Научная статья на тему 'Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации'

Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
676
416
Поделиться
Ключевые слова
ИЗОТЕРАПИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Куприна Юлия Петровна

В данной работе дан исторический анализ истоков возникновения изотерапии в России, рассмотрены задачи в решении проблемы адаптации детей средствами изотерапии.

ISOTHERAPY AND THE PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION

In this article a historical analysis of the origins of isotherapy in Russia is given, problems in solving the problem of adaptation of children by means of isotherapy are considered.

Текст научной работы на тему «Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации»

ИЗОТЕРАПИЯ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

АДАПТАЦИИ

Ю. П. КУПРИНА

В данной работе дан исторический анализ истоков возникновения изотерапии в России, рассмотрены задачи в решении проблемы адаптации детей средствами изотерапии.

Ключевые слова: изотерапия, адаптация.

Изотерапия как научный метод возникла в условиях западной культуры и использовалась преимущественно в рамках психиатрии и психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством М. Наум-бург. Она опиралась на идею З. Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для терапии искусством существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах [2].

Основательницей другого подхода стала Э. Крамер. Она верила в действие процесса сотворения искусства и присущей ему эстетической ценности в данный конкретный момент времени.

Э. Крамер была уверена в том, что исцеляющему воздействию арттерапии способствовала возможность сделать этот процесс самопроизвольным, разворачивающимся без малейшего вмешательства со стороны психотерапевта. Возникли два различных подхода в художественной терапии: подход Наумберг, где арттерапевт являлся глав-

ным терапевтом, и подход Крамер, где арттера-певт был больше художником и предоставлял терапевтическую поддержку. В 1920-е гг. немецкий психиатр Н. Принцхорн начал исследования «патологического рисунка». Творчеством душевнобольных занимались также психиатры Н. Ланд-гартен, А. Анастази, И. А. Фолей и др. [2].

В отечественной науке до сих пор представляют интерес работы П. И. Карпова, посвященные изотерапии. Уже тогда П. И. Карпов пытался использовать рисование как средство лечения психических заболеваний. Естественно, что в первую очередь врачей интересовали возможности рисунка как некоторого диагностического средства [2].

Анализируя изотерапию с исторической точки зрения было обнаружено, что в России существовали практически все предпосылки и источники данной практики, как «инструментальные», так и «доктринальные» и «идеологические». Нами были разработаны источники возникновения и развития изотерапии в России, представленные в виде схемы (рис. 1).

Художественное творчество не только в психиатрических, но и в обычных клиниках

Некоторые психотерапевтические «подходы» начала XX в., в большой степени связанные с искусством

Рис. 1. Предпосылки возникновения изотерапии в России

Дворянская педагогика - педагогика, существовавшая в XIX в. в некоторой части дворянской, а также разночинной среды. Она предполагала несколько общеобязательных художественных навыков, среди которых умение рисовать. Воспитанный и культурный человек XIX в. должен был себя демонстрировать в основном в салоне: либо в гостях «на выезде», либо у себя дома. Салон был формой организации публичной и светской жизни людей, представляющих определенный социальный круг. Для многих образованных людей того времени подобный способ времяпровождения считался культурной и социальной нормой - общественные и благотворительные дела были неотъемлемой частью жизни разных сословий. Эти же требования распространялись на область благотворительной и просветительной деятельности.

Дворянскую педагогику и изотерапию объединяет не только содержательно-процедурный момент, но и внутренняя импликация «культурного императива». В отличие от так называемого «демократического» или «политехнического» образования, знание или культурный навык оцениваются в данном случае как не просто «полезное», но должное, обязательное. Человек должен уметь и знать определенные вещи, такие, как «бесполезное» искусство или «мертвые», «формальные» языки. Традиции дворянской педагогики, благотворительной и просветительской деятельности во многом послужили опорой для становления изотерапии.

Во многом такого рода императив справедлив и для артпедагогики, по крайней мере, в той ее части, которая нацелена не на формирование блестящих виртуозов-профессионалов, победителей конкурсов, а на не менее важную цель, а именно -на становление человека в простом и общекультурном смысле слова. Любая педагогика явно или неявно является «проектом возможного человека», идеал которого варьирует от «функциональной единицы» в «социальной машине» до «творчески развивающегося индивидуума».

Арт-педагогика, будучи непосредственным источником происхождения изотерапии, была и остается одной из основных возможных зон, где в российских реалиях могут быть восприняты и органично адаптированы различные изотерапевти-ческие практики.

Арт-педагогика и изотерапия ставят сходные задачи, они направлены на формирование свободной творческой личности, способной к активной преобразующей деятельности.

