Научная статья на тему 'Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности'

Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6850
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНИК / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трешина Елена Николаевна

Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребенка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включая речь. В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Внимание автора статьи направлено на решение проблемы развития речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности. Педагогическая целесообразность данного подхода заключается в том, что в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи детей. Эффективность использования театрализованной деятельности в развитии речи подтверждена результатами диагностических срезов. Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех его психических процессов, включая речь. В последние десятилетия наметилась негативная тенденция, связанная со снижением речевого общения в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Тревожным является тот факт, что поступающие в детский сад дети имеют ограниченный словарный запас, трудности звукопроизношения, грамматики. Все это делает проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста актуальной. На современном этапе все больше специалистов, работающих с дошкольниками, включают в образовательно-воспитательную практику арт-терапию, представляющую собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Ее разновидностью, с точки зрения М.Д. Маханевой (Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное воспитание.1999.№ 11), М.В. Киселевой (Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб: Речь, 2007), является театрализованная деятельность. Разностороннее влияние театрализованных игр на речевое развитие ребенка позволяет использовать их как эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Именно поэтому в педагогический процесс с детьми младшего дошкольного возраста нами введена театрализованная деятельность. Целью исследования является выявление эффективности применения театрализованной деятельности в развитии речи младшего дошкольника. Данная цель реализовывалась нами на основе поэтапного экспериментального плана: 1.Первичное диагностическое изучение речи у младших дошкольников в возрасте 3 лет. 2.Разработка и апробация программы развития речи на основе театрализованной деятельности. 3.Контрольное диагностическое изучение речи у младших дошкольников 3-4 лет. 4. Формулировка выводов исследования. Диагностика речевого развития детей проводилась с использованием методики «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной (Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004, с. 115). Также методы исследования включали независимую экспертную оценку (к исследованию привлечен учитель-логопед, воспитатель другой группы), количественную и качественную интерпретацию результатов. Первичное диагностическое изучение выявило недостаточное развитие лексической, фонетической и грамматической сторон речи у 34 % дошкольников. На основе полученных результатов нами разработана и апробирована программа развития речи с использованием театрализованной деятельности«Театр в детском саду», рассчитанная на 1 год работы. С точки зрения И. Г. Вечканова, «театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.)» (Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 110-112). Данные положения ученого положены в основу программы, направленной на развитие грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. Программа «Театр в детском саду» реализовалась в интегративной взаимосвязи театрализованной деятельности с технологиями личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, игровой деятельности, сотрудничества с семьей, здоровьесберегающими методами и приемами. Содержание театрализованных занятий включало в себя: упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социальноэмоциональному развитию детей; артикуляционную гимнастику; задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; ритмические минутки; игровой тренинг для развития моторики рук с целью свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовку (репетиции) и разыгрывание сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.. Структура театрализованного занятия предполагала: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованную деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имел возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. В ходе занятий дети разыгрывали фольклорные сюжеты (потешки, прибаутки, песенки), становились участниками игр-драматизаций («У медведя во бору», «Весна пришла»), постановочных спектаклей («Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие). Решению задач развития коммуникативного общения, связной речи способствовало использование различных видов театра: кукольный театр, бибабо, пальчиковый театр и других видов. Контрольное диагностическое изучение речи, проведенное после реализации программы «Театр в детском саду» (Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004, с. 115), позволило выявить динамику в развитии речи у 89 % детей, участвующих в театрализованной деятельности. Расширился словарный запас участников программы, снизилось число дефектов произношения, применение грамматических форм стало соответствовать нормам возрастного развития. В ходе реализации программы нам удалось добиться улучшения коммуникативного общения детей, снижения числа конфликтных ситуаций в группе, что отмечено независимой экспертной оценкой. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Театрализованная деятельность позволяет эффективно решать задачи развития речи младшего дошкольника, способствует социально-эмоциональному развитию ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Трешина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности»

Развитие речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности

Трешина Елена Николаевна

МАДОУ детский сад № 41 "Березка" г.Балаково

Ключевые слова:

речь, младший дошкольник, арт-терапия, театрализованная деятельность.

