ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 1)
УДК 615.851
Московкина Алла Григорьевна
кандидат биологических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета
Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна
Moskovkina Alla Grigoryevna
PhD in Biological Science, Professor, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University
Valdes Odriosola Maria Santiagovna
аспирант кафедры философии, культурологии и политологии
Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России»
РОЛЬ АРТТЕРАПИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ
PhD student, Philosophy, Cultural and Political Sciences Department, Moscow University for the Humanities, Member of Russia's Union of Artists, Moscow Division
THE ART THERAPY AS A TREATMENT OF CHILDREN'S COMMUNICATION
PROBLEMS
Аннотация:
Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей посредством арттерапии (терапии искусством). Раскрываются ее терапевтические функции, связанные с предоставлением человеку с ограниченными возможностями здоровья практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, для утверждения и познания своего «Я».
Summary:
The article deals with development of children's communicative skills by means of art therapy. The authors consider its therapeutic functions connected with providing a disabled person with unlimited opportunities for self-expression and self-fulfillment, both in the course of creative process, and in its products, for statement and learning of the "Self".
Ключевые слова:
коммуникативные навыки, арттерапия, перфор-манс, изотерапия, драматерапия, инклюзивное обучение, коммуникативные проблемы, неблагополучная семья.
Keywords:
communicative skills, art therapy, performance, graphic therapy, drama therapy, inclusive training, communication problems, disadvantaged family.
Создание художественного произведения позволяет человеку не только продемонстрировать окружающим свое видение мира и отношение к окружающей его действительности, но и воплотить свои фантазии и почувствовать себя творцом собственной жизни, что позволяет осознать и изменить свое эмоциональное отношение к тем или иным явлениям или событиям в процессе их творческого переосмысления.
Искусство с момента своего появления в человеческой культуре одухотворяло, возвышало человека, активно развивало в нем спавший на первых порах духовный потенциал. Искусство развивает духовную сферу человеческой жизни «всесторонне, целостно, в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания» (М.С. Каган) [1, с. 306-308].
Формирование высших чувств всегда происходит на социальном уровне, так как они связаны с культурными традициями, общественными ценностями и опосредуются разными знаковыми системами, в том числе и невербальными.
Психотерапевтические функции искусства обусловлены главным образом предоставлением человеку, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, равных возможностей для самовыражения и самореализации, утверждения и познания своего «Я» как в процессе индивидуального и коллективного творчества, так и в его продуктах. Исцеляющий, или катарсиче-ский, эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, коммуникативных проблем и т. д. [2, с. 22].
Как показывает опыт работы, особую ценность в терапии средствами искусства (арттерапии) может иметь работа с детьми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых, эмоциональных или коммуникативных нарушений, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения.
Занятия искусством предоставляют уникальную возможность опыта коллективных взаимодействий, что во многом способствует преодолению коммуникативных проблем у детей и их родителей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В проводимых нами занятиях по компенсации коммуникативных нарушений немаловажную роль играло инклюзивное обучение. Участие ребенка с коммуникативными нарушениями в создании художественного произведения совместно со здоровыми сверстниками расширяет его опыт социальных взаимодействий и способствует компенсации психологических проблем. Также посредством общения с продуктом не только собственного, но и коллективного творчества развивается и индивидуализируется внутренний мир такого ребенка, утверждается чувство социальной значимости и востребованности.
Сложившаяся несколько десятилетий назад в Европе и Северной Америке система артте-рапевтической работы предполагает комплексное использование различных видов творческой деятельности. Таким образом, влияние интегративных процессов, происходящих в других сферах общественной жизни, привело к интеграции разных художественных форм, освоению и использованию возможностей различных арттерапевтических модальностей, например сочетание изотерапии и драматерапии [3, с. 288].
В настоящее время инновационным направлением в групповой терапии творчеством является использование элементов такой разновидности акционизма, как перформанс [4, с. 132— 144; 5, с. 63].
Для перформанса характерны такие признаки, как:
1) использование широкого спектра форм творческого самовыражения;
2) коллективный характер творческой деятельности;
3) спонтанность поведения участников творческого процесса;
4) использование элементов фольклора.
Одной из составляющих частей перформанса является изобразительная деятельность. Рисование как средство невербального выражения мыслей и чувств способствует более легкому вхождению некоммуникабельного ребенка в коллектив, а также быстрой мобилизации его творческого потенциала. Визуальные образы, созданные на арттерапевтическом занятии, являются отражением психического опыта и пережитых ребенком травм. Посредством терапии средствами изобразительного искусства - изотерапии возможно осознание смысла визуальных образов, что также способствует пониманию и преодолению внутренних конфликтов. Работа с изобразительными материалами - мелками, красками, глиной и т. д. дает выход негативным чувствам.
Драматерапевтическое занятие - это групповое действие, связанное с тесным эмоциональным взаимодействием людей, их активными действиями и взаимной рефлексией. Это действие, направленное на эмоциональное сплочение людей и преображение их действий в некое значимое событие [6, с. 105-118].
Комплексное использование различных видов творческой деятельности на групповых арттерапевтических занятиях, семейная психотерапия позволяют получить положительный опыт от коллективного общения, посмотреть на созданные в процессе занятия визуального произведения с разных сторон и даже вступить с ними в эмоциональный диалог. Переход участников арт-терапевтической группы от создания изображений к театральной импровизации может происходить спонтанно либо по определенному сценарию, предопределяя дальнейший ход занятия. Драматическая реальность на арттерапевтических занятиях создается, например, посредством такого предложения: «Представь себе, что ты - сказочный персонаж» или «Представьте себе, что наша студия - это цветущий сад».
Развитие артистических способностей у детей с нарушениями коммуникативных навыков, имитации поведения других людей, животных или вымышленных персонажей посредством ролевой игры позволяют такому ребенку мысленно поставить себя на место другого, научиться сопереживанию. Как показывает наш опыт, способы драматерапевтической коммуникации таких детей могут зависеть от их индивидуальных характеристик, особенностей психических расстройств, культурного уровня и социального окружения. Они могут иметь как долгосрочный, так и краткосрочный эффект. Как показывает опыт работы реабилитационных центров с 2001 г. (клуб «Диапазон» МООИ «Пилигрим» и НОУ центр «ЮССТ»), для некоторых детей, прошедших арттерапевтическую реабилитацию, открывается путь к успешной профессиональной деятельности в области искусства, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из неблагополучных семей.
Ссылки:
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С. 306-308.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2001. С. 22.
3. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. СПб., 2001. 288 с.
4. Арт-терапия в эпоху постмодерна / под ред. А.И. Копытина. СПб., 2002.
5. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности : метод. пособие для педагогов. М., 2005. 63 с.
6. Арт-терапия в эпоху постмодерна.