регресса психики и тем самым наиболее важную степень открытости ребенка для психосоциальной работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с данным материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии различных форм изотерапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, нужно принимать во внимание особенности каждого. Одна из этих особенностей заключается в том, что собственно дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний.
Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих эмоций и действий. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Именно поэтому их переживания, отраженные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа. Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изображении. Важна и "ролевая пластичность" ребенка, его предрасположенность к игровой деятельности. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации собственных проблем и переживаний.
Следующую методику - методику проективного рисунка - в работе с детьми в психосоциальной работе разработала Вайолет Оклендер [3, с. 200]. Проективный рисунок может применяться не только в индивидуальной работе, но также и в групповой. Основная задача этой методики состоит в выявлении и понимании трудновербализуемых проблем и переживаний детей. Направляя и ориентируя тематикой рисунков, возможно переключение внимания ребенка, сосредоточении его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов. Проективное рисование рассматривается некоторыми психотерапевтами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д.; темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком собственные чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, эмоциями, которые ребенок не осознает по тем или иным причинам.
Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации рисунка особое внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка своеобразные особенности. В проективном рисунке отражаются восприятие и отношение ребенка к той или иной ситуации, всевозможные переживания, часто неосознаваемые и не вербализуемые.
Одной из частей изотерапевтической модели Вайолет Оклендер - это помощь нормальному психологическому развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное развитие психики, тела, чувств и интеллекта ребенка - это основа его чувства Я. Сильное чувство Я позволяет устанавливать хорошее взаимоотношение с окружением и людьми в этом окружении. С возрастом дети понимают, что жизнь далека от идеала, что они живут в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые стали родителями, имеют собственные личностные трудности, с которыми они борются. Дети учатся преодолевать проблемы и использовать свои компенсаторные возможности. По мнению В. Оклендер, большинство детей, нуждающихся в помощи, как правило имеют одну особенность: нарушение способности установления взаимоотношений с окружением. Для установления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не могут эффективно осуществлять одну или более функций, обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и собственным окружением в целом. Дети в какой-то степени сами отстаивают себя. Одни дети стараются уйти из неприятной ситуации для них. Другие же, поддерживая себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают, обучаются, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания.
Классическими работами в области детской изотерапии стали публикации Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия». В данных
113
книгах Э. Крамер связывает терапевтические возможности изобразительной деятельности с тем, что в процессе рисования, ребенок направляет себя на организацию психического процесса и постепенного перехода от сравнительно простых форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов» [2, с. 115]. Крамер описывает пять способов обращения детей с изобразительными материалами, соответствующие стадиям психического развития: (1) «предвестники» изо-деятельности, такие как создание каракулей, размазывание краски, изучение физических свойств материалов; (2) хаотическое выражение чувств -разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; (3) стереотипии - копирование, создание линий и простых стереотипных форм; (4) пиктограммы, выступающие в качестве способа графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; (5) оформленная экспрессия - создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию. Э. Крамер рассматривает в качестве определяющего фактора развивающего и гармонизирующего влияния на психику ребенка сам процесс изобразительного творчества. Психотерапевтические отношения имеют для нее сравнительно наименьшее значение, хотя сопровождение ребенка специалистом в процессе его занятий изобразительной деятельностью Э. Крамер считает важным условием арт-терапевтического процесса.
Обзор применяемых в работе с детьми моделей групповой изотерапии приводится в статье Ф. Прокофьева [2]. Он, как и Д. Вудз [2], акцентирует внимание, что работа в детских группах может быть очень динамичной, и при недостаточном контроле со стороны ведущего это может приводить к внезапным деструктивным действиям детей. Специалисты, работающие с детьми, должны оперативно реагировать на проявления их импульсивного поведения, которое может появляться в определенные моменты работы. Д. Вудз также подчеркивает необходимость создания у таких детей культуры поведения, которая могла бы стать альтернативой характерной для них тенденции к физическому насилию в ситуации конфликта. Оба этих автора отмечают, что успешное проведение групповой изотерапии с детьми, в отличие от работы со взрослыми, при наличии у детей импульсивных проявлений требует более жесткого структурирования их деятельности. При этом терапевту важно «не утратить контакта с реальным ребенком» [2, с. 64], а также, «стремясь создать в группе безопасную атмосферу, не подавить ее творческого начала и не прийти к гиперконтролю» [2, с. 57]. Структурирование работы группы может содействовать снятию тревоги, переживаемой как детьми, так и психотерапевтом, а также увеличению групповой сплоченности. Кроме того, выдвижение определенных тем и внедрение определенных упражнений позволяет детям почувствовать себя защищенным [2, с. 144].
М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз [2] отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством считается методом, наиболее благоприятным для работы с несовершеннолетними, причем долгосрочные формы психосоциальной работы с ними могут быть благополучно реализованы именно на базе школ. Ведущей целью внедрения изотерапии в средние учебные заведения эти авторы видят адаптацию детей (в том числе страдающих эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и увеличения их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы в то же время считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся способностей решения проблем и возможности преодолевать стресс, повышение их межличностной компетентености и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у детей здоровых потребностей.
Количество способов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования - бесконечно. Независимо от того, что ребенок и социальный работник выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Каждый социальный работник должен находить собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между организацией и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с детьми это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в социальном обществе, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Рисование как таковое, даже без какого либо вмешательства терапевта - это мощное средство
114
самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.
Таким образом, опыт разных психотерапевтов в психосоциальной работе показывает, что рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Многие авторы предлагают внедрить изотерапию в школьную программу, что является необходимостью в настоящее время, так как дети, которые нуждаются в социальной помощи не всегда говорят о своих проблемах и обращаются в соответствующие службы. Введение изотерапии в школу поможет решить такие проблемы. А также изотерапия может найти более широкое применение в психосоциальной практике.
Список литературы
1. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 251 с.
2. Копытин А.И, Свитовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: «Когито-Центр», 2014. 197 с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 336 с.
4. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002. 510 с.