Научная статья на тему 'Метод арт-терапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья'

Метод арт-терапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3017
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина Е. И.

В статье рассмотрен метод арт-терапии или «лечение искусством», основанный на привлечении ре-бенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоциального благополучия. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод арт-терапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья»

«Город на кончиках пальцев» - это новшество для нашего города. Данный проект был признан самым удачным и самым полезным проектом для инвалидов по зрению в Сибири. Он позволяет незрячим людям получить представление о городе, в котором они живут, о его архитектуре, о его красоте.

Ещё одним инновационным видом социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению является аудио театр, созданный в Омской Областной библиотеке для слепых в 2012 г. В данном театре записываются аудиокниги и создаются радиоспектакли. И занимаются всем этим слабовидящие и незрячие люди.

Надо сказать, что этот вид реабилитации доступен не всем. Чтобы стать участником аудиотеатра, нужно иметь способности к художественному чтению и актёрские способности. Среди инвалидов по зрению очень много одарённых людей. Поэтому театр постоянно пополняется новыми актёрами.

Аудиотеатр для инвалидов по зрению осуществляет свою работу настолько успешно, что теперь, когда библиотека для слепых стала частью библиотеки имени Пушкина, участников театра часто приглашают на литературные мероприятия, где они выступают очень успешно. Так же участники аудиотеатра нередко демонстрируют свои таланты в музее имени Ф. М. Достоевского.

Список литературы

1 . Свердлов, А. З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития глухих. / А. З. Свердлов. - Санкт-Петербург, СПбГУКИ, 1998.

2. Дидро, Д. Письмо о слепых в назидание зрячим / Д. Дидро // Собр. соч. : в 10 т., т. 1. - Москва ; Ленинград : Acad., 1935. - С. 221.

3. Малянов, Е. А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика / Е. А. Малянов. -Тамбов, 2011.

УДК 615.851:37.018.4

Е. И. Мурзина

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассмотрен метод арт-терапии или «лечение искусством», основанный на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоциального благополучия. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

Ключевые слова: арт-терапия, люди с ограниченными возможностями здоровья, игровая терапия.

E. I. Murzin Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

THE ART-THERAPY METHOD IN WORK WITH PEOPLE WITH DISABILITIES

The article considers the method of art therapy or «art treatment», based on attracting a child or an adult to creativity, artistic expression to improve his mental and physical state, as well as emotional well-being. Through creativity, the technique of art therapy will help develop the individuality of a person, restore harmony of mind and feelings.

Keywords: art therapy, people with disabilities, game therapy.

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из самых сложных аспектов социальной работы и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социальных услуг, повышения качества обслуживания с учетом специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг путем внедрения в практику проверенных традиционных технологий и применения инновационных технологий - все это сделает жизнь людей с ограниченными возможностями комфортной и независимой.

На государственном уровне приняты соответствующие законодательные акты в отношении людей с ОВЗ, а именно: «Национальная Доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», Постановление Правительства Российской Федерации № 1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы» и т. д. В стране складывается система нового вида специализированных учреждений - абилитационных и реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы в этом направлении [1].

Основой социальной работы по отношению к инвалидам является направление реабилитации как основа для формирования и укрепления психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности, развития технологий социальных работ. Меры по созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья начинают внедряться, что позволит сократить или устранить значительную часть пространственных ограничений для них.

В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограничениями в здоровье. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений человек получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, делает акцент на принцип равного достоинства личности каждого человека, на развитие его способностей и одарённости, необходимости поддерживать приемлемый для инвалида образ жизни, учитывающий особенности его развития.

Перенос акцента на способности человека, а не на его дефект, позволяет опираться на культурологический подход к реабилитации. Культура является ключевым условием развития человека, и ее значение не ограничивается рекреационными функциями. Более того, развитие происходит не при пассивном потреблении культуры, а в процессе активного овладения ею. Творческие импульсы такому развитию всегда давало искусство.

Забота о социальном и культурном обустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых главных задач любого государства.

Особое внимание со стороны государства в последнее время стало уделяться детям-инвалидам. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям познать себя, раскрыть мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, культурно-досуговая деятельность [2].

Именно в досуговой деятельности становится возможным свободное творчество, оптимально вос-требуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека. Это придает психологическую стабильность его жизни во всем ее многообразии. Одним из важнейших методов в работе с детьми с ограниченными возможностями является арт-терапия.

Основателем школы арт-терапии в России, по праву, можно считать А. И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А. И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания им была разработана авторская модель системной клинической арт-терапии (САТ) [3].