В России работы по терапии искусством представлены Е. И. Бурно, Г. В. Бурковским,

Р. Б.Хайкиным и др. Изотерапия позволяет человеку без слов выразить свои мысли, желания, мечты. Использование же продуктов изобразительной деятельности способствует изменению поведения, переживаний и фантазий. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Результатом этой деятельности становится гармоническое отношение к действительности .

В России изотерапия, имея все предпосылки возникновения и развития, так и не получила должного развития. Изотерапия в основном носит диагностический характер, используя спонтанный характер творческой деятельности на изотерапев-тических занятиях.

Искусство выражает потребность человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души [3].

Как известно, «therapy» в переводе с латинского означает лечение, но термин «изотерапия» не связан буквально с лечением заболевания. Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества.

Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Изобразительное искусство является эффективным средством социализации индивида, общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному человечеством этическому, эмоциональному опыту, вековой мудрости, конкретным общественным интересам и идеалам.

Творческая деятельность является неотъемлемой частью жизни ребенка, естественным выражением переживаний и эмоций. Используя изобразительное искусство для раскрытия внутренних ресурсов, ребенок развивает и формирует свою личность. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, что для него важно.

Достоинством изотерапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. По мнению В. С. Мухиной [6] и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей

реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Дети способны использовать художественные материалы для коммуникации, игры образами, импровизации, театрализации. «Они словно чувствуют, - считает Э. Бюлов, - ограниченность выразительных возможностей слова, и это, наверное, делает их более «совершенными» существами по сравнению с взрослыми» [1, с. 57]. Возраст младшего школьника называют золотым веком детского рисунка. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

В изотерапии, или «художественной терапии», предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.) для выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, и творческого самовыражения - с другой.

Основываясь на особенности взаимосвязи адаптации и творчества (работы Ю. Б. Гатанова, Ж. Годф-руа, В. Н. Дружинина и Н. В.Хазратовой, А. Ф. Ла-зурского, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Дж. Гилфорда, М. Воллаха и Н. Когана и др.), для решения проблемы адаптации детей младшего школьного возраста рассматриваем изотерапию как одну из технологий социально-культурной деятельности.

В ходе исследования было выявлено, что технология изотерапии способствует благоприятной адаптации ребенка к школьному обучению, предполагает благополучное его развитие на протяжении всего обучения в начальной школе, что, в свою очередь, определяет снятие излишней эмоциональной и физической нагрузки обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей ребенка. В технологии изотерапии используют технику активного воображения, направленную на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

При применении технологии изотерапии как технологии социально-культурной деятельности основываются на идее, что в зависимости от способностей, склонностей, интересов ребенка ему следует заниматься тем или иным видом искусства для того, чтобы быть психически и духовно здоровым, адаптированным к новым социальнокультурным условиям.

Творчество должно быть, прежде всего, средством для профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития личности и средством лечения души. При этом специальная

подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы.

Автор концепции потребностей А. Маслоу [4] считал, что основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, поэтому сдерживание творческой силы является причиной неврозов. В технологии изотерапии как средства в решении проблемы социально-культурной адаптации дети являются потенциальными созидателями, а их активная созидательная деятельность -один из путей к освобождению дремлющих творческих сил.

В рамках теории технологии изотерапии могут быть выделены такие научные аспекты, как медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, культурологический и т. д.

Применяют технологию изотерапии издавна в медицине, в психиатрии, решая проблемы различного характера лечебно-реабилитационными методами. В психологии применяют технологию изотерапии для решения коррекционно-профилактических задач, в педагогике - коррекционноразвивающих задач.

В технологии изотерапии с практической точки зрения следует выделить два относительно самостоятельных раздела: диагностический (критерии адаптированности) и собственно практический (адаптация организма).

Независимые наблюдатели во многих странах мира получили доказательства единства последовательности этапов, через которые ребенок приходит к взрослому взгляду на мир - визуальному реализму. Но в данном возрасте ребенок все воспринимает естественно, его рисунки своеобразны и индивидуальны. Рисунки представляют собой личностную проекцию, поэтому рисование является наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой.

Изотерапия как технология основана на использовании изобразительного искусства в решении коррекционных задач. Коррекционные воздействия осуществляются через творческие занятия изобразительным искусством и эстетическое восприятие, используя язык изобразительной экспрессии, а также непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.

По содержанию технология изотерапии в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста носит обучающий и воспитательный характер, основанный на гуманистических началах.

Благодаря применению технологии изотерапии поддерживается высокий уровень интеллек-

туальной и эмоциональной активности, она способствует быстрому восстановлению организма и предупреждению развития психосоматических заболеваний.

