ИЗОТЕРАПИЯ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
АДАПТАЦИИ
Ю. П. КУПРИНА
В данной работе дан исторический анализ истоков возникновения изотерапии в России, рассмотрены задачи в решении проблемы адаптации детей средствами изотерапии.
Ключевые слова: изотерапия, адаптация.
Изотерапия как научный метод возникла в условиях западной культуры и использовалась преимущественно в рамках психиатрии и психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством М. Наум-бург. Она опиралась на идею З. Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для терапии искусством существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах [2].
Основательницей другого подхода стала Э. Крамер. Она верила в действие процесса сотворения искусства и присущей ему эстетической ценности в данный конкретный момент времени.
Э. Крамер была уверена в том, что исцеляющему воздействию арттерапии способствовала возможность сделать этот процесс самопроизвольным, разворачивающимся без малейшего вмешательства со стороны психотерапевта. Возникли два различных подхода в художественной терапии: подход Наумберг, где арттерапевт являлся глав-
ным терапевтом, и подход Крамер, где арттера-певт был больше художником и предоставлял терапевтическую поддержку. В 1920-е гг. немецкий психиатр Н. Принцхорн начал исследования «патологического рисунка». Творчеством душевнобольных занимались также психиатры Н. Ланд-гартен, А. Анастази, И. А. Фолей и др. [2].
В отечественной науке до сих пор представляют интерес работы П. И. Карпова, посвященные изотерапии. Уже тогда П. И. Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства [2].
Анализируя изотерапию с исторической точки зрения было обнаружено, что в России существовали практически все предпосылки и источники данной практики, как «инструментальные», так и «доктринальные» и «идеологические». Нами были разработаны источники возникновения и развития изотерапии в России, представленные в виде схемы (рис. 1).
Художественное творчество не только в психиатрических, но и в обычных клиниках
Некоторые психотерапевтические «подходы» начала XX в., в большой степени связанные с искусством
Рис. 1. Предпосылки возникновения изотерапии в России
Дворянская педагогика - педагогика, существовавшая в XIX в. в некоторой части дворянской, а также разночинной среды. Она предполагала несколько общеобязательных художественных навыков, среди которых умение рисовать. Воспитанный и культурный человек XIX в. должен был себя демонстрировать в основном в салоне: либо в гостях «на выезде», либо у себя дома. Салон был формой организации публичной и светской жизни людей, представляющих определенный социальный круг. Для многих образованных людей того времени подобный способ времяпровождения считался культурной и социальной нормой - общественные и благотворительные дела были неотъемлемой частью жизни разных сословий. Эти же требования распространялись на область благотворительной и просветительной деятельности.
Дворянскую педагогику и изотерапию объединяет не только содержательно-процедурный момент, но и внутренняя импликация «культурного императива». В отличие от так называемого «демократического» или «политехнического» образования, знание или культурный навык оцениваются в данном случае как не просто «полезное», но должное, обязательное. Человек должен уметь и знать определенные вещи, такие, как «бесполезное» искусство или «мертвые», «формальные» языки. Традиции дворянской педагогики, благотворительной и просветительской деятельности во многом послужили опорой для становления изотерапии.
Во многом такого рода императив справедлив и для артпедагогики, по крайней мере, в той ее части, которая нацелена не на формирование блестящих виртуозов-профессионалов, победителей конкурсов, а на не менее важную цель, а именно -на становление человека в простом и общекультурном смысле слова. Любая педагогика явно или неявно является «проектом возможного человека», идеал которого варьирует от «функциональной единицы» в «социальной машине» до «творчески развивающегося индивидуума».
Арт-педагогика, будучи непосредственным источником происхождения изотерапии, была и остается одной из основных возможных зон, где в российских реалиях могут быть восприняты и органично адаптированы различные изотерапевти-ческие практики.
Арт-педагогика и изотерапия ставят сходные задачи, они направлены на формирование свободной творческой личности, способной к активной преобразующей деятельности.
В России работы по терапии искусством представлены Е. И. Бурно, Г. В. Бурковским,
Р. Б.Хайкиным и др. Изотерапия позволяет человеку без слов выразить свои мысли, желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результатом этой деятельности становится гармоническое отношение к действительности .
