Научная статья на тему 'Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «Особых» детей'

Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «Особых» детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ENCULTURATION / TO UNLOCK PERSONAL CREATIVITY / ART PRACTICES / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерова Галина Михайловна

В статье отображается процесс инкультурации и творческое развитие личности различными формами и методами арт-терапии, реабилитация доступными видами искусства и процесс внедрения художественных практик в работе с «особыми» детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART CULTURE AS A FACTOR OF ENCULTURATION AND SOCIALIZATION OF SPECIAL CHILDREN

The article recounts a process of enculturation and creative development of a personality with application of some forms and modes of art therapy, rehabilitation with available art forms, and introduction of the art practices when working with special children

Текст научной работы на тему «Художественная культура как фактор инкультурации и социализации «Особых» детей»

УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна

соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ОСОБЫХ» ДЕТЕЙ

Belozerova Galina Mikhailovna

PhD applicant of the Theory and History of Culture Department, St.-Petersburg State University of Culture and Arts

dom-hors@mail.ru

ART CULTURE AS A FACTOR OF ENCULTURATION AND SOCIALIZATION OF SPECIAL CHILDREN

Аннотация:

В статье отображается процесс инкультурации и творческое развитие личности различными формами и методами арт-терапии, реабилитация доступными видами искусства и процесс внедрения художественных практик в работе с «особыми» детьми.

Ключевые слова:

инкультурация, раскрытие творческого потенциала личности, художественные практики, арт-терапия.

Summary:

The article recounts a process of enculturation and creative development of a personality with application of some forms and modes of art therapy, rehabilitation with available art forms, and introduction of the art practices when working with special children.

Keywords:

enculturation, to unlock personal creativity, art practices, art therapy.

Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону использования художественных практик в инкультурации и социализации личности детей, имеющих проблемы с интеллектуальным развитием и здоровьем. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в работе с эмоционально-поведенческими нарушениями «особых» детей. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, в развитии и становлении личности. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов работы, построенных на ознакомлении ребенка с различными видами искусства. Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как создаваемые «особым» ребенком образы, объектируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации, инкультурации и установления отношений с окружающим миром.

Карл Юнг в своей работе «Психологические типы» пишет: «Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных» [1, с. 18].

Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка - интернационального языка образов. Искусство возникло как средство коммуникации, как своеобразный эмоциональный язык. Прообраз арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве, здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного».

Склонный к символизации человек традиционной культуры неосознанно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира. Он использовал эти символы как в религиозных ритуалах, так и в обрядовой практике повседневной жизни. Символы пронизывали народное художественное творчество, тесно связанное с мифолого-поэтическими представлениями, обрядами и ритуалами традиционной культуры. Несмотря на древние корни, арт-терапия существует всего несколько десятилетий. Наиболее широкую известность она получила в середине XX в. Термин «арт-терапия» (art - искусство, art therapy - терапия искусством) первоначально означал лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапии, драмотерапии, танцевально-двигательной терапии, цветотерапии, медитативному рисованию, кукольной терапии и т.д.) [2, с. 28]. В 1960-1980-е гг. были созданы профессиональные объединения, которые спо-

собствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности и направлению. Подобные ассоциации возникли в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), США, Голландии, Японии, в конце ХХ в. в России - Санкт-Петербурге и Москве. Зачинателями терапии искусством стали А.И. Копытин (психотерапевт, доктор медицинских наук), А.В. Гнездилов (драматерапевт), В.М. Элькин (музыкотерапевт), Т. Зинкевич-Евстигнеева (сказкотерапевт), Т.А. Павлова (профессор, доктор медицинских наук), Н.Р. Назарова (кандидат психологических наук) и многие другие.

Художественное направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «терапевтическим», но специалисты, работающие в первом направлении, больше предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание» или «развитие творческого потенциала». Арт-терапевтические формы, техники и методики содержат неограниченное количество возможностей для развития живого эмоционального реагирования на происходящее, привлечения жизненного опыта ребенка, его личностной включенности в культурный и социальный процесс, что является важным аспектом духовного развития личности. «Механизм» реабилитации прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится. Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях - вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на ребенка, укрепляет его душевные силы, расслабляет и преобразует эмоциональную и духовную сферу. Написание рассказа требует высокого творческого сосредоточения, концентрирует, обогащает переживания и раздумья. Использование драматерапии как разновидности арт-терапии предполагает представление в пантомиме простых сенсорных образов, умение передать навык и образы без слов, используя мимику и жесты, значительно повышает осознание сенсорного опыта, что наиболее важно в работе с детьми. Таким образом, в системе представлений инкультурации и социализации личности основным является понятие творчества, обозначающее реализацию личностного потенциала «особого» ребенка в разных видах деятельности.

