УДК 371.212
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПОИСК, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИСКУССТВО
© 2015 Ю.В.Шильцова
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
Статья поступила в редакцию 02.04.2015
В статье рассматриваются активные методы социально-психологической адаптации младших школьников, их возможности для формирования социальных навыков и способов взаимодействия детей в образовательном процессе начальной школы. Научно-практическое изучение, таких как методов, как подвижные и спортивные игры, занятия с куклами, занятия изобразительным искусством, участие в представлениях и постановках, в спортивных соревнованиях и др. способствует их дальнейшему анализу и использованию школьными психологами-педагогами и родителями младших школьников.
Ключевые слова: социальные отношения, научение, активные методы, подвижные игры, куклотерапия, сказ-котерапия, изобразительная деятельность.
Личностные проявления нынешней ситуации социальной нестабильности, как показывают практические исследования, представляют собой агрессивное или пассивное поведение младших школьников, их повышенную тревожность, замкнутость или напористость и ещё целый ряд несвойственных младшим школьникам форм поведения. Приведённые характеристики деструктивно изменяют эмоциональное состояние детей и становятся препятствиями протекания нормальных адаптационных процессов в микросоциуме.
Информатизация современного пространства создаёт человеку, как благо, так и сложности, которые оказывают значительное влияние на его рост и развитие. Способность электронно-коммуникационной системы конструировать реальный мир в виртуальном пространстве, убедительно имитируя действительность на экранах видеотехники, притягивает детский интерес, увлекает в деятельность, которая как бы происходит в реалиях. Возникает экранная зависимость, причём как у ребёнка, так и у родителей, что они сами не замечают.
При отсутствии дифференцированного отношения эта зависимость приводит с одной стороны к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности. А с другой стороны приводит к желанию воспроизвести в жизни то, что они видели, поиграть в те же игры, что и на экране.
На неокрепшее сознание давит хаотичный поток информации, поступающей с телеэкрана или с экрана компьютера, что не способствует следо-
ванию советам и авторитету родителей и педагогов. Информационный поток открывает безграничные формы действий и отношений. Дети при этом больше реагируют на изображения, нежели на слова. Школьные учителя отмечают у нынешних учащихся отсутствие готовности слышать и воспринимать материал на слух.
По данным американских ученых (как это приводит Д.И.Фельдштейн)^ к началу школьного возраста время просмотра достигает 10 - 12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором. Это выражается не просто в перенесении виртуальных ситуаций в жизненные реалии, а в агрессивном поведении или «отключении» и неспособности сосредоточить внимание на необходимом. Это также выражается в снижении и даже отсутствии потребности в подвижных коллективных играх, стремлениях к дружеским чувствам по отношению друг к другу, к поиску единомышленников и друзей. Д.И.Фельдштейн подчёркивает, что «сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры приводит к недоразвитию мотивационно-потреб-ностной сферы ребенка, а также его воли и произ-вольности»2.
Психология передачи образцов действия от взрослого к подрастающему поколению не всегда даёт именно те правильные образцы, которые способствуют адаптации ребёнка в нынешних
Шильцова Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии. E-mail: [email protected]
1 Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И.Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2010. - № 2. - С.12 - 18.
2 Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические...- С.16.
реалиях. Здоровые образцы и традиции семейного и общественного воспитания оказываются осуждаемыми и попираемыми как устаревшие и не подлежащие трансформации.
Поэтому столь значимо встает проблема осмысления именно современной среды, в которой растёт и развивается ребёнок, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет.
Рассматриваемая проблема является объектом междисциплинарного исследования, поскольку на реальный объект, то есть ребенка, на его адаптацию влияют процессы, происходящие в социуме, изучаемые социологией, психолого-педагогическими науками, культурологией, этнологией и рядом других наук. В рассуждениях о специфике социальных отношений, происходящих в культуре нынешних реалий, в которых протекает развитие детей, формируется их социальная среда, следует задуматься: как это всё оказывает на них своё влияние, что особенно в этом настораживает.