В России изотерапия, имея все предпосылки возникновения и развития, так и не получила должного развития. Изотерапия в основном носит диагностический характер, используя спонтанный характер творческой деятельности на изотерапев-тических занятиях.
Искусство выражает потребность человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души [3].
Как известно, «therapy» в переводе с латинского означает лечение, но термин «изотерапия» не связан буквально с лечением заболевания. Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества.
Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Изобразительное искусство является эффективным средством социализации индивида, общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому, эмоциональному опыту, вековой мудрости, конкретным общественным интересам и идеалам.
Творческая деятельность является неотъемлемой частью жизни ребенка, естественным выражением переживаний и эмоций. Используя изобразительное искусство для раскрытия внутренних ресурсов, ребенок развивает и формирует свою личность. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, что для него важно.
Достоинством изотерапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. По мнению В. С. Мухиной [6] и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей
реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Дети способны использовать художественные материалы для коммуникации, игры образами, импровизации, театрализации. «Они словно чувствуют, - считает Э. Бюлов, - ограниченность выразительных возможностей слова, и это, наверное, делает их более «совершенными» существами по сравнению с взрослыми» [1, с. 57]. Возраст младшего школьника называют золотым веком детского рисунка. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
В изотерапии, или «художественной терапии», предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.) для выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, и творческого самовыражения - с другой.
Основываясь на особенности взаимосвязи адаптации и творчества (работы Ю. Б. Гатанова, Ж. Годф-руа, В. Н. Дружинина и Н. В.Хазратовой, А. Ф. Ла-зурского, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Дж. Гилфорда, М. Воллаха и Н. Когана и др.), для решения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста рассматриваем изотерапию как одну из технологий социально-культурной деятельности.
В ходе исследования было выявлено, что технология изотерапии способствует благоприятной адаптации ребенка к школьному обучению, предполагает благополучное его развитие на протяжении всего обучения в начальной школе, что, в свою очередь, определяет снятие излишней эмоциональной и физической нагрузки обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей ребенка. В технологии изотерапии используют технику активного воображения, направленную на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
При применении технологии изотерапии как технологии социально-культурной деятельности основываются на идее, что в зависимости от способностей, склонностей, интересов ребенка ему следует заниматься тем или иным видом искусства для того, чтобы быть психически и духовно здоровым, адаптированным к новым социальнокультурным условиям.
Творчество должно быть, прежде всего, средством для профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития личности и средством лечения души. При этом специальная
подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы.
Автор концепции потребностей А. Маслоу [4] считал, что основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, поэтому сдерживание творческой силы является причиной неврозов. В технологии изотерапии как средства в решении проблемы социально-культурной адаптации дети являются потенциальными созидателями, а их активная созидательная деятельность -один из путей к освобождению дремлющих творческих сил.
В рамках теории технологии изотерапии могут быть выделены такие научные аспекты, как медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, культурологический и т. д.
Применяют технологию изотерапии издавна в медицине, в психиатрии, решая проблемы различного характера лечебно-реабилитационными методами. В психологии применяют технологию изотерапии для решения коррекционно-профилактических задач, в педагогике - коррекционноразвивающих задач.
В технологии изотерапии с практической точки зрения следует выделить два относительно самостоятельных раздела: диагностический (критерии адаптированности) и собственно практический (адаптация организма).
Независимые наблюдатели во многих странах мира получили доказательства единства последовательности этапов, через которые ребенок приходит к взрослому взгляду на мир - визуальному реализму. Но в данном возрасте ребенок все воспринимает естественно, его рисунки своеобразны и индивидуальны. Рисунки представляют собой личностную проекцию, поэтому рисование является наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой.
Изотерапия как технология основана на использовании изобразительного искусства в решении коррекционных задач. Коррекционные воздействия осуществляются через творческие занятия изобразительным искусством и эстетическое восприятие, используя язык изобразительной экспрессии, а также непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
По содержанию технология изотерапии в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста носит обучающий и воспитательный характер, основанный на гуманистических началах.
Благодаря применению технологии изотерапии поддерживается высокий уровень интеллек-
туальной и эмоциональной активности, она способствует быстрому восстановлению организма и предупреждению развития психосоматических заболеваний.
С позиции адаптации детей младшего школьного возраста изотерапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к социальнокультурной среде, способствующий общей гармонизации личности.
