Научная статья на тему 'Исследование театрализованно-игровой деятельности младших школьников в педагогике'

Исследование театрализованно-игровой деятельности младших школьников в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3717
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинкина Н. Ш., Багманов М. Р.

Рассматривается проблема эстетического воспитания младших школьников в театрализованно-игровой деятельности. Показана значимость занятий по театрализованно-игровой деятельности, которые не только вво-дят учащихся в мир прекрасного, но и побуждают их к состраданию и сопе-реживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное развивают творческие способности и содействуют психологической адапта-ции младшего школьника в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чинкина Н. Ш., Багманов М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование театрализованно-игровой деятельности младших школьников в педагогике»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 001.5.371.1

Н. Ш. Чинкина, М. Р. Багманов ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИКЕ

Рассматривается проблема эстетического воспитания младших школьников в театрализованно-игровой деятельности. Показана значимость занятий по театрализованно-игровой деятельности, которые не только вводят учащихся в мир прекрасного, но и побуждают их к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное -развивают творческие способности и содействуют психологической адаптации младшего школьника в коллективе.

Театрализованно-игровая деятельность - понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Эстетическое воспитание младших школьников в театрализованно-игровой деятельности необходимо начинать с дошкольного возраста. Наибольшие возможности пробудить интерес к сценическому искусству имеются в младшем школьном возрасте. Театрализованноигровая деятельность вносит в жизнь младших школьников много радостей, развивая при этом интерес к театральному искусству.

«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованно-игровая ближе всего младшему школьнику, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества», - подчёркивает Э.Г. Чурилова [11. С. 3].

В школах развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Согласно первой тенденции театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего зрелища в праздниках. Стремление добиться хороших результатов побуждает педагогов закреплять с учащимися не только текст, но и интонации и движения в ходе многочисленных индивидуальных и коллективных репетиций. Это способствует формированию у младшего школьника артистических способностей. И как результат зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся учащимися в свободную игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: учащиеся предоставлены самим себе, педагог только готовит атрибуты для театра. Из класса в класс младшего школьника сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев.

Психологи обращают внимание на то, что у некоторых первоклассников недостаточно развита фантазия и воображение в условиях театрализованно-игровой деятельности. Как правило, такие дети, указывает Э.Г. Чурилова, не умеют занять себя в свободное время

и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы [3. С. 3].

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У учащихся часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание [9. С. 92]. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения младшего школьника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру. Всё это может дать театрализованноигровая деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим младшим школьником, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» [11. С. 3-4].

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей [2, 3 , 10].

Существуют разные классификации театрализованных игр. Известны работы О.Акуловой (2005), Л.В. Артемовой (1991), Д.В. Менджерицкой (1982), Л.С. Фурминой (1989), Л.В. Ворошиной (1989), И.А. Реуцкой (1989), В. Щегловой (1970), Г. Примы (1980). Об эстетической сущности театрализованных игр многие авторы, как правило, не упоминали, хотя эта сторона является почвой для развития детского творчества.

О. Акулова театрализованные игры делит на две основные группы: игры драматизации и режиссерские. Каждую из них, в свою очередь, подразделяет на несколько видов.

В играх-драматизациях младший школьник, выступая в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре персонажами являются игрушки или их заместители, а младший школьник, организуя деятельность как сценарист и режиссер, управляет ими. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в школе: настольный, плоскостной и объемный, кукольный [1. С. 25].

О. Акулова выделяет следующие принципы организации театрализованной игры:

1) Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты.

2) Принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и художественной деятельности младшего школьника.

3) Принцип импровизационности, когда театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность. Это обусловливает особое взаимодействие взрослого и младшего школьников, учащихся между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у младшего школьника, стремление к оригинальности и самовыражению.

4) Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности [1. С. 31].

Л.В. Артемова считает, что известные классификации театрализованных игр не учитывают их главной сути - средств изображения, которыми пользуются участники игры. Она различает театрализованные игры в зависимости от этих ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Л.В. Артемова все театрализованные игры делит на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации [2. С. 5].