Актуальным на данном этапе является решение вопросов научения младших школьников социальным навыкам как практическим ключевым основам их социально-психологической адаптации при помощи таких формирующих методов как подвижные и спортивные игры, занятия с куклами, занятия изобразительным искусством, участие в представлениях и постановках, в спортивных соревнованиях и др.
В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью ролей, взаимодействия, игрушек, игровых действий с ними выражает свои бессознательные импульсы и влечения в особой символической форме.
У младших школьников учение как новый вид обязанностей первоначально не может полностью заменить игру, самостоятельную и яркую для ребенка форму общения. В то же время сама игра сегодня по своей сути социальна, так как отражает социальные нормы и установки и, несомненно, тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей.
В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как средство всестороннего развития ребенка: способ познания окружающего, развитие организаторских способностей, укрепление творческих сил ребенка, объединение детского коллектива, воспитание и формирование
коммуникативной деятельности (А.В.Запорожец, Я.Л.Коломенский, Н.К.Крупская, А.С.Спиваков-ская и др.). Игра - это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Сюжетно-ролевые, театрализованные, творческие, спортивные и деловые игры оказывают мощное влияние на социально-психологическую адаптацию младших школьников, включая детей в как можно более широкую деятельность, где происходит их всестороннее и творческое развитие, где набирается опыт социализации личности. Формирования социального опыта в игре осуществляется через приобретение социальных навыков, игровых действий, ролевых воплощений.
Одновременно игры способствуют воспитанию таких личностных качеств, как: воля, настойчивость, стремление к преодолению трудностей, упорство в достижении цели; способствует развитию нравственных, общечеловеческих ценностей: правдивости, духовности, честности, сочувствия, ненасилия, истины, любви. Всё это является реально осуществимым, особенно в условиях совместной игровой деятельности, при грамотной психолого-педагогической организации, без прямого вмешательства педагога в распределение функций и ролей.
Первые навыки единения, «чувства локтя», поддержки, чувства справедливости, дружелюбия, умения уступать дети получают именно в игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок исследует ролевые взаимоотношения и роли, которые связаны с семейными правилами, культурными или внешними установками. Ребенок может использовать игру, чтобы попрактиковаться в своей семейной роли, роли среди друзей. Освоение ролей связано с приобретением социальных навыков, поскольку предполагается взаимодействие с другими, которое адекватно и соответствует тому контексту, в котором происходит действие игры.
Как показывают результаты исследования по данным вопросам, существует определённая взаимосвязь между этапами овладения игровой деятельностью и уровнем развития детских взаимоотношений. Также значимость представляет проблема отсутствия необходимого социального опыта, снижающая социальную активность детей, особенно в самостоятельной игровой деятельности, и требующая поиска путей активизации у них социальной адаптивности. Однако в современном мире, как отмечает в своём докладе Д.И.Фельд-штейн, наблюдается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потреб-
ностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
Социально-психологическая адаптация детей в подвижных играх связана с тем, что приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Как уникальный метод научения в формировании социально-психологической адаптации младших школьников следует рассматривать сказкотерапию. Использование сказки как формы расширения сознания, совершенствование взаимодействия детей с окружающим миром имеет в современной психологии понимание как сказко-терапия. Сказкотерапия это синтез достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.
Сказкой знания о мире передавались из уст в уста, сколько сказок знали наши далёкие предки. Любуясь образностью языка своей няни Арины Родионовны, которая была мастерицей их сказывать, Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал, что каждая из них есть поэма.
Сколько таких сказителей знакомили младое поколение с правилами поведения в той или иной ситуации, предупреждали об опасности, учили жизненной мудрости, поучали терпеливо и вдумчиво, обращая к размышлениям. В.И.Даль называет ее «волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем».