С позиции адаптации детей младшего школьного возраста изотерапия расценивается как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к социальнокультурной среде, способствующий общей гармонизации личности.

Существуют несколько концепций, отражающих технологические особенности использования изотерапии применительно к задачам социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста.

- Концепция гуманистической психологии К. Роджерса. Сторонники этого научного подхода считают человека потенциальным созидателем, а его активную созидательную деятельность - одним из путей к освобождению дремлющих творческих сил.

- Концепция отреагирования и сублимации. Именно она используется в детской практике. Как полагают сторонники этой концепции, рисование как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в изобразительном искусстве различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния; снижается возможность внешних, действенных проявлений указанных переживаний в социально нежелательной форме. Как один из специфических вариантов изотерапии используют зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

- Рисунок как проективная методика. Применяется чаще у детей-невротиков. Этой категории детей свойственна массивная личностная защита, утонченное раскрытие своих конфликтов. Процедура заключается в том, что педагог предлагает ребенку сюжет проективного характера и затем вместе с ребенком обсуждает и интерпретирует рисунки.

- Изотерапия как занятость или специфическая трудотерапия. Этот вид терапии особенно показан детям в силу их возрастных и психологических особенностей [1].

Изотерапия обладает очевидными преимуществами перед другими видами технологий в решении социально-культурной адаптации детей, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами адаптационной работы. Перечислим наиболее значимые из этих преимуществ:

- Ребенок в силу своих возрастных особенностей любит рисовать, лепить, клеить, заниматься творчеством.

- Каждый ребенок может участвовать в процессе изотерапевтической работы, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Изоттерапия не имеет ограничений в использовании. Не имеет каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в изоте-рапевтическом процессе.

- Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, которые затрудняются в словесном описании своих переживаний.

- Изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, своеобразным мостом между педагогом и детьми. Это особенно ценно при решении социальнокультурной адаптации, в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении.

- Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни детей.

- Изотерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.

- Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

- Изотерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию, тем самым решить проблему адаптации.

- Изотерапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации - раскрытии спектра возможностей ребенка и утверждения себя как личности.

Опираясь на вышеизложенные преимущества технологии изотерапии, были определены задачи в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста средствами изотерапии:

- Поиски и корректировка неудач на занятиях по изотерапии в решении проблемы адаптации.

- Возможность более полной реализации внутренних сил и возможностей ребенка с помощью изобразительного искусства.

- Применение изобразительного искусства в становлении и развитии личности ребенка и понимание, познание новой социально-культурной среды и самого себя.

- Создание внутренней гармонии и самопри-нятия через изобразительное искусство.

- Создание внешней гармонии личности ребенка с обществом, используя изобразительное искусство.

- Выражение себя как личности через изоте-рапевтические занятия.

Технологию изотерапии, на наш взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическое направление формирования резервов социальнокультурной адаптации ребенка и как научную основу здорового образа жизни. Изотерапия, так же как и педагогика, имеет дело с вопросами человеческого существования в мире, вопросами свободы и способности индивида взаимодействовать с самим собой и с другими людьми. В изотерапии педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка, оно выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции, изотерапия имеет свои методы и приемы.

Методы и приемы, применяемые в изотерапии для адаптационных целей детей младшего школьного возраста, должны отвечать определенным требованиям. С одной стороны, они должны носить художественно-познавательный, с другой - художественно-эмоциональный, с третьей - художественно-творческий, с четвертой - коррекционно-развивающий характер.

Рассмотрим методы и приемы, направленные на решение проблемы адаптации детей младшего школьного возраста:

- возможность для интерпретаций и реализации диагностической цели творческих работ в процессе адаптации;

- предоставление возможности для выражения агрессивных чувств при помощи рисования, которое является безопасным способом разрядки напряжения;

- формирование гармонического отношения

к окружающей среде (подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов);

- развитие коммуникабельности (элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств);

- формирование возникновения чувства внутреннего контроля и порядка;

- овладение определенными изобразительными средствами искусства;

- возникновение ощущения собственной личностной ценности повышает художественную компетентность;

- удовлетворение от творчества и творческой деятельности.

Выявленная в ходе исследования эффективность изотерапии на занятиях с детьми младшего школьного возраста заключается в том, что методы и приемы изотерапии позволяют более быстро и успешно решить проблему адаптации детей.

Изотерапия в адаптации детей оказывает положительное воздействие на развивающуюся личность ребенка, ее социализацию и формирование адаптивных способностей при правильно организованном общении с учетом возрастных особенностей младших школьников, их предрасположенности к общению с изобразительным искусством, склонности к различным видам художественно-творческой деятельности.