И.А. Реуцкая [8] классифицирует театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на: игру-драматизацию, фланелеграф, теневой театр, бибабо, игру с настольным театром (плоскостные фигурки, объемные фигурки), игру с марионетками.

В исследованиях Д.В. Менджерицкой акцентируется внимание на значении игры-драматизации в воспитательном процессе, даются рекомендации по её развитию [5].

По Л.С. Фурминой театрализованные игры в отличие от бытовых или героических сюжетно-ролевых игр являются играми-представлениями, где в лицах разыгрывается определённое литературное произведение и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, воссоздаются конкретные образы» [10, С. 24]. Автор прослеживает динамику формирования театрализованных игр на разных возрастных этапах.

Л.В. Ворошина выделяет такие виды детского театра, как настольный театр (объёмной, плоскостной или магнитной игрушки); театр на ширме; петрушки; пяти пальцев. Также она рассматривает беспредметные игры, в которых младшие школьники сами создают образы. Это игры-драматизации, инсценировки, игры-оперы.

Наибольшим успехом у младших школьников пользуется театр игрушек. Его миниатюрность позволяет охватить взглядом всю площадку, действовать умеренно, в соответствии с замыслом. Сильное благоприятное впечатление на учащихся производит «театр пяти пальцев» и петрушки. Широкий простор для проявления творческой инициативы дают игры-драматизации. Л.В. Ворошина в своём исследовании продолжила изучение организации театрализованно-игровой деятельности. Главной задачей исследования ставила выявить наиболее благоприятные условия для развития театрализованных игр. Ею была предложена система занятий по обучению рассказыванию, в которые включались фрагменты театрализованных игр разных видов [3].

В. Щеглова [12] организует обучение учащихся необходимым навыкам и умениям для игр с кукольным театром с помощью упражнений двух видов: двигательных и речевых. Главная задача педагога при этом - помочь младшим школьникам соединить в своей игровой деятельности умение управлять куклой и следить за речью.

Исследования Г. Примы [7] посвящены проблеме развития детского творчества в кукольном театре через использование четырех групп приёмов: 1) коллективный показ учащимся одного из героев, обсуждение исполнения; 2) контрастные задания (изобразить старого медведя, маленького медвежонка, злую собаку, беззащитного щенка); 3) рассматривание фотографий, на которых запечатлена театрализованно-игровая деятельность; 4) прослушивание магнитофонных записей игр учащихся с кукольным театром. Эти приёмы создают атмосферу радости, взаимопонимания, творческих устремлений.

О приобщении младших школьников к театрализованно-игровой деятельности пишет в своих работах Н.С. Кофман [4]. В них автор указывает целесообразность постепенного вовлечения учащихся в игры, обучении способам художественно-образной выразительности. Исследователь определяет пути решения этих задач: проведение всех заданий в указанной последовательности, систематическое вовлечение младших школьников в заня-

тия по родному языку, ознакомление с настольным, плоскостным театрами, играми-драматизациями. Все творческие задания в опыте Н.С. Кофмана были представлены в виде циклов, в основе каждого из которых лежал один способ выразительности образа в следующей последовательности: 1) развитие интонации; 2) развитие мимики; 3) развитие жеста, позы, походки.

Подобные творческие задания влияют на развитие детского творчества, способствуют активному восприятию художественных произведений и эмоциональной передаче содержания.

Как дома, так и в школе театрализованная игра используется и является мощным фактором развития гуманных чувств и формирования взаимоотношений, создаются условия для построения эмоционально-развивающей среды, а это особо важно для создания психологического климата в классе. Эстетическое воспитание также осуществляется многими средствами и факторами. Это и трудовая деятельность человека, и бытовая среда жизни, эстетическая сторона межличностных отношений. Но важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на младшего школьника все же является театрализованно-игровая деятельность.

Через накопление и расширение репертуара ролей в игре, которая выступает средством обогащения эмоционального мира, младший школьник постепенно учится проявлять сопереживание, отзывчивость, способность разделять радость сверстника. Эти чувства трансформируются в опыт собственных переживаний: социальные эмоции, проявляемые в игре во взаимодействии с партнёрами, переходят из «пассива» в «актив» гуманных отношений с другими людьми.