Такие отличительные особенности сказки, как образность, затрагивающая самые глубокие струны человеческой души, моральное, познавательное ядро, лежащее в её основе, образцы поведения и поступков героев, способствуют формированию задаваемых социумом моделей поведения. Представленный в образной форме эмоциональный опыт даёт возможность детям выбрать собственную позицию, свой взгляд относительно положительного или отрицательного поступка, и, в этом суть воспитательного воздействия сказки на детские эмоции и чувства. В просушивании и понимании сказки происходит процесс вовлечения детей в процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, в процесс осознания связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
И.В.Вачков отмечает специфику сказкотера-пии как направления практической психологии, использующее метафорические ресурсы сказки, что позволяет «развить самосознание и построить
особые уровни взаимодействия друг с другом»3. Глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми, в частности в вопросах их социально-психологической адаптации. Прекрасный пример сказок-метафор русские народные сказки. Там, что ни слово, то метафора, которая увлекает вглубь понимания текста, к примеру «Репка» - символизирующая большую проблему, с которой сложно разобраться в одиночку.
В своей работе «Сказкотерапия» И.В.Вачков уделяет особое внимание такому явлению, как обладание каждым человеком и взрослым и ребёнком уникальным семантическим пространством, в котором каждый его элемент наполнен особым содержанием: «значением и смыслами» 4. Слова взрослого, обращение к сказке будут эффективными только тогда, когда между семантическим пространством взрослого и ребёнка произойдёт резонанс, прямое попадание в смысловое пространство, что может способствовать появлению конструктивных решений и выхода из сложных ситуаций.
Эффективным методом научения в формировании социально-психологической адаптации младших школьников является куклотерапия -форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития ребёнка, на формирование модели адаптивного поведения, соответствующего норме или возрастному ориентиру, а также специфике социализации. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом. Поэтому, использование кукол является мощным и одновременно легким средством воздействия на психику ребёнка с целью его социально-психологической адаптации. При обращении к кукле видится возможным проигрывание самых разных жизненных ситуаций, вызывающих у ребёнка негативные чувства, освобождение от тревожащих ситуаций, выравнивание на позитивный лад. Цель куклотерапии - помочь скорректировать взаимоотношения детей, обозначить способы решения конфликтных ситуаций, укрепить навыки социального взаимодействия, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию. С помощью занятий с куклами представляется возможным решение проблем социально-
3 Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - С.7.
4 Вачков, И.В. Сказкотерапия: .... - С.24.
нравственного воспитания детей как важного звена их адаптации: формирование нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения, чувства ответственности и справедливости, установления дружеских отношения со сверстниками, уважения к старшим, собственной самооценки. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
При этом куклы могут быть самые разные. Не случайно наши далёкие предки использовании в воспитании детей «куклу-скрутку» (скручивали из старой материи), «куклу-столбушку» (одевали в одежды маленький деревянный столбик), «куклу-крупеничку» (набивали внутри крупой), куклу-крестик (набивали соломой), разные куклы-обереги.
К сожалению, в современных условиях сильно меняется отношение к кукле. На первое место выходит внешняя привлекательность игрушки-товара, она становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной кукле. Широко распространённая сейчас кукла Барби имеет инструкцию-программу: сколько у Барби должно быть подруг, одежды, мебели, косметики. Это не способствует игре по потребностям ребёнка, а втягивает в конкретные условия игры - материальной выгоды, где на первом месте бесконечное приобретение нового: одежды, косметики и пр. В реалиях получается, что архетип материнства, заботы, воспитания, обучения незаметно подменили архетипом потребительства и поиска выгоды.
Способом разыгрывания на куклах вместе со сверстниками или с родителями типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка, достигается коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения, создаются ступени к органичной социальной адаптации5.