Существуют несколько концепций, отражающих технологические особенности использования изотерапии применительно к задачам социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста.
- Концепция гуманистической психологии К. Роджерса. Сторонники этого научного подхода считают человека потенциальным созидателем, а его активную созидательную деятельность - одним из путей к освобождению дремлющих творческих сил.
- Концепция отреагирования и сублимации. Именно она используется в детской практике. Как полагают сторонники этой концепции, рисование как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в изобразительном искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния; снижается возможность внешних, действенных проявлений указанных переживаний в социально нежелательной форме. Как один из специфических вариантов изотерапии используют зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.
- Рисунок как проективная методика. Применяется чаще у детей-невротиков. Этой категории детей свойственна массивная личностная защита, утонченное раскрытие своих конфликтов. Процедура заключается в том, что педагог предлагает ребенку сюжет проективного характера и затем вместе с ребенком обсуждает и интерпретирует рисунки.
- Изотерапия как занятость или специфическая трудотерапия. Этот вид терапии особенно показан детям в силу их возрастных и психологических особенностей [1].
Изотерапия обладает очевидными преимуществами перед другими видами технологий в решении социально-культурной адаптации детей, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами адаптационной работы. Перечислим наиболее значимые из этих преимуществ:
- Ребенок в силу своих возрастных особенностей любит рисовать, лепить, клеить, заниматься творчеством.
- Каждый ребенок может участвовать в процессе изотерапевтической работы, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Изоттерапия не имеет ограничений в использовании. Не имеет каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в изоте-рапевтическом процессе.
- Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, которые затрудняются в словесном описании своих переживаний.
- Изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, своеобразным мостом между педагогом и детьми. Это особенно ценно при решении социальнокультурной адаптации, в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении.
- Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни детей.
- Изотерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.
- Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
- Изотерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, тем самым решить проблему адаптации.
- Изотерапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации - раскрытии спектра возможностей ребенка и утверждения себя как личности.
Опираясь на вышеизложенные преимущества технологии изотерапии, были определены задачи в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии:
- Поиски и корректировка неудач на занятиях по изотерапии в решении проблемы адаптации.
- Возможность более полной реализации внутренних сил и возможностей ребенка с помощью изобразительного искусства.
- Применение изобразительного искусства в становлении и развитии личности ребенка и понимание, познание новой социально-культурной среды и самого себя.
- Создание внутренней гармонии и самопри-нятия через изобразительное искусство.
- Создание внешней гармонии личности ребенка с обществом, используя изобразительное искусство.
- Выражение себя как личности через изоте-рапевтические занятия.
Технологию изотерапии, на наш взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическое направление формирования резервов социальнокультурной адаптации ребенка и как научную основу здорового образа жизни. Изотерапия, так же как и педагогика, имеет дело с вопросами человеческого существования в мире, вопросами свободы и способности индивида взаимодействовать с самим собой и с другими людьми. В изотерапии педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка, оно выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции, изотерапия имеет свои методы и приемы.
Методы и приемы, применяемые в изотерапии для адаптационных целей детей младшего школьного возраста, должны отвечать определенным требованиям. С одной стороны, они должны носить художественно-познавательный, с другой - художественно-эмоциональный, с третьей - художественно-творческий, с четвертой - коррекционно-развивающий характер.
Рассмотрим методы и приемы, направленные на решение проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:
- возможность для интерпретаций и реализации диагностической цели творческих работ в процессе адаптации;
- предоставление возможности для выражения агрессивных чувств при помощи рисования, которое является безопасным способом разрядки напряжения;
- формирование гармонического отношения
к окружающей среде (подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов);
- развитие коммуникабельности (элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств);
- формирование возникновения чувства внутреннего контроля и порядка;
- овладение определенными изобразительными средствами искусства;
- возникновение ощущения собственной личностной ценности повышает художественную компетентность;
- удовлетворение от творчества и творческой деятельности.
Выявленная в ходе исследования эффективность изотерапии на занятиях с детьми младшего школьного возраста заключается в том, что методы и приемы изотерапии позволяют более быстро и успешно решить проблему адаптации детей.