Историей доказано, что искусство способно создавать такие условия, в которых языковые барьеры не представляются препятствием. Благодаря этому, закрытые границы становятся открытыми к проникновению общечеловеческого опыта. Можно выделить несколько направлений использования искусства в инкультурации и реабилитации «особых» детей: культурное и творческое развитие, духовное и физическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве и оздоровительном процессе. Реализация этих направлений в работе с «особыми» детьми осуществляется через определенные методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии. В специальном образовании оба направления дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе.

В своей работе арт-терапевт приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы; развивает умения и навыки художественной деятельности; формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, осознание своих личных связей с искусством. Искусство не должно только изучаться, оно должно проживаться. Успешнее всего это может достигаться на занятиях при использовании элементов арт-терапии. Ребенок с проблемами здоровья должен чувствовать со стороны взрослого поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. У него должно сформироваться впечатление, что творчество - это свободный процесс, чтобы ребенок смог научиться «открывать» себя в этом процессе, используя и мобилизуя свои творческие резервы, что положительно скажется на развитии его личности в целом. С точки зрения Л.С. Выготского «преодоление формой содержания» не только обеспечивает катарсис как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребенком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития» [3, с. 318].

В настоящее время наиболее распространена в арт-терапевтической работе с детьми изотерапия (рисунки, лепка, аппликация, медитативное рисование под музыку), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Поль-Бонкур утверждал, что «рисунок и лепка особенно содействуют развитию способности к наблюдению. Принуждая анализировать форму, заставляя отыскивать взаимное положение линий, служа также развитию способности сравнения...» [4, с. 5-7]. Изотерапия дает положительный эффект в работе с «особыми» детьми, где вербальный контакт затруднен. Детям легче вы-

разить свое настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов. Они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как арт-терапевтический метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Создание фресок», «Волшебные пятна», «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Методика «Цветопись», реализуемая на всем протяжении арт-терапевтических занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание [5, с. 6]. Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и творческими беседами дают наиболее позитивные результаты. Очень важно установить личный контакт, отвлечь ребенка от различных социальных проблем с той целью, чтобы он смог саморе-ализовать себя в творчестве. Важно установить атмосферу открытости, взаимодоверия, которая способствует творческому вдохновению. Музыка дает возможность регуляции психофизического состояния ребенка. Арт-терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить их процесс коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом.

Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребенка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей особых детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, атмосферы любви, сочувствия и сопереживания.

Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит «особому» ребенку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний зрителям, посредством разнообразной творческой деятельности создает коллективный детский опыт. Только в общении достигается развитие творческих способностей. Ибо, продумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, развитию отличных человеческих качеств, сочетающих, творческую смелость, скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях, проявлению интереса к предметам своего творчества, прежде всего к людям, развитию интеллекта, расширению устного кругозора.

Художественное творчество, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.

Отечественная школа использования художественных практик в инкультурации и реабилитации «особых» детей в последние годы достигла определенных успехов и показывает, что разные средства и виды искусства оказывают важнейшее воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Ссылки:

1. Юнг К. Психологические типы. М., 1997.

2. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., 1996.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

4. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками. Минск, 2005.

5. Добровольская Т.Н., Левченко И.Ю., Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Арт-терапия и арт-педагогика в специаль-

ных образовательных учреждениях. М., 2001.

References (transliterated):

1. Yung K. Psikhologicheskie tipy. M., 1997.

2. Kopytin A.I. Praktikum po art-terapii. SPb., 1996.

3. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva. M., 1986.

4. Val'des Odriosola M.S. Art-terapiya v rabote s podrostkami. Minsk, 2005.

5. Dobrovol'skaya T.N., Levchenko I.Y., Medvedeva E.A., Komissarova L.N. Art-terapiya i art-pedagogika v spetsial'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.