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-терапевтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа - международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство» - включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

В последние годы арт-терапия все больше включается в социально-культурную деятельность образовательных учреждениях и дает положительные результаты.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки). В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Арт-терапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арт-терапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной классификации арт-терапии.

Ю. С. Моздокова в «Атласе социально-культурных реабилитационных технологий» дает классификацию и типология культуротворческих реабилитационных технологий, которые включают: библиотерапию, сказкотерапию, арт-терапию (как использование средств изобразительного искусства), музыко-терапию, терапию театральным искусством, танцетерапию, глинотерапию, гарденотерапию и др. [4].

Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников обозначают эти технологии как базовые. Структурно-содержательный признак их классификации определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов [5].

В свою очередь Е. А. Медведева отмечает, что в настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетера-пию, хореотерафию, коррекционную ритмику - лечебное воздействие движениями) и т. д.

Одним из эффективных методов работы с детьми-инвалидами, испытывающих эмоциональные, физические и поведенческие трудности, является игротерапия. Этот метод является одним из самых универсальных и доступных для восприятия детьми.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Целый ряд авторов, начиная с середины XX в., начинает все более активно применять игровые техники в психотерапевтической работе с детьми, постепенно отходя от психоаналитических, связанных с интерпретацией, способов их использования и обращая внимание на особенности поведения и реакций ребенка в игровой ситуации.

В 1970-80-е гг. происходит широкое внедрение игровых методов в разных областях практического применения. Игра становится важнейшим средством в лечебно-коррекционной, психопрофилактической, социальной и образовательной работе. Значительно расширяется и круг детей, в работе с которыми эти методы применяются. Игровые техники выступают теперь либо как ведущий, либо как вспомогательный инструмент, включенный в комплекс разнообразных средств воздействия.

Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера); в других случаях - в качестве вспомогательного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации (например, в случае умственной отсталости, аутизма, психических заболеваний, запущенности и т. д.). Возможно применение игровых методов преимущественно в качестве психопрофилактического, развивающего средства [6].

Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие отношений. С целью изменения отношения ребенка-инвалида к себе и другим, улучшения психологического самочувствия, социометрического статуса, эмоциональной микросреды применяются две формы игротерапии: направленна (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии

специалист (родитель) сам участвует в игре. Здесь применяются методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети-инвалиды сами создают роли и игровые ситуации с воссозданием деятельности и отношений взрослых и детей в социуме.

Такой вид игровой деятельности позволяет решить коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения, достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости, коррекция отношений.

Немаловажным для игротерапии является выбор игрушек и материалов. Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях. Всегда следует принимать во внимание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую терапию, тем самым, признавая тот факт, что уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности.

Следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Поскольку игрушки и материалы являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек.

Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, создаются адекватные формы психического реагирования. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, социализации.

Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья игротерапия предстает как средство спасения от социальной изоляции, стимулирующее развитие их эмоциональной сферы, повышающее качество коммуникации, так как она сама по себе вовлекает детей в групповые взаимоотношения, становится формой коммуникации. В игре ребенок без излишних стрессовых нагрузок вступает в контакт с окружающим миром, развивает отношения, получает эмоциональную поддержку. Игротера-пия, способствуя общению и согласованию действий детей, восстанавливая их самооценку, становится важнейшим социализирующим фактором.

Терапия увлеченностью, творчеством не только способствует творческому развитию и обогащению личности, но и помогает сохранить индивидуальную и общественную ценность ребенка с ограниченными возможностями и поднять ее на новый, более высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к необъятному миру культуры и искусства, а также создание условий для их раскрепощения посредством проявления себя в разнообразной творческой деятельности является одной из самых главных задач современного общества. Немаловажная роль работе с детьми-инвалидами принадлежит арт-терапии средствами искусства и культуры, творчеством.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1297 от 01. 12. 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр:/^оуегптеп1. ги/рго^ат8/215/еуеп18.

2. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко. - Москва : Акад., 2001. - 248 с.

3. Копытин, А. И. Теория и практика арттерапии / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. -368 с.

4. Моздокова, Ю. С. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий / Ю. С. Моздокова. -Москва : Изд-во МГУКИ, 2002. - 132 с.

5. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -Москва : Изд-во МГУКИ, 2004. - 539 с.

6. Мюллер, Н. А. Игротерапия как эффективное средство социализации детей-инвалидов / Н. А. Мюллер, Л. В. Нестерова // Социальная работа. - 2016. - № 9. - С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.