Изотерапия в адаптации детей оказывает положительное воздействие на развивающуюся личность ребенка, ее социализацию и формирование адаптивных способностей при правильно организованном общении с учетом возрастных особенностей младших школьников, их предрасположенности к общению с изобразительным искусством, склонности к различным видам художественно-творческой деятельности.
В рамках технологии изотерапии в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста применяются по подходу к ребенку следующие технологии: авторитарная, личностно-ориентировоч-ная, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технология свободного воспитания.
Проявление авторитарности в процессе социально-культурной адаптации средствами изотерапии заключается в подавлении инициативы и самостоятельности ребенка - педагог является единоличным субъектом в учебно-воспитательном процессе, а ребенок лишь «объект».
Личностно-ориентировочная технология заключается в том, что главное - сам ребенок его личность. Эта технология обеспечивает комфортные, безопасные условия развития личности ребенка.
Гуманно-личностные технологии отличаются гуманистическим отношением к ребенку, имеют психотерапевтическую направленность для помощи и поддержки ребенка.
Технология сотрудничества основана на демократизме, равенстве, для нее характерны субъ-
ект-субъектные отношения педагога и ребенка.
Технология свободного времени основана на свободе выбора и самостоятельности.
Организация социально-культурной деятельности в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста, не имеющих классических форм аномалий в развитии, есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с детьми.
В природе человека генетически не заложены знания о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, и вообще о том, как надо жить, поэтому человек, в отличие от других живых существ, не имеет инстинктивной видовой программы поведения и жизнедеятельности.
Развитие данной идеи находим в теоретических разработках Э. Фромма [8], который утверждает, что в природе прослеживается отчетливая закономерность: чем выше на эволюционной лестнице располагается животное, тем в меньшей степени его поведение биологически детерминировано. И наоборот - поведение низших видов полностью предопределено их видовыми программами жизни. Человек занял в эволюции исключительное положение, у него вообще отсутствует видовая программа жизни. Знание о том, как жить, люди наследуют через систему не биологических, а социально-культурных механизмов, таких, как традиции, нормы, правила, законы, обычаи и т. д.
Дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы социально-культурной адаптации, недостаточно приспособлены к жизни, и задача состоит в том, чтобы найти пути преодоления детских страхов, страданий и избавления от изъянов. Поэтому в группах на занятиях по изотерапии ставят целью избавление от серьезных эмоциональных проблем, их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике. В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта корректируются и модифицируются.
Основываясь на концепции потребностей А. Маслоу, который считал, что основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, был сделан вывод о том, что сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и цель изотерапии - в ее высвобождении [5].
Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты, которые ребенок переживает эмоционально в основном в зрительных образах. «Я могу нарисовать ее, - часто говорит нам человек о своей мечте, - но я не знаю, как ее выразить словами» [7].
О важности творчества в жизни человека, в нашем случае ребенка, писал К. Юнг, который считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования, и придавал большое значение фантазии в творческом процессе: «Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии, искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды» [7, с 56].
Таким образом, в рамках теории технологии изотерапии были выделены такие научные аспекты, как медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, культурологический и т. д.
Было выявлено, что изотерапия обладает очевидными преимуществами перед другими видами технологий в решении социально-культурной адаптации детей, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами адаптационной работы. Наиболее значимые из этих преимуществ связаны с тем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей любит рисовать, лепить, заниматься творчеством; процесс изотера-певтической работы не требует от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Изотерапия не имеет ограничений и каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в изотерапев-тическом процессе. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, своеобразным мостом между педагогом и детьми. Это особенно ценно при решении проблемы социально-культурной адаптации в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении. Изотерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. Работы в русле изобразитель-
ного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. Изотерапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации - раскрытии спектра возможностей ребенка и утверждения себя как личности.
Литература
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.
3. Куприна Ю. П.Адаптация детей младшего школьного возраста средствами изотерапии: монография. Берлин, 2011.
4. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.
5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб., 1999.
6. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.
7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. ст. / науч. ред. Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов. М., 1996.
8. Фромм Э. Человеческая ситуация / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 1995.
* * *
ISOTHERAPY AND THE PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION
Yu. P. Kuprina
In this article a historical analysis of the origins of isotherapy in Russia is given, problems in solving the problem of adaptation of children by means of isotherapy are considered.
Key words: isotherapy, adaptation.