С помощью настольного театра игрушек создаются специальные обучающие игры, которые могут служить средством ознакомления учащихся со способами поведения в ситуациях эмоционального неблагополучия. Использование настольного театра для формирования у младших школьников умений находить выход из затруднительных ситуаций способствует реализации принципа эмоциональности среды. Педагог имеет возможность подробно разъяснять ситуации, причины их возникновения, показать конкретные способы действий. Таким образом, происходит насыщение детского опыта умениями справляться с собственным эмоциональным неблагополучием.

При организации настольного театра игрушек имеется возможность проводить как индивидуальную работу, так и работу с подгруппой. Создаётся основа для построения эмоционально-развивающей среды, в которой каждый младший школьник может почувствовать себя комфортно и счастливо, что и является смыслом всей воспитательной работы.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации младшего школьника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в игре создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: учащиеся знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития: совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации младшего школьника.

В качестве примеров приведём несколько театрализованных игр.

1. «Кто самый ласковый». Ход игры. Каждый мальчик-игрок подходит к каждой девочке и нежно произносит её имя: Леночка, Любаша, Иринушка. Лучшего выбирают девочки с помощью аплодисментов.

2. Мокрые котята. Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой их четырёх «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

3. «Сочини сказку». Ход игры. Педагог произносит первое предложение, например «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение.

4. «Спички». Ход игры. Берём несколько спичек и бросаем их на стол. Даём детям некоторое время изучить сложившуюся конфигурацию для запоминания. Ребёнок отворачивается, мы меняем (или не меняем) расположение спичек и просим играющего восстановить прежнее расположение предметов. Или бросаем спички и решаем, что или кого напоминает выпавшая комбинация.

5. « Успокоить малыша». Реквизиты: погремушка, соска, книжка, кубики, кукла, машинка. Ход игры. Проводится конкурс плакс. Лучший плакса играет роль малыша. Девочки, чтобы успокоить малышей, могут использовать приготовленные предметы или придумать что-нибудь сами (спеть, рассказать сказку).

Таким образом, в работе с младшими школьниками могут использоваться разные виды театрализованных игр. Мы пришли к выводу, что необходима систематическая работа по организации театрализованно-игровой деятельности младших школьников. Эстетическое воспитание учащихся, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование у них готовности к творчеству. Необходимо также развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Этому способствуют театрализованные игры. Они не только готовят младших школьников к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и лёгкой адаптации к школе, а также создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах.

Литература

1. Акулова, О. Театрализованные игры /О. Акулова // Дошкольное воспитание. 2005. - №4. - С.24.

2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада /Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127с.

3. Ворошина, Л.В. // В сб.: Игровая деятельность в дошкольном учреждении/Л.В. Ворошина// -Ульяновск: изд-во УГПИ им. И.П. Ульянова, 1989. - С. 18.

4. Кофман, Н.С. Художественное творчество в детском саду / Н.С. Кофман; под ред. Н.А. Ветлу-гиной. - М.: Просвещение, 1974. - С. 69.

5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

6. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: пособие для учителей нач. классов /А.Я. Михайлова. - М.: Просвещение, 1975. - 128 с.

7. Прима, Г. Игра-драматизация в воспитании дошкольников /Г. Прима// Дошкольное воспитание. 1980. - № 5. - С.37.

8. Реуцкая, И.А. Игра дошкольника / И.А. Реуцкая; под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. - С.166.

9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы /Н.В. Самоукина. - М.: Новая школа, 1995. - 144с.

10. Фурмина, Л.С. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду /Л.С. Фурмина; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. - С.24.

11. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2004. - 1б0 с.

12. Щеглова, В. Кукольный театр в творческих игра детей /В. Щеглова// Дошкольное воспитание. 1970. - № 5. - С.40.

© Н. Ш. Чинкина - д-р пед. наук, проф. академик МАНПО, зав. каф. педагогики Набережночел-нинского государственного педагогического института; М. Р. Багманов - асп. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.