УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна
соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ
Belozerova Galina Mikhailovna
PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.-Petersburg State University of Culture and Arts
ART CULTURE AS A FACTOR OF ENCULTURATION AND SOCIALIZATION OF SPECIAL CHILDREN
Аннотация:
В статье отображается процесс инкультурации и творческое развитие личности различными формами и методами арт-терапии, реабилитация доступными видами искусства и процесс внедрения художественных практик в работе с «особыми» детьми.
Ключевые слова:
инкультурация, раскрытие творческого потенциала личности, художественные практики, арт-терапия.
Summary:
The article recounts a process of enculturation and creative development of a personality with application of some forms and modes of art therapy, rehabilitation with available art forms, and introduction of the art practices when working with special children.
Keywords:
enculturation, to unlock personal creativity, art practices, art therapy.
Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону использования художественных практик в инкультурации и социализации личности детей, имеющих проблемы с интеллектуальным развитием и здоровьем. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в работе с эмоционально-поведенческими нарушениями «особых» детей. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, в развитии и становлении личности. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов работы, построенных на ознакомлении ребенка с различными видами искусства. Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как создаваемые «особым» ребенком образы, объектируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации, инкультурации и установления отношений с окружающим миром.
Карл Юнг в своей работе «Психологические типы» пишет: «Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных» [1, с. 18].
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка - интернационального языка образов. Искусство возникло как средство коммуникации, как своеобразный эмоциональный язык. Прообраз арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве, здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного».
Склонный к символизации человек традиционной культуры неосознанно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира. Он использовал эти символы как в религиозных ритуалах, так и в обрядовой практике повседневной жизни. Символы пронизывали народное художественное творчество, тесно связанное с мифолого-поэтическими представлениями, обрядами и ритуалами традиционной культуры. Несмотря на древние корни, арт-терапия существует всего несколько десятилетий. Наиболее широкую известность она получила в середине XX в. Термин «арт-терапия» (art - искусство, art therapy - терапия искусством) первоначально означал лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапии, драмотерапии, танцевально-двигательной терапии, цветотерапии, медитативному рисованию, кукольной терапии и т.д.) [2, с. 28]. В 1960-1980-е гг. были созданы профессиональные объединения, которые спо-
собствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности и направлению. Подобные ассоциации возникли в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), США, Голландии, Японии, в конце ХХ в. в России - Санкт-Петербурге и Москве. Зачинателями терапии искусством стали А.И. Копытин (психотерапевт, доктор медицинских наук), А.В. Гнездилов (драматерапевт), В.М. Элькин (музыкотерапевт), Т. Зинкевич-Евстигнеева (сказкотерапевт), Т.А. Павлова (профессор, доктор медицинских наук), Н.Р. Назарова (кандидат психологических наук) и многие другие.
Художественное направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «терапевтическим», но специалисты, работающие в первом направлении, больше предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание» или «развитие творческого потенциала». Арт-терапевтические формы, техники и методики содержат неограниченное количество возможностей для развития живого эмоционального реагирования на происходящее, привлечения жизненного опыта ребенка, его личностной включенности в культурный и социальный процесс, что является важным аспектом духовного развития личности. «Механизм» реабилитации прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится. Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях - вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на ребенка, укрепляет его душевные силы, расслабляет и преобразует эмоциональную и духовную сферу. Написание рассказа требует высокого творческого сосредоточения, концентрирует, обогащает переживания и раздумья. Использование драматерапии как разновидности арт-терапии предполагает представление в пантомиме простых сенсорных образов, умение передать навык и образы без слов, используя мимику и жесты, значительно повышает осознание сенсорного опыта, что наиболее важно в работе с детьми. Таким образом, в системе представлений инкультурации и социализации личности основным является понятие творчества, обозначающее реализацию личностного потенциала «особого» ребенка в разных видах деятельности.
Историей доказано, что искусство способно создавать такие условия, в которых языковые барьеры не представляются препятствием. Благодаря этому, закрытые границы становятся открытыми к проникновению общечеловеческого опыта. Можно выделить несколько направлений использования искусства в инкультурации и реабилитации «особых» детей: культурное и творческое развитие, духовное и физическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве и оздоровительном процессе. Реализация этих направлений в работе с «особыми» детьми осуществляется через определенные методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии. В специальном образовании оба направления дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе.
В своей работе арт-терапевт приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы; развивает умения и навыки художественной деятельности; формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, осознание своих личных связей с искусством. Искусство не должно только изучаться, оно должно проживаться. Успешнее всего это может достигаться на занятиях при использовании элементов арт-терапии. Ребенок с проблемами здоровья должен чувствовать со стороны взрослого поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. У него должно сформироваться впечатление, что творчество - это свободный процесс, чтобы ребенок смог научиться «открывать» себя в этом процессе, используя и мобилизуя свои творческие резервы, что положительно скажется на развитии его личности в целом. С точки зрения Л.С. Выготского «преодоление формой содержания» не только обеспечивает катарсис как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребенком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития» [3, с. 318].
В настоящее время наиболее распространена в арт-терапевтической работе с детьми изотерапия (рисунки, лепка, аппликация, медитативное рисование под музыку), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Поль-Бонкур утверждал, что «рисунок и лепка особенно содействуют развитию способности к наблюдению. Принуждая анализировать форму, заставляя отыскивать взаимное положение линий, служа также развитию способности сравнения...» [4, с. 5-7]. Изотерапия дает положительный эффект в работе с «особыми» детьми, где вербальный контакт затруднен. Детям легче вы-
разить свое настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов. Они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как арт-терапевтический метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Создание фресок», «Волшебные пятна», «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Методика «Цветопись», реализуемая на всем протяжении арт-терапевтических занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание [5, с. 6]. Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и творческими беседами дают наиболее позитивные результаты. Очень важно установить личный контакт, отвлечь ребенка от различных социальных проблем с той целью, чтобы он смог саморе-ализовать себя в творчестве. Важно установить атмосферу открытости, взаимодоверия, которая способствует творческому вдохновению. Музыка дает возможность регуляции психофизического состояния ребенка. Арт-терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить их процесс коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом.
Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребенка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей особых детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, атмосферы любви, сочувствия и сопереживания.
Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит «особому» ребенку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний зрителям, посредством разнообразной творческой деятельности создает коллективный детский опыт. Только в общении достигается развитие творческих способностей. Ибо, продумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, развитию отличных человеческих качеств, сочетающих, творческую смелость, скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях, проявлению интереса к предметам своего творчества, прежде всего к людям, развитию интеллекта, расширению устного кругозора.
Художественное творчество, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.
Отечественная школа использования художественных практик в инкультурации и реабилитации «особых» детей в последние годы достигла определенных успехов и показывает, что разные средства и виды искусства оказывают важнейшее воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.
Ссылки:
1. Юнг К. Психологические типы. М., 1997.
2. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., 1996.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
4. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками. Минск, 2005.
5. Добровольская Т.Н., Левченко И.Ю., Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Арт-терапия и арт-педагогика в специаль-
ных образовательных учреждениях. М., 2001.
References (transliterated):
1. Yung K. Psikhologicheskie tipy. M., 1997.
2. Kopytin A.I. Praktikum po art-terapii. SPb., 1996.
3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva. M., 1986.
4. Val'des Odriosola M.S. Art-terapiya v rabote s podrostkami. Minsk, 2005.
5. Dobrovol'skaya T.N., Levchenko I.Y., Medvedeva E.A., Komissarova L.N. Art-terapiya i art-pedagogika v spetsial'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. M., 2001.