Одним из наиболее эффективных методов социально-психологической адаптации младших школьников в условиях современности является арт-терапия. Это метод достаточно широко применяется в психотерапевтической практике, поскольку художественное творчество и художест-
5 Шильцова, Ю.В. О некоторых методах социальной адаптации старших дошкольников / Ю.В.Шильцова // Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста: матер. научно-практич. конф. с междунар. участием, 17 октября 2014 г. / отв. ред. Н.В.Мартишина. - Рязань: Изд-во «Концепция», 2014. - 372 с. - С.248 - 252.
венные приёмы используются с целью психокоррекции проблемных состояний и их лечения.
Искусство как способ отражения и социальных характеристик общества в контексте которого оно существует, представляет собой эффективное средство социализации и социально-психологической адаптации индивида. В процессе воздействия на личность оно приобщает к ценностям и культурным установкам, к многовековой мудрости и эмоциональному опыту. Заложенные в искусстве возможности способствуют раскрытию внутренних ресурсов человека, его самовыражению, выражению переживаний, проблем создающих сложности в адаптации к окружающему миру. Использование методов искусства в организации социально-психологической адаптации младших школьников позволяет использовать активное воображение детей, в котором сходятся сознательные и бессознательные процессы, происходит их взаимодействие. При занятии арт-терапией происходит, как показывает практика, не только терапевтический эффект, но при активном вытеснении негативного опыта происходит формирование потребностей в социальном взаимодействии, доверии, поддержке. Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом, разрешение которого будет способствовать состоянию адаптивности. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит даже самые простые предметы.
Эффективность использования занятий искусством в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные, порой блокирующие нормальную социальную психологическую адаптацию младшего школьника чувства: ненависть, тревожность, затаённую обиду, злость, страх, невозможность решить проблему и т.д. «Переработка чувств в искусстве, как отмечал Л.С.Выготский, заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство»6.
К различным видам терапии творчеством относятся такие виды деятельности как занятия изобразительным искусством: рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией; занятия музыкой (в том числе и её прослушиванием) и пением; занятия фото и киносъёмками; создание
сказок, историй, пьес; занятия танцами и ритмикой; занятия сценическим искусством и т.п.
Как метод социально-психологической адаптации младшего школьника арттерапия является весьма актуальным в силу способности занятий искусством, в которые дети оказываются вовлечёнными, строить отношения со всем окружающим миром, представляя его явления своим языком красок, линий, лепных форм, музыкальных звуков, движений. При этом ребёнок получает новый жизненный опыт, способствующий видению своего места среди других, облегчающий общение и взаимодействие. К.Рудестам7, отмечает, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить.
Рассмотренные методы могут быть активно использованы в процессе решения актуальных вопросов социально-психологической адаптации
младших школьников. И сама деятельность организации социально-психологической адаптации детей в своём практическом решении становится творческим процессом поиска новых форм и анализа уже существующих, активного взаимодействия «всех участников» социального контекста, искусства как материала и способа деятельности. Именно поиск, взаимодействие и искусство способны гибко реагировать на все сложные изменения нынешних социокультурных реалий и соответственно способствовать эффективной организации социально-психологической адаптации младших школьников.
6 Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - С. 244 - 268.
7 Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррек-ционные группы: теория и практика // К.Рудестам; пер. с англ. обзор., ред. и вступ. статья А.А.Петровской. - М.: Прогресс, 1990. - 368с.
JUNIOR SCHOOLCHILDREN SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION: RESEARCH, INTERACTION, ARTS
© 2015 Iu.V.Shiltsova°
Ryazan State University named for S.A.Yesenin
The article deals with the problem of active methods of junior schoolchildren social-psychological adaptation. Science investigations and practical research of moving and sports games, puppets games, tales therapy, theatre and arts activity facilitating junior schoolchildren social skills may be further analyzed and used by psychologists and parents for social-psychological adaptation.
Key words: social relations, studies, active methods, junior schoolchildren, moving and sports games, tales therapy, arts activity.
Julia Vyacheslavna Shiltsova, Candidate of psychology, Senior lecturer of Department of general psychology. E-mail: [email protected]