В рамках технологии изотерапии в решении проблемы адаптации детей младшего школьного возраста применяются по подходу к ребенку следующие технологии: авторитарная, личностно-ориентировоч-ная, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технология свободного воспитания.

Проявление авторитарности в процессе социально-культурной адаптации средствами изотерапии заключается в подавлении инициативы и самостоятельности ребенка - педагог является единоличным субъектом в учебно-воспитательном процессе, а ребенок лишь «объект».

Личностно-ориентировочная технология заключается в том, что главное - сам ребенок его личность. Эта технология обеспечивает комфортные, безопасные условия развития личности ребенка.

Гуманно-личностные технологии отличаются гуманистическим отношением к ребенку, имеют психотерапевтическую направленность для помощи и поддержки ребенка.

Технология сотрудничества основана на демократизме, равенстве, для нее характерны субъ-

ект-субъектные отношения педагога и ребенка.

Технология свободного времени основана на свободе выбора и самостоятельности.

Организация социально-культурной деятельности в решении проблемы социально-культурной адаптации детей младшего школьного возраста, не имеющих классических форм аномалий в развитии, есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с детьми.

В природе человека генетически не заложены знания о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, и вообще о том, как надо жить, поэтому человек, в отличие от других живых существ, не имеет инстинктивной видовой программы поведения и жизнедеятельности.

Развитие данной идеи находим в теоретических разработках Э. Фромма [8], который утверждает, что в природе прослеживается отчетливая закономерность: чем выше на эволюционной лестнице располагается животное, тем в меньшей степени его поведение биологически детерминировано. И наоборот - поведение низших видов полностью предопределено их видовыми программами жизни. Человек занял в эволюции исключительное положение, у него вообще отсутствует видовая программа жизни. Знание о том, как жить, люди наследуют через систему не биологических, а социально-культурных механизмов, таких, как традиции, нормы, правила, законы, обычаи и т. д.

Дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы социально-культурной адаптации, недостаточно приспособлены к жизни, и задача состоит в том, чтобы найти пути преодоления детских страхов, страданий и избавления от изъянов. Поэтому в группах на занятиях по изотерапии ставят целью избавление от серьезных эмоциональных проблем, их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике. В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта корректируются и модифицируются.

Основываясь на концепции потребностей А. Маслоу, который считал, что основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, был сделан вывод о том, что сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и цель изотерапии - в ее высвобождении [5].

Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты, которые ребенок переживает эмоционально в основном в зрительных образах. «Я могу нарисовать ее, - часто говорит нам человек о своей мечте, - но я не знаю, как ее выразить словами» [7].

О важности творчества в жизни человека, в нашем случае ребенка, писал К. Юнг, который считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования, и придавал большое значение фантазии в творческом процессе: «Не только художник, но любой творческий человек, кем бы он ни был, всеми своими величайшими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьезной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии, искусство помогало нам выразить и разрешить конфликт между нашими инстинктивными желаниями и требованиями и ограничениями социальной среды» [7, с 56].

Таким образом, в рамках теории технологии изотерапии были выделены такие научные аспекты, как медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, культурологический и т. д.

Было выявлено, что изотерапия обладает очевидными преимуществами перед другими видами технологий в решении социально-культурной адаптации детей, основанными исключительно на вербальной коммуникации формами адаптационной работы. Наиболее значимые из этих преимуществ связаны с тем, что ребенок в силу своих возрастных особенностей любит рисовать, лепить, заниматься творчеством; процесс изотера-певтической работы не требует от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Изотерапия не имеет ограничений и каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в изотерапев-тическом процессе. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения детей, своеобразным мостом между педагогом и детьми. Это особенно ценно при решении проблемы социально-культурной адаптации в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении. Изотерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. Работы в русле изобразитель-

ного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. Изотерапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации - раскрытии спектра возможностей ребенка и утверждения себя как личности.

Литература

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

3. Куприна Ю. П.Адаптация детей младшего школьного возраста средствами изотерапии: монография. Берлин, 2011.

4. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб., 1999.

6. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. ст. / науч. ред. Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов. М., 1996.

8. Фромм Э. Человеческая ситуация / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 1995.

* * *

ISOTHERAPY AND THE PROBLEM OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION

Yu. P. Kuprina

In this article a historical analysis of the origins of isotherapy in Russia is given, problems in solving the problem of adaptation of children by means of isotherapy are considered.

Key words: isotherapy, adaptation.