Аннотация: Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребенка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включая речь. В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Внимание автора статьи направлено на решение проблемы развития речи младшего дошкольника средствами театрализованной деятельности. Педагогическая целесообразность данного подхода заключается в том, что в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи детей. Эффективность использования театрализованной деятельности в развитии речи подтверждена результатами диагностических срезов.

Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех его психических процессов, включая речь.

В последние десятилетия наметилась негативная тенденция, связанная со снижением речевого общения в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Тревожным является тот факт, что поступающие в детский сад дети имеют ограниченный словарный запас, трудности звукопроизношения, грамматики. Все это делает проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста актуальной.

На современном этапе все больше специалистов, работающих с дошкольниками, включают в образовательно-воспитательную практику арт-терапию, представляющую собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Ее разновидностью, с точки зрения М.Д. Маханевой (Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное воспитание.1999.№ 11), М.В. Киселевой (Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб: Речь, 2007), является театрализованная деятельность. Разностороннее влияние театрализованных игр на речевое развитие ребенка позволяет использовать их как эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Именно поэтому в педагогический процесс с детьми младшего дошкольного возраста нами введена театрализованная деятельность.

Целью исследования является выявление эффективности применения театрализованной деятельности в развитии речи младшего дошкольника. Данная цель реализовывалась нами на основе поэтапного экспериментального плана:

1.Первичное диагностическое изучение речи у младших дошкольников в возрасте 3 лет.

2.Разработка и апробация программы развития речи на основе театрализованной деятельности.

3.Контрольное диагностическое изучение речи у младших дошкольников 3-4 лет.

4. Формулировка выводов исследования.

Диагностика речевого развития детей проводилась с использованием методики «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной (Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004, с. 115). Также методы исследования включали независимую экспертную оценку (к исследованию привлечен учитель-логопед, воспитатель другой группы), количественную и качественную интерпретацию результатов. Первичное диагностическое изучение выявило недостаточное развитие лексической, фонетической и грамматической сторон речи у 34 % дошкольников.

На основе полученных результатов нами разработана и апробирована программа развития речи с использованием театрализованной деятельности«Театр в детском саду», рассчитанная на 1 год работы.

С точки зрения И. Г. Вечканова, «театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.)» (Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - С. 110-112). Данные положения ученого положены в основу программы, направленной на развитие грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. Программа «Театр в детском саду» реализовалась в интегративной взаимосвязи театрализованной деятельности с технологиями личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, игровой деятельности, сотрудничества с семьей, здоровьесберегающими методами и приемами. Содержание театрализованных занятий включало в себя: упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей; артикуляционную гимнастику; задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения, образные упражнения; ритмические минутки; игровой тренинг для развития моторики рук с целью свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовку (репетиции) и разыгрывание сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации -жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.. Структура театрализованного занятия предполагала: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованную деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имел возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. В ходе занятий дети разыгрывали фольклорные сюжеты (потешки, прибаутки, песенки), становились участниками игр-драматизаций («У медведя во бору», «Весна пришла»), постановочных спектаклей («Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и другие). Решению задач развития коммуникативного общения, связной речи способствовало использование различных видов театра: кукольный театр, бибабо, пальчиковый театр и других видов.

Контрольное диагностическое изучение речи, проведенное после реализации программы «Театр в детском саду» (Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004, с. 115), позволило выявить динамику в развитии речи у 89 % детей, участвующих в театрализованной деятельности. Расширился словарный запас участников программы, снизилось число дефектов произношения, применение грамматических форм стало соответствовать нормам возрастного развития. В ходе реализации программы нам удалось добиться улучшения коммуникативного общения детей, снижения числа конфликтных ситуаций в группе, что отмечено независимой экспертной оценкой.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Театрализованная деятельность позволяет эффективно решать задачи развития речи младшего дошкольника, способствует социально-эмоциональному развитию ребенка.

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя дет.сада - М.: КНОРУС, 2003г. - 127 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по Сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2013г. - 320 с.

3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - СПб.: ООО «Речь», 2002 г.- 192 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб: Речь, 2007. - 336 с.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду// Дошкольное воспитание. 1999.№ 11. - С. 61-84.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2009г. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.